Краеведческо-спортивная игра "Путешествие в Арктику"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Спортивные и интеллектуальные соревнования, в которых принимают участие дети и их родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краеведческо-спортивная игра | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческо-спортивная игра
«Путешествие в Арктику»
среди детско-родительских команд детских садов округа.
Подготовила: воспитатель – Юлия Валерьевна Шумихина
МБДОУ «Детский сад № 159 «Золотая рыбка» г.Архангельск.
Цель:
- Привлечение внимания детей и родителей к юбилейным арктическим датам, связанных со страницами в Российской географии и истории.
- Развитие у дошкольников познавательного интереса к Арктике.
- Формирование у детей интереса к спорту, здоровому образу жизни через игры, конкурсы-соревнования, общеразвивающие упражнения.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- Обобщать и систематизировать знания детей об особенностях природы климатической зоны Арктики.
- Формировать понятие о необходимости сохранения живых объектов природной зоны.
ОО «Физическое развитие»
- Упражнять детей в различных видах основных движений: беге, прыжках, ползании.
- Тренировать физические качества: скорость, выносливость, ловкость, координацию движений.
ОО «Речевое развитие»
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Способствовать развитию у всех участников образовательных отношений умения настраиваться друг на друга, устанавливая эмоциональный контакт, чувствовать партнера в совместной двигательно-игровой деятельности.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- Закреплять навыки работы дошкольников с различными средствами изображения (мелки, карандаши, краски).
- Развивать самостоятельность в творческой деятельности.
Оборудование для спортивного зала: цветные ленточки по две на каждого ребёнка – 40 шт., ребристые доски – 4 шт., обручи – 16 шт., ворота – 4 шт., флажки – 4 шт., большие кубы – 4 шт., малые кубы – 4 шт., стойки – 4 шт., наборы одежды (зима, лето) для каждой команды, коврики – 8 шт., мультимедийный проектор, презентация «Арктика — царство льда и снега»
Материал для музыкального зала: карточки с животными для каждой команды, блиц-вопросы, наборы для творчества, заготовки медалей – 4 шт., глобус, мультимедийный проектор, презентация «Животные Арктики, занесённые в «Красную книгу» России и Архангельской области».
Предварительная работа:
- Цикл познавательных занятий и бесед о климатических и природных зонах Земли.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций отражающих природу и животный мир Арктики.
- Чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Как весна на север пришла», Г.Снегирев «На Командорах», С.Образцов «Заполярные ласточки», Ю.Шесталов «Северное сияние», «Снег, снег, снег», М.Водопьянов «Полярник» и др.
- Разучивание музыкально-ритмической композиции «Белые медведи» под музыку «Где-то на белом свете» муз. А.Зацепина сл. Л.Дербенёва.
- Просмотр отрывков из фильма «Дикая природа России» (тундра и арктическая зона).
Состав команд: 2 взрослых (родители) и 5 детей (6-7 лет — подготовительная группа) (2-4 команды).
Место проведения: спортивный зал, музыкальный зал ДОУ
Ход:
1 часть игры – соревнования в спортивном зале.
Команды под музыку заходят в спортивный зал, проходят круг почёта и выстраиваются в шеренгу.
Показ презентации «Арктика — царство льда и снега» (как фон).
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать вас в нашем зале. Ребята, скажите, как называется самая северная часть земного шара? Правильно Арктика. Этот год по праву можно назвать арктическим – ведь в этом году Россия отмечает несколько юбилейных дат, связанных с исследованием Арктики. На протяжении веков Арктика манила путешественников. Кто-то жаждал приключений, новых открытий, а кому-то было просто любопытно, что там, на краю земли, куда не ступала нога человека. А вы хотите отправиться в путешествие на край земли в Арктику? А не боитесь пронизывающего холода, полярных животных? Молодцы, смелые ребята, тогда отправимся в наше путешествие. А для того чтобы не замёрзнуть и преодолеть огромное расстояние по льдам, нам надо подготовиться.
Раз, два – все вдыхаем,
Три, четыре – выдыхаем.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Марш на месте, не спеша,
Коль погода хороша.
А теперь отправляемся в поход, много нас открытий ждёт.
- Дети маршируют друг за другом (музыка «Вместе весело шагать»).
