Петропавловская крепость
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кирилюк Алена Анатольевна

Петербурговедение для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan.no7_.docx154.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №14 Кировского района

НОД по Петербурговедению с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

Составил воспитатель

Кирилюк Алена Анатольевна

Санкт-Петербург 2015

НОД по теме:

«Петропавловска крепость»

Цель: познакомить обучающихся с Петропавловской крепостью;

            Задачи:

  1. Образовательная:
  • рассказать  обучающимся  о Петропавловской крепости посредством

содержательного и презентационного аспектов занятия;

  • сформировать представления обучающихся о назначениях крепости  в

разные времена;

            2.  Развивающая: способствовать расширению  кругозора обучающихся посредством содержательного аспекта занятия;

            3. Воспитательная: способствовать становлению уважительно отношения к городу;

            Оборудование:

  • ноутбук;
  • презентационный материал к занятию;
  • план крепости;
  • фотографии крепости;
  • иллюстрации с изображением архитекторов;
  • жетоны для награждения победителей;

 

План НОД по теме:

«Петропавловская крепость»

I. Вступительная  часть……………………………….…..2мин.

1.Приветствие, введения в тему………….………….….….2мин.

II. Основная часть…………………………….…….……30мин.

1.Знатоки. Вопрос-ответ………………………………........5мин.

2.Постройка крепости. Архитектор………………..…..….3мин.

3.Шесть  выходов из крепости………………….................5мин.

4.Физкульминутка «Пушка палит»……………………….3 мин.

5.Что находится  в Петропавловской крепости……….…..2мин.

6.Сказка о Ботике Петра I………………………….……….2мин.

III. Заключительная часть…………………………….….5мин.

1.Нараждениепобедителей……………………….…..……..2мин.

2.Чтение и заучивание  стихотворения С.Скаченкова……3мин.

Ход НОД по теме: «Петропавловская крепость»

I. Вступительная  часть.

1. Приветствие. Введение в тему занятия.

         Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже много узнали о нашем городе. Знаем острова Санкт-Петербурга. Кто напомнит мне, какие острова есть в нашем городе?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

        Педагог: А чтобы узнать тему нашего занятия, предлагаю отгадать ребус.

(Демонстрируется картинка-ребус)

           ,       ,           ,,

     К            П      

     

(Обучающиеся отгадывают ребус. Осуществляется фронтальная форма работы).

Педагог: Молодцы! Сегодня мы побываем в Петропавловской крепости.  

(Демонстрируется слайд №1)

Педагог: Давайте поиграем в знатоков? Кто ответит на вопрос, получит жетон. У кого больше жетонов-выигрывает.

           II. Основная часть.

  1. Знатоки. Вопрос-ответ.

           Педагог: Что такое крепость?

(Демонстрируется слайд№2)

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

            Педагог: Правильно. Крепость - это  укрепление, защита от нападений.

На каком острове есть крепость в Санкт-Петербурге?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

(Демонстрируется слайд№3)

            Педагог: Правильно. Это Заячий остров. Как называлась эта крепость при постройке, как сейчас?

(Обучающиеся отвечают на вопросы. Осуществляется фронтальная форма работы).

            Педагог: Что защищает эта крепость?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

            Педагог: Молодцы, ребята! Конечно же, она защищает проход по Неве в русские земли. А какой формы крепость, на что она похожа?

(Обучающиеся отвечают на вопрос.  Осуществляется фронтальная форма работы).

            Педагог: Как интересно! Черепаха, жук, шестиугольник.

  1. Постройка крепости. Архитектор.

(Выставляется план крепости).

(Демонстрируется слайд№4).

                             

            Педагог: Как только Петр I освободил от шведов земли у Невы – он сразу приказал строить крепость. За 3 месяца построили крепость из земли и дерева. Из чего позже построили крепость?

(Обучающиеся отвечают на вопрос.   Осуществляется фронтальная форма работы).

            Педагог: Какой архитектор строил крепость?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

(Демонстрируется слайд№5)

                                         

            Педагог: Правильно, архитектор Доменико Трезини. За строительством бастионов Петр I  приказал следить  своим помощникам: Нарышкину, Трубецкому, Зотову, Головкину и Меньшикову. За шестым бастионом следил сам Петр I.По их именам назвали бастионы

(Демонстрируется слайд№6)

                                 

            Педагог: А главный-государев. Что такое бастион?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

(Демонстрируется слайд№7)

           Педагог: Правильно, бастион – это укрепление. Назовите бастионы крепости.

(Обучающиеся отвечают на вопрос .Осуществляется фронтальная форма работы).  

  1. Шесть выходов из крепости.

            Педагог: Из крепости есть шесть выходов. Главные ворота – Петровские.

(Демонстрируется слайд№8).

                                       

Педагог: Они похожи на арку. Перед ними – Иоановские ворота.

(Демонстрируется слайд№9).

                                   

Педагог: К Неве на пристань выходят  Невские ворота.

(Демонстрируется слайд№10).

Педагог: В них есть отметки  самых больших наводнений Петербурга.

  1. Физкультминутка «Пушка палит»

Педагог: Ребята, давайте отдохнем и поиграем в игру «Пушка палит».

Пушка палит! Всем понятно без слов:

Полдень. Пробило 12 часов!

(Обучающиеся выполняют стоя движения руками  по кругу, как стрелки часов. Повторяется 2-3 раза).

  1. Что находится в Петропавловской крепости.

            Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем стреляет пушка в крепости? Зачем она стреляла раньше?

(Демонстрируется слайд №11)

                                           

(Обучающиеся отвечают на вопросы. Осуществляется фронтальная форма работы).  

            Педагог: Построили в крепости первый собор. По высоте - первый он до сих пор!

(Демонстрируется слайд №12)

                                         

            Педагог: Ребята, как называется собор в крепости?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).  

            Педагог: Молодцы, правильно-Петропавловский. Высота собора 122,5 метра, выше только телебашня. Кто напомнит  мне,ка имя архитектора собора?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).  

Педагог: Верно, Доменико Трезини

Педагог: У собора необычайно узкая колокольня.

(Демонстрируется слайд №13).

                                         

Педагог: Один купол над собором. И это усыпальница для русских царей.

В крепости есть монетный двор, где чеканят монеты и медали.

(Демонстрируется слайд №14).

   

            Педагог: На площади стоит Ботный домик. Что находится в Ботном домике? Почему его так назвали?

(Обучающиеся отвечают на вопросы. Осуществляется фронтальная форма работы).  

(Демонстрируется слайд №15).

  1. Сказка о Ботике Петра I.

Педагог: Ребята, я хочу вам рассказать сказку о Ботном домике. Послушайте, пожалуйста.

Гулял однажды Петр I по Заячьему острову. Вдруг увидел мальчика на берегу. Вырыл мальчик на берегу канавку, взял кусочек сосновой коры, воткнул в нее палочку, да насадил на нее листик – парус.  Получился у него кораблик. Спустил мальчик кораблик в канавку и поплыл он, подгоняемый ветром. Выбрался кораблик в большую Невскую воду.

Вспомнил царь, что и он, когда – то любил пускать кораблики на воду. Но кораблик его был побольше, чем у мальчика. Были у него и весла, и парус. Назвали его Ботиком.

Любил царь в юности плавать на своем ботике. Учился он ходить на ботике по узкой Московской реке Яузе. Были у ботика Петра I паруса, так хитро устроенные, что он мог плавать даже против ветра. Когда царь научился управлять своим ботиком, то поплыл на нем в широкое Переяславское озеро.

Вспомнил царь свои юные годы и подумал: «Где же мой старый друг – ботик? Вот обрадовался бы он, узнав какой нынче флот у России. Надо его сюда привести!». Приказал Петр слугам найти свой ботик и доставить его в строящуюся крепость. Привезли слуги ботик в крепость, стали ему место искать. Поставили его сначала в Государевом бастионе под специальным навесом. Прошли годы, загрустил ботик под навесом, простудился и заболел.

Заметили люди печаль ботика и сказали о том дочери Петра I, царице Елизавете Петровне. Позвала царица архитектора и приказала ему придумать для ботика специальный дом. Нарисовал архитектор план, царице он понравился. Построили по плану для ботика домик и назвали его…

Педагог: Как можно назвать дом для ботика?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).  

Педагог: Стали люди думать, чем бы украсить Ботный домик. И решили поставить на крышу Ботного домика статую.

Назвали статую Навигацией. Она рассказывает людям о том, что Ботный домик хранит память о плавании ботика по рекам и озерам.

Сейчас в Ботном домике музей «дедушки Русского флота». Там можно увидеть не только копию корабля Петра I, но и маленькие модели судов того времени.

(Демонстрируется иллюстрация с изображением Ботика)

Новости кино Роберт Де Ниро

Педагог: Двести лет крепость была тюрьмой. Первым арестантом крепости был сын Петра I – царевич Алексей. Посмотрите на экран. Я уверена, что вместе с родителями, вы обязательно посетите этот музей.

(Демонстрируется слайд №16).

                               

               III. Заключительная часть.

  1. Награждение победителей.

             Педагог: Ну вот, ребята, и подошло к завершению наше занятие. Кто набрал больше всего жетонов? Давайте посчитаем.

         (Подсчитывается количество жетонов)

Педагог: Вы все сегодня молодцы! Отлично поработали, узнали много нового.

  1. Чтение и заучивание стихотворения С.Скаченкова.

            Педагог: А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение о Петропавловской крепости. Вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить.

(Демонстрируется слайд №17)

                                 

Петропавловская крепость.

Ветра вой и волн свирепость,

Всё видала, всё снесла

Петропавловская крепость,

Тучи рвущая игла.....

Как хитро придумал кто-то

В недалёкой старине:

В синем небе позолота,

Казематы в глубине.

(С. Скаченков)

Педагог: Спасибо, ребята! До новых встреч!

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-презентация "Петропавловская крепость"

Представляю занятие - презентацию на тему "Петропавловская крепость". Использую её на занятиях по ознакомлению детей с историей и культурой Санкт Петербурга. Для уменьшения размерв файла все фотографи...

Экскурсия по Петропавловской крепости

У самых вод раскастистой Невы, лицом к лицу с нарядною столицейТемнеет в грозной памяти молвы, гранитный вал с внушительною спицей.С. Андреевский  Работа с родителями:Консультации для ...

Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»

Краткий  рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...

Путешествие по родному городу. Петропавловская крепость

Конспект по ознакомлению с родным городом...

презентация "Сказки и были Петропавловской крепости"

Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости у детей старшего возраста...

Презентация. Петропавловская крепость.

Много людей в старые годы принимались строить город на невском болоте. Никому не удавалось. Но вот пришёл сюда русский богатырь-волшебник и решил город построить. Поставил один дом - поглатила трясина...

Тема 1 Сказки и были Петропавловской крепости.

А этот город мной любим,За то, что мне не скучно с ним......                                        ...