Заонежская бесёда
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Фольклорное развлечение для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karelskaya_skazka.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкина бесёда.
Фольклорное развлечение для детей старшего возраста.
Цель: приобщение дошкольников к истокам карельской культуры.
Задачи:
1. Закрепить знание детей о карельских сказках, песнях, играх и хороводах.
3. Воспитывать любовь к карельскому фольклору.
4. Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Оформление: стол накрытый скатертью, деревянные лавки, расписной сундук, старинный самовар, расписная посуда, национальные игрушки.
Ход праздника:
Маланья: Здравствуйте гости дорогие!
Приглашаем вас на Бесёду Заонежскую
Здесь и красны девицы и добры молодцы кругом
Посидим рядком, да поговорим ладком
А что такое посиделки?
А это вовсе не безделки
Это творчество и труд
Это дружба и уют
Это песня это смех, это радость для нас всех !!!
Стук в дверь. Входит Катюша с ребятами.
«Фигурный хоровод»
Маланья : Аэроплан летел колеса стерлися
А мы не ждали вас а вы приперлися…
Катюша : Ну раз так, пойдем в Петровку, на другую беседу
Там парни повеселей будут…..
Маланья: Ой-ой !…. Что ты бажоная (милая) Пошутила я….
Проходите, рассаживайтесь.
Маланья: А в избе то нашей и тепло и светло, и для наших дорогих гостей мы и стол накрыли и печь жарко натопили…..
Пора и пирогов для гостей дорогих напечь
да пирогов новых напечем..
Маланья берет ухват и подходит к печке
Музыка - из печи выходит ДОМОВОЙ
Маланья : Ох ти, батюшки, а ты откуда взялсЕ?
Катюша: Ты кто такой будешь?
ДОМОВОЙ : Домовой я ваш – Кузьма
Шум вот в доме услыхал, да в сундук забрался.
А даром время не терял, добро ваше пересчитывал. Смотрю правильно всё у вас да ладно, всё по полочкам, всё по сундучкам разложено Хорошие вы хозяюшки
Маланья : У-у-у-у да среди наших гостей таких хороших хозяюшек пруд пруди
Катюша : А ну, есть в зале хозяюшки смелые да умелые
К нам выходите , да сноровку покажите
Вызывают 3 девочки Домовой помогает провести конкурс
КОНКУРС ХОЗЯЮШЕК
1 –я ВЕД : Девушки рукодельницы, лебедушки молодушки
покажите нам свое умения
вам на радость – зрителям на удивление
1. задание
Смотать клубок ниток на веретено ( палочку)
( 3 клубка , 3 палочки)
под музыку выполняется задание
2 :Домовой: К нашему двору парни приехали, коней на ветру оставили. Гривы-то у них порастрепалися А ну заплетите их да быстренько, тот-то парни рады будут…..
Вот задание второе : Заплести ленты - гривы. На деревнном коне
( вынести коня, к нему привязаны ленты)
под музыку выполняется задание
ДОМОВОЙ: Ой, молодцы девицы, Ой, молодцы красавицы!
Постарались вы на славу!
А за старания ваши да за участие благодарим вас сердечно .
Домовой уходит
1 ВЕД: А ты-то куда Кузенька?
ДОМОВОЙ : Дак пойду и я, нельзя мне долго на людях показываться, совсем перестанут бояться и уважать…
Маланья: А не хотите ли гости дорогие сейчас послушать карельские сказки
А не знаете таких?
Так слушайте
Ну, садитесь на скамейки.
Свой рассказ сейчас начну.
Свой рассказ сейчас начну, только руки займу…
(хозяйка рассказывает дети показывают сказку)
Жили старик со старухой. Было у них два сына.
Старшего звали Тойво-неулыба. Хороший он был, работящий, только уж очень хмурый. Никогда не засмеется, никогда не запоет, одно знает - трубку курит, пыхтит. Рыбу на озере ловит - молчит, сосну в лесу рубит - молчит, лыжи мастерит - молчит.
Вот он какой был, Тойво-неулыба!
А младшего звали Матти-весельчак. Хороший он был парень - песни поет, разговаривает - весело смеется.
Умел он и на кантеле* играть. Как начнет струны перебирать, как заиграет плясовую - никто на месте не устоит, сами собой ноги в пляс идут.
