Программа дополнительного образования «Нам посчастливилось родиться на Руси»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Программа по кружковой работе "Нам посчастливилось родиться на Руси" - патриотическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружковая работа - патриотическое воспитание | 85.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 31»
Утверждаю:
Зав. МБДОУ ЦРР – д/с №31
Колесникова Е.И.:________
Программа дополнительного образования
«Нам посчастливилось родиться на Руси»
Рекомендована для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Направленность – социально-педагогическая
Срок реализации: 2 года
Разработала: воспитатель
Железняк Юлия Александровна
г. Воронеж 2015 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….…….……………………………………………………...3
- Цели и задачи программы дополнительного образования………………………………………………………………7
- Основные направления программы: содержание, формы и методы работы по реализации программы дополнительного образования………………………………………………………………………………………………………….9
- Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования…………………………………………...16
- Календарно-тематическое планирование...……………………..……………………………………………………….22
Список использованной литературы……………….…………………………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………37
Приложение 1. График работы кружка
Приложение 2.Список детей
Пояснительная записка
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!».
С.А. Есенин
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Дополнительная образовательная программа «Нам посчастливилось родиться на Руси» разработана с учетом социокультурных, исторических, географических, природных особенностей города Воронежа и Воронежской области.
Введение в основную общеобразовательную программу регионального компонента предусматривает приобщение ребенка к малой родине: культурному наследию, народным традициям, природе родного края. Отражая своеобразие прошлого и настоящего времени, оно способствует реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Программа дополнительного образования (кружка) «Нам посчастливилось родиться на Руси» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно-патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной групп (5-7) лет и рассчитана на 2 года обучения.
Содержание программы может быть успешно реализовано путем интеграции всех образовательных областей, т.к. краеведческий материал является основой для осуществления разнообразной совместной деятельности.
Комплексно-тематическое планирование обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность работы по всем направления программы, способствует эффективному усвоению детьми знаний о родном крае.
Использование регионального компонента определяет содержание работы по следующим взаимосвязанным между собой направлениям:
1. Природа родного края.
2. Путешествие в историю.
3. Наш край сегодня.
4. Их именами славен край.
5. Встречи с прекрасным.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
1.Культурологический подход: подчеркивает ценность уникальности пути развития своего региона.
2. Интеграция знаний: обеспечивает отбор информации и содержания краеведческого материала.
3.Единство интеллектуального и эмоционального развития: означает
построение работы от познавательного процесса к продуктивной, творческой
деятельности.
4. Динамика преемственных связей: учитывает специфику социального опыта детей на каждой возрастной ступени.
5. Личностно-ориентированный подход к ребенку: реализуется
в руководстве разными видами совместной деятельности.
6. Сотрудничество детского сада, семьи, учреждений культуры и дополнительного образования города.
Программа предъявляет определенные требования к организации предметно-развивающей среды.
Предполагается оформление в группе центра краеведения, содержание которого должно отражать историческое прошлое и современный облик родного края.
Необходимо наличие широкого спектра иллюстраций, фотографий, макетов, альбомов с видами, достопримечательностями города, образцами народных промыслов, изображением пейзажей.
Материал должен периодически обновляться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Реализация программы предполагает осуществление непосредственно образовательной, проектной деятельности, организацию целевых прогулок, экскурсий, а также участие детей в массовых городских мероприятиях.
Программа дополнительного образования «Нам посчастливилось родиться на Руси» создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса и любви к своей малой родине.
- Цели и задачи программы дополнительного образования
Цель программы
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории родного города, истории народа родного края, знакомства с их прошлым и настоящим.
Задачи программы
Педагогическая цель программы дополнительного образования достигается решением следующих задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.);
- развитие интереса, уважения и симпатии к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм народов нашего региона;
- знакомство с региональными символами: флагом, гербом, гимном;
- развитие познавательного интереса к окружающему миру;
- организация общественно-полезной деятельности на благо своей малой родины;
- развитие у дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
- развитие способностей чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее;
- знакомство детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
- Основные направления программы: содержание, формы и методы работы по реализации дополнительной образовательной программы
Содержание программы:
1. Природа родного края
Географическое положение и природные богатства.
- Экскурсии вокруг детского сада, в парк.
- Изучение ландшафта нашего края.
- Рассматривание картин - пейзажей местных художников (Е.Д. Щеглова, Н. Игнатова, А. Давыдова,В. Довбенко и др.)
- Изучение природных богатств нашего региона.
- Рассказать о водоемах нашего края.
- Сделать макет карты Воронежа и Воронежской области.
- Оформление альбома, фотовыставки « Черноземье – край родной».
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Месторасположение и ландшафт нашего края».
- Игры, викторины, конкурсы, поделки.
Фенологические наблюдения.
- Ведение календаря природы.
