«Татарская земля родная, традиций нам не счесть твоих»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Итоговое мероприятие краткосрочного проекта «Край, в котором я живу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatarskaya_zemlya_rodnaya.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
1. Углубить знания по истории республики и родного края.
а) познакомить детей с легендами и преданиями о Казани,
б) воспитать любовь к родному краю, к её природе, бережное отношение к ней,
в) рассказать о природных богатствах родного края.
2. Воспитать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа.
3. Воспитать чувство гордости за принадлежность к народу Татарстана.
Конспект мероприятия
♫ Вход. / Звучит мелодия КУРАЯ/
Слайд 2
Дети: 1.Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
2.Другого мы не знаем края
Где б так же почитали их.
3.Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
4.Мы можем только здесь согреться,
В объятьях Родины своей.
5.Здесь так спокойно и надёжно.
Здесь всё ласкает глаз и слух.
6.Жить вне Отчизны невозможно,
Ведь у неё особый дух.
7.Спокойные тона и краски
И гордый, вдохновенный стан.
8.Ты новоявленная сказка –
Наш современный Татарстан!
♫ ПЕСНЯ О ТАТАРСТАНЕ. Дуслык Жыры
- Без яшибез торле якларда,
Сойлэшэбез торле теллэрдэ.
Э туган телебез – энилэр телебез,
Яши ул безнен кунелдэ. / 2 раза/
2. Дуслар жыр сузалар хэр яктан.
Дуслар белэн жырлар кунелле.
Без жырлыйбыз бергэ,гол туган телендэ,
Яшэсен мэнге ул йорэктэ. /2 раза/
- Родной край, родная земля, родной город – эти слова очень близки каждому человеку.
МЫ С ВОЛГИ ИЗ КАЗАНИ. (Сибгат Хаким)
Ани: - Спросите нас: - Откуда вы?
- Мы с Волги, из Казани.
Поит нас Волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане!
Максим: - Спросите нас: - Откуда вы?
- Мы родом из Казани!
Где белокаменный свой кряж
Над Волгой поднял город наш,
Где пел Сайдаш, писал Такташ,
О милом Татарстане!
Ильсаф: - Татарстан - үз илебез,
Безнең газиз җиребез.
Татарстан- үз илебез,
Безнең гүзәл гөлебез.
Татарстан – үз илебез,
Безнең якты өебез. / Дети садятся/
- Да, верно. Татарстан - это республика, в которой мы с вами живём. И она является нашей Родиной.
Слайд 3
Ведущий - Нас, ребята, приглашает на экскурсию Ак Барс по нашей родной республике – Татарстан (показ по карте). Вот какая она большая.
Слайд 4 ♫ / Показ фрагмента из мультфильма/
Ведущий - А отправимся мы в путешествие с самого большого, красивого главного города нашей республики - из столицы города КАЗАНИ (показ на карте) Слайд 5
Лэйсэн: Радостью Казань моя полна
И светла и зелена.
Город кажется весной
Белой чайкой над волной!
Матвей Д.: - Чудны парки и сады
Всюду яркие цветы.
В этом городе живет
Дружный труженик - народ!
Ведущий: Казань - чудесный город! А народ славится своими ремёслами. Мастера изготовляют украшения из золота и серебра.
/Показ фото Ильсафа/ Слайд 6
Слайд 7 Оружейники изготовляли мечи, сабли.
Слайд 8 До сих пор славится гончарное дело. Умельцы лепят горшки и обжигают их в печах. Затем наносят красивые узоры.
И по традиции, сейчас мы поиграем в нашу любимую игру «Чүлмәк сату».
♫ ИГРА «Горшок»
/Дети становятся в круг. Дети подг. гр. – «горшки», а дети ст.гр. – «продавцы». Ведущий в середине ходит, «выбирает» горшок./
Слайд 9 - На территории Республики 19 городов, 22 посёлка, 829 деревень. Обратите внимание, очертание границ республики на карте напоминает бегущего коня.
