Программа дополнительного образования «Нам посчастливилось родиться на Руси»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Железняк Юлия Александровна

Программа по кружковой работе "Нам посчастливилось родиться на Руси" - патриотическое воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 31»

Утверждаю:

                                                                                Зав. МБДОУ ЦРР – д/с №31

                                                                               Колесникова Е.И.:________

Программа дополнительного образования

«Нам посчастливилось родиться на Руси»

Рекомендована для детей дошкольного возраста (5-7  лет)

Направленность – социально-педагогическая

Срок реализации: 2 года

                                                    

Разработала: воспитатель

Железняк Юлия Александровна                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                 

г. Воронеж 2015 г.


Содержание

Пояснительная записка…………………………………………….…….……………………………………………………...3

  1. Цели и задачи программы дополнительного образования………………………………………………………………7
  2. Основные направления программы: содержание, формы и методы работы по реализации программы дополнительного образования………………………………………………………………………………………………………….9
  3. Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования…………………………………………...16
  4. Календарно-тематическое планирование...……………………..……………………………………………………….22

Список использованной литературы……………….…………………………………………………………………………34

Приложения……………………………………………………………………………………………………………………37

Приложение 1. График работы кружка

Приложение 2.Список детей


Пояснительная записка

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!».

С.А. Есенин

Малая Родина…  У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Дополнительная образовательная программа «Нам посчастливилось родиться на Руси» разработана с учетом  социокультурных,  исторических, географических, природных особенностей города Воронежа и Воронежской области.

Введение в основную общеобразовательную программу регионального компонента предусматривает приобщение ребенка к малой родине: культурному наследию, народным традициям, природе родного края. Отражая своеобразие прошлого и настоящего времени, оно способствует реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Программа дополнительного образования (кружка) «Нам посчастливилось родиться на Руси» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно-патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.

Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной групп (5-7) лет и рассчитана на 2 года обучения.

Содержание программы может быть успешно реализовано путем интеграции всех образовательных областей, т.к. краеведческий материал является основой для осуществления разнообразной совместной деятельности.

Комплексно-тематическое планирование обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность работы по всем направления программы, способствует эффективному усвоению детьми знаний о родном крае.

Использование регионального компонента определяет содержание работы по следующим взаимосвязанным между собой направлениям:

1. Природа родного края.

2. Путешествие в историю.

3. Наш край сегодня.

4. Их именами славен край.

5. Встречи с прекрасным.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

1.Культурологический подход:  подчеркивает ценность уникальности пути развития своего региона.

2. Интеграция знаний:  обеспечивает  отбор информации и содержания краеведческого материала.

3.Единство интеллектуального и эмоционального развития: означает

построение работы от познавательного процесса к продуктивной, творческой

деятельности.

4. Динамика преемственных связей: учитывает специфику социального опыта детей на каждой возрастной ступени.

5Личностно-ориентированный  подход к ребенку: реализуется 

в руководстве  разными видами совместной деятельности.

6. Сотрудничество детского сада, семьи, учреждений культуры и дополнительного образования города.

 Программа предъявляет определенные требования к организации предметно-развивающей среды.

Предполагается оформление в группе центра краеведения,  содержание которого должно отражать историческое прошлое и современный облик родного края.  

Необходимо наличие широкого спектра иллюстраций, фотографий, макетов, альбомов с видами, достопримечательностями города,  образцами народных промыслов, изображением пейзажей.

 Материал должен периодически обновляться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Реализация программы  предполагает осуществление непосредственно образовательной, проектной деятельности, организацию целевых прогулок, экскурсий, а также участие детей в массовых городских мероприятиях.

 Программа дополнительного образования «Нам посчастливилось родиться на Руси» создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса и любви к своей малой родине.


  1. Цели и задачи программы дополнительного образования

Цель программы

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории родного города,  истории народа родного края, знакомства с их прошлым и настоящим.

Задачи программы

Педагогическая цель программы дополнительного образования достигается решением следующих задач:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.);
  • развитие интереса, уважения и симпатии к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм народов нашего региона;
  • знакомство с региональными символами: флагом, гербом, гимном;
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • организация общественно-полезной деятельности на благо своей малой родины;
  • развитие у дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
  • развитие  способностей чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее;
  • знакомство детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.


  1. Основные направления программы: содержание, формы и методы работы по реализации дополнительной образовательной программы

Содержание программы:

1. Природа родного края

Географическое положение и природные богатства.

  • Экскурсии вокруг детского сада, в парк.
  • Изучение ландшафта нашего края.
  • Рассматривание картин - пейзажей местных художников (Е.Д. Щеглова, Н. Игнатова, А. Давыдова,В. Довбенко и др.)
  • Изучение природных богатств нашего региона.
  • Рассказать о водоемах нашего края.
  • Сделать макет карты Воронежа и Воронежской области.
  • Оформление альбома,  фотовыставки « Черноземье – край родной».
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Месторасположение и ландшафт нашего края».
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки.

