Сценарий вечера-досуга "Екатерина-санница"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Сценарий вечера досуга по дате народного календаря "7 декабря Екатерина -Санница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий48 КБ

Предварительный просмотр:

Cценарий вечера  досуга

для детей

подготовительной группы

« Екатерина-Санница»

                                 

Педагогические ориентиры:

* Познакомить детей народными традициями празднования даты народного календаря 7 декабря -  «Екатерина –Санница».

*Закрепить знания детей о зимних явлениях природы.

*Учить устанавливать связи между ними и традициями русского народного календаря.
*Расширять знания о старинном транспорте (сани: салазки, возок, дровни, телега), о его назначении.
*Воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям культурного

наследия своего народа.

Действующие лица:

Хозяйка – взрослый
Ведущий – взрослый
Екатерина - Санница  - девочка или врослый
Купец – мальчик

Оборудование:

Ноутбук
Экран
Проектор
Фланелеграф  - 3 шт.

Материалы:

русская печь (макет)

домотканные половики

платки для вышивания

З набора разрезанных изображений разных видов саней

мешок с буквами

сани с куклами-крупеничками – 2 шт

пеньки деревянные – 2 шт

«короб» с товаром

Зал оформлен в стиле «Русской избы»: лавки с ковриками, русская печь.

Дети одеты в русские народные костюмы.

Воспитатель и дети входят в зал, здороваются с гостями и встают перед экраном.
Воспитатель: Раз, два, три – повернись, в лесу волшебном очутись.

(Звучит музыка. На экране появляется 1 слайд «Зимний лес».)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?

Дети: В лесу.

Воспитатель: А в какое время года?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это зима?

Дети: Лежит снег, большие сугробы.

Воспитатель: Какие ещё признаки зимы вы знаете?

Дети : Идёт снег. Мороз. Водоёмы покрыты льдом.

Длинная ночь – короткий день. Люди тепло одеты.
Воспитатель: Молодцы! А теперь немножко поиграем: вы будете передавать друг другу снежок и называть какая зима?

Дети: Холодная, морозная, вьюжная, снежная, пасмурная, голодная, затяжная….
Воспитатель:  Что можно делать зимой на улице?
Дети: Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепость и т.п.
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о зиме знаете?
Дети: Много снега – много хлеба.

Декабрь зиме начало – году конец.

Зима не лето – в шубу одета.
Шубка зимой не шутка.

Если воробьи сидят под крышей домов – к морозу, если спустились к земле и чирикают – к оттепели.

От первого снега до санного пути – шесть недель и   др.

 (На экране появляется 2 слайд – «Изба в зимнем лесу».)

Воспитатель: Ой ребята, посмотрите куда это мы пришли: поляна, а на ней избушка. Пойдёмте, посмотрим, кто в этой избушке живёт?

(Под русскую народную мелодию выходит Хозяйка).

(На экране появляется 3 слайд - «Интерьер русской избы».)

Хозяйка: Здравствуйте красны-девицы, добры-молодцы,

                 Я прошу вас, поспешите, да в избушку походите!
               Очень жду Вас, торопитесь, да на лавочки садитесь!  
(Ребята садятся на лавочки по обе стороны от экрана).
Хозяйка: Ребята, вы уже прогулялись по лесу, на зимушку полюбовались, а какой же сейчас месяц?

Дети: декабрь.

Хозяйка: Правильно. Самый первый зимний праздник, который отмечал русский народ в декабре – это декабря Екатерина – Санница. А кто скажет,  почему «Санница»?

Дети: К этому времени лошадей запрягали в сани, дети катались с горки на санках.

(На экране появляется  4 слайд  « Сани в  действии».)

Хозяйка: Молодцы. Верно. Издавна народ приметил, что лошадей запрягали в сани в одно и тоже время – 7 декабря и назвали этот день Катерина-Санница.  
(Раздаётся звон колокольчиков.)
Хозяйка: Ой слышите?

Это моя сестрица Екатерина –Санница на своих санях с горки катится.
(Входит Екатерина- Санница).

Екатерина-Санница: Здравствуйте мои друзья,

                                  Екатерина  - это я.
                                 Надеюсь, Вы по мне скучали.

                                  Зиму в гости поджидали?

Дети: Да.
Екатерина: Ну тогда для вас ребятки,

                    Загадаю я загадки.
                  Знаю, знаю наперёд,

                   Вы догадливый народ.

                   Всё лето стояли

                   Зимы дожидали

                   Дождались поры

                   Помчались с горы.
Дети: Санки.
Хозяйка: Спасибо Екатерина за загадки.
А теперь сядь, отдохни с дороги.

Ребята, давным - давно, когда ещё не было машин люди ездили на лошадях, запрягая их летом в телегу, зимой в сани.
(На экране появляется слайд 5 слайд «телега  и телега с лошадью »
6 слайд « дровни и дровни с лошадью».)
Сани были разные-разные.

Салазки – ручные сани, на которых катались с горок дети.
(На экране появляется  7 слайд – «Салазки и Дети на салазках».)
Дровни. Послушайте: «дровни». Как вы думаете, почему их так назвали?
Дети: На них возили дрова.

Хозяйка: Правильно! Эти сани низкие, широкие, без бортов, чтобы было удобно нагружать и снимать груз.
( на экране появляется  8 слайд – «Дровни и дровни с лошадью».)

