«Монь кудось – Мордовия» Средний дошкольный возраст Подготовила: воспитатель Соколова С.Н.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Каждый народ имеет свои корни, это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, традиций своего народа, считаться его представителем!!? Думается, что нет.
Традиции мордовского народа уже угасали, уходили в старину. Но в настоящее большое внимание уделяется регионализации образования, в том числе и в Республики Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры общения на мордовском языке. Именно в дошкольном возрасте важно приобщение личности к истории и национальному культурному наследию. В этот период у дошкольников начинают развиваться чувства и черты характера, которые связывают со своим народом. В настоящее время задача заключается в том, чтобы люди помнили о традициях своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ttt.docx | 815.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №104»
«Монь кудось – Мордовия»
Средний дошкольный возраст
Подготовила:
воспитатель
Соколова С.Н.
г.о. Саранск
Каждый народ имеет свои корни, это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, традиций своего народа, считаться его представителем!!? Думается, что нет.
Традиции мордовского народа уже угасали, уходили в старину. Но в настоящее большое внимание уделяется регионализации образования, в том числе и в Республики Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры общения на мордовском языке. Именно в дошкольном возрасте важно приобщение личности к истории и национальному культурному наследию. В этот период у дошкольников начинают развиваться чувства и черты характера, которые связывают со своим народом. В настоящее время задача заключается в том, чтобы люди помнили о традициях своего народа.
- Мордовский фольклор
Эрзянские пословицы
Кодат чачтыйтне, истят кастыйтне.
Какие родители, такие и воспитатели.
Кодамо умаринась, истямо умареськак.
Какова яблоня, таково и яблоко.
Урозонь сельведесь – пиципалакс.
У сиротинушки слеза что жгучая крапива.
Уроз эйдинесь, кода толга вармань каршо.
Ребёнок без родителей, что пёрышко на ветру
.
Тевс молят - а колят.
Забота, что работа - человека не портит.
Маштат видеме-сокамо – маштт сюронь кочкамо (урядамо)
Умеешь пахать-сеять, умей и урожай собрать.
Видечись видечис кеми.
Правда правде верит.
Берянь азоронь крандазось ки колы.
Телега нерадивого хозяина всю дорогу испортит.
Косо тандадома, тосо эряскадома.
Где страх, там и спешка.
- Колыбельная
/Баю-баю, инядзе/
Баю-баю, инядзе,
Ляень сетьме веднязе,
Удок, касат оцюста,
Тума лаца тазаста.
Баю, бай, ребенок мой,
Тихая вода речная,
Спи и вырастишь большой,
Словно дуб, и бед не зная.
/Пестушка/
Сами, сами обувайтесь
Тинць, тинць карьседа,
Щавань пяли якада.
Щавась максы коку,
Батькась максы ляли,
Олять пекоц кели.
Сами, сами обувайтесь,
К бабушке вы собирайтесь.
Бабушка даст яичко,
Крестный даст вам птичку,
Радуйся ты, Олечка.
- Читайте детям
Благодарный медведь.
…Это было давным-давно, когда мордва жили среди больших и густых лесов, в которых водилось много диких животных. Но люди не знали, что такое страх.
Как-то одна женщина работала в поле. Жала целый день рожь, не разгибая спины. Вдруг услышала чьи-то тяжелые шаги. Кто же это? Со стороны леса прямо к ней идет огромный медведь. Вот он все ближе и ближе.
Женщина очень удивилась. Что же заставило лесного зверя подойти к человеку? А тут медведь приблизился и протянул лапу. Посмотрела женщина внимательно - в лапе огромная заноза. Глаза у Миши просто умоляют о помощи. Жаль, говорить не может. Да и без слов все понятно. Вытащила добрая женщина занозу, а к ране травку целебную приложила. Медведь поклонился и лес ушел.
Когда в деревне узнали об этом случае, никто и не поверил. Разве такое бывает?!
Через некоторое время пришлось женщине снова работать в поле. Задумалась она о чем-то и совсем не услышала, как к ней подошел… Кто же вы думаете? Конечно, ее старый знакомый. Медведь. Да не с пустыми лапами. Положил он перед женщиной борть, доверху наполненную душистым лесным медом. На этот раз удивления было еще больше.
Всей деревней тот мед ели зимой и благодарного медведя вспоминали…
(Сказка представлена в интерпретации автора данной работы.)
- Музыкальная шкатулка
Вейсэ эрзят виевтяно!
- Вирев молян -2р.
Чувто керян - 2р.
Сока теян.
Сока теян - 2р.
Пакся сокан - 2р.
Кансть мон видян.
Кансть мон видян - 2р.
Коцтке кодан - 2р.
Панар викшнян.
Панар викшнян - 2р.
Кужов лисян - 2р.
Эрзят тердян.
Садо, эрзят - 2р.
Садо, ялгат, вейсэнь моро
Моратано.
Вейсэнь моро - 2р.
Моратано.
Вейсэ, эрзят, мазыйтяно.
Вейсэ эрзят - 2р.
Мазыйтяно.
Вейсэ эрзят виевтяно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Красная книга Мордовии" старший дошкольный возраст
Проект "Красная книга Мордовии" по природному миру старший дошкольный возраст...
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре...
конспект родительского собрания в средней группе" Воспитание сакмостоятельности у детей среднего дошкольного возраста"
Вашему вниманию хочу предложить конспект родительского собрания, которое мы проводили для родителей нашей группы. По моему мнению воспитанием самостоятельности ребёнка нужно начинать заним...
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «Значение аппликации в среднем дошкольном возрасте».
Данный материал даёт расширенное представление о аппликации ,в среднем дошкольном возрасте...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
«Диагностика памяти у детей среднего дошкольного возраста в специальном дошкольном образовательном учреждении»
Память начинает себя проявлять с самого рождения и продолжает функционировать и развиваться, распространяясь в различные виды деятельности ребенка. Ребенок в своей игровой деятельности демонстрирует и...
«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».
quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....