Роль этнокультурного образования в воспитании дошкольников.
консультация на тему
Консультация для педагогов "Роль этнокультурного образования в воспитании дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_etnokulturnogo_obrazovaniya_v_vospitanii_doshkolnikov.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль этнокультурного образования в воспитании дошкольников.
Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начало формирования ребенка как личности, становления его характера. В нашем современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли наши дети знают про мордовский быт, культуру наших предков? По моему мнению, этот пробел нужно заполнять непосредственно с детских лет. Я считаю необходимым, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.
Этнокультурное образование – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное образование определяется введением в образовательный процесс знаний народной культуры, социальных норм поведения, духовно- нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Роль детского сада в этом трудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка и фольклор, национальную литературу и искусство, закладывая тем самым основу духовной культуры маленького человека. Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной, культурной среды, а также традициями народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре, традициям. Во-первых, это познавательно, во-вторых, это интересно.
В МДОУ «Детский сад № 69» был принят к реализации примерный модуль региональной программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», создан кружок по обучению детей мордовскому-эрзя языку и привитию культурного наследия. Я являюсь руководителем кружка «Сяткине». В данном кружке занимаются не только дети мордвы, но и других национальностей.
Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку, ведь то, что интересно, усваивается лучше, прочнее, глубже. Считаю, что этому способствует игра.
В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, который способствует расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений о жизни народа Мордовии, поэтому тематика проводимых игр должна быть разнообразной. Например:
-эпизоды из жизни мордовского народа ( «В репку», «Тканье полотна», «В базар»);
- подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В голубей», «В волков»);
-игры с предметами («В лапти», «В бусы», «В колечко»).
Для того чтобы сюжетная подвижная игра способствовала интеллектуальному и физическому развитию дошкольников необходима тесная взаимосвязь, взаимопомощь инструктура по физической культуре и воспитателей. Педагог решает, кукую предварительную работу нужно провести с детьми для уточнения их представлений и знаний.
Для ознакомления детей с предметами быта (игра «В лапоть») предварительная работа включает и посещение мини-музея, который находится в нашем саду. Здесь воспитатель имеет возможность не только рассказать историю этого предмета, но и показать, что он из себя представляет. Это очень важно, поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Воспитатель рассказывает, что в давние времена люди носили лапти, что их плели своими руками из лыка, обращает внимание на трудоемкость изготовления такой обуви. В наше время обуви великое разнообразие и мы можем без труда приобрести ее в обувном магазине. При подготовке к игре «В горшки» - воспитатель рассказывает, что горшок – это обязательный в прошлом элемент кухонной утвари, изготавливался он из глины и занимал этот процесс довольно длительное время. В настоящее время на смену ему пришли кастрюли, сотейники, которые изготавливают на заводах из современных прочных материалов.
Большинство мордовских подвижных игр сопровождаются текстом, который разучивается и закрепляется с детьми в свободной деятельности.
Знакомя детей с народной росписью, предлагается им изобразить сюжет из придуманной ими сказки или сделать иллюстрацию для самодельной книжки, используя стиль той или иной известной им росписи, узора. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, закрепляют полученные умения.
Наиболее высокая степень интегрирования художественного материала при организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно - обрядовые действия (святки, масленица, посиделки, ярмарки и др.). Традиционными в детском саду стали национальные праздники и развлечения: «Цвети мой край, Мордовия моя», «Мордовская масленица».
Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети-дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует и успешному развитию у дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).
Мордовский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Теоретический семинар: «Гендерный подход к образованию и воспитанию дошкольников».
Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. С дошкольной ступени набирают темпы создание вариативных моделей образования и новых форм обучения, осуществляется...
Сообщение на экологическую конференцию ": «Роль семьи в экологическом образовании и воспитании дошкольников посредством праздников и развлечений.»
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейш...
«РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
laquo;РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Этнокультурное образование и воспитание . Проект "Моя Адыгская Земля"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад общеразвивающего вида №16 «Нэфсэт» ПРОЕКТ...
статья "Этнокультурный компонент в воспитании дошкольников"
С учетом стремительно развивающегося общества, в котором наблюдается ориентированность на западные традиции и обесценивание нравственных ценностей, становится очевидной необходимость разработки ...
Консультация для педагогов «Этнокультурное образование и воспитание через изучение традиций родного края»
Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в во...