Проект "Мой Урал"
проект (старшая группа) на тему
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Мой Урал» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_ural.docx | 194.6 КБ |
moe_itogovoe_meropriyatie.docx | 79.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников»
проект
«МОЙ УРАЛ»
Наш Урал могуч собою, И красив он и велик…
Любим мы его душою! Да и как же не любить?
Разработала
воспитатель МАДОУ детский сад 1
Рындина Лариса Викторовна
Красноуфимск
2016г
Урал - чудесный водный край!
Для нас – ты настоящий рай,
Нам всем бесценны и близки
Родного края родники.
Аннотация
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Мой Урал» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Цель проекта:
Воспитание чувства любви к Родине, родному краю.
Воспитание детей в духе миролюбия, уважения, бережного отношения ко всему живому на земле.
Приобщение дошкольников к природе Урала
Задачи проекта:
I. Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления о родном крае: история, символика, достопримечательности.
2. Расширить знания детей о флоре и фауне родного края
3. Познакомить с культурой и традициями Урала.
4. Развивать интерес к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.
5. Учить детей работать с картой Свердловской области, определять по условным знакам реки, леса, находить города Красноуфимск, Екатеринбург. Определять месторасположение Урала, Сибири.
6. Познакомить детей с горами Урала и окрестностей Красноуфимска: Девичья гора, Марьин утес, «Титьи горы»….их расположением на карте, уникальностью.
II. Воспитательные задачи:
1. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
2. Пробудить в детях чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям.
III. Оздоровительные задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Методы достижения: беседы с детьми, слушание музыки, разучивание песен, стихов, разучивание комплекса упражнений «Ласточка», подвижные игры.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Сформированность мотивации детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
- Сформированность представлений о родном крае, его истории и легендах.
- Развитие социально – значимых качеств личности
- Ответственное отношение детей к окружающей среде
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители, сотрудники детского сада
Сроки реализации проекта:
Февраль, март, апрель, май 2016 года
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (февраль)
Цель: Создание условий для реализации проекта «МОЙ УРАЛ»
1. Рассматривание иллюстраций:
Горы Урала
Природа Урала
Фауна Урала
Флора Урала
2. Беседы:
«Моя Родина – Урал! ».
«Возникновение Урала. Его история».
«О чём рассказали старые фотографии»
Легенды Урала
3. Дидактические игры: (дидактические игры по краеведению)
«Узнай, где я нахожусь? »
«Собери картинку»
«Бабушкин сундучок»
«Я - фотограф»
«Вот моя улица, вот мой дом родной»
4. Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем.
5. Просмотр видеоматериалов, фильмов о Родном крае
6. Фотовыставки
«Природа Урала»
II этап – внедренческий март, апрель, май)
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта
1. Рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Урала, природа Урала, уникальные природные памятники, места родного края, которые дети посещали летом с родителями)
2. Знакомство с природными памятниками Урала (Гора «Шунут», гора «Старик-камень», святой источник «Платонида» и другими.)
3. Знакомство с местными легендами, которые существуют с давних времен и повествуют об истории и уникальности, некоторых природных объектов Урала)
3. Беседы с детьми и виртуальные экскурсии (по средствам мультимедиа презентации) по заповедникам Урала, на территории которых так же содержится огромное количество уникальных природных объектов, интересных растений и редких животных.
4. Разучивание стихов, песен об Урале, знакомство с фольклором Урала, проведение занятий – игр «Знакомство с играми бабушек и дедушек Урала» (при содействии музыкального руководителя)
5. Художественно - продуктивная деятельность
- Урало – сибирская роспись
- Лепка «Животные и птицы Урала
- Изготовление макета «Красная книга Урала» (коллективная работа)
6. НОД
- «Перелетные птицы. Ласточки и скворцы».
- «Белоствольная красавица»
7. Экскурсии
- на станцию туризма
- Экскурсия в краеведческий музей «Наш город».
- Экскурсия на автобусе за пределы города.
8. Оформление фотовыставки
- « Мой любимый город»
9. Создание атласа
- «Природные ископаемые Урала».
III этап – Итоговый (Апрель)
Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов
1.Презентация результатов проведённой работы (фотовыставка, мультимедийная презентация)
2. Итоговое мероприятие по проекту «Легенды седого Урала»
3. Презентация по проекту «Мой Урал».
4. Статья в СМИ, на Сайте группы «Солнышко», детского сада.
В ходе проведенной работы получены результаты:
- повысился уровень родительской компетентности;
- гармонизировались родительско - детские отношения;
- повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.
- улучшился эмоциональный климат в семье;
- изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;
- повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Заключение:
В процессе организации различных видов деятельности дети самостоятельно и совместно с взрослым создавали продукты детского творчества: макеты, альбомы, рисунки. Каждая семья создавала свой мини проект по теме Урал.