- Беседы о сезонных изменениях в природе («Идет волшебница-зима», «Шаги весны», «В гостях у лета красного», «Снова осень стоит у двора»).
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Времена года».
- Игры, викторины, конкурсы, поделки.
Животный мир.
- Беседы «О друзьях-животных нашего края».
- Акции «Поможем животным (птицам).
- Чтение стихов о животных, отгадывание загадок.
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Животный мир нашего региона».
- Игры, викторины, конкурсы, поделки.
Растительный мир.
- Беседы «Удивительный мир растений нашего края».
- Оформление гербария «Зеленая аптека».
- Участие в выставках: «Цветочное царство», «Природа и фантазия», «Дары природы».
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Растительный мир нашего региона».
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Трудовая деятельность в природе.
- Озеленение и благоустройство двора, участка.
- Акция «Чистый город», «Поможем Воронежу».
Обобщение изученного материала
- Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
2. Путешествие в историю
Наш край в далеком прошлом.
- Рассказ о происхождении человека.
- Беседы о возникновении города и его названия.
- Чтение: «Легенды и сказания Воронежского края», чтение литературы о нашем крае.
- Рассматривание иллюстраций и фотоматериалов по теме: «Наш край в далеком прошлом».
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Старинная архитектура нашего города.
- Резьба по дереву, «металлические кружева», лепной промысел, культовая архитектура.
- Рассматривание фотоматериалов, иллюстраций «Архитектура Воронежские земли в прошлом».
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Труд людей.
- Старинные ремесла и промыслы: столярное, кузнечное, гончарное, портное, кожевенное, сапожное, валяльное, свечное, кораблестроительное, колокололитейное, иконописное нашего края.
- Сельское хозяйство: огородничество, овчинно-меховой, льняной промыслы.
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Ремесла нашего края»
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Быт и традиции. Народные праздники.
- Игровые интегрированные занятия.
- Беседы о традициях, обычаях, предметах обихода, костюмах старины.
- Предпраздничные посиделки.
- Участие в городских праздничных гуляниях. (Ярмарка, Новый год, Масленица и др.).
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Быт и традиции. Народные праздники нашего края»
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Обобщение изученного материала
- Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
3. Наш край сегодня
Современный облик города.
- Улицы города и их названия. Транспорт.
- Современная гражданская архитектура.
- Любимые места отдыха горожан.
- Беседа: «История нашего детского сада с момента его основания».
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Современный облик города Воронежа»
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
- Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего региона.
- Беседы: «Что дает наш край стране», «Где работают наши мамы (папы)».
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего региона».
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Социальная и культурная инфраструктура.
- Здания социальной и культурной инфраструктуры города Воронежа.
- Беседа о культурных и социальных зданиях, расположенных рядом с домом и садом.
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Социальная и культурная инфраструктура города Воронежа»
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Культурная жизнь современного города.
- Массовые городские мероприятия: «Спортивные праздники, день Города, Масленица, Фестивали и др.».
- Участие в культурных мероприятиях нашего города.
Обобщение изученного материала
- Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
4. Их именами славен край
Их помнит Россия.
- Беседы о выдающихся земляках (Биографическая справка, фотоиллюстративный материал).
- Оформление папки-передвижки «Их именами славен край» (для родителей).
- Игры, викторины, конкурсы.
Они сражались за Родину.
- Беседы с детьми и рассказы на темы:
- памятные даты (освобождение Воронежа, битва в Прохоровке и др.);
- боевые герои нашего региона;
- места боевой славы города Воронежа и Воронежской области;
- памятники, архитектура и парки победы нашего города;
- стела погибшим воинам и мемориал воинам и др.
- Участие в митинге, посвященному дню Победы (наблюдение выступлений, встречи с ветеранами войны, минута молчания, возложение цветов).
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Они сражались за Родину».
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Обобщение изученного материала
- Повторение пройденных тем. Подведение итогов.
5. Встречи с прекрасным
Народно-прикладное искусство.
- Народная игрушка, кружевоплетение, вышивка, шитье, вязание, ткачество, изготовление ковров, плетение из лозы (из бересты), гончарное дело, резьба по дереву, роспись.
- Знакомство с творчеством местных мастеров-умельцев.
- Посещение экспозиций и выставок с родителями.
- Участие в городских конкурсах.
- Рассматривание фотоматериалов по теме: «Народно-прикладное искусство».
- Игры, викторины, конкурсы, поделки своими руками.
Живопись.
- Знакомство с творчеством местных художников.
- Конкурс рисунков на тему: «С чего начинается Родина?».
Поэзия.
- Знакомство с творчеством местных поэтов.
- Конкурс чтецов. Стихи о родном крае, родине.
- Экскурсия в библиотеку.
Музыка.
- Знакомство с творчеством музыкальных коллективов и исполнителей песен нашего региона.
