Тема 1 Сказки и были Петропавловской крепости.
материал (старшая группа) по теме
А этот город мной любим,
За то, что мне не скучно с ним......
Б. Ахмадулина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1_skazki_i_byli_petropavlovskoy_kreposti.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1 Сказки и были Петропавловской крепости.
Задачи встречи:
- Сформировать у детей представление о типе сооружения «крепость»
- Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.
- Развить у детей способность детей любоваться Петропавловской крепостью.
- Развить умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения. Учить элементарным навыкам семантического анализа двукорневых слов.
Обогащение словаря: Остов, крепость, башня, стена, Петропавловская.
Материалы:
Мультимедиа-презентация «Что такое крепость?» Тайна имени крепости. Конструктор «Крепость» и макеты домиков из разных материалов, выполненные в ходе совместной деятельности с детьми по конструированию, синяя ткань (для изображения воды). Набор геометрических фигур, включающих пятиугольники (обозначения бастиона) и прямоугольники (обозначения стен).
Начало встречи:
Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, и он хотел его защитить от врагов. (Воспитатель выставляет на ковре макет дворца.) Приказал король построить вокруг дворца толстые... (стены). (При помощи конструктора «Крепость» дети выставляют на ковре вокруг дворца стены.)
Но стены оказались непрочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие... (башни). (Дети ставят башни.) А за стенами вырос целый город! (Выставляются маленькие домики, выполненные детьми в конструктивных играх.) Тогда король приказал построить внешние стены и защитить город. (Дети берутся за руки, изображая стены.) А вокруг крепости — вырыть ров и наполнить его водой. (Выкладывается синяя ткань, изображающая воду.) Теперь враг не мог захватить город. Он стал очень крепким. Такой укрепленный город стали называть... (крепостью)
слайд№1 «Король и дворец»
В нашем городе тоже есть крепость? Крепость расположена на остове. | слайд «Общий вид Петропавловской крепости» |
А что такое остров? Верно, остров — это часть земли, со всех сторон окруженная водой. Говорят, что крепость, построенная на острове, имеет вторые водные стены. Почему так говорят? Вот в нашем городе у крепости, кроме каменных стен (педагог показывает стены на слайде), еще и водные стены имеются. Крепость эту велел построить царь Петр 1. Долго он думал, какое место ему выбрать. Но однажды высадился царь на острове, что на реке Неве находился. Как называется этот остров? | слайд «Что такое остров?» (рисунок острова.Фотография Заячьего острова (вид сверху)) |
Правильно остров называли заячьим. Остров тот называли Заячьим. Как вы думаете, кто на нем жил? Сегодня на этом острове можно увидеть скульптуру зайца. | слайд «фотография зайца. Скульптура зайца у Иоанновского моста» |
Крепость Петр 1 назвал Петропавловской, в центре ее заложил церковь святых Петра и Павла. Как вы думаете, в честь кого Петр назвал крепость? Правильно, в честь святых апостолов Петра и Павла. Апостол Петр был покровителем (ангелом) царя Петра 1 | слайд «фотографии «Петропавловский собор» Апостол Петр и апостол Павел» |
Крепость была построена из... Давайте рассмотрим стены крепости. Как вы думаете, из чего они сделаны? Сначала стены делали из земли, а потом Петр решил укрепить стены. Поэтому стены стали выкладывать из камня. Какими должны быть стены крепости, чтобы они смогли защищать? | слайд «Крепостная стена Петропавловской крепости» |
А что еще защищает крепость, кроме стен и воды? В полдень выстрелит хлопушка, Ну конечно, это ….(пушка) (Конечно же, пушки.) Как вы думаете, почему стреляет пушка? Разве на крепость кто-нибудь нападает? Пушки Петропавловской крепости стреляют каждый день в 12 часов. | слайд «Пушки Петропавловской крепости» |
Но пушкам было мало места на стенах, поэтому в углах крепости были построены широкие выступы — башни. Давайте посчитаем, сколько углов у каждой башни. (Дети рассматривают план башни, считают углы.) Правильно, углов всего пять. Пятиугольные башни называют бастионами. Выберите геометрические фигуры, подходящие по форме для обозначения бастиона. | слайд «Бастион Петропавловской крепости (план), фотография бастиона» |
Давайте сосчитаем, сколько бастионов в Петропавловской крепости? Верно, шесть. Давайте положим шесть найденных вами фигурок-бастионов, а теперь их нужно соединить стенами. Какими фигурами можно обозначить стены? (Прямоугольниками.) При помощи прямоугольников и пятиугольников дети собирают внешний вид крепостной стены. | слайд «План Петропавловской крепости» |
Правильно построить бастион, дело очень важное. Потому за строительством бастионов следили друзья Петра 1. По их фамилиям названы бастионы Петропавловской крепости. Но один бастион государь Петр никому не доверил, строил его сам. Как вы думаете, как его могли назвать? Его называли Царским или Государевым. | слайд «Государев бастион-Петр 1» |
Крепость мы построили. Но, как в нее попасть? Ведь должны же защитники крепости получать еду, снаряды, уезжать в отпуск? Для этого в крепости были сделаны... ворота. У ворот всегда стояли солдаты-часовые. Они охраняли вход в крепость. Но крепостные ворота охраняли не только люди, а еще... Впрочем, о том, кто еще защищает Петропавловскую крепость, мы с вами узнаем в следующий раз. | слайд «Петропавловские ворота Петропавловской крепости» |
«Люблю по городу гулять» (Нищева Н.В.). Встаньте на ковре в круг.