Дети знакомились не только с достопримечательностями Свердловской области и Урала, но и узнали о том, что у нашего края богатая различными событиями многовековая история. И наши дети, как маленькие патриоты своей родины должны знать, и знают о том, как защищали свою Родину люди в годы ВОВ. Работая над проектом, дети так же познакомились с историческими событиями возникновения города Красноуфимск. Дети много узнали об уральском крае , посетили многие значимые места нашего района. Вместе с родителями подготовили презентации проектов о любимых местах в нашем городе.
Своими знаниями воспитанники решили поделиться с детьми старшей группы.
Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России. Родители и дети так были очень воодушевлены на создание итоговых проектов по теме «Урал – Жемчужина России», что при защите проектов каждый ребёнок с гордостью и значимостью себя в обществе, давал много информации о малознакомых фактах и с чувством патриотизма сообщал, что все эти «чудеса» есть на Урале.
Вывод:
Проект был длительным, сложным. Дети знают, что такое Родина, Урал, родной край. С поставленными перед ними задачами справились, узнали много нового, закрепили ранее полученные знания. Родители проведенной работой остались довольны
Дальнейшее развитие проекта:
Проект может развиваться и дальше, охватывая большее число участников в детском саду, районе, городе, России через сеть Интернета.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Я верю, что мои дети, будут любить и оберегать своих близких, гордиться своей страной, краем и городом, будут патриотами Отчизны, её защитниками и росточки духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному городу, к России, к природе родного края, к культурному наследию своего народа, посеянные в детском саду, вырастут в большое и прекрасное чувство патриотизма, отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других, чувства побуждающие к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. И я горда тем, что эти дети мои воспитанники.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников»
Итоговое мероприятие по проекту «Мой Урал»
«Легенды седого Урала»
УРАЛ! Это значит могущество! Безмятежность и красота!
УРАЛ! Это наша гордость! Это сердец теплота!
УРАЛ! Это просто сказка! Это сила и высота!
УРАЛ! Это зелень лета, Это снег и осенний лист…
УРАЛ! Это наша светоч! УРАЛ! Это наша жизнь!
Разработала
воспитатель МАДОУ детский сад 1
Рындина Лариса Викторовна
Красноуфимск
2016г
Цель:
Формировать духовно-нравственные чувства, ценности, через чтение художественной литературы; стихов о Родине, России, Уральском крае, в художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.
- Знакомить детей с историей Урала через краеведческую литературу.
- Закрепить названия поделочных, драгоценных камней.
- Активизировать словарь детей новыми словами: “Урал – батюшка”; “Седой Урал”; “Урал – жемчужина природы”; “Русь”.
- Закреплять навыки работы с пластилином с использованием дополнительного материала.
Развивающие:
- Развивать творческое мышление;
- Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Воспитательные:
- Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии;
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- Вызвать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности;
- Воспитывать патриотические чувства.
Предварительная работа:
- Беседы о Родине, России, родном крае – Урале;
- Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине;
- Рассматривание картин, иллюстрацией с изображением природы родного края;
- Чтение уральских сказов П.П.Бажова;
- Знакомство с коллекцией камней – самоцветов Уральских недр;
- В изобразительной деятельности: рисование героев сказов П.П.Бажова; освоение живописи цветным пластилином; лепка украшений уральских мастеров;
- Посещение краеведческого музея.
Оборудование:
- Выставка художественной и краеведческой литературы;
- Выставка коллекций минералов, поделочных камней;
- Выставка изделий из поделочных камней;
- Выставка детских работ.
- Для лепки: пластилин, дощечки, стеки, влажные салфетки.
- Дополнительный материал: бисер, бусины, камешки, нитки.
- Шкатулка с “драгоценными” камнями, поднос для поделок.
Ход мероприятия
Воспитатель:
- Ребята, что такое Родина? (Высказывания детей.) Слайд 1.
- Есть замечательные стихи нашего современника В. Степанова послушайте.Слайд 2.
Ребенок: читает стихотворение “Что мы Родиной зовем” В. Степанов.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых, Слайд 3.
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом Слайд 4.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом. Слайд 5.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем….. Слайд 6.
Воспитатель:
- Вы знаете песни о Родине? (песня о Родине)
- Ребята, как называется край, в котором мы живем? (Высказывания детей.) Слайд 14.
- В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. Слайд 15.
- как называются горы нашего края? А ещё ребята, горы издавна называют каменным поясом России, потому что Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. А ещё потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в уральском поясе богатств не сосчитать.
Мама Ромы Власова
Легенда
«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря дна севере до песчаных берегов южного Каспийского моря.
Показ видеофильма «Урал»
- Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)
- Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
- Какое дерево называют символом Урала? (рябину), России – береза.
- Какие животные живут на Урале?
- Молодцы! Ответили на все вопросы, спасибо.
Мама Виктории Шульгиной
Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы. Прекрасные строки посвящены Южному Уралу. Нашей землячкой Людмилой Татьяничевой. Слайд 16.