Слайд10 /Часы, измерительные приборы/
- Город, в котором мы побываем с Ак Барсом – это город Чистополь – ЧИСТАЙ. В Чистополе делают самые точные часы и измерительные приборы.
Слайд 11 / Камазы, ГЭС/
- Неподалёку расположен город набережные Челны – Яр Чаллы. Город Набережные Челны известен всему миру – здесь выпускают богатыри КамАЗы. А шины для автомобилей выпускают в городе Нижнекамске – Түбән Кама.
Слайд 12 /нефтяные вышки/
- В нашем родном Татарстане – чистые реки, густые леса, широкие поля, есть большие заводы и фабрики. Но самое большое богатство нашей Республики – это нефть. Нефть добывают и перерабатывают в городах Альметьевск - ӘЛМӘТ, Лениногорск, Азнакаево – АЗНАКАЙ.
Слайд 13 / Изделия из кожи, сапоги/
- Наши далёкие предки стали первыми шить кожаную обувь. Она была удобной и не промокала. А город, в котором до сих пор шьют национальную кожаную обувь и изделия из кожи – это город Арск – Арча.
♫ ИГРА «Сапожник» «Читекче».
Балалар түгәрәк ясап басалар. Өлкәннәрдән берәү уенны оештыручы була. Ул, кулына бер башмак алып (башмак уйнаучы балаларның аяк размерыннан зуррак булырга тиеш), уртага баса. Җырлый:
Төрле һөнәр беләбез,
Матур итеп тегәбез;
Асыл төсле җепләр белән
Читек башын чигәбез.
Балалар аңа каршы, түгәрәк буйлап йөреп, җыр җырлыйлар:
Әй, читекче, читекче,
Үзең оста такмакчы.
Син җырлама такмагын,
Бир кияргә читеген.
Балалар җырлап бетергәч, алып баручы читекне ике бала арасыны куя һәм аларның иңнәренә кагыла. Ике бала ике якка түгәрәк буйлап йөгереп китәләр. Кем беренче килеп җитә, шул читекне кия. Ул читекче була. Уен яңадан башлана.
- А вот наши мальчики надели красивые ичиги, взяли гармошки и решили нас удивить.
♫ ПЕСНЯ «Бииләр итек, читекләр»
1. Гармун уйныйм, гармун уйныйм.
Һаман гармун уйныйм мин.
Остарып җиткәч барсында
Биетергә уйлыйм мин.
2. Учларыңны шапылдатып
Чәчләреңне сыпыр да.
Тыпыр-тыпыр, тыпыр-тыпыр,
Тыпыр-тыпыр, тыпыр да.
3. Эй, бии итек-читекләр.
Эй, уйныйм мин, уйныйм мин.
Минем кебек шәп гармунчы
Юктыр диеп уйлыйм мин.
Слайд 14 (Заходит дед, он заблудился в лесу)
Дед : Иркен һәм матур да
Безнең туган илебез.
Урманга - бай, суга- бай
Гөлбакчалы илебез!
Да, в наших краях леса такие красивые. Я заслушался пением птиц, – вот и заблудился. Сам не знаю, где я очутился?
(Видит детей, здоровается)
- Исәнмесез!
- Исәнмесез, бабай!
Ведущий- Уз түргә бабай, безнең белән берәр уен уйнап ал, җылынырсың. (помогает раздется деду, обращает у него на голове на түбетейку, предлагает по традиции поиграть с ней )
♫ ИГРА «Түбетейка»
/Дети становятся в круг. Передают тюбетейку друг другу и поют:
Түп, түп, түбәтәй,
Түбәтәең укалы.
Чиккән матур түбәтәең
Менә кемдә тукталды!
(У кого останавливается тюбетейка, тот выходит в круг. Ему дед дает задание сыграть в игру « пять камушек».)
Ведущий: - Бабай, син үзең кайсы яклардан соң?
Бабай: - Мин бик матур, яшел шәһәрдән булам үзем.
Ведущий: - Из какого города наш гость?
Дети: Зеленодольск. ЯШЕЛ ҮЗӘН. Наш город.
