проект в подготовительной группе "Мой Север"
проект (подготовительная группа) на тему

Кондрашова Александра Анатольевна

Паспорт проекта

Тип проекта: исследовательски-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: средней продолжительности

Сроки проведения: февраль – май 2016г.

Участники проекта: дети (6-7 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель,  социальные партнеры: Музей освоения Севера г.Губкинский, МБУ «Библиотечная Система Пурпе».

Методы: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, просмотр презентаций и фильмов, игра.

Программа: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»

Образовательная область: Познание

Интеграция: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.

Актуальность

На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного поселка Пурпе и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:

- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории п.Пурпе, ЯНАО;

- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории п.Пурпе, о быте, традициях и культуре коренных народов Севера;

- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения п.Пурпе из-за высокой занятости;

- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;

- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа на 2012-2015 годы»

Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Мой Север».

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

   4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному поселку, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

- Наш поселок Пурпе.

- Природа северного края.

- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

- Сохраним наш край родной.

Основными формами работы являются:

- родительские гостиные «Кочевая семья»;

- выставки папок и газет «Мой Север»

- создание детских книг «Животные Севера»;

- посещение «Музея освоения Севера» г.Губкинский

- посещение библиотеки п.Пурпе

- просмотр детских презентаций «Север»

- создание фонотеки фольклора народов Севера;

- праздники «День оленевода», «Вороний день».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_sever.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе Пуровского района

Проект «Мой Север»

в подготовительной группе

ФОТО!!!!

Воспитатель:

А.А.Кондрашова

п. Пурпе, 2015

Сердце, согретое Ямалом

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник вдохновения и силы.

Владимир Ганчёрко.

Паспорт проекта

Тип проекта: исследовательски-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: средней продолжительности

Сроки проведения: февраль – май 2016г.

Участники проекта: дети (6-7 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель,  социальные партнеры: Музей освоения Севера г.Губкинский, МБУ «Библиотечная Система Пурпе».

Методы: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, просмотр презентаций и фильмов, игра. 

Программа: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» 

Образовательная область: Познание 

Интеграция: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.

Актуальность

На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного поселка Пурпе и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:

- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории п.Пурпе, ЯНАО;

- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории п.Пурпе, о быте, традициях и культуре коренных народов Севера;

- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения п.Пурпе из-за высокой занятости;

- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;

- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа на 2012-2015 годы»

Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Мой Север».

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

   4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному поселку, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

- Наш поселок Пурпе.

- Природа северного края.

- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

- Сохраним наш край родной.

Основными формами работы являются:

- родительские гостиные «Кочевая семья»;

- выставки папок и газет «Мой Север»

- создание детских книг «Животные Севера»;

- посещение «Музея освоения Севера» г.Губкинский

- посещение библиотеки п.Пурпе

- просмотр детских презентаций «Север»

- создание фонотеки фольклора народов Севера;

- праздники «День оленевода», «Вороний день».

 Материально-техническое обеспечение проекта:

п/п

Наличие специального помещения

Дидактический материал

1

Музей освоения Севера г.Губкинский

Экспонаты музея – предметы быта и культуры малых народов Севера:

- Люлька детская

- Нарты деревянные (летний вариант и зимний)

- Пояс мужской кожанный с орнаментом из мамонтовой кости

- Тем мужской повязки на кисы

- Пояс женский плетенный из ниток

- Пояс женский плетенный из бисера

- Кукла в национальном платье

- Нухуко (детские куколки из утиных и гусиных носиков)

- Платье национальное народов ханты, ненцы

- Экспозиция чума

- Рыба муксун

- Сукно для пошива национальной одежды

- Малица детская

- Ягушка (нойпаны)-женская

- Кисы женские

- Бурачки детские

- Кошелёк плетенный из бисера

- Сумочки(туча)-женские

- Аркан-тынзян мужской

- Олени из носиков гуся(игрушки)

- Варав (из березовой стружки)

- Национальная салфетка, тряпка

- Тэнаку-национальные нитки из сухожилий оленя

- Бубен шаманский

- Накосники детские-ложные косы

2

МБУ «Библиотечная система Пурпе»

- книги о Севере

- книги о п.Пурпе

- книги о кореных жителях ЯНАО и Пуровского района

- изготовление национальной куклы из лоскутков ткани, ниток и ваты.

3

Музыкальный зал

- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера

- Аудиозаписи песен о п.Пурпе, ЯНАО

4

Физкультурный зал

- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

5

Группа ДОУ

- Библиотека «Сказки народов Севера»

- Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый

- Картотека «Подвижные игры народов Севера»

- Картотека «Народная примета мы будем помнить это»

- Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»

- Картотека предметных картинок

- Фонотека: фольклор народов Севера;

- Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством народов Севера

- Сюжетно-ролевые, театрализованные игры:

«Хозяйка чума», «Кукушка»,

« Айога», «День оленевода»

- Альбомы « Животные северного края»,

 

 

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

1 этап – диагностический

  1. Диагностический срез знаний детей об истории п.Пурпе, быте, культуре и традициях коренных народов Севера 
  2. Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о своем поселке?»
  3. Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

2 этап - проектно-организационный

  1. Разработка проекта по теме «Мой Север»
  2. Подбор методической литературы
  3. Подборка дидактических пособий для реализации проекта
  4. Разработка совместных планов с соцпартнерами.

3 этап - практический

  

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Февраль

- история п.Пурпе (экскурсия)

- Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники тайги и тундры.

- История народов Севера, знакомить с коренными жителями Ямала с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство.

- рисование «Животные Севера»

- Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки).

- экскурсия в библиотеку п.Пурпе

- Фотовыставка «Мой северный край»

-Создание альбома «животные Северного края»

- Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера

Дети, родители (законные представители), воспитатель

Социальные партнеры

Март

- экскурсия в «Музей освоения Севера» г.Губкинский

- Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды.

- Открытое занятие «Царство льда и холода»

- Традиционная одежда народов Севера, жилище.

- Сюжетно –ролевая игра «Кочевая семья»

Дети, родители (законные представители), воспитатель, социальные партнеры

Апрель

- Беседа с детьми «День оленевода»

- посещение праздника «День Оленевода» г.Тарко-Сале

- Праздник народов ханты «Вороний день»

Дети, родители (законные представители), воспитатель, музыкальный руководитель

Май

- Создание альбомов «Растительный и животный мир Севера».

- игровое упражнение «Голоса и движения»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

 

Работа с детьми

- Знакомство детей с малочисленными народами севера

- Театрализованная постановка по мотивам ненецких сказок

- Аппликация женской национальной одежды ненцов «Ягушка»

- Беседа с детьми о национальном жилище ненцев «Чум»

- Посещение «Музея освоения Севера» в рамках проекта

- Посещение «Библиотечной системы Пурпе»

- Изготовление из природного материала подделки «Животные севера»

- Интегрированное занятие «Мой северный край»

- Чтение художественной литературы

- Беседа с детьми после прочтения художественной литературы

- ИЗО «орнаменты народов ненцы»

- Подвижная игра народов ненецы «хэйро»

- Коллективная работа «Север мой дом родной!»

- Развлечение « Вороний день»

- СРИ «Ненецкая семья» обыгрывание с детьми.

- Постановка сказки «Кукушка»

 

4 этап - итоговый (обобщающий) 

  1. Анализ результатов реализации проекта
  2. Распространение полученного опыта
  3. Презентация альбома семейного творчества «Кто на Севере живет?».

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

- на 30% увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);

- у 35 % воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;

- у 95 % детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);

- 85 % родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.

 

Список литературы:

1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.

2. А.А.Вашуркина,. «Коррекционно-развивающая программа «Ханико»1класс

3. Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» - «Малыш-учится» Издательство «Просвещение», Санкт - Петербургское отделение, 2000г.

4. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г.

5. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»

6. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

7. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

8. Общественный литературно-публицистический журнал

9. Общественный литературно-публицистический журнал «Надым» №10/2005 г.

10. Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под ред. М: просвещение, 1988г.

11. Полярные животные, Научно-популярное издание, для дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия»,2014г.

12. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

13. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.

14. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.

15. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе "Север и пустыня"

Данная интегрированная образовательная деятельность способствует расширению и уточнению представлений детей о пустыне и крайнем севере. Построенна с учетом ФГТ....

Проект "Моя Ухта - жемчужина Севера!"

Целью данного проекта было разработать систему работы ро ознакомлению детей с родным городом....

Проект региональной программы "Сияние Севера"

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,...

Педагогический проект. Тема "Животные Крайнего Севера" (подготовительная группа)

Цель: обобщить у детей представления о животных Крайнего Севера на основе интеграции образовательных областей....

План-конспект проведения познавательного занятия в подготовительной группе "Север-юг".

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

Проект "Путешествие на Крайний Север" в подготовительной группе.

Исследовательский проект. Предложен воспитателем....

Проект в подготовительной логопедической группе на тему "Животные и птицы Севера".

Проект в подготовительной группе "Животные и птицы Севера"....