Петропавловская крепость
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Петербурговедение для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zan.no7_.docx | 154.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №14 Кировского района
НОД по Петербурговедению с использованием ИКТ
для детей старшего дошкольного возраста
Составил воспитатель
Кирилюк Алена Анатольевна
Санкт-Петербург 2015
НОД по теме:
«Петропавловска крепость»
Цель: познакомить обучающихся с Петропавловской крепостью;
Задачи:
- Образовательная:
- рассказать обучающимся о Петропавловской крепости посредством
содержательного и презентационного аспектов занятия;
- сформировать представления обучающихся о назначениях крепости в
разные времена;
2. Развивающая: способствовать расширению кругозора обучающихся посредством содержательного аспекта занятия;
3. Воспитательная: способствовать становлению уважительно отношения к городу;
Оборудование:
- ноутбук;
- презентационный материал к занятию;
- план крепости;
- фотографии крепости;
- иллюстрации с изображением архитекторов;
- жетоны для награждения победителей;
План НОД по теме:
«Петропавловская крепость»
I. Вступительная часть……………………………….…..2мин.
1.Приветствие, введения в тему………….………….….….2мин.
II. Основная часть…………………………….…….……30мин.
1.Знатоки. Вопрос-ответ………………………………........5мин.
2.Постройка крепости. Архитектор………………..…..….3мин.
3.Шесть выходов из крепости………………….................5мин.
4.Физкульминутка «Пушка палит»……………………….3 мин.
5.Что находится в Петропавловской крепости……….…..2мин.
6.Сказка о Ботике Петра I………………………….……….2мин.
III. Заключительная часть…………………………….….5мин.
1.Нараждениепобедителей……………………….…..……..2мин.
2.Чтение и заучивание стихотворения С.Скаченкова……3мин.
Ход НОД по теме: «Петропавловская крепость»
I. Вступительная часть.
1. Приветствие. Введение в тему занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже много узнали о нашем городе. Знаем острова Санкт-Петербурга. Кто напомнит мне, какие острова есть в нашем городе?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: А чтобы узнать тему нашего занятия, предлагаю отгадать ребус.
(Демонстрируется картинка-ребус)
, , ,,
К П
(Обучающиеся отгадывают ребус. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Молодцы! Сегодня мы побываем в Петропавловской крепости.
(Демонстрируется слайд №1)
Педагог: Давайте поиграем в знатоков? Кто ответит на вопрос, получит жетон. У кого больше жетонов-выигрывает.
II. Основная часть.
- Знатоки. Вопрос-ответ.
Педагог: Что такое крепость?
(Демонстрируется слайд№2)
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Правильно. Крепость - это укрепление, защита от нападений.
На каком острове есть крепость в Санкт-Петербурге?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
(Демонстрируется слайд№3)
Педагог: Правильно. Это Заячий остров. Как называлась эта крепость при постройке, как сейчас?
(Обучающиеся отвечают на вопросы. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Что защищает эта крепость?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Молодцы, ребята! Конечно же, она защищает проход по Неве в русские земли. А какой формы крепость, на что она похожа?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Как интересно! Черепаха, жук, шестиугольник.
- Постройка крепости. Архитектор.
(Выставляется план крепости).
(Демонстрируется слайд№4).
Педагог: Как только Петр I освободил от шведов земли у Невы – он сразу приказал строить крепость. За 3 месяца построили крепость из земли и дерева. Из чего позже построили крепость?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Какой архитектор строил крепость?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
(Демонстрируется слайд№5)
Педагог: Правильно, архитектор Доменико Трезини. За строительством бастионов Петр I приказал следить своим помощникам: Нарышкину, Трубецкому, Зотову, Головкину и Меньшикову. За шестым бастионом следил сам Петр I.По их именам назвали бастионы
(Демонстрируется слайд№6)
Педагог: А главный-государев. Что такое бастион?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
(Демонстрируется слайд№7)
Педагог: Правильно, бастион – это укрепление. Назовите бастионы крепости.
(Обучающиеся отвечают на вопрос .Осуществляется фронтальная форма работы).
- Шесть выходов из крепости.
Педагог: Из крепости есть шесть выходов. Главные ворота – Петровские.
(Демонстрируется слайд№8).
Педагог: Они похожи на арку. Перед ними – Иоановские ворота.
(Демонстрируется слайд№9).
Педагог: К Неве на пристань выходят Невские ворота.
(Демонстрируется слайд№10).
Педагог: В них есть отметки самых больших наводнений Петербурга.
- Физкультминутка «Пушка палит»
Педагог: Ребята, давайте отдохнем и поиграем в игру «Пушка палит».
Пушка палит! Всем понятно без слов:
Полдень. Пробило 12 часов!
(Обучающиеся выполняют стоя движения руками по кругу, как стрелки часов. Повторяется 2-3 раза).
- Что находится в Петропавловской крепости.
Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем стреляет пушка в крепости? Зачем она стреляла раньше?
(Демонстрируется слайд №11)
(Обучающиеся отвечают на вопросы. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Построили в крепости первый собор. По высоте - первый он до сих пор!
(Демонстрируется слайд №12)
Педагог: Ребята, как называется собор в крепости?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Молодцы, правильно-Петропавловский. Высота собора 122,5 метра, выше только телебашня. Кто напомнит мне,ка имя архитектора собора?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Верно, Доменико Трезини
Педагог: У собора необычайно узкая колокольня.
(Демонстрируется слайд №13).
Педагог: Один купол над собором. И это усыпальница для русских царей.
В крепости есть монетный двор, где чеканят монеты и медали.
(Демонстрируется слайд №14).
Педагог: На площади стоит Ботный домик. Что находится в Ботном домике? Почему его так назвали?
(Обучающиеся отвечают на вопросы. Осуществляется фронтальная форма работы).
(Демонстрируется слайд №15).
- Сказка о Ботике Петра I.
Педагог: Ребята, я хочу вам рассказать сказку о Ботном домике. Послушайте, пожалуйста.
Гулял однажды Петр I по Заячьему острову. Вдруг увидел мальчика на берегу. Вырыл мальчик на берегу канавку, взял кусочек сосновой коры, воткнул в нее палочку, да насадил на нее листик – парус. Получился у него кораблик. Спустил мальчик кораблик в канавку и поплыл он, подгоняемый ветром. Выбрался кораблик в большую Невскую воду.
Вспомнил царь, что и он, когда – то любил пускать кораблики на воду. Но кораблик его был побольше, чем у мальчика. Были у него и весла, и парус. Назвали его Ботиком.
Любил царь в юности плавать на своем ботике. Учился он ходить на ботике по узкой Московской реке Яузе. Были у ботика Петра I паруса, так хитро устроенные, что он мог плавать даже против ветра. Когда царь научился управлять своим ботиком, то поплыл на нем в широкое Переяславское озеро.
Вспомнил царь свои юные годы и подумал: «Где же мой старый друг – ботик? Вот обрадовался бы он, узнав какой нынче флот у России. Надо его сюда привести!». Приказал Петр слугам найти свой ботик и доставить его в строящуюся крепость. Привезли слуги ботик в крепость, стали ему место искать. Поставили его сначала в Государевом бастионе под специальным навесом. Прошли годы, загрустил ботик под навесом, простудился и заболел.
Заметили люди печаль ботика и сказали о том дочери Петра I, царице Елизавете Петровне. Позвала царица архитектора и приказала ему придумать для ботика специальный дом. Нарисовал архитектор план, царице он понравился. Построили по плану для ботика домик и назвали его…
Педагог: Как можно назвать дом для ботика?
(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).
Педагог: Стали люди думать, чем бы украсить Ботный домик. И решили поставить на крышу Ботного домика статую.
Назвали статую Навигацией. Она рассказывает людям о том, что Ботный домик хранит память о плавании ботика по рекам и озерам.
Сейчас в Ботном домике музей «дедушки Русского флота». Там можно увидеть не только копию корабля Петра I, но и маленькие модели судов того времени.
(Демонстрируется иллюстрация с изображением Ботика)
Педагог: Двести лет крепость была тюрьмой. Первым арестантом крепости был сын Петра I – царевич Алексей. Посмотрите на экран. Я уверена, что вместе с родителями, вы обязательно посетите этот музей.
(Демонстрируется слайд №16).
III. Заключительная часть.
- Награждение победителей.
Педагог: Ну вот, ребята, и подошло к завершению наше занятие. Кто набрал больше всего жетонов? Давайте посчитаем.
(Подсчитывается количество жетонов)
Педагог: Вы все сегодня молодцы! Отлично поработали, узнали много нового.
- Чтение и заучивание стихотворения С.Скаченкова.
Педагог: А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение о Петропавловской крепости. Вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить.
(Демонстрируется слайд №17)
Петропавловская крепость.
Ветра вой и волн свирепость,
Всё видала, всё снесла
Петропавловская крепость,
Тучи рвущая игла.....
Как хитро придумал кто-то
В недалёкой старине:
В синем небе позолота,
Казематы в глубине.
(С. Скаченков)
Педагог: Спасибо, ребята! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие-презентация "Петропавловская крепость"
Представляю занятие - презентацию на тему "Петропавловская крепость". Использую её на занятиях по ознакомлению детей с историей и культурой Санкт Петербурга. Для уменьшения размерв файла все фотографи...
Экскурсия по Петропавловской крепости
У самых вод раскастистой Невы, лицом к лицу с нарядною столицейТемнеет в грозной памяти молвы, гранитный вал с внушительною спицей.С. Андреевский Работа с родителями:Консультации для ...
Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»
Краткий рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...
Путешествие по родному городу. Петропавловская крепость
Конспект по ознакомлению с родным городом...
презентация "Сказки и были Петропавловской крепости"
Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости у детей старшего возраста...
Презентация. Петропавловская крепость.
Много людей в старые годы принимались строить город на невском болоте. Никому не удавалось. Но вот пришёл сюда русский богатырь-волшебник и решил город построить. Поставил один дом - поглатила трясина...
Тема 1 Сказки и были Петропавловской крепости.
А этот город мной любим,За то, что мне не скучно с ним...... ...