- Вот и проводил нас Ак Барс, в наш город.
- В своём путешествии мы многое узнали про нашу Родину. А теперь поговорим о нашей малой родине город Зеленодольск – ЯШЕЛ ҮЗӘН. Зеленодольск важный промышленный центр Республики. В городе работают фанерный, судостроительный заводы, производственное объединение по производству холодильного оборудования, предприятия пищевой и лёгкой промышленности.
Арсений: В соседних памятных селеньях
Татарин, русский и чуваш
Зовут друг друга с уважением
Иптәш, товарищ иль юлдаш!
Камиля: Тел кешене дус итә,
Бер берсенә беркетә.
Бел балам, син рус телен
Һәм онытма татар телен!
Слайд 16 Ведущий: - Из пакон –веков люди нашего города по традиции отмечет праздник «Сабан туй», где можно увидить промыслы народных умельцев. Предлагаю порадовать дедушку еще одной народной игрой
♫ ИГРА «Платок» « Яшерәм яулык».
/ Балалар түгәрәк ясап басалар. Кулларын артка куялар. Санамыш ярдәмендә яулык салучы билгеләнә. Аның кулында кулъяулык. Ул, түгәрәктән чыгып, шушы сүзләрне җырлап йөри:
Кулъяулыгым яшел, яшел,
Яшел чирәм астында.
Сиздермичә ташлап китәм
Бер иптәшем артына.
/ Сүзләрне әйткәндә, бер баланың уч төбенә кулъяулыкны калдырып китә. үзе түгәрәк эченә кереп баса. Кулъяулыклы бала, тиз генә артка чыгып, сүзләрне әйтә-әйтә, уенны дәвам итәргә тиеш. Әгәр ул тоткарланып торса яки кулъяулык салганны сизмәсә, аңа җәза бирелә.
Бабай: Бу уенны без борын-борын заманда уйный идек! Хәзер бит
балалар СОВРЕМЕННЫЙлар! Яңача җырлар да беләсездер әле.
Ведущий: - Безнең яңа такмакларны тыңлап кара әле!
♫ Частушки Такмаклар
Припев: Яулык, яулыклар
Яратам мин яулыклар.
Яу-яу-яу-яу-яу-яу-яу-яу яратам мин яулыклар.
1.Каршыгызда яулыклар
Менә бит басып торам.
Яулыклы такмакларымны
Барсыгызга да сузам.
Припев:
2. Күршегә кергән идем
Бәйләмичә мин яулык-
Бабай күреп калды да
Куып чыгарды - картлык.
Припев:
3. Бардым Казан базарына
Матур яулыклар сатып.
Егетләрнең кесәсендә
Хәзер акча бер дә юк!
Припев:
4. Ай-хай дими ай булмый.
Кайгы курми ир булмый.
Ничек итеп сойлэшсэндэ
Яулыксыз – эби булмый!
Припев:
5. Яулыгыма эбикэй,
Матур чэчэклэр чикте.
Сыерым да бик охшаткан
Яулыгымны чәйнәде!
Бабай: - Бу бик, шаян җыр булып чыкты әле! Булдырдыгыз! Вәт шәп артистлар үзегез. Болай булгач хәзер үзегезгә әкият сөйлим, тыңлагыз. Татар халык әкияте “Өч кыз”
Слайд 17 Драматизация татарской народной сказки “Три дочери.”
Бабай: - Борын-борын заманда яшәгән ди бер хатын.
Аның булган ди 3 кызы. Ул хатын көне-төне эшләгән. Менә кызлар
үсеп җиткәннәр. Берсе артыннан берсе китеп тә барганнар.
/Әби утыра,кызлар уйнашалар/
Бабай: Көннәрдән бер көнне әниләре авырып киткән, һәм дустын тиенне чакырган.
/Әни башын бәйләп/: Тиенкәй, дустым, хәлем авыр, кызларымны чакырып килче/. Появляется белочка.
/ Тиен чыгып чаба /
Тиен: Исәнме, Гөлназ,
Гөлназ: Исәнме, Тиен.
