Краеведческо-спортивная игра "Путешествие в Арктику"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Шумихина Юлия Валерьевна

Спортивные и интеллектуальные соревнования, в которых принимают участие дети и их родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon краеведческо-спортивная игра44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческо-спортивная игра

«Путешествие в Арктику»

среди детско-родительских команд детских садов округа.

Подготовила: воспитатель – Юлия Валерьевна Шумихина

МБДОУ «Детский сад № 159 «Золотая рыбка» г.Архангельск.

Цель:

  1. Привлечение внимания детей и родителей к юбилейным арктическим датам, связанных со страницами в Российской географии и истории.
  2. Развитие у дошкольников познавательного интереса к Арктике.
  3. Формирование у детей интереса к спорту, здоровому образу жизни через игры, конкурсы-соревнования, общеразвивающие упражнения.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

  1. Обобщать и систематизировать знания детей об особенностях природы климатической зоны Арктики.
  2.  Формировать понятие о необходимости сохранения живых объектов природной зоны.

ОО «Физическое развитие»

  1. Упражнять детей в различных видах основных движений: беге, прыжках, ползании.
  2. Тренировать физические качества: скорость, выносливость, ловкость, координацию движений.

ОО «Речевое развитие»

  1. Совершенствовать речь как средство общения.
  2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  3. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Способствовать развитию у всех участников образовательных отношений умения  настраиваться друг на друга, устанавливая эмоциональный контакт, чувствовать партнера в совместной двигательно-игровой деятельности.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Закреплять навыки работы дошкольников с различными средствами изображения (мелки, карандаши, краски).
  2. Развивать самостоятельность в творческой деятельности.

Оборудование для спортивного зала: цветные ленточки по две на каждого ребёнка – 40 шт., ребристые доски – 4 шт., обручи – 16 шт., ворота – 4 шт., флажки – 4 шт., большие кубы – 4 шт., малые кубы – 4 шт., стойки – 4 шт., наборы одежды (зима, лето) для каждой команды, коврики – 8 шт.,  мультимедийный проектор, презентация «Арктика — царство льда и снега»

Материал для музыкального зала: карточки с животными для каждой команды, блиц-вопросы, наборы для творчества, заготовки медалей – 4 шт., глобус, мультимедийный проектор, презентация «Животные Арктики, занесённые в «Красную книгу» России и Архангельской области».

Предварительная работа:

  1. Цикл познавательных занятий и бесед о климатических  и природных зонах Земли.
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций отражающих природу и животный мир Арктики.
  3. Чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Как весна на север пришла», Г.Снегирев «На Командорах», С.Образцов «Заполярные ласточки», Ю.Шесталов «Северное сияние», «Снег, снег, снег», М.Водопьянов «Полярник» и др.
  4. Разучивание музыкально-ритмической композиции «Белые медведи» под музыку «Где-то на белом свете» муз. А.Зацепина сл. Л.Дербенёва.
  5. Просмотр отрывков из фильма «Дикая природа России» (тундра и арктическая зона).

Состав команд: 2 взрослых (родители) и 5 детей (6-7 лет — подготовительная группа) (2-4 команды).

Место проведения: спортивный зал, музыкальный зал ДОУ

Ход:

 1 часть игры – соревнования в спортивном зале.   

    Команды под музыку заходят в спортивный зал, проходят круг почёта и выстраиваются в шеренгу.

Показ презентации «Арктика — царство льда и снега» (как фон).

    Ведущий 1: Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать вас в нашем зале. Ребята, скажите, как называется самая северная часть земного шара? Правильно Арктика. Этот год по праву можно назвать арктическим – ведь в этом году Россия отмечает несколько юбилейных дат, связанных с исследованием Арктики. На протяжении веков Арктика манила путешественников. Кто-то жаждал приключений, новых открытий, а кому-то было просто любопытно, что там, на краю земли, куда не ступала нога человека. А вы хотите отправиться в путешествие на край земли в Арктику? А не боитесь пронизывающего холода, полярных животных? Молодцы, смелые ребята, тогда отправимся в наше путешествие. А для того чтобы не замёрзнуть и преодолеть огромное расстояние по льдам, нам надо подготовиться.

Раз, два – все вдыхаем,

Три, четыре – выдыхаем.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша.

    А теперь отправляемся в поход, много нас открытий ждёт.

- Дети маршируют друг за другом (музыка «Вместе весело шагать»).

