Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию кружка «Наш край»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_praktiki.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Филимоновский детский сад»
Воспитатель Стрельченко Ирина Викторовна
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
через организацию кружка «Наш край»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:
-создание условий для становления основ патриотического сознания детей;
- создание условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития;
-развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, поэтому хочу представить вам свою педагогическую практику по патриотическому воспитанию, считаю, что она соответствует требованиям ФГОС ДО и является частью регионального компонента. Эта практика ориентирована на детей старшей и подготовительной групп, реализовалась мною в течении двух лет.
Начиная работу по этой теме, я в ходе бесед, наблюдений выявила недостаточный уровень знаний детей о родном крае, селе. Живя в небольшом поселке, дети не знают историю своего села, не имеют представления, что такое сельское хозяйство, животноводство и т.п. В этом я увидела не только важность патриотического воспитания, но и необходимость практических действий со стороны воспитателя. Данная практика реализуется мною поэтапно.
- На первом этапе разработала программу «Наш край». При составлении программы познакомилась с опытом работы Н.Г. Комратовой, Л.В. Грибановой К. Д., В.И. Петровой, Т.Д. Стульник, Т. Н. Абросимова, А.А. Остапец, М.Е. Трубачева и др. В группе создана предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию (создан центр патриотического воспитания, в котором размещены книги, флаг, герб РФ, фотографии), где дети могут рассматривать иллюстрации, размещать коллекции.
Цель программы – формирование патриотических качеств у детей и воспитание интереса к окружающему миру.
Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:
- Знакомить детей с особенностями малой Родины, социальным миром;
- Знакомить с природой родного края, культурным наследием;
- Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний; привлечение семей.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Разработанная мной программа предусматривает в работе с детьми постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста и основано на личностно-ориентированном подходе.
Тематические блоки:
1 блок: «Красноярье – наш край родной»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей с родным краем, который представлен малой родиной, семьей.
2 блок: «Природа, животные и птицы родного края»
Содержание данного блока направлено на формирование знаний у детей об особенностях растительного и животного мира нашего района, края.
3 блок: «Быт и традиции»
Содержание данного блока предусматривает формирование у детей представлений о жизни людей в прошлом и настоящем, о бытовых условиях разных народностей, населяющих наш Красноярский край.
4 блок: «Культура и искусство родного края»
Блок предусматривает работу по ознакомлению детей с биографией и творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, которые прославили наш край.
Программа кружка «Наш край» рассчитана на контингент воспитанников 6-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
- На втором этапе начала реализовывать данную практику через следующие направления:
1.Обогащение представлений, знаний детей о родном крае, селе.
Одним из главных факторов формирования патриотического сознания ребенка является ознакомление его с историей своего края. Ребенок должен знать, что любовь к Родине, Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Формы работы: беседы, наблюдения, экскурсии, презентации, образовательная деятельность, совместная деятельность с детьми.
2.Практическая совместная деятельность с детьми.
Большое значение для патриотического воспитания дошкольников имеет разнообразная деятельность, так как ребенок должен быть не только патриотом своей родины, но и активно действовать на её благо.
Формы работы: события: развлечение «С чего начинается Родина», викторина «Россия – родина моя»; интеллектуальная игра «Мое село»; конкурс рисунков «Наша Армия», «Салют Победы» и др.; создание альбомов, рукотворных книг, коллекций, выставок; фотовыставок и мини-библиотек, изготовление цветов и возложения к памятнику.
3.Совместная деятельность с семьей.
В процессе взаимодействия с семьёй необходимо повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников. Детский сад должен помочь родителям осознать, что именно в семье нужно сохранять память о старшем поколении, передавать семейные традиции, ценности, созданные предками. В настоящее время работа по данному направлению важна и требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают непонимание.
Формы работы: реализация совместных проектов «Природа Красноярского края. Роев ручей», «Красная книга Красноярского края», «Спасибо деду за Победу!»; создание «Аллеи выпускников»; участие родителей в итоговых событиях, праздниках; создание фотовыставок, альбомов и др.
4.Сетевое взаимодействие.
Социальное партнерство в патриотическом воспитании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений, при этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
РДК (1.дети являются участниками событий. 2.зрители, получающие социальный опыт); библиотека РДК: «Клубный час», «Тематические вечера». Филимоновская СОШ (библиотека, музей, выставочный зал). Школа искусств (посещение концертов, тематических мероприятий). Социальный приют.
Заключение
- Данная практика становящаяся. С каждым годом формы работы я пересматриваю, т.к. считаю, что они зависят от интересов детей и их возрастных особенностей.
- Результат реализации программы наблюдаю через интерес детский и взрослый к данной тематике, через активное включение в деятельность не только воспитанников группы, но и их семей, отмечаю проигрывание прожитых событий и социального опыта в свободной игровой деятельности, в видах продуктивной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»
программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России....
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя малая родина - Нижневартовск»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со стр...
ООД нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «Наш родной Алтайский край»
Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.Задачи:- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край,...