Люблю по городу гулять, Приседают, шагают
Люблю смотреть, люблю считать. пальчиками по ковру.
Невский – раз, Зимний – два, Встают, на каждое
Три – красавица Нева, название загибают по
А четыре – мост Дворцовый, одному пальчику
Пять – гуляю по Садовой, сначала на правой,
Шесть – к Исаакию схожу потом на левой руке.
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад.
Как красив его наряд!
Восемь – крепость у Невы.
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
Сегодня мы с вами познакомились с Петропавловской крепостью. Если вы захотите увидеть ее своими глазами, то можете пригласить свою семью пойти туда на прогулку. И в мою коллекцию фотографий «Петербурга» я с удовольствием в клею в альбом ваши фото.
Задание и вопросы на закрепление материала:
Может ли крепость быть городом? | слайд «Вид с птичьего полета на Петропавловскую крепость» |
Может ли крепость быть за городом? | слайд «Крепость Бип (Павловск) |
Почему современному городу не нужны крепостные стены для защиты от врагов? | слайд «Стены у выезда на Миргородскую улицу» |
Зачем вокруг крепости копают рвы? | слайд «Рвы Новгородской крепости» |
Заучивание стихотворения М.Борисовой «Стреляет в полдень пушка» Мы очень любим город свой Сияет солнце над Невой, Или дожди стучат в окно – Его мы любим все равно. Мы в этом городе живём. И он растёт, и мы растём (М. Борисова) | слайд «Мнемотаблица по стихотворению М.Борисовой «Стреляет в полдень пушка» |
Творческое задание.
Придумайте сказку «Как зайцы встретили Петра 1 на Зайчьем острове»
Беседа с рассматриванием репродукции изображения Святого Петра в Петропавловском соборе»
Цель: вызвать уважительное отношение к покровителям Санкт-Петербурга.
Вопросы для беседы?
- Кого Святой Петр вам напоминает, почему?
- Старые люди, дедушки – они какие? (мудрые, добрые)
- Как относятся к мудрым, добрым, старым людям? (с уважением, обращаются за помощью)
- Во что одет Святой Петр? Обратите внимание на его ноги (он босой).
- Одеваемся ли мы сейчас так? Когда «жил» Святой Петр? (давным-давно).
- Что за ключи у Святого Петра?
- Почему Святого Петра называют «ключарем» ?
Рассматривание и сравнение репродукций икон Святых Петра и Павла (Петропавловского собора)
Вопросы для беседы?
- Чем Святой Павел похож на Святого Петра? (одеждой, возрастом)
- Чем отличается? (меч в руках)
- Почему Святого Павла называют «защитником» ? Пофантазируйте, зачем Святому Павлу меч?
- Картины с изображением Святого Петра и Святого Павла называются иконами. Иконы- это произведения искусства, изображающие святых.
- Где можно увидеть иконы? Почему в церкви, соборе, храме? (святое место).
Вопросы для обсуждения во время прогулки:
- Сколько ворот ведут в Петропавловскую крепость?
- Петру 1 очень нравилось, что Петропавловская крепость занимает почти весь остров. Дома, находящие внутри крепостных стен, сейчас имеют адрес «Петропавловская крепость», а какой адрес у зданий вне крепостных стен?
- Благодаря чему Заячий остров сейчас можно назвать Веселым? Найдите приметы «веселого» острова вне стен крепости.
- Можно ли построить крепостную стену из земли? Рассматривание валов в Александровском парке.
- Можно ли назвать комплекс Артиллерийского музея крепостью? Что похоже на крепость, а что не похоже?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»
Краткий рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...
презентация "Сказки и были Петропавловской крепости"
Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости у детей старшего возраста...
Конспект по Петербурговедению на тему:"Петропавловская крепость" средняя группа.
Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родном...
Презентация на тему : "Петропавловская крепость"
Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родном...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Сказки и были Петропавловской крепости"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста....
«Сказки и были Петропавловской крепости»
Совместная деятельность воспитателя и детей старшей группы. Тема: «Сказки и были Петропавловской крепости»Задачи:1. Сформировать у детей представление о типе фортификационноого...
Тема: «Сказки и были Петропавловской крепости» .
Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости....