Конспект занятия на тему: "Путешествие на остров Кижи"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Данный конспект принимает участие в конкурсе "Наследие детям"
Скачать сопровождающий видеоролик можно по адресу: http://yandex.ru/video/search?text=кижи+олимпийский+огонь&redircnt=1456243480.1
Презентацию "Кижи" можно скачать, перейдя по ссылке: http://luchik116.ru/2778268403/6901091149.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gibeskul_m.v._kizhi.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад № 116 "Веселый лучик"
Тематика занятия: Кижский архитектурный ансамбль — выдающийся памятник деревянного народного зодчества, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Тема занятия: «Путешествие на остров Кижи»
Гибескул Мария Валерьевна, воспитатель
Структура музейно-образовательного занятия
- Тематика: Кижский архитектурный ансамбль — выдающийся памятник деревянного народного зодчества, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
- Тема: «Путешествие на остров Кижи»
- Цель: расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях родного края
- Задачи:
- Познавательные: познакомить детей с островом Кижи в Карелии и его деревянной архитектурой;
- Воспитательная: пробудить гордость за людей, создавших памятники деревянного зодчества, создание мотивации к изучению архитектуры родного края;
- Развивающие: развивать умение находить общее и отличное при сравнении памятников архитектурного зодчества, сопоставлять архитектурные памятники; развить монологическую и даиалогическую речь; учиться работать в команде
- Рекомендуемый возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
- Продолжительность занятий: 1 час, каждая часть 30 мин
- Место проведения занятия: музыкальный зал
- Словарная работа с детьми до занятия: остров, погост, зодчий,заонежье, партизаны, крестьянин, прораб
- Методический репертуар занятия: социо-игровая технология, беседа, игра
- Оборудование: презентация, игровизоры, музыкальное сопровождение «Раскрасавица-девица», фотографии Кижского ансамбля, игрушечные инструменты.
Сценарий первой части
Дети после тихого часа проходят в группу и обращают внимание воспитателя на афишу. Воспитатель читает: «Только сегодня у вас есть уникальная возможность побывать в музее на острове Кижи и познакомиться с жизнью заонежского крестьянина»
Волшебная палочка «Что такое музей?»
Дети стоят по кругу
Воспитатель: «Я сейчас кому-то дам волшебную палочку. У кого она окажется в руках, тот отвечает на вопрос: «Что такое музей?» и передает другому. Волшебная палочка может побывать в одних руках только один раз.
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: в нашей республике есть уникальный, один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Находится музей на острове, берега которого омывают волны Онежского озера. Музей этот называется Кижи. (СЛАЙД 1). Хотите побывать в этом музее?
Дети: да!
Воспитатель: на чем же нам до него добраться?
Дети: на корабле, самолете.
Воспитатель: давайте мы спросим у волшебного мешочка, на чем нам добраться до острова. Затем педагог просит одного из ребят достать картинку с видом транспорта. Ребенок достает поезд (все картинки в мешочке с поездом).
Проблемная ситуация
Воспитатель: получится ли у нас с вами добраться до острова на поезде?
Дети: нет, лучше на комете или вертолете.
Воспитатель: мы с вами полетим на вертолете. Для этого нам нужно купить билеты в авиакассе.
Дети покупают билеты у кассира, занимают свои места и высаживаются на остров с помощью парашюта (воспитатель с детьми обхватывают по краям большую ситцевую ткань, попеременно садятся и встают, имитируя прыжок с парашютом). В этот момент идет видеоролик «Кижи с высоты птичьего полета»
Воспитатель: Прилетели.
СЛАЙД 2
Воспитатель: Наше знакомство с музеем начнется с Преображенской церкви. Согласно народной легенде, мастер Нестор сам определил место для строительства Преображенской церкви, выбрав участок прямо посреди зарослей можжевельника. Он обнаружил святую книгу, за чтением которой провел день и ночь. Затем объявил, как отрезал: «Строить будем здесь!»
СЛАЙД 3
Высота церкви — 37 метров. Эта церковь рублена без единого гвоздя. Гвозди в те времена были, но стоили очень дорого, поэтому их использовали только при построении крыш и куполов. Церковь увенчана 22 главами (куполами). Накануне освящения Нестор забрался на купол со своим верным освященным топором, оглядел Кижский погост. Затем выбросил топор в озеро и изрек, что Преображенская церковь – самый красивый храм в мире, и подобного ему не будет никогда. В дальнейшем зодчий больше храмов не возводил, несмотря на многочисленные просьбы.
