проект в подготовительной группе "Мой Север"
проект (подготовительная группа) на тему
Паспорт проекта
Тип проекта: исследовательски-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: средней продолжительности
Сроки проведения: февраль – май 2016г.
Участники проекта: дети (6-7 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель, социальные партнеры: Музей освоения Севера г.Губкинский, МБУ «Библиотечная Система Пурпе».
Методы: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, просмотр презентаций и фильмов, игра.
Программа: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»
Образовательная область: Познание
Интеграция: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.
Актуальность
На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного поселка Пурпе и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:
- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории п.Пурпе, ЯНАО;
- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории п.Пурпе, о быте, традициях и культуре коренных народов Севера;
- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения п.Пурпе из-за высокой занятости;
- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;
- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа на 2012-2015 годы»
Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Мой Север».
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному поселку, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.
Реализация проекта осуществляется по основным темам:
- Наш поселок Пурпе.
- Природа северного края.
- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
- Сохраним наш край родной.
Основными формами работы являются:
- родительские гостиные «Кочевая семья»;
- выставки папок и газет «Мой Север»
- создание детских книг «Животные Севера»;
- посещение «Музея освоения Севера» г.Губкинский
- посещение библиотеки п.Пурпе
- просмотр детских презентаций «Север»
- создание фонотеки фольклора народов Севера;
- праздники «День оленевода», «Вороний день».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_sever.docx | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе Пуровского района
Проект «Мой Север»
в подготовительной группе
ФОТО!!!!
Воспитатель:
А.А.Кондрашова
п. Пурпе, 2015
Сердце, согретое Ямалом
Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник вдохновения и силы.
Владимир Ганчёрко.
Паспорт проекта
Тип проекта: исследовательски-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: средней продолжительности
Сроки проведения: февраль – май 2016г.
Участники проекта: дети (6-7 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель, социальные партнеры: Музей освоения Севера г.Губкинский, МБУ «Библиотечная Система Пурпе».
Методы: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, просмотр презентаций и фильмов, игра.
Программа: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»
Образовательная область: Познание
Интеграция: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.
Актуальность
На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного поселка Пурпе и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:
- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории п.Пурпе, ЯНАО;
- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории п.Пурпе, о быте, традициях и культуре коренных народов Севера;
- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения п.Пурпе из-за высокой занятости;
- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;
- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа на 2012-2015 годы»
Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Мой Север».
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному поселку, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.
Реализация проекта осуществляется по основным темам:
- Наш поселок Пурпе.
- Природа северного края.
- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
- Сохраним наш край родной.
Основными формами работы являются:
- родительские гостиные «Кочевая семья»;
- выставки папок и газет «Мой Север»
- создание детских книг «Животные Севера»;
- посещение «Музея освоения Севера» г.Губкинский
- посещение библиотеки п.Пурпе
- просмотр детских презентаций «Север»
- создание фонотеки фольклора народов Севера;
- праздники «День оленевода», «Вороний день».
Материально-техническое обеспечение проекта:
№ п/п | Наличие специального помещения | Дидактический материал |
1 | Музей освоения Севера г.Губкинский | Экспонаты музея – предметы быта и культуры малых народов Севера: - Люлька детская - Нарты деревянные (летний вариант и зимний) - Пояс мужской кожанный с орнаментом из мамонтовой кости - Тем мужской повязки на кисы - Пояс женский плетенный из ниток - Пояс женский плетенный из бисера - Кукла в национальном платье - Нухуко (детские куколки из утиных и гусиных носиков) - Платье национальное народов ханты, ненцы - Экспозиция чума - Рыба муксун - Сукно для пошива национальной одежды - Малица детская - Ягушка (нойпаны)-женская - Кисы женские - Бурачки детские - Кошелёк плетенный из бисера - Сумочки(туча)-женские - Аркан-тынзян мужской - Олени из носиков гуся(игрушки) - Варав (из березовой стружки) - Национальная салфетка, тряпка - Тэнаку-национальные нитки из сухожилий оленя - Бубен шаманский - Накосники детские-ложные косы |
2 | МБУ «Библиотечная система Пурпе» | - книги о Севере - книги о п.Пурпе - книги о кореных жителях ЯНАО и Пуровского района - изготовление национальной куклы из лоскутков ткани, ниток и ваты. |
3 | Музыкальный зал | - Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера - Аудиозаписи песен о п.Пурпе, ЯНАО |
4 | Физкультурный зал | - Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.) - Пособия для развития физических качеств детей. |
5 | Группа ДОУ | - Библиотека «Сказки народов Севера» - Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый - Картотека «Подвижные игры народов Севера» - Картотека «Народная примета мы будем помнить это» - Картотека «Загадки, пословицы народов Севера» - Картотека предметных картинок - Фонотека: фольклор народов Севера; - Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством народов Севера - Сюжетно-ролевые, театрализованные игры: «Хозяйка чума», «Кукушка», « Айога», «День оленевода» - Альбомы « Животные северного края», |
Описание комплекса работ в рамках реализации проекта
1 этап – диагностический
- Диагностический срез знаний детей об истории п.Пурпе, быте, культуре и традициях коренных народов Севера
- Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о своем поселке?»
- Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.
2 этап - проектно-организационный
- Разработка проекта по теме «Мой Север»
- Подбор методической литературы
- Подборка дидактических пособий для реализации проекта
- Разработка совместных планов с соцпартнерами.
3 этап - практический
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Февраль | - история п.Пурпе (экскурсия) - Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники тайги и тундры. - История народов Севера, знакомить с коренными жителями Ямала с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство. - рисование «Животные Севера» - Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки). - экскурсия в библиотеку п.Пурпе - Фотовыставка «Мой северный край» -Создание альбома «животные Северного края» - Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера | Дети, родители (законные представители), воспитатель |
Социальные партнеры | ||
Март | - экскурсия в «Музей освоения Севера» г.Губкинский - Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды. - Открытое занятие «Царство льда и холода» - Традиционная одежда народов Севера, жилище. - Сюжетно –ролевая игра «Кочевая семья» | Дети, родители (законные представители), воспитатель, социальные партнеры |
Апрель | - Беседа с детьми «День оленевода» - посещение праздника «День Оленевода» г.Тарко-Сале - Праздник народов ханты «Вороний день» | Дети, родители (законные представители), воспитатель, музыкальный руководитель |
Май | - Создание альбомов «Растительный и животный мир Севера». - игровое упражнение «Голоса и движения» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Работа с детьми
- Знакомство детей с малочисленными народами севера
- Театрализованная постановка по мотивам ненецких сказок
- Аппликация женской национальной одежды ненцов «Ягушка»
- Беседа с детьми о национальном жилище ненцев «Чум»
- Посещение «Музея освоения Севера» в рамках проекта
- Посещение «Библиотечной системы Пурпе»
- Изготовление из природного материала подделки «Животные севера»
- Интегрированное занятие «Мой северный край»
- Чтение художественной литературы
- Беседа с детьми после прочтения художественной литературы
- ИЗО «орнаменты народов ненцы»
- Подвижная игра народов ненецы «хэйро»
- Коллективная работа «Север мой дом родной!»
- Развлечение « Вороний день»
- СРИ «Ненецкая семья» обыгрывание с детьми.
- Постановка сказки «Кукушка»
4 этап - итоговый (обобщающий)
- Анализ результатов реализации проекта
- Распространение полученного опыта
- Презентация альбома семейного творчества «Кто на Севере живет?».
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
- на 30% увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);
- у 35 % воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;
- у 95 % детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);
- 85 % родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.
Список литературы:
1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.
2. А.А.Вашуркина,. «Коррекционно-развивающая программа «Ханико»1класс
3. Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» - «Малыш-учится» Издательство «Просвещение», Санкт - Петербургское отделение, 2000г.
4. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г.
5. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»
6. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
7. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
8. Общественный литературно-публицистический журнал
9. Общественный литературно-публицистический журнал «Надым» №10/2005 г.
10. Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под ред. М: просвещение, 1988г.
11. Полярные животные, Научно-популярное издание, для дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия»,2014г.
12. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
13. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.
14. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
15. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе "Север и пустыня"
Данная интегрированная образовательная деятельность способствует расширению и уточнению представлений детей о пустыне и крайнем севере. Построенна с учетом ФГТ....
Проект "Моя Ухта - жемчужина Севера!"
Целью данного проекта было разработать систему работы ро ознакомлению детей с родным городом....
Проект региональной программы "Сияние Севера"
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,...
Педагогический проект. Тема "Животные Крайнего Севера" (подготовительная группа)
Цель: обобщить у детей представления о животных Крайнего Севера на основе интеграции образовательных областей....
План-конспект проведения познавательного занятия в подготовительной группе "Север-юг".
В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....
Проект "Путешествие на Крайний Север" в подготовительной группе.
Исследовательский проект. Предложен воспитателем....
Проект в подготовительной логопедической группе на тему "Животные и птицы Севера".
Проект в подготовительной группе "Животные и птицы Севера"....