Оркестр народные инструменты
Вот он какой был, Маттивесельчак!
Поехал раз Тойво-неулыба в лес по дрова. Отвел сани в сторонку, закурил трубочку, выбрал сосну хорошую и давай рубить.
Пошел по лесу стук да треск. А возле той сосны медвежья берлога была.
Проснулся хозяин-медведь:
- Это кто стучит, мне спать не дает?
Вылез из берлоги, глядит: парень работает, сосну рубит, щепки из-под топора во все стороны летят.
Ух, рассердился медведь!
- Ты зачем в моем лесу стучишь, спать мне не даешь? Зачем куришь-дымишь? Убирайся вон!
Да как хватит Тойво лапой. У того только куртка затрещала. Выронил Тойво топор, покатился по снегу, перекувырнулся да прямо в сани и свалился. Испугалась лошадь, дернула, и понеслись сани по сугробам, по пням, по полям, да и вывезли Тойво из лесу. Вот оно как было!
Приехал Тойво-неулыба домой - ни дров, ни топора, куртка разорвана и сам еле жив. Ну да что поделаешь! А дрова-то нужны, печку топить нечем.
Вот поехал в лес Матти-весельчак. Взял топор да кантеле. Едет - играет и песню поет.
Сидя на скамейах дети поют Матти играет
Песня «Небылица»
1-й: Было дело в январе, 2-й: пятого апреля
1-й: Сухо было на дворе, 2-й: грязи по колено.
1-й: По широкой мостовой, 2-й: узенькой немножко,
1-й: Шел высокий гражданин 2-й: маленького роста.
1-й: Весь кудрявый, 2-й: без волос,
1-й: Тоненький, 2-й: как бочка
1-й: У него детишек нет, 2-й: только сын и дочка.
1-й: Пишет сыну гражданин: 2-й: «Дорогая дочка,
1-й: Жив-здоров, 2-й: лежу в больнице,
1-й: Сыт по горло, 2-й: есть хочу, хоть корову проглочу».
Хозяйка: Дело делается, а сказка дальше сказывается.
Приезжает Матти в лес и видит: стоит сосна, с одного боку надрублена, а рядом на снегу топор лежит. Эге, да здесь Тойво рубил!
Отвел сани в сторонку, поднял топор, собрался сосну рубить, да раздумал. Дайка сначала на кантеле поиграю - веселей работа пойдет!
Вот он какой был, Матти-весельчак! Сел на пенек да и заиграл. Пошел по лесу звон. Проснулся хозяин-медведь:
- Кто это звенит, мне уши щекочет?
Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, щеки румяные, глаза веселые, а сам песню поет. Запросились у медведя ноги в пляс.
Танец «Пляска с медведем»
Заплясал медведь, затопал, заревел:
- Ух, ух, ух, ух!
Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:
- Эй, парень, научи меня на кантеле играть. Вот бы медвежата мои заплясали!
- Можно, - говорит Матти-весельчак, - отчего не научить!
Сунул медведю кантеле в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам, ох как худо играет!
- Нет, - говорит Матти, - плохо ты играешь. Надо тебе лапы тоньше сделать.
Повел он медведя к толстой ели, расщепил ее топором и в щель клин вставил:
- Нука, хозяин, сунь лапы да держи, пока я не скажу. Сунул медведь лапы в щель, а Матти топором по клину как стукнет! Вылетел клин - медведю лапы-то и прищемило.
Заревел медведь, а Матти смеется:
- Терпи, терпи, пока лапы тоньше не станут. Без муки нет науки!
- Не хочу играть! - ревет медведь. - Ну тебя с кантеле твоим, отпусти ты меня домой!
- А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?
- Не буду, ревет медведь, только отпусти!
Загнал Матти клин в щель, вытащил медведь лапы и скорей в берлогу свою забрался. А Матти-весельчак нагрузил полные сани сосновых дров, взял в руки кантеле и поехал из лесу. Едет и песню поет.
Вот он какой, Матти-весельчак! Стали с тех пор люди без опаски в лес за дровами ездить.
Хозяйка: Вот и сказка закончилась да и посиделки наши закончились. Пора прощаться. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционное воспитание ребенка в заонежской семье.
Сборник материалов научно-практической конференции«Перспективы развития художественного образования в местах компактного проживания карел»ПетрозаводскИздательство Петрозаводского университета200...