Рассказывают, что во время Второй мировой войны офицер финских военно-воздушных сил получил приказ разбомбить Преображенскую церковь, в которой, по мнению разведки, укрывались партизаны. Подлетев к цели, пилот был поражен величественной красотой взмывающих вверх куполов храма и не смог сбросить смертоносный груз на здание церкви.
СЛАЙД 4
Рядом с Преображенской церковью находится Покровская церковь с 9 главами и Колокольня.
Деление на команды.
Воспитатель включает музыку, дети танцуют. Как только музыка закончилась, дети встают в круг по 4 человека. Каждой команде педагог дает фотографии Кижского ансамбля: «Рассмотрите постройки – что заимствовали мастера у природы?»
Дети обсуждают и озвучивают свои мысли о сходстве предметов природы и архитектурных форм. Звучит мысль о гармонии – согласии, единодушии с природой.
Воспитатель: на сегодня наше путешествие подошло к концу. Но не отчаивайтесь, мои хорошие, ведь завтра Кижи откроет для нас еще больше достопримечательностей и расскажет о том, как раньше люди строили себе дома.
Сценарий второй части
Воспитатель: ребята, напомните мне, где мы вчера побывали?
Дети: на острове Кижи.
Воспитатель: предлагаю продолжить наше путешествие, ведь музей Кижи это не только церкви и колокольни. В музее так же представлен быт крестьянина на Руси.
Деление на команды.
Воспитатель: чтобы познакомиться со следующей достопримечательностью, нам нужно разделиться на команды. Для этого возьмите из моего волшебного ларца 1 фрагмент картинки и соедините с другими.
Дети выполняют, так происходит деление на команды.
Воспитатель: сейчас мы с вами превратимся в строителей. У нас уже есть 5 бригад. Каждая бригада должна выбрать себе главного - прораба. Прорабы подойдут ко мне для получения задания.
Дидактическая игра «Из чего построить дом?»
Дети выполняют. Педагог дает прорабам игровизоры и объясняет задание: «На ваших игровизорах нарисованы картинки с различными материалами. В командах поставьте галочку напротив изображения того материала, который используют при строительстве дома. Ненужные картинки зачеркните»
Дети возвращаются к своей команде и выполняют задание.
Воспитатель: молодцы, так быстро и дружно справились с заданием. Действительно, для строительства дома в наше время используют различные материалы. Но не всегда так было… Давным давно люди жили в деревянных домах, которые отапливали печками. Такие дома называют избами. Для того, чтобы построить избу, нужно было срубить дерево и заготовить прочные бревна.
Посмотрите, у нас в группе есть картины с изображением разных деревьев. Назовите их.
Дети: береза, сосна, липа, клен.
Воспитатель: как вы думаете, из какого дерева делали бревна для строительства избы? Подумайте и подойдите к этому дереву.
Дети выполняют. Воспитатель интересуется выбором детей
Воспитатель: на самом деле для строительства избы использовали сосну, потому что ствол этого дерева ровный, большой, длинный. Сосна легче поддается обработке, чем другие деревья. Сосна так же сохраняет тепло и отдает приятный аромат. В старину лес для сруба рубили в январе-феврале. Бревна при строительстве избы клали одно на другое. Как вы думаете, как же бревна держались друг на друге и не раскатывались?
Предположение детей
Воспитатель: бревна соединялись между собой при помощи вырубок, которые плотники делали топором по краям бревен. Между бревнами клали мох для предохранения от действия наружного воздуха.
Напомните, ребята, кто строил избы?
Дети: плотники
Воспитатель: правильно, строительством занимались плотники. Это были искусные мастера, которые использовали самые простые инструменты. Как вы думаете, какие? Предлагаю вам выбрать эти инструменты из ящика.
Дети выбирают. Как только дети справятся с заданием, педагог демонстрирует изображение этих инструментов (ручную пилу, стамеску, долото и топор).
Воспитатель: поэтому в старину говорили, что дома не строили, а рубили.
Строили избы всей деревней. В старину на Руси было заведено переезжать в новые дома в определенный день – Семенов день, 14 сентября. В этот день праздновали новоселье. Созывал гостей на праздник сам хозяин. В основном, гостями были родственники и кумовья (крестные). Гости присылали новоселам хлеб-соль, родители – корову и коня. Все званые гости приходили в новую избу к обеду. Пиршество оканчивалось к вечеру с большими проводами гостей.
Игра «Картошечка в горшочке»
Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» против ходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На слова дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.
Ты, картошка, варись,
Над горшком пар клубись.
Подождем совсем немножко-
И сварилась вся картошка.
Воспитатель: вы знаете ребята, на острове Кижи есть избы не только крестьянские, но и купеческие. А сможете вы отличить избу крестьянскую от купеческой?
Дети: да!
Воспитатель: Перед вами две картинки. На одной изображена крестьянская изба, а на другой – купеческая. Обсудите в своих командах, какая изба крестьянская, а какая купеческая. Постарайтесь найти, чем отличаются эти избы друг от друга. Как только будете готовы, хлопните в ладоши.
Дети обсуждают и высказывают предположения. Педагог в случае неполного ответа, задает наводящие вопросы. Приблизительный рассказ команды:
Крестьянская изба попроще. Двери и окна у крестьянской избы делали небольшие, чтобы сохранить больше тепла. В купеческих избах стеклянные окна, а в крестьянских окнах вместо стекол вставляли бычий пузырь или слюду, потому что в те времена стекло было очень дорогим. На ночь окна закрывали ставнями.
Воспитатель: молодцы ребята, много нашли отличий.
А теперь ребята нам пришло время возвращаться с острова Кижи домой. К сожалению, наше путешествие подошло к концу.
Социо-игровой элемент «Живая картина»
На память предлагаю сделать фотографию, но непростую. Покажите в командах остров Кижи.
Дети в командах договариваются и показывают с помощью позы и мимики изображение острова Кижи
Педагог фотографирует.
Используемая литература:
- Железнова Е.Р. Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. – СПб.: ООО «Издательство «Детство пресс», 2011. С. 5-10
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».- 2-е изд.,М.: АРКТИ, 2004. С. 16-19
- Интернет ресурс. Википедиа. Свободная энциклопедия.
Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кижи
Самоанализ
Вашему вниманию было предложено занятие , разбитое на две части «Путешествие на остров Кижи». Занятия спланированы как части национально-регианального компонента и разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Дети не чувствовали усталости, весело и с большим интересом выполняли каждое задание. Это связано с тем, что я рационально подошла к выбору динамических поз: мы и сидели, и стояли, и двигались.
Само занятие было построено в виде игры-путешествия. Огромным плюсом в проделанной работе считаю опору на опыт детей при построении заданий. Успешным оказалось и применение в занятие элементов и игр социо-игровой направленности.
Занятие условно можно разделить на три части: вводная (афиша и приглашение в путешествие), основная, заключительная(«живая картина»). Виды деятельности детей лаконично переходили одну в другую. Эффективно использовала наглядное оборудование, задействовала работу основных анализаторов систем (слуховые, зрительные, тактильные) для повышения эффективности и результативности работы.
В занятии я активно применяла приемы обеспечения эмоциональности : музыкальное сопровождения, фотографии, презентация, карельские игры, работа в командах.
Я считаю, что с задачами, которые были поставлены, я справилась и дети тоже.
Это занятие можно использовать учителям начальных классов без деления на две части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну сказок»
Программное содержание: учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывк...
Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....
Конспект занятия на тему:"Путешествие в Звуковой город"
Конспект занятия. В ходе занятия логопед развивает слуховое внимание, знакомит с понятием "речевой звук", закрепляет понятия" гласный звук" и "согласный звук", учит дифференцировать твердые и мягкие с...
конспект занятия на тему "Путешествие на поровозике"
Совершенствовать: умение использовать слова много, один, ни одного; умение различать и называть объемные фигуры на основе осязательно двигательного обследования; умение различа...
План конспект занятия по теме:"Путешествие по цветам радуги".
Занятие для детей с ОНР по подготовке к обучению грамоте....
Занятие на тему: "Путешествие на необитаемый остров"
план-конспект по физической культуре...