    Ведущий: Ребята, я думаю, чтобы быстрее добраться до Арктики нам надо пересесть на самолёт.

- Дети бегут друг за другом на носочках, руки в стороны (музыка «Прилетит вдруг волшебник» минусовка).

    Пролетим на крыльях ветра

    Много тысяч километров

    Над лесами и полями,

    Над застывшими морями.

    Ведущий: А вот и Арктика наши самолёты идут на посадку.

- Дети останавливаются и приседают.

    Ведущий: Посмотрите как кругом красиво – белоснежные льды, а на небе полярное сияние. Давайте возьмём в руки разноцветные ленточки и покажем полярное сияние.

Дети встают на кружки и берут в руки ленточки.

Комплекс упражнений с ленточками «Полярное сияние»

под музыку «Hafanana».

    Ведущий: В Арктике очень холодно поэтому чтобы не замёрзнуть предлагаю немного посоревноваться. (Дети и родители выстраиваются по командам). Команды представьтесь друг другу. (Представление команд — название и девиз).

    Ведущий: Внимание, внимание начинаем соревнования!

Эстафета № 1 «Кто первый доберётся до Северного полюса».

    Первый игрок по сигналу пробегает по полосе препятствий (бег по ребристой доске, прыжки из обруча в обруч на двух ногах, подлезание в ворота, обежать стойку и бегом вернуться к своей команде) и возвращается к своей команде, передаёт эстафету (флажок), следующему игроку. Когда последний игрок прибегает, капитан должен поднять флажок вверх – команда достигла Северного полюса. Взрослые тоже выполняют все задания вместе с детьми. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.

    Ведущий: Ребята, мы с вами достигли самой крайней точки нашей Земли – Северного полюса и водрузили на неё наши флаги. Смотрю я на вас ребята и думаю, что-то мы с вами очень легко одеты, а вы знаете, что надо одевать, когда холодно? Сейчас мы проверим. Выберете одного игрока, которого вы будете одевать.

Эстафета № 2 «Оденем полярника».

    По одному игроку-полярнику от каждой команды встают на противоположную сторону площадки напротив своей команды. Посередине дистанции на кубе разложены разные вещи (зимние и летние). По команде первый игрок бежит и берёт с куба одну зимнюю вещь, добегает до игрока-полярника и надевает на него то, что принёс. Затем бегом возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку. Так по очереди дети должны одеть «полярника» в зимнюю одежду, а летняя должна остаться на кубе. Жюри оценивает скорость выполнения задания и правильность выбранной одежды.

    Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием, теперь наш полярник не замёрзнет в Арктике. Но сейчас нас ждёт следующее испытание. Пока мы с вами соревновались, нашу льдину оторвало и теперь нас несёт прямо по Северному Ледовитому океану. Нам срочно надо выбраться на землю.

Эстафета № 3 «Переправа на дрейфующих льдах».

    Команды встают на льдину (коврик), а вторая льдина в руках у капитана (взрослый). По команде капитан кладёт вторую льдину на пол, все игроки переходят на неё «не замочив» ног (нельзя наступать на пол). Потом так же перекладывают первую льдину и всё повторяется. Выигрывает команда, которая первая доберётся до другой стороны площадки «не замочив» ног.

    Ведущий: Мы с вами выбрались на берег, но земли-то нет. Всё кругом покрыто слоем вечного льда. Скажите ребята, на чём можно путешествовать по льду? В Арктике путешественники чаще всего передвигаются на собачьих упряжках, и мы с вами так и сделаем.

Эстафета № 4 «Собачья упряжка».

    Взрослые – «собачья упряжка» перевозят детей на другую сторону по очереди. Взрослые держат ребёнка за руки, по сигналу тройка бежит на другую сторону площадки, там ребёнок остаётся, а взрослые возвращаются за следующим ребёнком. Так надо перевести всех детей. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее других.

    Ведущий: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. Понравилось вам наше путешествие в Арктику? А сейчас мы с вами отправимся в научно исследовательский институт и как все путешественники, и исследователи Арктики будем делиться своими знаниями и опытом.

(Небольшой перерыв).

Команды переходят в музыкальный зал.

2 часть игры – интеллектуальная, проходит в музыкальном зале.

Команды, жюри и зрители рассаживаются на места.