(Читает стих-е мама Вики Шульгиной) “Живу я в глубине России” Людмила Татьяничева.
Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал. Слайд 17.
Здесь реки – сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать. Слайд 18.
Тайга, тайга…..
Берет отсюда
Начало изумрудный цвет. Слайд 19.
А зеленее изумруда
Ни дерева,
Ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия,
Суровей, строже, может быть. Слайд 20.
А может , здесь она моложе….
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – все то же,
И доброта и песни те ж! Слайд 21.
И лица те же, что в Рязани.
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена. Слайд 22.
Воспитатель: Так чем же знаменит наш Урал? Почему о нем знают люди во многих странах? Я, ребята, сейчас прочитаю стихотворение Сергей Васильева “На Урале”. Будьте внимательны. Потом вы постараетесь ответить на вопрос: “Чем же знаменит Урал?”
Откуда этот ветер смоляной!
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Откуда этих чистых песен клад?
Откуда эти ясные поверья,
Где все слова сверкают и горят,
Как светляки, как райской птицы перья?
Откуда этот камень-самоцвет,
То розовый, то красный, то зеленый. Слайд 23.
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Похожая на вольную струю.
Откуда эта сабля расписная.
Готовая проворствовать в бою,
Неистовство казачье прославляя? Слайд 24.
Откуда эта пушка – громобой?
Какой суровый мастер несравненный
Свою судьбу сроднил с ее судьбой,
Вдохнул в металл свой разум вдохновенный?
Откуда он, бывалый человек. Слайд 25.
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек,
Кузнец и воин, верный сын Урала.
Воспитатель:
- Так чем же знаменит наш край? Чем богат Урал? (после ответов детей сделать обобщение)
- Наш Уральский край знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, золотом, Каслинским литьем. Слайд 26, 27, 28, 29.
- Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. , прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее (драматизация Ф. Кривин из книги “Сказки, добытые из-под Земли”: соль, алюминиевая руда, уголь, железная руда )
“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.
– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.
– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
Воспитатель:
- Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания детей.)
- После тяжёлой работы мастеровые отдыхали, пели песни и танцевали (Танец уральских мастеровых)
Воспитатель:
- Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные! Слайды 30–36.
- Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей.)
- Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 37) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 38), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала. Ребята, с какими еще сказами Павла Бажова вы знакомы? (Ответы детей.) Слайд 39,40,41.
Папа Ромы Власова
- Замечательному Уральскому писателю Павлу Бажову, поэт Демьян Бедный (Слайд 42) посвятил стихотворение (читает папа Ромы Власова)
…. “ Колдун уральский, бородатый, Бажов дарит нам новый сказ”.
“Живинка в деле”, – сказ богатый.И поучительный для нас.
В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра,
Найдут чему здесь поучиться Любого дела мастера…
- Народные умельцы сказов Павла Бажова славились чудесными творениями, воплощенными из камня; это каменный цветок, малахитовая шкатулка, сокровища малахитовой шкатулки. Слайды 43, 44, 45.
- Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)
- Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.
Физкультминутка.
(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом)
По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы преград
Встрече с новым каждый рад.
Шире шаг, шагай смелей,
Вправо, влево повернись,
Самоцветными камнями
Полюбуйся, наклонись.
Впереди видна гора
Нам туда спешить пора
В мастерской нас ждут дела
Мы ребята – мастера.
Дети подходят к зоне художественно-творческой деятельности.
Воспитатель: Вот мы и попали во владения Медной горы Хозяйки.
(Появляется Хозяйка Медной горы – мама Кирилла Лещева)
Мама Кирилла Лещева
Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в своем царстве, и хочу показать вам богатства моих владений, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них.
Хозяйка предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней. (показ слайдов и на руках)
Хозяйка Медной горы: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию своими украшениями.
Дети выполняют “Украшения” из пластилина с использованием дополнительного материала, затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.
Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, и в благодарность за ваш труд, я хочу преподнести вам подарок – камни-самоцветы (камешки выкрашенные лаком для ногтей в разные цвета) из своей сокровищницы. (Дети выбирают себе камни и благодарят Хозяйку Медной горы, она уходит.)
Воспитатель: Ребята понравилось вам наше мероприятие? Чем больше всего понравилось заниматься? (Высказывания детей.)
Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Легенды Урала"
Уральский край богат легендами. О происхождении Уральских гор и озёр досихпор учёные спорят. В презентации находятся слайды с красивыми видами Урала....
презентация "Легенды Урала"
Уральский край богат легендами. О происхождении Уральских гор и озёр досихпор учёные спорят. В презентации находятся слайды с красивыми видами Урала....
презентация "Легенды Урала"
Уральский край богат легендами. О происхождении Уральских гор и озёр досихпор учёные спорят. В презентации находятся слайды с красивыми видами Урала....
образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного ...
Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)
Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...
Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)
Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...