- Посещение концертов, творческих вечеров, праздничных городских мероприятий (работники детского сада, родители).
- Разучивание песен о родном крае, Родине.
Народный театр.
- Посещение театральных представлений (детский сад, с родителями).
- Постановка русской народной сказки с детьми.
- Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования
Критерии освоения программы дополнительного образования
После освоения программы дополнительного образования «Нам посчастливилось родиться на Руси» воспитанники старшей и подготовительной групп должны знать:
- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;
- правила поведения на занятиях, экскурсиях, в походах;
- правила общения;
- о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
- знать о ценностном отношении к истории и культуре;
- осознать свою причастность к истории, понять, что и они являются носителями исторической памяти;
- познакомиться с благородными образцами служения Отечеству;
- знать о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;
- о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;
- культурные традиции прошлого и настоящего своего народа;
- символику нашего края;
- выдающихся земляков;
- историю своего имени, семьи, посёлка, края;
- культурные и промышленные предприятия;
- профессии нашего региона;
- растительный и животный мир края;
- названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры, историю возникновения и развития г. Воронежа.
Уметь:
- анализировать и систематизировать полученные умения и навыки;
- сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах деятельности,
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
- проявлять интерес к истории, быту, традициям русского народа и малых народов нашего края;
- соблюдать дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т. д.);
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку воспитателя, товарища, родителя и других людей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- готовить небольшие сообщения, доклады, рассказывать об истории семьи, посёлка, края;
- подводить самостоятельный итог занятия;
- различать особенности природы, достопримечательности, культуру и традиции нашего края от других регионов.
Основные формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Игры с предметами (игрушками)», «Настольно-печатные игры», «Словесные игры» и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Творческие игры.
- Оформление дидактических игр: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др..
Познавательное развитие:
- Экскурсии по городу, в библиотеку.
- Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек.
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Воронеж – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Воронежский край!», «Возникновение города Воронежа. Его история», «Воронежцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи» и др..
- Просмотр видеофильмов «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия», «Народные традиции, быт и культура», «Наш Воронеж», и др..
- Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
Продуктивная деятельность:
- Аппликация, лепка, конструирование, поделки на тему: «Народное творчество Воронежского края», «Животные и птицы Воронежского края», «Культура и быт нашего региона» и др..
- Создание папки рисунков «Воронежский край - глазами детей и родителей».
- Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем» и др..
- Оформление фотоальбома «Воронеж – капелька России».
Развитие речи:
- Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок -Воронеж», «Моя семья», «Мои любимые места» и др..
- Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Мы – дружная семья», «Мы рождены в России» и др..
Ознакомление с художественной литературой:
- Знакомство с творчеством писателей, художников и музыкантов нашего края.
- Разучивание стихов, песен о Родине, родном крае, семье.
- Изучение праздников, потешек, рассказов, стихов, сказок, поговорок наших прадедов.
Музыка:
- Занятие – игра: «Знакомство с играми и песнями бабушек и дедушек нашего края», «Пришла коляда накануне Рождества», «Мы играем в оркестр народных инструментов» и др..
- Разучивание песен наших прадедов.
- Оформление музыкального уголка в русских традициях.
Формы и методы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы.
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной».
- Изготовление семейных альбомов, оформление своей родословной.
- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта.
- Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
- Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Птицы родного края», «Природа нашего края» и др.
- Информация для родителей «История родного города», и т.д.
Уровни освоения программы
Низкий. Не сформировано представление о местоположении города и его главной реке. Ребенок испытывает трудности в ответе о родственных связях, не знает свой адрес, адреса родственников. Не может назвать профессии родителей. Выражено отставание в понимании компонентов трудового процесса (построение наглядно-схематических и мысленных моделей: профессия – цель труда - материал – инструменты – результат труда).
Отставание в знаниях по изученным блокам, хотя ребенок имеет представления об отдельных темах. Не может отразить изученную тему в игровой и продуктивной деятельности.
Средний. Сформировано представление о том, что город является малой Родиной. Ярко выражено стремление к самостоятельности в получении знаний. Ребенок различает большое число объектов расположенных в нашем городе. Вычленяет характерные и существенные признаки предметов под руководством воспитателя. Знает и различает исторические и культурные объекты. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства, но недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники. Стремится аргументировать свои суждения. Располагает некоторыми сведениями о транспорте и его значении для жителей города. Знает правила уличного движения.
Высокий. Ребенок самостоятельно может рассказать о городе, в котором родился и живет. Осознает значение культурных и исторических объектов в истории нашего города. Знает правила уличного движения. Выражает стремление к экспериментированию, познанию, творчеству. Ребенок знает основные объекты живой природы нашего города и значение труда взрослых по благоустройству. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой. Познавательное отношение к миру устойчиво. Охотно вступает в общение. Отличается высокой речевой активностью. Умеет сам выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров в игровой и продуктивной деятельности по изученному материалу.