    Ведущий 2:   Там, где кружатся метели

                          И кругом сплошные льды,

                          Живут белые медведи

                          Так встречайте вот они.

Выходят дети в костюмах белых медведей.

Белые медведи хором:

Мы мишки снежно-белые,

Крупные и смелые.

Мы всю жизнь живём в снегу

На холодном берегу.

Мы ваши добрые соседи,

Мы – белые медведи.

Исполняется танец белых медведей

под музыку «Где-то на белом свете» муз. А.Зацепина сл. Л.Дербенёва

     Ведущий: Наша игра продолжается, и теперь мы узнаем, что наши дети знают про Арктику.

Конкурс № 1 «Найди лишнее животное»

Командам раздаются конверты с карточками, где прописан ряд животных проживающих в зоне Арктики и несколько животных, не принадлежащих этой зоне. Играющим необходимо вычеркнуть лишних животных, не обитающих в зонах Арктики и дать словесный ответ.

Варианты карточек для четырех команд:

Белый медведь, тигр, морж, песец, гренландский кит, пингвин, полярная сова, лось, тюлень, северный олень.

Белуха, пингвин, морж, песец, гренландский кит, дельфин, полярная сова, попугай, тюлень, тундровый лебедь.

Белый медведь, морж, кабан, песец, гренландский кит, воробей, полярная сова, тюлень, лев, арктическая крачка.

Белый медведь, морж, аист, песец, гренландский кит, бурый медведь, полярный волк, енот, тюлень, северный олень.

     Ведущий: Молодцы дети, а вы знаете, что некоторые из этих животных занесены в Красную книгу России и Архангельской области? Назовите их.

При этом осуществляется показ презентации «Животные Арктики, занесённые в «Красную книгу» России и Архангельской области».

    Ведущий: Как вы думаете, почему эти животные занесены в Красную книгу? (Ответы детей).

Конкурс № 2  «Блиц-вопросы»

Участникам-командам предлагается ответить на предложенные вопросы:

  1. Что такое айсберг?
  2. Самый крупный зверь Арктики?
  3. Как называют людей, которые отправляются в Арктику?
  4. Как называется океан в Арктике?
  5. Где находится Арктика (показать на глобусе)
  6. Одно их красивейших явлений природы, наблюдаемое в полярных зонах?
  7. Почему звери в Арктике не мерзнут?
  8. Назовите животное, у которого вместо ног ласты? Для чего нужны ласты этому животному?
  9. Главное оружие моржа в борьбе с  белым медведем?
  10.  Как называется детеныш тюленя-нерпы?
  11.  Кого называют царем Арктики?
  12.  Каких птиц Арктики вы знаете?

Участнику первому поднявшему флажок, предоставляется право ответа, за правильный ответ команда получает одно очко.

Конкурс № 3 «Приготовь медаль исследователю Арктики»

Этот конкурс творческий, он предполагает умение детей и взрослых фантазировать, действовать совместно, обговаривать свои действия, договариваться, а также использовать в своей работе различные материалы.

Команда договаривается о том, как должна выглядеть медаль, затем взрослые помогают детям оформить медаль с учетом предложенного материала.

Во время проведения конкурса жюри подводит предварительные итоги игры.

Объявление итогов соревнований, награждение победителей. (Победителям спортивно-краеведческой игры «Путешествие в Арктику» вручаются: дипломы и сувениры. Остальным участникам вручаются поощрительные призы и сертификаты).

         Ведущий:        На этом наша игра завершается. Мы выяснили, что дети физически подготовлены, находчивы, дружны, умеют совместно преодолевать трудности, много знают об Арктике. Мы думаем, что в будущем они смогут сделать новые открытия, покорить неизведанное, сохранять и приумножать природные богатства северных территорий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия ознакомление с окружающим "Суровый край Арктики"

Конспект занятия знакомства детей дошкольного возраста с особенностями природных условий Арктического края...

"Арктика".

Сценарий зимнего спортивного развлечения на свежем воздухе для старших дошкольников "Арктика"....

Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный

В  дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова  Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...

Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики"

Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики" Расширить знания детей в познавательно-исследовательской области....

Презентация "Животный мир Арктики и Антарктики"

Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Можно использовать во всех возрастных группах....

Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.

Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....

Открытое логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы на лексическую тему: Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике»

Открытое логопедическое занятиедля детей старшей и подготовительной группына лексическую тему:Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике» Автор:  Коньякова Дарья...