Фенологические наблюдения.

  • Ведение календаря природы.
  • Беседы о сезонных изменениях в природе («Идет волшебница-зима», «Шаги весны», «В гостях у лета красного», «Снова осень стоит у двора»).
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Времена года».
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки.

Животный мир.

  • Беседы  «О друзьях-животных нашего края».
  • Акции «Поможем животным (птицам).
  • Чтение стихов о животных, отгадывание загадок.
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Животный мир нашего региона».
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки.

Растительный мир.

  • Беседы «Удивительный мир растений нашего края».
  • Оформление гербария «Зеленая аптека».
  • Участие в выставках: «Цветочное царство», «Природа и фантазия», «Дары природы».
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Растительный мир нашего региона».
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Трудовая деятельность в природе.

  • Озеленение и благоустройство двора, участка.
  • Акция «Чистый город», «Поможем Воронежу».

Обобщение изученного материала

  • Повторение пройденных тем. Подведение итогов.

2. Путешествие в историю

Наш край в далеком прошлом.

  • Рассказ о происхождении человека.
  • Беседы о возникновении города и его названия.
  • Чтение: «Легенды и сказания Воронежского края», чтение литературы о нашем крае.
  • Рассматривание иллюстраций и фотоматериалов по теме: «Наш край в далеком прошлом».
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Старинная архитектура нашего города.

  • Резьба по дереву, «металлические кружева», лепной промысел, культовая архитектура.
  • Рассматривание фотоматериалов, иллюстраций «Архитектура Воронежские земли в прошлом».
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Труд людей.

  • Старинные ремесла и промыслы: столярное, кузнечное, гончарное, портное, кожевенное, сапожное, валяльное, свечное, кораблестроительное, колокололитейное, иконописное  нашего края.
  • Сельское  хозяйство: огородничество, овчинно-меховой, льняной промыслы. 
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Ремесла нашего края»
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Быт и традиции. Народные праздники.

  • Игровые интегрированные занятия.
  • Беседы о традициях, обычаях, предметах обихода, костюмах старины.
  • Предпраздничные посиделки.
  • Участие в городских праздничных гуляниях. (Ярмарка, Новый год, Масленица и др.).
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Быт и традиции. Народные праздники нашего края»
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Обобщение изученного материала

  • Повторение пройденных тем. Подведение итогов.

3. Наш край сегодня

Современный облик города.

  • Улицы города и их названия. Транспорт.
  • Современная гражданская архитектура.
  • Любимые места отдыха горожан.
  • Беседа: «История нашего детского сада с момента его основания».
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Современный облик города Воронежа»
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

 Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

  • Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего региона.
  • Беседы: «Что дает наш край стране», «Где работают наши мамы (папы)».
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего региона».
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Социальная и культурная инфраструктура.

  • Здания социальной и культурной инфраструктуры города Воронежа.
  • Беседа о культурных и социальных зданиях, расположенных рядом с домом и садом.
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Социальная и культурная инфраструктура города Воронежа»
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Культурная жизнь современного города.

  • Массовые  городские мероприятия: «Спортивные праздники,  день Города, Масленица, Фестивали и др.».
  • Участие в культурных мероприятиях нашего города.

Обобщение изученного материала

  • Повторение пройденных тем. Подведение итогов.

4.  Их именами славен край

Их помнит Россия.

  • Беседы о выдающихся земляках (Биографическая справка, фотоиллюстративный материал).
  • Оформление папки-передвижки «Их именами славен край» (для родителей).
  • Игры, викторины, конкурсы.

Они сражались за Родину.

  • Беседы с детьми и рассказы на темы:
  • памятные даты (освобождение Воронежа, битва в Прохоровке и др.);
  • боевые герои нашего региона;
  • места боевой славы города Воронежа и Воронежской области;
  • памятники, архитектура и парки победы нашего города;
  • стела погибшим воинам и мемориал воинам и др.
  • Участие в митинге, посвященному дню Победы (наблюдение выступлений, встречи с ветеранами войны, минута молчания,  возложение цветов).
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Они сражались за Родину».
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Обобщение изученного материала

  • Повторение пройденных тем. Подведение итогов.

5.  Встречи с прекрасным

Народно-прикладное искусство.

  • Народная игрушка, кружевоплетение, вышивка, шитье, вязание, ткачество, изготовление ковров, плетение из лозы (из бересты), гончарное дело, резьба по дереву, роспись.
  • Знакомство с творчеством местных мастеров-умельцев.
  • Посещение экспозиций и выставок с родителями.
  • Участие в городских конкурсах.
  • Рассматривание фотоматериалов по теме: «Народно-прикладное искусство».
  • Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.

Живопись.

  • Знакомство с творчеством местных художников.
  • Конкурс рисунков на тему: «С чего начинается Родина?».