- Календарно-тематическое планирование
Название блока | Месяц | № занятия | Тема занятия | Цели занятия | Содержание занятия |
Старшая группа – 73 занятия | |||||
Природа нашего края | Сентябрь | 1 | Вводное занятие | Ознакомление с планом занятий. | Рассказать детям о темах, которые мы будем изучать в течение года. Раскрыть понятия: Родина, родной край, Русь, дом, семья. |
2-3 | Знакомство с родным краем | Сформировать представление о Воронеже и Воронежской области. | Беседа с показом альбома с фотографиями Воронежа (изображение сада, домов, улицы, зданий). Показ карты Воронежской области. | ||
Продолжить знакомство с родным городом, улицами, на которых расположен детский сад. | Целевая прогулка по ближайшим улицам, вокруг сада. Беседа о названиях улиц, знакомство с местностью, на которой расположен детский сад. | ||||
4-5 | Географическое положение нашего края | Сформировать элементарные представления о климате, месторасположении города Воронежа и области, об особенностях нашей земли. | Рассказ детям о том, в каком местности расположен наш город. Рассказ о почвах Воронежской области. Рассказ о климате нашего региона. | ||
6-7 | «Черноземье – край родной!» | Формирование познавательного интереса к географическому положению Воронежского края. Художественное творчество. | Аппликация, рисование к Дню города. Оформление альбома: «Мой Воронеж». Фотовыставка: «Мой дом». Оформление макета города Воронежа и Воронежской области (с помощью родителей) | ||
8-9 | Символика Воронежской земли | Познакомить детей с гербом и флагом нашего города. Развить интерес к символике города. Воспитывать умение слушать и не перебивать говорящего. | Рассказ детям о флаге, гербе нашего города и областей. Показ слайдов: «Символики Воронежа и Воронежской области» Д/игра: «Собери герб Воронежа и раскрась». | ||
Октябрь | 10-11 | Природа Воронежского края | Познакомить детей с природой города и села нашего края. Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа с детьми о природе нашего края. Беседа о сезонных изменениях: «Идет волшебница зима», «Шаги весны», «В гостях у лета красного», «Снова осень стоит у двора». Отгадывание загадок о природных явлениях. Игра: «Собери картинку», «Волшебный сундучок» | |
12-13 | «Знай и люби родную природу» | Вызвать желание больше узнать об особенностях природы нашего края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Чтение книг, стихов о природе. Показ слайдов: «Природа Воронежской земли» Рассмотрение картин-пейзажей местных художников. | ||
14 | Праздники осени | Знакомство детей с древними праздниками на Руси. | Рассказ о празднике «Осенины». Дидактические игры. | ||
15 | «Дары осени» | Художественное творчество. | Выставка работ: «Дары природы» - поделки из фруктов и овощей к празднику. | ||
16-17 | Водные ресурсы нашего края | Дать представление о водоемах Воронежа и Воронежской области. Развивать мыслительные операции (обобщение, классификация). | Рассказ детям о водоемах города Воронежа и Воронежской области. Показ слайдов и фотографий рек нашего края. Дидактические игры. | ||
Ноябрь | 18-20 | Растительный мир нашего региона | Расширить у детей представления о деревьях и кустарниках, о лекарственных растениях нашего региона. Систематизировать полученные знания о растительном мире нашего края. Развивать мыслительные операции (обобщение, классификация). Воспитывать умение слушать, не перебивать говорящего. | Рассказ детям, о видах деревьев, кустарников, растущих в нашем регионе. Показ слайдов: «Деревья и кустарники Воронежской области». Игра: «Чей это лист?». | |
Рассказ детям о видах растений, растущих в нашей местности. Беседа о лекарственных растениях. Показ слайдов: «Растения и лекарственные травы Воронежской области». Игра: «Угадай растение». | |||||
Отгадывание загадок о растениях. Оформление гербария: «Зеленая аптека». Выставка работ - аппликаций на тему: «Цветочное царство» | |||||
21-23 | Животный мир нашего региона | Расширить у детей кругозор о животных и птицах, живущих в нашем регионе. Систематизировать полученные знания о животном мире нашего края. Развивать мыслительные операции (обобщение, классификация). Эстетическое воспитание. | Беседа с детьми о животных, обитающих в нашем краю. Показ слайдов: «Животный мир нашего региона» и отгадывание загадок о животных. Игра: «Кто где живет?» | ||
Рассказ детям о птицах, проживающих в нашем регионе. Отгадывание загадок о птицах и показ слайдов: «Птицы нашего края» Игра: «Отправь птиц домой». | |||||
Викторина: «Животные наши друзья» Д/игра: «Отгадай-ка». Работа с иллюстрациями и чтение стихов о животных и птицах. | |||||
24-26 | Природа ближайшего окружения | Закрепить представления о природных особенностях родного края. Систематизировать знания о лесах, реках, растениях и животных. | Занятие построено в виде викторины: «Я познаю мир». Ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями. Прослушивание музыки: «Звуки природы». «Голоса животных» - дети отгадывают, чей это голос. Выставка рисунков на тему: «Природа и фантазия». | ||
Декабрь | 27-29 | Природные богатства нашего края | Сформировать представления о природных ископаемых нашей земли. Закрепить знания о природных ископаемых нашей земли. | Рассказ детям о полезных ископаемых. Раскрыть понятие «Природные богатства». Показ слайдов: «Природных богатств нашего края». | |
Беседа: «Природные богатства – для чего нужны, их применение в быту». Отгадывание загадок по теме. | |||||
30 | «Чистый город» | Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. | Выставка поделок из бросового материала. | ||
31 | «Что ты знаешь о своей Родине?» | Проверка знаний по пройденному блоку: «Природа родного края». | Викторины, тесты, Д/игры, загадки, вопросы по пройденным темам. Подведение итогов по конкурсам рисунков, поделок и аппликаций. Выявление уровня освоенных знаний у детей. | ||
Путешествие в историю | 32-33 | Появление человека на территории Воронежского края | Развивать интерес и уважение к истории и культуре своего народа. | Рассказ о племенах и народах, проживающих на территории нашего края в далеком прошлом. Раскрыть понятие племени. | |
Рассказ о славянах, отличительных чертах этой нации от других. Ответы на вопросы. | |||||
34 | Основание Воронежа | Развивать способность осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого и настоящего. | Беседа и показ слайдов про основание Воронежа. Рассказ о происхождении Воронежа от уезда к области. Рассматривание иллюстраций и фотоматериалов по теме: «Наш край в далеком прошлом». | ||
35 | Воронеж - Колыбель русского флота | Развить и углубить знания об истории Воронежской области | Рассказ о Петре I. Объяснить детям почему Воронеж называют «Колыбель Флота». История возникновения флота. Показ слайдов: «Воронеж – колыбель флота» | ||
Январь | 36-40 | Знаменитые места Воронежской области | Развитие духовных ценностей, которые проявляются на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций. | Рассказ с показом слайдов: «Дивногорье» | |
Рассказ с показом слайдов: «Рамонский замок» | |||||
Рассказ с показом слайдов: «Музей заповедник – Костенки» | |||||
Рассказ с показом слайдов: «Хреновской конный завод» | |||||
Рассказ с показом слайдов: «Музей – усадьба Д.В. Венивитонова» | |||||
Рассказ с показом слайдов: «Костомарово» | |||||
41 | Легенды и сказания Воронежского края | Формирование познавательного интереса к легендам нашего края. | Чтение литературы о нашем крае | ||
42 | Отечественная война 1812 года | Формировать у дошкольников чувства гордости за героическое прошлое своей Родины | Рассказ о боевых действиях в годы первой Отечественной войны 1812 года | ||
Февраль | 43-48 | Великая отечественная война 1941-1945 года | Воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях. Формировать у детей чувства гордости за героическое прошлое своих земляков. | Рассказ о боевых действиях в годы второй Мировой войны 1941-1945 годах. | |
Воронежская «Катюша» и «Штурмовик Ил-2» | |||||
Показ слайдов под музыку на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто». | |||||
Чтение стихов о войне, подвигах. | |||||
Поделки к дню Защитника отечества. | |||||
49 | Старинная архитектура нашего города | Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. Расширить кругозор у детей. | Изучить старинную архитектуру нашего города, с помощью фотографий, иллюстраций на тему: «Архитектура Воронежской земли в прошлом». Знакомство детей с культовой архитектурой (резьбой по дереву, «металлическим кружевом», лепниной), применяемой в прошлом | ||
Март | 50-51 | Традиции Воронежского края | Развить интерес и углубить знания о традициях русского народа и народных праздниках. Развитие духовных ценностей, которые проявляются на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций. | Беседа с детьми о календарных и обрядовых праздниках на Руси. Празднование масленицы, Рождества, Ивана Купала, свадьбы и др. Рассматривание фотоматериалов на тему: «Быт и традиции русского народа». | |
52-53 | Национальный костюм | Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладным творчестве. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку. | ||
Рассказ и показ слайдов на тему: «Русский национальный костюм» и «Воронежский народный костюм». Его особенности. Показ слайдов: «Национальные костюмы народов». Д/игра: «Чей костюм?», «Собери и раскрась» | |||||
54 | Национальная кухня | Учить детей применять полученные знания непосредственно в той или иной деятельности (художественное творчество, социально – личностные отношения, игровая деятельность). | Беседа с детьми об особенностях национальной кухни. Показ слайдов с фотографиями русских национальных блюд. Правила подачи блюд. Д/игра: «Приготовь и накорми». | ||
55-58 | «Делу – время, потехе – час» | Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски). Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. | Беседа и показ слайдов на тему: Музыкальные инструменты нашего края. Прослушивание мелодии каждого инструмента. Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла». Д/игра: «Найди инструмент по мелодии». | ||
Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Просмотр фотографий с предметами быта прошлого времени. Д/игра: «Что лишнее?» | |||||
Знакомство с русским фольклором. Чтение сказок, былин, пословиц и поговорок. Беседа с детьми о прочитанном. | |||||
Апрель | 59-66 | Старинные ремесла и промыслы русского народа | Познакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда. | Ткачество и кружевоплетение: - «Павлово-Посадские шали» - «Валяние валенок» - «Оренбургский пуховый платок», - «Вологодское кружево» и прочее - рассказы и показ слайдов. Резьба по кости и дереву: - «Шемогодская резная береста» - рассказ и показ слайдов. - «Хотьковская резьба по дереву» - рассказ с показом фотографий. - «Холмогорская резьба по кости» - рассказ и показ слайдов. | |
Роспись: - «Жостовская роспись» - рассказ и показ слайдов. Прорисовывание с детьми отдельных элементов жостовской росписи. - «Городецкая роспись» - беседа с детьми о городецкой росписи. Рисование с детьми узоров. - «Хохлома» - рассказ о хохломской росписи и хохломских мастерах. Прорисовывание с детьми отдельных элементов хохломской росписи. Показ фотографий. - «Гжель» - беседа о гжельских мастерах. Рисование с детьми гжельских узоров. Показ фотографий. - «Палехская миниатюра» - рассказ и показ слайдов. Выставка рисунков. | |||||
Гончарный промысел: Знакомство детей с гончарным делом русского народа. Показ слайдов. | |||||
Кузнечное дело: Знакомство детей с кузнечным делом на Руси. Показ слайдов. | |||||
Май | 67-70 | Старинные ремесла и промыслы русского народа (продолжение) | Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства. Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда. | Русская игрушка: - «Дымковская игрушка» - рассказ и показ слайдов. – «Матрешка» - беседа с детьми о происхождении матрешки, ее особенностях, рассказ о воронежской матрешке. - «Кукла-оберег» - показ слайдов, дети делают куклу дома. | |
- «Тульский пряник и самовар» - беседа с детьми о тульском прянике и тульском самоваре. Их особенности. Показ слайдов. - «Гусевской хрусталь» - беседа с показом фотографий. - Изготовление ложек, икон и прочее – рассказ с рассмотрение фотографий. | |||||
71-72 | Промыслы и ремесла Воронежской земли | Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесел воронежского края. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда. | Рассказы о Воронежских конфетах, рамонской свистульки, орловском рысаке, кораблестроении и др. с показом фотографий. Сельское хозяйство в Воронежской области – рассказ и показ фотографий. Д/игры, викторина, конкурсы на тему: «Старинные ремесла и промыслы» | ||
73 | Подведение итогов | Проверка уровня знаний по пройденному блоку: «Путешествие в историю» | Д/игры, викторины, карточки, вопросы-ответы. Подведение итогов по конкурсам. | ||
Подготовительная группа – 75 занятий | |||||
Наш край сегодня | Сентябрь | 1 | Вводное занятие | Повторение ранее изученного материала | Игровые ситуации, беседы с детьми, проверка уровня знаний по пройденным темам в прошлом году |
2 | Улицы нашего города | Сформировать представление об улицах родного города. Закрепить знание домашнего адреса. | Знакомство с главными улицами города Воронежа. Показ слайдов. Беседа с детьми о домашнем адресе. Д/игра: «Волшебные картинки улиц нашего города» | ||
3 | Транспорт нашего города | Расширить у детей представления об общественном транспорте родного города. Учить различать транспорт по назначению. | Беседа о транспорте нашего города. Для чего он нужен. Игровая ситуация: «Что будет если не будет транспорта?». Рассказ о строительной технике. Д/игра: «Транспорт и его назначение» | ||
4-5 | Современная архитектура города Воронежа | Формировать представления об архитектуре родного города, о строительной технике и инструментах. | Показ слайдов и фильмов о Воронеже и его современной архитектуре. Игра: «Построй свой дом» с помощью конструкторов и кубиков. | ||
6-7 | Любимые места отдыха горожан | Привязать любовь и гордость к своему городу, воспитывать интерес к городу, понимание его красоты и величия. | Показ слайдов и беседа на тему: «Мое любимое место отдыха» (парки, скверы, торговые центры и пр.). Д/игра: «Где ты живешь?» | ||
8-9 | Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего региона | Учить детей классифицировать здания по назначению, по материалу, из которого они построены (находить сходство о отличие зданий). | Рассказ и показ фотографий о промышленных зданиях нашего города. Рассказ о сельскохозяйственных предприятиях. Показ фотографий. Беседа на тему: «Для чего нужны эти здания» | ||
Октябрь | 10-11 | «Что дает наш край стране?» | Сформировать у детей интерес к сельскому хозяйству. Научить детей отличать культурные растения от сорняков. Приучать детей к оказанию помощи взрослым | Беседа об урожае, о сельском хозяйстве. Беседа и показ слайдов: «Культурные растения и сорняки» Поделки из даров природы. | |
12 | Социальные и культурные здания нашего города | Учить детей классифицировать здания по назначению, по материалу, из которого они построены (находить сходство о отличие зданий). | Беседа и показ слайдов о социальных и культурных зданиях города Воронежа. | ||
13 | Экскурсия в библиотеку № 34 города Воронежа | Сформировать представления об улицах и зданиях, находящихся рядом с детским садом. | Целевая прогулка до библиотеки. | ||
14 | «Где работают наши мамы и папы?» | Сформировать представления о профессиях. | Беседы с детьми о том, где работают их родители и в чем заключается их работа. Рисунки детей: «Мой папа (мама) на работе». | ||
15 | Наш детский сад «№ 31 города Воронежа | Воспитать интерес к детскому саду, воспитателям, ровесникам. | Рассказать и показать слайды о нашем детском саде. Беседа о профессии: «Воспитатель». | ||
16 | Массовые городские мероприятия | Углубить знания детей и расширить кругозор о мероприятия, проходящих в нашем городе. Речевое развитие. | Рассказать для чего они нужны. Рассказы детей, о мероприятиях, на которых они были. | ||
17-18 | «Современный облик города» | Закрепить знания о достопримечательностях города, знаменитых людях, которые жили в нашем городе. | Викторина, д/игры. Конкурс рисунков: «Наш край сегодня». | ||
Их именами славен край | Ноябрь | 19-20 | Их помнит Россия | Подвести к пониманию, что воронежцы хранят память о выдающихся людях нашего края. | Беседа о выдающихся земляках Воронежской области, их биография. Просмотр слайдов. |
21-22 | Памятные даты города Воронежа во времена ВОВ 1941-1945 гг. | Формировать представления о главных событиях нашего города и области. | Рассказы и просмотр фотоиллюстраций на темы: «Освобождение города Воронежа» «Битва в Прохоровке» «Курская дуга» и др. | ||
23-24 | Боевые герои нашего региона | Воспитывать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожим на них. | Рассказ о биографии и показ фотографий наших земляков, участвовавших в ВОВ. | ||
25-26 | Места боевой славы города Воронежа и Воронежской области | Познакомить детей с мемориалами и музеями нашего города. | Рассмотрение фотографий, фильмов о памятниках, архитектурных сооружениях, парках и скверах победы. Д/игра с показом карточек мест боевых действий. | ||
Декабрь | 27-28 | «Их помнит Воронеж» | Формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, ракетчики, пехотинцы, моряки), об армии, службе в мирное время. | Беседа с показом слайдов о родах войск. Знакомство с формой разных военных войск. Оформление папки: «Их именами славен край» | |
29 | «По местам боевой славы» | Проверка уровня усвоенного материала | Итоговая викторина. Работа с карточками и фотографиями. | ||
30-31 | «Они сражались за Родину» | Сформировать представления о страшных событиях в годы войны. Вызвать чувства сопереживания за героев фильма и произведений художественной литературы. | Просмотр фильмов о войне для дошкольников. Чтение стихов о войне, героях. Беседа с детьми о чувствах, которые они пережили, когда смотрели фильм и слушали художественную литературу. | ||
Встречи с прекрасным | 32-36 | Народно-прикладное искусство | Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски). | Повторение с детьми тем: «Народная игрушка, кружевоплетение, вышивка, шитье, вязание, ткачество, изготовление ковров, плетение из лозы (из бересты), гончарное дело, резьба по дереву, роспись». Работа с картинками, слайдами. Вопросы-ответы. Рассказ о мастерах народно-прикладного искусства. | |
Ткачество и кружевоплетение: Рассказ о видах пряжи, ответить для чего какая пряжа нужна. Виды рисунков (схемы). Набор петель спицами и крючком. Конкурс рисунков: «Мой платочек» Показать приемы вышивки. Вышить рисунок. | |||||
Январь | 37-42 | Народно-прикладное искусство (продолжение) | Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. | Гончарное дело: Лепка из пластилина посуды, игрушек. Конкурс поделок из пластилина на заданную тематику. | |
Русская игрушка: «Матрешка» - аппликация. Кукла из ниток, тряпок – дети делают сами Выставка поделок: «Игрушка своими руками». | |||||
Февраль | 43-48 | Народно-прикладное искусство (продолжение) | Познакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. | Роспись: «Жостовская роспись» - прорисовывание с детьми отдельных элементов жостовской росписи. «Городецкая роспись» - рисование с детьми узоров. «Хохлома» - прорисовывание с детьми отдельных элементов хохломской росписи. «Гжель» - рисование с детьми гжельских узоров. «Палехская миниатюра» - прорисовка отдельных узоров. Роспись ложек Выставка рисунков. | |
49 | Чаепитие | Выяснить уровень знаний по пройденным темам в дружеской обстановке. | Чаепитие с тульским пряником. Беседа о русских традициях, ремеслах. Подведение итогов по пройденной теме. | ||