Хозяйка: А вот ещё сани, которые назывались возок.
Как вы думаете, почему? От какого слова?
Дети: Возить.
Хозяйка: Правильно. В этих санях возили людей на дальние расстояния.
(На экране появляется  9 слайд  - «Возок и Возок с лошадьми»).
Хозяйка: Посмотрите у моего хозяина все сани сломались.
Поможете ему их починить.
Дети: Да.

(На трёх столах лежат разрезанные картинки с изображением «Салазки», «Дровни», «Возок»).

Дети собирают изображение, крепят его на фланелеграф и рассказывают, какие сани они собрали и почему они так называются.

Хозяйка: Спасибо, ребята, помогли.

А ещё на Катеринин день девицы гадали, женихов выбирали.

Хозяйка: Как девицы под окном,

                Вышивали вечерком

                Платочки вышивали
               О женихах мечтали.

(Девочки сидят в центре зала на лавочке с платочками в руках.)
Звучит песня « Платок с вышивкой» музыка и слова Г. Гусевой  
На окончание песни девочки приглашают в хороводы мальчиков.

Хозяйка: А теперь давайте погадаем,
               Всё о женихах узнаем.

(В руках у хозяйки мешочек с буквами : А, И, Н, Д, М)

Девочки вынимают по одной букве из мешочка и называют имя предполагаемого суженого и называют, какими качествами он будет обладать. Например: Андрей – умный, храбрый, богатый, доброжелательный и т.д.
(Девочки  садятся на лавочку в центре зала. )

Хозяйка: Что ж подруженьки - сестрицы

                 Время спать уже ложиться.
Девочка 1.  Положу я под подушку
                   Хлеба чёрного краюшку.

                   «Приди  суженый,

                     Ко мне ужинать».

Девочка 2. На святую Екатерину прячься под перину.
Девочка3. Пришла Катерина – придёт и перина.
Девочка 4. Чтобы ночью не застыть -
                   Надо печку затопить.

(На экране появляется  10 слайд –«Русская печь»)
Дети исполняют танец «Я колю дрова» слова народные, музыка О. Боромыковой, описание движений Г. Фёдоровой

Девочки после танца садятся на лавочку в центре зала и делают вид, что «спят».

Хозяйка: Мимо молодцы ходили о девчатах говорили.
(Мальчики ходят под русскую народную мелодию по залу и делают вид, что «подглядывают»  в окно за девочками.)
Мальчик 1. Что ж на улице темно

                    Поглядим пойдём в окно,

                    Что там делают девицы  

                    Позовём их веселиться.

Мальчик 2. Эй, подруженьки-сестрицы,

                    Айда с горы скатиться.

                    Сани новые, смотрите,

                    Мимо нас не проходите!
Мальчик 3.Эй девчата,

                    Екатеринин день пришёл -
                   Катанье привёл.  
Ребята встают около лавочек м поют песню «Саночки» ( «Много снега на дворе…») музыка и слова В. Шестаковой

Хозяйка: А теперь давайте поиграем, кукол на санях покатаем.
Дети разбиваются на 2 команды. У каждой команды саночки с куклой.
По сигналу каждый член команды провозит саночки с куклой до « пенька», в противоположной стороне зала, объезжает его, возвращается на место , передавая эстафету следующему члену команды. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету, не разу не уронив и не перевернув куклу с саней.  
Хозяйка: А ещё в народе говорили: Телега хлеб в дом возит,

                                                              А сани на базар.
А почему так говорили?
Дети: Урожай собирают в конце лета и осенью – ездят на телегах.
А зимой везли товары на базар – на санях.

Хозяйка: На Екатерину-Санницу купцы отправлялись продавать товары на базар.
Проводится в кругу подвижная игра «Купец».

 Дети стоят в центре зала кругу. Мальчик, переодетый в купца, с коробом на шее, в котором лежат товары на продажу. Дети идут в одну сторону, купец им навстречу.
Дети: Ты купец молодой,
Куда катишь удалой?
Купец-мальчик: Я качу на базар продавать везу товар:

Из меха для сестрицы…
(Около кого останавливается купец,  отвечает):
- Меховые рукавицы (купец из короба достаёт и отдаёт товар)  

Купец: Из шерсти для дочек…
- Шерстяной платочек (купец из короба достаёт и отдаёт товар)  

Купец: Из пуха для матушки…
- Пуховые варежки (купец из короба достаёт и отдаёт товар)  

Купец: Из кожи подружкам на ножки…

 - Кожаные сапожки  (купец из короба достаёт и отдаёт товар)  

Купец: Из стекла подружкам…

 - Стеклянные серёжки в ушки (купец из короба достаёт и отдаёт товар)  
После игры дети садятся на лавочки.
Хозяйка: Ох, Екатерина – Санница укатала нас и на базар с купцом свозила.

А теперь пришло время подкрепиться, из самовара чаю напиться.
(На экране появляется 11 слайд «Самовар».)

Дети танцуют музыкально-ритмическую  композицию  «Самовар».
(«Мы поставим самовар, вар, вар,вар..»)
Екатерина  - Санница: А теперь пора прощаться
                                        Чтобы снова повстречаться

                                         Следующей зимой

                                         Нам на горке ледяной.
Дети под музыку прощаются и уходят из зала.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.

Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...

Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"

Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта.  В сценарии использован музыкальный материал по программе ...

Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете

Программные задачи.   Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...