Поэзия.

  • Знакомство с творчеством местных поэтов.
  • Конкурс чтецов. Стихи о родном крае, родине.
  • Экскурсия в библиотеку.

Музыка.

  • Знакомство с творчеством музыкальных коллективов и исполнителей песен нашего региона.
  • Посещение концертов, творческих вечеров, праздничных городских мероприятий (работники детского сада, родители).
  • Разучивание песен о родном крае, Родине.

Народный театр.

  • Посещение театральных представлений (детский сад, с родителями).
  • Постановка русской народной сказки с детьми.


  1. Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования

Критерии освоения программы дополнительного образования

После освоения программы дополнительного образования «Нам посчастливилось родиться на Руси» воспитанники старшей и подготовительной групп должны знать:

  • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
  • о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;
  • правила поведения на занятиях, экскурсиях, в походах;
  • правила общения;
  • о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
  • знать о ценностном отношении к истории и культуре;
  • осознать свою причастность к истории, понять, что и они являются носителями исторической памяти;
  • познакомиться с благородными образцами служения Отечеству;
  • знать о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;
  • о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;
  • культурные традиции прошлого и настоящего своего народа;
  • символику нашего края;
  • выдающихся земляков;
  • историю своего имени, семьи, посёлка, края;
  • культурные и промышленные предприятия;
  • профессии нашего региона;
  • растительный и животный мир края;
  • названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры, историю возникновения и развития г. Воронежа.

Уметь:

  • анализировать и систематизировать полученные умения и навыки;
  • сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  • иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах деятельности,
  • иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
  • проявлять интерес к истории, быту, традициям русского народа и малых народов нашего края;
  • соблюдать дисциплину;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т. д.);
  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку воспитателя, товарища, родителя и других людей;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • готовить небольшие сообщения, доклады, рассказывать об истории семьи, посёлка, края;
  • подводить самостоятельный итог занятия;
  • различать особенности природы, достопримечательности, культуру и традиции нашего края от других регионов.

Основные формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Игры с предметами (игрушками)», «Настольно-печатные игры», «Словесные игры» и т. д.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Творческие игры.
  • Оформление дидактических игр: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др..

Познавательное развитие:

  • Экскурсии по городу, в библиотеку.
  • Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек.
  • Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Воронеж  – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Воронежский край!», «Возникновение города Воронежа. Его  история», «Воронежцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи» и др..
  • Просмотр видеофильмов «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия», «Народные традиции, быт и культура», «Наш Воронеж»,  и др..
  • Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.

Продуктивная деятельность:

  • Аппликация, лепка, конструирование, поделки на тему: «Народное творчество Воронежского края», «Животные и птицы Воронежского края», «Культура и быт нашего региона» и др..
  • Создание папки рисунков «Воронежский край - глазами детей и родителей».
  • Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем» и др..
  • Оформление фотоальбома «Воронеж – капелька России».

Развитие речи:

  • Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок -Воронеж», «Моя семья», «Мои любимые места» и др..
  • Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Мы – дружная семья», «Мы рождены в России» и др..

Ознакомление с художественной литературой:

  • Знакомство с творчеством писателей, художников и музыкантов нашего края.
  • Разучивание стихов, песен о Родине, родном крае, семье.
  • Изучение праздников, потешек, рассказов, стихов, сказок, поговорок наших прадедов.

Музыка:

  • Занятие – игра: «Знакомство с играми и песнями бабушек и дедушек нашего края», «Пришла коляда накануне Рождества», «Мы играем в оркестр народных инструментов» и др..
  • Разучивание песен наших прадедов.
  • Оформление музыкального уголка в русских традициях.

Формы и методы работы с родителями

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
  2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной».
  3. Изготовление семейных альбомов, оформление своей родословной.
  4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта.
  5. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
  6. Оформление альбомов «Достопримечательности моего города»,  «Птицы родного края», «Природа нашего края» и др.
  7. Информация для родителей «История родного города», и т.д.

Уровни освоения программы

Низкий. Не сформировано представление о местоположении города и его главной реке. Ребенок испытывает трудности в ответе о родственных связях, не знает свой адрес, адреса родственников. Не может назвать профессии родителей. Выражено отставание в понимании компонентов трудового процесса (построение наглядно-схематических и мысленных моделей: профессия – цель труда - материал – инструменты – результат труда).              

Отставание в знаниях по изученным блокам, хотя ребенок имеет представления об отдельных темах. Не может отразить изученную тему в игровой и продуктивной деятельности.

Средний. Сформировано представление о том, что город является малой Родиной. Ярко выражено стремление к самостоятельности в получении знаний. Ребенок различает большое число объектов расположенных в нашем городе. Вычленяет характерные и существенные признаки предметов под руководством воспитателя. Знает и различает исторические и культурные объекты. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства, но недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники. Стремится аргументировать свои суждения. Располагает некоторыми сведениями о транспорте и его значении для жителей города. Знает правила уличного движения.

Высокий. Ребенок самостоятельно может рассказать о городе, в котором родился и живет. Осознает значение культурных и исторических объектов  в истории нашего города. Знает правила уличного движения. Выражает стремление к экспериментированию, познанию, творчеству. Ребенок знает основные объекты живой природы нашего города и значение труда взрослых по благоустройству. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой. Познавательное отношение к миру устойчиво. Охотно вступает в общение. Отличается высокой речевой активностью. Умеет сам выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров в игровой и продуктивной деятельности по изученному материалу.


  1.   Календарно-тематическое планирование

Название блока

Месяц

№ занятия

Тема занятия

Цели занятия

Содержание занятия

Старшая группа – 73 занятия

Природа нашего края

Сентябрь

1

Вводное занятие

Ознакомление с планом занятий.

Рассказать детям о темах, которые мы будем изучать в течение года.

Раскрыть понятия: Родина, родной край, Русь, дом, семья.

2-3

Знакомство с родным краем

Сформировать представление о Воронеже и Воронежской области.

Беседа с показом альбома с фотографиями Воронежа (изображение сада, домов, улицы, зданий).

Показ карты Воронежской области.

Продолжить знакомство с родным городом, улицами, на которых расположен детский сад.

Целевая прогулка по ближайшим улицам, вокруг сада.

Беседа о названиях улиц, знакомство с местностью, на которой расположен детский сад.

4-5

Географическое положение

нашего края

Сформировать элементарные представления о климате, месторасположении города Воронежа и области, об особенностях нашей земли.

Рассказ детям о том, в каком местности расположен наш город.

Рассказ о почвах Воронежской области.

Рассказ о климате нашего региона.

6-7

«Черноземье – край родной!»

Формирование познавательного интереса к географическому положению Воронежского края.

Художественное творчество.

Аппликация, рисование к Дню города.

Оформление альбома: «Мой Воронеж».

Фотовыставка: «Мой дом».

Оформление макета города Воронежа и Воронежской области (с помощью родителей)

8-9

Символика Воронежской земли

Познакомить детей с гербом и флагом нашего города.

Развить интерес к символике города.

Воспитывать умение слушать и не перебивать говорящего.

Рассказ детям о флаге, гербе нашего города и областей.

Показ слайдов: «Символики Воронежа и Воронежской области»

Д/игра: «Собери герб Воронежа и раскрась».

Октябрь

10-11

Природа Воронежского края

Познакомить детей с природой города и села нашего края.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа с детьми о природе нашего края.

Беседа о сезонных изменениях: «Идет волшебница зима», «Шаги весны», «В гостях у лета красного», «Снова осень стоит у двора».

Отгадывание загадок о природных явлениях.

Игра: «Собери картинку», «Волшебный сундучок»

12-13

«Знай и люби родную природу»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы нашего края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Чтение книг, стихов о природе.

Показ слайдов: «Природа Воронежской земли»

Рассмотрение картин-пейзажей местных художников.

14

Праздники осени

Знакомство детей с древними праздниками на Руси.

Рассказ о празднике «Осенины».

Дидактические игры.

15

«Дары осени»

Художественное творчество.

Выставка работ: «Дары природы» - поделки из фруктов и овощей к празднику.

16-17

Водные ресурсы нашего края

Дать представление о водоемах Воронежа и Воронежской области.

Развивать мыслительные операции (обобщение, классификация).

Рассказ детям о водоемах города Воронежа и Воронежской области.

Показ слайдов и фотографий рек нашего края.

Дидактические игры.

Ноябрь

18-20

Растительный мир нашего региона

Расширить у детей представления о деревьях и кустарниках, о лекарственных растениях нашего региона.

Систематизировать полученные знания о растительном мире нашего края.

Развивать мыслительные операции (обобщение, классификация).

Воспитывать умение слушать, не перебивать говорящего.

Рассказ детям, о видах деревьев, кустарников, растущих в нашем регионе.

Показ слайдов: «Деревья и кустарники Воронежской области».

Игра: «Чей это лист?».

Рассказ детям о видах растений, растущих в нашей местности.

Беседа о лекарственных растениях.

Показ слайдов: «Растения и лекарственные травы Воронежской области».

Игра: «Угадай растение».

Отгадывание загадок о растениях.

Оформление гербария: «Зеленая аптека».

Выставка работ - аппликаций на тему: «Цветочное царство»

21-23

Животный мир нашего региона

Расширить у детей кругозор о животных и птицах, живущих в нашем регионе.

Систематизировать полученные знания о животном мире нашего края.

Развивать мыслительные операции (обобщение, классификация).

Эстетическое воспитание.

Беседа с детьми о животных, обитающих  в нашем краю.

Показ слайдов: «Животный мир нашего региона» и отгадывание загадок о животных.

Игра: «Кто где живет?»

Рассказ детям о птицах, проживающих  в нашем регионе.

Отгадывание загадок о птицах и показ слайдов: «Птицы нашего края»

Игра: «Отправь птиц домой».

Викторина: «Животные наши друзья»

Д/игра: «Отгадай-ка».

Работа с иллюстрациями и чтение стихов о животных и птицах.

24-26

Природа ближайшего окружения

Закрепить представления о природных особенностях родного края.

Систематизировать знания о лесах, реках, растениях и животных.

Занятие построено в виде викторины: «Я познаю мир».

Ответы на вопросы.

Работа с иллюстрациями.

Прослушивание музыки: «Звуки природы».

«Голоса животных» - дети отгадывают, чей это голос.

Выставка рисунков на тему: «Природа и фантазия».

Декабрь

27-29

Природные богатства нашего края

Сформировать представления о природных ископаемых нашей земли.

Закрепить знания о природных ископаемых нашей земли.

Рассказ детям о полезных ископаемых.

Раскрыть понятие «Природные богатства».

Показ слайдов: «Природных богатств нашего края».

Беседа: «Природные богатства – для чего нужны, их применение в быту».

Отгадывание загадок по теме.

30

«Чистый город»

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала.

31

«Что ты знаешь о своей Родине?»

Проверка знаний по пройденному блоку: «Природа родного края».

Викторины, тесты, Д/игры, загадки, вопросы по пройденным темам.

Подведение итогов по конкурсам рисунков, поделок и аппликаций.

Выявление уровня освоенных знаний у детей.

Путешествие в историю

32-33

Появление человека на территории Воронежского края

Развивать интерес и уважение к истории и культуре своего народа.

Рассказ о племенах  и народах, проживающих на территории нашего края в далеком прошлом.

Раскрыть понятие племени.

Рассказ о славянах, отличительных чертах этой нации от других.  Ответы на вопросы.

34

Основание Воронежа

Развивать способность осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого и настоящего.

Беседа и показ слайдов про основание Воронежа.

Рассказ о происхождении Воронежа от уезда к области.

Рассматривание иллюстраций и фотоматериалов по теме: «Наш край в далеком прошлом».

35

Воронеж - Колыбель русского флота

Развить и углубить знания об истории Воронежской области

Рассказ о Петре I.

Объяснить детям почему Воронеж называют «Колыбель Флота».  История возникновения флота.

Показ слайдов: «Воронеж – колыбель флота»

Январь

36-40

Знаменитые места Воронежской области

Развитие духовных ценностей, которые проявляются на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Рассказ с показом слайдов: «Дивногорье»

Рассказ с показом слайдов: «Рамонский замок»

Рассказ с показом слайдов: «Музей заповедник – Костенки»

Рассказ с показом слайдов: «Хреновской конный завод»

Рассказ с показом слайдов: «Музей – усадьба Д.В. Венивитонова»

Рассказ с показом слайдов: «Костомарово»

41

Легенды и сказания Воронежского края

Формирование познавательного интереса к легендам нашего края.

Чтение литературы о нашем крае

42

Отечественная война 1812 года

Формировать  у  дошкольников чувства гордости за героическое прошлое своей  Родины

Рассказ о боевых действиях в годы первой Отечественной войны 1812 года

Февраль

43-48

Великая отечественная война 1941-1945 года

Воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

Формировать  у  детей чувства гордости за героическое прошлое своих земляков.

Рассказ о боевых действиях в годы второй Мировой войны 1941-1945 годах.

Воронежская «Катюша» и «Штурмовик Ил-2»

Показ слайдов под музыку на тему:

«Никто не забыт, ничто не забыто».

Чтение стихов о войне, подвигах.

Поделки к дню Защитника отечества.

49

Старинная архитектура нашего города

Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Расширить кругозор у детей.

Изучить старинную архитектуру нашего города, с помощью фотографий, иллюстраций на тему: «Архитектура Воронежской земли в прошлом».

Знакомство детей с культовой архитектурой (резьбой по дереву, «металлическим кружевом», лепниной), применяемой в прошлом

Март

50-51

Традиции Воронежского края

Развить интерес и углубить знания о традициях русского народа и народных праздниках.

Развитие духовных ценностей, которые проявляются на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Беседа с детьми о календарных и обрядовых праздниках на Руси.

Празднование масленицы, Рождества, Ивана Купала, свадьбы и др.

Рассматривание фотоматериалов на тему: «Быт и традиции русского народа».

52-53

Национальный костюм

Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладным творчестве.

Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку.

Рассказ и показ слайдов на тему: «Русский национальный костюм» и «Воронежский народный костюм».  Его особенности. 

Показ слайдов: «Национальные костюмы народов».

Д/игра: «Чей костюм?», «Собери и раскрась»

54

Национальная кухня

Учить детей применять полученные знания непосредственно в той или иной деятельности (художественное творчество, социально – личностные отношения, игровая деятельность).

Беседа с детьми об особенностях национальной кухни.

Показ слайдов с фотографиями русских национальных блюд.

Правила подачи блюд.

Д/игра: «Приготовь и накорми».

55-58

«Делу – время, потехе – час»

Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Беседа и показ слайдов на тему: Музыкальные инструменты нашего края.

Прослушивание мелодии каждого инструмента.

Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла».

Д/игра: «Найди инструмент по мелодии».

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

Просмотр фотографий с предметами быта прошлого времени.

Д/игра: «Что лишнее?»

Знакомство с русским фольклором.

Чтение сказок, былин, пословиц и поговорок.

Беседа с детьми о прочитанном.

Апрель

59-66

Старинные ремесла и промыслы русского народа

Познакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Ткачество и кружевоплетение:

- «Павлово-Посадские шали»

- «Валяние валенок»

- «Оренбургский пуховый платок»,

- «Вологодское кружево» и прочее  - рассказы и показ слайдов. 

Резьба по кости и дереву:

-  «Шемогодская резная береста» - рассказ и показ слайдов.

- «Хотьковская резьба по дереву» - рассказ с показом фотографий.

- «Холмогорская резьба по кости» - рассказ и показ слайдов.

Роспись:

- «Жостовская роспись» -  рассказ и показ слайдов.

Прорисовывание с детьми отдельных элементов жостовской росписи.

- «Городецкая роспись» - беседа с детьми о городецкой росписи. Рисование с детьми узоров.

- «Хохлома» - рассказ о хохломской росписи и хохломских мастерах. Прорисовывание с детьми отдельных элементов хохломской росписи. Показ фотографий.

- «Гжель» - беседа о гжельских мастерах. Рисование с детьми гжельских узоров. Показ фотографий.

- «Палехская миниатюра» - рассказ и показ слайдов.

Выставка рисунков.

Гончарный промысел:

Знакомство детей с гончарным делом русского народа. Показ слайдов.

Кузнечное дело:

Знакомство детей с кузнечным делом на Руси. Показ слайдов.

Май

67-70

Старинные ремесла и промыслы русского народа (продолжение)

Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства. Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Русская игрушка:

- «Дымковская игрушка» - рассказ и показ слайдов.

– «Матрешка» - беседа с детьми о происхождении матрешки, ее особенностях, рассказ о воронежской матрешке.

- «Кукла-оберег» - показ слайдов, дети делают куклу дома.

- «Тульский пряник и самовар» - беседа с детьми о тульском прянике и тульском самоваре. Их особенности. Показ слайдов.

- «Гусевской хрусталь» - беседа с показом фотографий.

- Изготовление ложек, икон и прочее – рассказ  с рассмотрение фотографий.

71-72

Промыслы и ремесла Воронежской земли

Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесел воронежского края. Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Рассказы о Воронежских конфетах, рамонской свистульки, орловском рысаке, кораблестроении и др. с показом фотографий.

Сельское хозяйство в Воронежской области – рассказ и показ фотографий. 

Д/игры, викторина, конкурсы на тему: «Старинные ремесла и промыслы»

73

Подведение итогов

Проверка уровня знаний по пройденному блоку: «Путешествие в историю»

Д/игры, викторины, карточки, вопросы-ответы.

Подведение итогов по конкурсам.

Подготовительная группа – 75 занятий

Наш край сегодня

Сентябрь

1

Вводное занятие

Повторение ранее изученного материала

Игровые ситуации, беседы с детьми, проверка уровня знаний по пройденным темам в прошлом году

2

Улицы нашего города

Сформировать представление об улицах родного города.

Закрепить знание домашнего адреса.

Знакомство с главными улицами города Воронежа.

Показ слайдов.

Беседа с детьми о домашнем адресе.

Д/игра: «Волшебные картинки улиц нашего города»

3

Транспорт нашего города

Расширить у детей представления об общественном транспорте родного города.

Учить различать транспорт по назначению.

Беседа о транспорте нашего города. Для чего он нужен.

Игровая ситуация: «Что будет если не будет транспорта?».

Рассказ о строительной технике.

Д/игра: «Транспорт и его назначение»

4-5

Современная архитектура города Воронежа

Формировать представления об архитектуре родного города, о строительной технике и инструментах.

Показ слайдов и фильмов о Воронеже и его современной архитектуре.

Игра: «Построй свой дом» с помощью конструкторов и кубиков.

6-7

Любимые места отдыха горожан

Привязать любовь и гордость к своему городу, воспитывать интерес к городу, понимание его красоты и величия.

Показ слайдов и беседа на тему: «Мое любимое место отдыха» (парки, скверы, торговые центры и пр.).

Д/игра: «Где ты живешь?»

8-9

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего региона

Учить детей классифицировать здания по назначению, по материалу, из которого они построены (находить сходство о отличие зданий).

Рассказ и показ фотографий о промышленных зданиях нашего города.

Рассказ о сельскохозяйственных предприятиях. Показ фотографий.

Беседа на тему: «Для чего нужны эти здания»

Октябрь

10-11

«Что дает наш край стране?»

Сформировать у детей интерес к сельскому хозяйству.

Научить детей отличать культурные растения от сорняков.

Приучать детей к оказанию помощи взрослым

Беседа об урожае, о сельском хозяйстве.

Беседа и показ слайдов: «Культурные растения и сорняки»

Поделки из даров природы.

12

Социальные и культурные здания нашего города

Учить детей классифицировать здания по назначению, по материалу, из которого они построены (находить сходство о отличие зданий).

Беседа и показ слайдов о социальных и культурных зданиях города Воронежа.

13

Экскурсия в библиотеку № 34 города Воронежа

Сформировать представления об улицах и зданиях, находящихся рядом с детским садом.

Целевая прогулка до библиотеки.

14

«Где работают наши мамы и папы?»

Сформировать представления о профессиях.

Беседы с детьми о том, где работают их родители и в чем заключается их работа.

Рисунки детей: «Мой папа (мама) на работе».

15

Наш детский сад «№ 31 города Воронежа

Воспитать интерес к детскому саду, воспитателям, ровесникам.

Рассказать и показать слайды о нашем детском саде.

Беседа о профессии: «Воспитатель».

16

Массовые городские мероприятия

Углубить знания детей и расширить кругозор о мероприятия, проходящих в нашем городе.

Речевое развитие.

Рассказать для чего они нужны.

Рассказы детей, о мероприятиях, на которых они были.

17-18

«Современный облик города»

Закрепить знания о достопримечательностях города, знаменитых людях, которые жили в нашем городе.

Викторина, д/игры.

Конкурс рисунков: «Наш край сегодня».

Их именами славен край

Ноябрь

19-20

Их помнит Россия

Подвести к пониманию, что воронежцы хранят память о выдающихся людях нашего края.

Беседа о выдающихся земляках Воронежской области, их биография.

Просмотр слайдов.  

21-22

Памятные даты города Воронежа во времена ВОВ 1941-1945 гг.

Формировать представления о главных событиях нашего города и области.

Рассказы и просмотр фотоиллюстраций на темы:

«Освобождение города Воронежа»

«Битва в Прохоровке»

«Курская дуга» и др.

23-24

Боевые герои нашего региона

Воспитывать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожим на них.

Рассказ о биографии и показ фотографий наших земляков, участвовавших в ВОВ.

25-26

Места боевой славы города Воронежа и Воронежской области

Познакомить детей с мемориалами и музеями нашего города.

Рассмотрение фотографий, фильмов о памятниках, архитектурных сооружениях, парках и скверах победы.

Д/игра с показом карточек мест боевых действий.

Декабрь

27-28

«Их помнит Воронеж»

Формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, ракетчики, пехотинцы, моряки), об армии, службе в мирное время.

Беседа с показом слайдов о родах войск.

Знакомство с формой разных военных войск.

Оформление папки: «Их именами славен край»

29

«По местам боевой славы»

Проверка уровня усвоенного материала

Итоговая викторина.

Работа с карточками и фотографиями.

30-31

«Они сражались за Родину»

Сформировать представления о страшных событиях в годы войны.

Вызвать чувства сопереживания за героев фильма и произведений художественной литературы.

Просмотр фильмов о войне для дошкольников.

Чтение стихов о войне, героях.

Беседа с детьми о чувствах, которые они пережили, когда смотрели фильм и слушали художественную литературу.

Встречи с прекрасным

32-36

Народно-прикладное искусство

Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Повторение с детьми тем: «Народная игрушка, кружевоплетение, вышивка, шитье, вязание, ткачество, изготовление ковров, плетение из лозы (из бересты), гончарное дело, резьба по дереву, роспись».

Работа с картинками, слайдами. Вопросы-ответы.

Рассказ о мастерах народно-прикладного искусства.

Ткачество и кружевоплетение:

Рассказ о видах пряжи, ответить для чего какая пряжа нужна.

Виды рисунков (схемы).

Набор петель спицами и крючком.

Конкурс рисунков: «Мой платочек»

Показать приемы вышивки. Вышить рисунок.

Январь

37-42

Народно-прикладное искусство (продолжение)

Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Гончарное дело:

Лепка из пластилина посуды, игрушек.

Конкурс поделок из пластилина на заданную тематику.

Русская игрушка:

«Матрешка» - аппликация.

Кукла из ниток, тряпок – дети делают сами

Выставка поделок: «Игрушка своими руками».

Февраль

43-48

Народно-прикладное искусство (продолжение)

Познакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом.

Роспись:

«Жостовская роспись» -  прорисовывание с детьми отдельных элементов жостовской росписи.

«Городецкая роспись» - рисование с детьми узоров.

«Хохлома» - прорисовывание с детьми отдельных элементов хохломской росписи.

«Гжель» - рисование с детьми гжельских узоров.

«Палехская миниатюра» - прорисовка отдельных узоров.

Роспись ложек

Выставка рисунков.

49

Чаепитие

Выяснить уровень знаний по пройденным темам в дружеской обстановке.

Чаепитие с тульским пряником. Беседа о русских традициях, ремеслах.

Подведение итогов по пройденной теме.

Март

50-54

Живопись нашего края

Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям искусства.

Биография местных знаменитых художников, их фотографии. Показ слайдов.

Беседа о картинах с детьми, дети выражают свои чувства.

Конкурс рисунков разными методами: «С чего начинается Родина», «Мой родной уголок», «Моя семья», «Русские народные праздники».

Игры и викторины по теме.

55-58

Поэзия нашего края

Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Рассказать о поэтах нашего региона, показать их фотографии.

Изучить поэзию местных поэтов.

Чтение стихов, прозы детям под легкую музыку.

Дети выражают свои эмоции рассказами в ходе беседы.

Конкурс чтецов.

Апрель

59-66

С песней по жизни

Познакомить детей с творчеством местных музыкантов.

Расширить кругозор у детей.

Развитие речи.

Художественное и эстетическое развитие.

Показ слайдов с фотографиями местных музыкантов

Рассказать о биографии музыкантов.

История возникновения песни.

Виды инструментов.

Виды песен. Их отличия.

Разучивание русских народных песен.

Разучивание танцев

Май

67-74

Сказка нам жить помогает

Познакомить с нашими земляками-писателями и их произведениями.

Расширить кругозор детей.

Сформировать представления о сказках и рассказать для чего они нужны.

Рассказ детям о происхождении сказки.

Рассказ о писателях нашего региона и их произведениях.

Чтение сказок и беседа об их содержании.

Пересказ прочитанной сказки.

Постановка русской народной сказки.

Нарисовать любимого героя из сказки.

Просмотр мультиков о городе Воронеже, беседа о его главных героях.

75

Викторина «Встречи с прекрасным»

Диагностика полученных знаний

Вопросы – ответы по темам.

Викторина, д/игры, подведении итогов в конкурсах.

                 


Список используемой литературы

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.
  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
  3. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «Детство».  С-Петербург «Детство-пресс», 2013.
  2. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, «Учитель» 2013.
  3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
  4. Грибова Л.Ф. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 5-7 лет Москва, Т.Ц. «Сфера»  2013.
  5. Жариков А. Д. Растите детей патриотами М., 2010.
  6. Жуковсеая Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. , Родной край. М., 2010.
  7. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2010.
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.  «Издательство скрипторий» 2012.
  9. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с.
  10. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в Воронежской области.  Ярославль,ГОАУ ЯО ИРО, 2011.
  11. Кокуева Л.В. Приобщение к культурному наследию: методическое пособие.  Москва, 2014.
  12. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие.  Москва, 2014.  
  13. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М., 2012.
  14. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам национальной культуры.  С-Петербург «Детство-пресс», 2010.
  15. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 224с.
  16. Морохина Р. Т. Легенды и предания о Воронеже.
  17. Пытков Р. Н.История Воронежа. 2013.
  18. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  19. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2012.
  20. В поисках исторических корней нашего города. Воронеж. 2015
  21. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2014. - 219 с.
  22. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014. - 400с.
  23. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.


Приложения


Приложение 1

График работы кружка

День недели

Время

Вторник

16.35-17.05

Четверг

16.25-16.55


Приложение 2

Список детей

1

Алянов Саша

2

Астапенко Алиса

3

Глотова Катя

4

Гуньков Саша

5

Казанкова Алина

6

Кольцова Марина

7

Коротких Кирилл

8

Кудинова Олеся

9

Покусаева Ангелина

10

Чукашова Саша

11

Шишкина Вика

12

Шишкина Ксюша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)

Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...

Проект "Мне посчастливилось родиться на Руси"

Познавательный нравственно-патриотический проект для дошкольников старшего возраста. Познакомит детей с бытом и культурой русского народа....

Интегрированная деятельность в форме посиделок «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (6-7 лет)

На широкой Руси нашей матушкеКолокольный звон разливается,А у нас в этом зале, ребятушки,Праздник славный сейчас начинается...

"Мне посчастливилось родиться на Руси"

Праздник приобщение детей к истокам русского народного творчества, закрепление традиций, обрядов....

Проект: «Мне посчастливилось родиться на Руси».

Проект: «Мне посчастливилось родиться на Руси»....

" Нам посчастливилось родиться на Руси !"

Нравственное-патриотическое воспитание детей...