Март | 50-54 | Живопись нашего края | Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям искусства. | Биография местных знаменитых художников, их фотографии. Показ слайдов. Беседа о картинах с детьми, дети выражают свои чувства. Конкурс рисунков разными методами: «С чего начинается Родина», «Мой родной уголок», «Моя семья», «Русские народные праздники». Игры и викторины по теме. | |
55-58 | Поэзия нашего края | Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. | Рассказать о поэтах нашего региона, показать их фотографии. Изучить поэзию местных поэтов. Чтение стихов, прозы детям под легкую музыку. Дети выражают свои эмоции рассказами в ходе беседы. Конкурс чтецов. | ||
Апрель | 59-66 | С песней по жизни | Познакомить детей с творчеством местных музыкантов. Расширить кругозор у детей. Развитие речи. Художественное и эстетическое развитие. | Показ слайдов с фотографиями местных музыкантов Рассказать о биографии музыкантов. История возникновения песни. Виды инструментов. Виды песен. Их отличия. Разучивание русских народных песен. Разучивание танцев | |
Май | 67-74 | Сказка нам жить помогает | Познакомить с нашими земляками-писателями и их произведениями. Расширить кругозор детей. Сформировать представления о сказках и рассказать для чего они нужны. | Рассказ детям о происхождении сказки. Рассказ о писателях нашего региона и их произведениях. Чтение сказок и беседа об их содержании. Пересказ прочитанной сказки. | |
Постановка русской народной сказки. Нарисовать любимого героя из сказки. | |||||
Просмотр мультиков о городе Воронеже, беседа о его главных героях. | |||||
75 | Викторина «Встречи с прекрасным» | Диагностика полученных знаний | Вопросы – ответы по темам. Викторина, д/игры, подведении итогов в конкурсах. |
Список используемой литературы
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». С-Петербург «Детство-пресс», 2013.
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, «Учитель» 2013.
- Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
- Грибова Л.Ф. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 5-7 лет Москва, Т.Ц. «Сфера» 2013.
- Жариков А. Д. Растите детей патриотами М., 2010.
- Жуковсеая Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. , Родной край. М., 2010.
- Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2010.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. «Издательство скрипторий» 2012.
- Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в Воронежской области. Ярославль,ГОАУ ЯО ИРО, 2011.
- Кокуева Л.В. Приобщение к культурному наследию: методическое пособие. Москва, 2014.
- Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. Москва, 2014.
- Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М., 2012.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам национальной культуры. С-Петербург «Детство-пресс», 2010.
- Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 224с.
- Морохина Р. Т. Легенды и предания о Воронеже.
- Пытков Р. Н.История Воронежа. 2013.
- Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2012.
- В поисках исторических корней нашего города. Воронеж. 2015
- Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2014. - 219 с.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014. - 400с.
- Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.
Приложения
Приложение 1
График работы кружка
День недели | Время |
Вторник | 16.35-17.05 |
Четверг | 16.25-16.55 |
Приложение 2
Список детей
1 | Алянов Саша |
2 | Астапенко Алиса |
3 | Глотова Катя |
4 | Гуньков Саша |
5 | Казанкова Алина |
6 | Кольцова Марина |
7 | Коротких Кирилл |
8 | Кудинова Олеся |
9 | Покусаева Ангелина |
10 | Чукашова Саша |
11 | Шишкина Вика |
12 | Шишкина Ксюша |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка фольклорного досуга на тему патриотического воспитания «Нам посчастливилось родиться на Руси. Обычаи русского лета».
Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитаталь ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...
Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)
Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...
Проект "Мне посчастливилось родиться на Руси"
Познавательный нравственно-патриотический проект для дошкольников старшего возраста. Познакомит детей с бытом и культурой русского народа....
Интегрированная деятельность в форме посиделок «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (6-7 лет)
На широкой Руси нашей матушкеКолокольный звон разливается,А у нас в этом зале, ребятушки,Праздник славный сейчас начинается...
"Мне посчастливилось родиться на Руси"
Праздник приобщение детей к истокам русского народного творчества, закрепление традиций, обрядов....
Проект: «Мне посчастливилось родиться на Руси».
Проект: «Мне посчастливилось родиться на Руси»....
" Нам посчастливилось родиться на Руси !"
Нравственное-патриотическое воспитание детей...