Тиен: Әниең авырый. Ул сине чакыра.
Гөлназ: -Вакытым юк. Кер юасым бар.
Тиен: - Алайса, бака бул!
/ Тиен китә Алия янына/
Тиен: - Исәнме, Алия.
Алия: - Исәнме, Тиен.
Тиен:- Әниең авырый. Ул сине чакыра.
Алия: - Вакытым юк. Йон эрлисем бар.
Тиен: - Алайса, үрмәкүч бул!
/ Тиен китә Зилә янына/
Тиен: - Исәнме, Зилә!
Зилә: - Исәнме тиен
Тиен: - Әниең авырый. Ул сине чакыра.
Зилә: Ай-һай, Әнием авырый!
/ Кулын тиз сөртеп, чыгып чаба әнисе янына/
Тиен: Менә – сөекле бала!
/ Зилә, әнисенең башын яулык белән бәйли, чәй бирә/
Әни: Зилә кызым, Тиен, Гөлназ, белән Алия кызларым кая соң?
/ появляются Гөлназ, Алия в образе Лягушки и паучка/
Алия, Гөлназ: Әни, гафу ит безне.
Әни: Биш бармактан кайсын гына тешләсәндә бер тигез авырта. Әни йөрәге дә балалары очен бер тигез авырта!
Слайд 18 Бабай: Шуның белән әкият тәмамлана. Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок.
♫ Исполняется песня «ЭНИЕМ»
/ Все дети встают в полукруг/
Ведущий: Мы сегодня говорили о родном крае, Татарстане. Неважно, где мы живем, кто мы по национальности, важно помнить свои национальные корни, традиции. Познавать культуру, литературу родного края, любить и уважать ее. Мы гордимся своей нацией, мы гордимся, что живем в Татарстане.
Катя: Чащи лесов и просторы полей
Свежесть рассвета над озером алым,
Всё, без чего не прожить на земле,-
Родиной нежно, с любовью назвали!
В Татарстане мы живём,
Учим все татарский.
Чтобы все могли дружить
И умели говорить!
Азалия: Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел.
Икесе дә безнең өчен
Иң кирәкле затлы тел!
Олег: Будем вместе мы стараться,
Будем крепко мы дружить,
По татарски и по русски,
Будем все мы говорить!
♫ Песня о Зеленодольске.
/наш город словно сказка в этом мире/клип
Мой город словно сказка в этом мире,
согрет любовью наш Зеленодольск.
природа наша будто на картине ,
просторна и богата красотой.
И с каждым днём влюбляемся сильнее,
в тебя родной наш город, город-сад,
куда бы не отправились скорее,
домой магнитом тянет нас назад...
В Зеленодольск...
Любим тебя Зеленодольск,
лучший город на земле,
улыбнется счастья и успех.
Верим в тебя Зеленодольск,
пусть надежда и любовь согревает нас с тобой,
город мой-Зеленодольск...
Но в будущем нельзя отнять надежду,
и времени у сердца не отнять,
и верю я всё будет так как прежде...
Теперь на этом свете для меня... Зеленодольск...
Любим тебя Зеленодольск,
лучший город на земле,
улыбнется счастья и успех.
Верим в тебя Зеленодольск,
пусть надежда и любовь согревает нас с тобой,
город мой-Зеленодольск...
/ Бабай вместе с детьми поднимается в группу/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”
Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...
Конспект занятия для национальной (средней) группы на тему: «Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа"
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа...
“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”
Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями....
ООД "Татарская культура и традиции"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, на котором дошкольники знакомятся с традициями татарского народа. Занятие помогает закрепить знания детей о названии страны, в кот...
"Бәхетле балачак" кружок по ознакомлению детей дошкольного возраста с татарской культурой и традициями (публикация для соцсетей) ФПМ 2022 год
Публикация в интернете и СМИ....
Представление дошкольниками татарской культуры и традиций. Развлечение на тему «Татарское гостеприимство ,праздник чак-чак»
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.Программные задачи:Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизн...