Конспект НОД "Л.Н.Толстой - наш земляк"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Знакомство с жизнью и творчеством нашего земляка - Л.Н.Толстого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_l.n.tolstoy-_nash_zemlyak.docx | 417.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
(подготовительная группа)
«Л.Н. Толстой – наш земляк»
Подготовила: воспитатель МКДОУ Шварцевский д/с
Нечипорович Валентина Евгеньевна
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.
Задачи
Образовательные:
Продолжать знакомство детей с родным краем, с жизнью и творчеством всемирно известного земляка: Л.Н. Толстого.
Развивающие:
Развивать у детей внимание, стимулировать проявление любознательности, развивать мышление.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к наследию родного края, своего народа.
Словарная работа: активизировать в речи слова и словосочетания: “земляк”, “необъятный”, “усадьба”, “музей-усадьба”, “всемирно известный”, “в семейном кругу”.
Материал к занятию:
репродукции и фотографии из серии “Ясная Поляна”; портрет и произведения писателя (для книжной выставки; по тексту конспекта); шапочка-маска медведя для инсценировки, мультимедийная установка, красные и жёлтые цветы.
Предварительная работа:
чтение детям произведений Л.Н. Толстого “Умная галка”, “Косточка”, “Лев и собачка”, “Два товарища” и др.; рассматривание открыток о его жизни, о “Ясной Поляне”, разучивание рус. нар. игры “Редька”, пословиц и поговорок о дружбе и Родине.
Ход
Воспитатель: Дети, как называется страна, в которой мы живём? Назовите главный город нашей страны. А где живём мы? (ответы детей). Показ слайдов о достопримечательностях Тулы.
Воспитатель: Правильно. А сейчас послушайте стихотворение:
«Тула – город герой!»
Тула – мой город родной.
Хоть не велик, как Москва,
Но у него своя краса.
Пряник тульский вкусен,
Да хорош самовар!
Для тех, кто ещё не в курсе,
Ружья знамениты там.
От Тулы до Ясной Поляны,
Всего лишь подать рукой!
Родился и жил в Ясной Поляне
Знаменитый наш Лев Толстой.
Воспитатель: Подумайте и назовите, каких писателей вы знаете? (ответы детей). Показывает портрет Л.Н.Толстого. А как вы думаете, кто изображен на этом портрете? Правильно, это – портрет Льва Николаевича Толстого. Кто он? (ответы детей). Как вы думаете, для кого он писал свои произведения? (ответы детей). Вспомните, пожалуйста, какие рассказы Толстого мы с вами читали? (ответы детей). А как вы думаете, где родился Лев Николаевич?.. Правильно, в Ясной Поляне, в Тульской области. А мы с вами в какой области живем? (ответы детей) Можно сказать, что Лев Николаевич наш с вами земляк? (ответы детей). Правильно, Лев Толстой – наш земляк и сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве великого русского писателя Л.Н. Толстого.
(рассматривание репродукций на тему “Ясная Поляна”)
Воспитатель: Недалеко от Тулы, в усадьбе “Ясная Поляна” родился и долгие годы жил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Здесь прошли его детство и юность, здесь им было написано много замечательных произведений, ставших всемирно известными. Именно с этого маленького уголка России и началась любовь Льва Толстого к своей Родине, такой большой и необъятной. “Без Ясной Поляны,- писал Толстой – я трудно могу представить Россию и свое отношение к ней”. В ее окрестностях есть красивые леса и луга, речки и пруды, где, гуляя, писатель придумывал продолжения своих произведений, размышляя над судьбами героев. Красоту природы Ясной Поляны Лев Толстой часто описывал в своих произведениях. В наши дни Ясная Поляна – один из крупнейших музеев страны, а директор музея-усадьбы - внук Льва Николаевича (Владимир Толстой), который
является хранителем наследия своего деда.
Литературная игра “Узнай ,из какой книги отрывок”
Воспитатель: Много произведений вы вспомнили. А чему учит Лев Николаевич в них? (ответы детей). Правильно, книги Толстого учат нас быть честными, отзывчивыми на чужую боль и беду, не бросать друга в беде, стараться из любой трудной ситуации найти выход.
Эти книги Лев Толстой написал не только для своих детей, но и для учеников школы, которую он открыл в своей усадьбе для простых крестьянских детей. Это была первая в России бесплатная школа и первым учителем в ней был сам писатель. Для обучения в ней Лев Николаевич придумал и азбуку, по которой его ученики обучались грамоте и письму. Как вы думаете, почему Толстой стал учить простых крестьянских детей, да еще и бесплатно? (ответы детей). Потому что он был добрым и умным человеком и очень любил детей. Ребята тоже любили Льва Николаевича и с удовольствием изучали трудные науки. В школе дети не только изучали грамоту, но и учились дружить, уважать друг друга. А еще они любили играть на переменах в простые игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну из народных игр. А называется она ...“Редька”...
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, вот на эти книги (“Севастопольские рассказы”, “Кавказский пленник”, “Казаки”), как вы, думаете о чем они? (ответы детей) Эти книги о войне, о боевых действиях и защитниках своей Родины. А вы знаете, что в юности Лев Николаевич был военным и служил на Кавказе? Там он участвовал в различных боевых действиях. Свои впечатления, а также подвиги героев (своих товарищей) он отразил в этих книгах. Как вы думаете, чему учат нас они? (ответы детей). Правильно, они учат нас не бросать друга в беде, любить свою Родину, стойко и храбро защищать ее.
Давайте, вспомним, какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине и дружбе?
- Нет ничего краше – чем Родина наша;
- Родина – мать, умей за нее постоять;
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;
- Нет друга – ищи, а нашел – береги;
- Берись дружно – не будет трудно;
- В бою кто смел, то и поспел;
- Все за одного - один за всех;
- Сам погибай, а товарища выручай.
Воспитатель: В семье Толстого любили театр и часто в семейном кругу сами
устраивали различные спектакли.
Давайте и мы с вами разыграем рассказ “Два товарища”.
(проводится инсценировка рассказа)
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Ясная Поляна
Ясная Поляна, ясный тёплый день.
На аллеях парка отдыхает тень.
Отдыхают клёны, липы в тишине,
Свод аллей зелёный дал покой и мне.
Здесь, прожив полвека, в тишине родной
Тайны человека познавал Толстой.
Он в сомненьях душу бедную сгубил,
Лёгкие нарушил, чем себя убил.
И сюда к могиле старца – мудреца
Едут молодые пары от венца.
Церковь не простила Старца до сих пор –
Без креста могила, из цветов убор.
(чтение стихотворения сопровождается просмотром слайдов о Ясной Поляне).
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Много нового и интересного узнали мы на нем о жизни и творчестве великого русского писателя, нашего земляка – Льва Николаевича Толстого, которого помнят и не забывают до сих пор
Рефлексия:
Занятие понравилось, было интересным, узнали много нового – дети поднимают красный цветок.
Занятие понравилось, но не очень – дети поднимают жёлтый цветок
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Земляки-герои"
Музейная педагогика. Занятие в краеведческом музее....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ЗЕМЛЯКИ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Сегодня мы поговорим с вами о войне. Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна...
Конспект образовательной деятельности по краеведению.Тема «Мы – земляки».
Конспект ОД проводится в рамках реализации программы по Детскому туризму, опираясь на формирование нравственных качеств личности дошкольников....
Конспект занятия из цикла "Наши земляки". Тема: "Я буряточка Саяна".
Конспект занятия для детей среднего возраста. ....
План - конспект организованной образовательной деятельности. Тема: "Земляки, прославившие наш край"
План-конспект занятия с детьми подготовительной к школе группе по знакомству с земляками родного края....
Конспект просмотра открытого занятия «Знаменитые земляки» «ОО «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)
Знакомство со знаменитыми земляками - одна из форм работы с дошкольниками при осуществлении задач воспитания интереса и любви к родному краю. Занятие разработано в соответствии с...
Конспект занятия: герои отечества-наши земляки
Тема: Составление рассказов о Героях Отечества. Цели: Коррекционно-образовательная: - учить детей составлять рассказы о героях, используя их портреты и фотографии. Коррекционно-развивающие: - развиват...