Ведущий: Ребята, я думаю, чтобы быстрее добраться до Арктики нам надо пересесть на самолёт.
- Дети бегут друг за другом на носочках, руки в стороны (музыка «Прилетит вдруг волшебник» минусовка).
Пролетим на крыльях ветра
Много тысяч километров
Над лесами и полями,
Над застывшими морями.
Ведущий: А вот и Арктика наши самолёты идут на посадку.
- Дети останавливаются и приседают.
Ведущий: Посмотрите как кругом красиво – белоснежные льды, а на небе полярное сияние. Давайте возьмём в руки разноцветные ленточки и покажем полярное сияние.
Дети встают на кружки и берут в руки ленточки.
Комплекс упражнений с ленточками «Полярное сияние»
под музыку «Hafanana».
Ведущий: В Арктике очень холодно поэтому чтобы не замёрзнуть предлагаю немного посоревноваться. (Дети и родители выстраиваются по командам). Команды представьтесь друг другу. (Представление команд — название и девиз).
Ведущий: Внимание, внимание начинаем соревнования!
Эстафета № 1 «Кто первый доберётся до Северного полюса».
Первый игрок по сигналу пробегает по полосе препятствий (бег по ребристой доске, прыжки из обруча в обруч на двух ногах, подлезание в ворота, обежать стойку и бегом вернуться к своей команде) и возвращается к своей команде, передаёт эстафету (флажок), следующему игроку. Когда последний игрок прибегает, капитан должен поднять флажок вверх – команда достигла Северного полюса. Взрослые тоже выполняют все задания вместе с детьми. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.
Ведущий: Ребята, мы с вами достигли самой крайней точки нашей Земли – Северного полюса и водрузили на неё наши флаги. Смотрю я на вас ребята и думаю, что-то мы с вами очень легко одеты, а вы знаете, что надо одевать, когда холодно? Сейчас мы проверим. Выберете одного игрока, которого вы будете одевать.
Эстафета № 2 «Оденем полярника».
По одному игроку-полярнику от каждой команды встают на противоположную сторону площадки напротив своей команды. Посередине дистанции на кубе разложены разные вещи (зимние и летние). По команде первый игрок бежит и берёт с куба одну зимнюю вещь, добегает до игрока-полярника и надевает на него то, что принёс. Затем бегом возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку. Так по очереди дети должны одеть «полярника» в зимнюю одежду, а летняя должна остаться на кубе. Жюри оценивает скорость выполнения задания и правильность выбранной одежды.
Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием, теперь наш полярник не замёрзнет в Арктике. Но сейчас нас ждёт следующее испытание. Пока мы с вами соревновались, нашу льдину оторвало и теперь нас несёт прямо по Северному Ледовитому океану. Нам срочно надо выбраться на землю.
Эстафета № 3 «Переправа на дрейфующих льдах».
Команды встают на льдину (коврик), а вторая льдина в руках у капитана (взрослый). По команде капитан кладёт вторую льдину на пол, все игроки переходят на неё «не замочив» ног (нельзя наступать на пол). Потом так же перекладывают первую льдину и всё повторяется. Выигрывает команда, которая первая доберётся до другой стороны площадки «не замочив» ног.
Ведущий: Мы с вами выбрались на берег, но земли-то нет. Всё кругом покрыто слоем вечного льда. Скажите ребята, на чём можно путешествовать по льду? В Арктике путешественники чаще всего передвигаются на собачьих упряжках, и мы с вами так и сделаем.
Эстафета № 4 «Собачья упряжка».
Взрослые – «собачья упряжка» перевозят детей на другую сторону по очереди. Взрослые держат ребёнка за руки, по сигналу тройка бежит на другую сторону площадки, там ребёнок остаётся, а взрослые возвращаются за следующим ребёнком. Так надо перевести всех детей. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее других.
Ведущий: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. Понравилось вам наше путешествие в Арктику? А сейчас мы с вами отправимся в научно исследовательский институт и как все путешественники, и исследователи Арктики будем делиться своими знаниями и опытом.
(Небольшой перерыв).
Команды переходят в музыкальный зал.
2 часть игры – интеллектуальная, проходит в музыкальном зале.
Команды, жюри и зрители рассаживаются на места.
Ведущий 2: Там, где кружатся метели
И кругом сплошные льды,
Живут белые медведи
Так встречайте вот они.
Выходят дети в костюмах белых медведей.
Белые медведи хором:
Мы мишки снежно-белые,
Крупные и смелые.
Мы всю жизнь живём в снегу
На холодном берегу.
Мы ваши добрые соседи,
Мы – белые медведи.
Исполняется танец белых медведей
под музыку «Где-то на белом свете» муз. А.Зацепина сл. Л.Дербенёва
Ведущий: Наша игра продолжается, и теперь мы узнаем, что наши дети знают про Арктику.
Конкурс № 1 «Найди лишнее животное»
Командам раздаются конверты с карточками, где прописан ряд животных проживающих в зоне Арктики и несколько животных, не принадлежащих этой зоне. Играющим необходимо вычеркнуть лишних животных, не обитающих в зонах Арктики и дать словесный ответ.
Варианты карточек для четырех команд:
Белый медведь, тигр, морж, песец, гренландский кит, пингвин, полярная сова, лось, тюлень, северный олень. | Белуха, пингвин, морж, песец, гренландский кит, дельфин, полярная сова, попугай, тюлень, тундровый лебедь. |
Белый медведь, морж, кабан, песец, гренландский кит, воробей, полярная сова, тюлень, лев, арктическая крачка. | Белый медведь, морж, аист, песец, гренландский кит, бурый медведь, полярный волк, енот, тюлень, северный олень. |
Ведущий: Молодцы дети, а вы знаете, что некоторые из этих животных занесены в Красную книгу России и Архангельской области? Назовите их.
При этом осуществляется показ презентации «Животные Арктики, занесённые в «Красную книгу» России и Архангельской области».
Ведущий: Как вы думаете, почему эти животные занесены в Красную книгу? (Ответы детей).
Конкурс № 2 «Блиц-вопросы»
Участникам-командам предлагается ответить на предложенные вопросы:
- Что такое айсберг?
- Самый крупный зверь Арктики?
- Как называют людей, которые отправляются в Арктику?
- Как называется океан в Арктике?
- Где находится Арктика (показать на глобусе)
- Одно их красивейших явлений природы, наблюдаемое в полярных зонах?
- Почему звери в Арктике не мерзнут?
- Назовите животное, у которого вместо ног ласты? Для чего нужны ласты этому животному?
- Главное оружие моржа в борьбе с белым медведем?
- Как называется детеныш тюленя-нерпы?
- Кого называют царем Арктики?
- Каких птиц Арктики вы знаете?
Участнику первому поднявшему флажок, предоставляется право ответа, за правильный ответ команда получает одно очко.
Конкурс № 3 «Приготовь медаль исследователю Арктики»
Этот конкурс творческий, он предполагает умение детей и взрослых фантазировать, действовать совместно, обговаривать свои действия, договариваться, а также использовать в своей работе различные материалы.
Команда договаривается о том, как должна выглядеть медаль, затем взрослые помогают детям оформить медаль с учетом предложенного материала.
Во время проведения конкурса жюри подводит предварительные итоги игры.
Объявление итогов соревнований, награждение победителей. (Победителям спортивно-краеведческой игры «Путешествие в Арктику» вручаются: дипломы и сувениры. Остальным участникам вручаются поощрительные призы и сертификаты).
Ведущий: На этом наша игра завершается. Мы выяснили, что дети физически подготовлены, находчивы, дружны, умеют совместно преодолевать трудности, много знают об Арктике. Мы думаем, что в будущем они смогут сделать новые открытия, покорить неизведанное, сохранять и приумножать природные богатства северных территорий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия ознакомление с окружающим "Суровый край Арктики"
Конспект занятия знакомства детей дошкольного возраста с особенностями природных условий Арктического края...
"Арктика".
Сценарий зимнего спортивного развлечения на свежем воздухе для старших дошкольников "Арктика"....
Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный
В дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...
Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики"
Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики" Расширить знания детей в познавательно-исследовательской области....
Презентация "Животный мир Арктики и Антарктики"
Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Можно использовать во всех возрастных группах....
Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.
Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....
Открытое логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы на лексическую тему: Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике»
Открытое логопедическое занятиедля детей старшей и подготовительной группына лексическую тему:Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике» Автор: Коньякова Дарья...