Приобщение дошкольников к национальной культуре
рабочая программа (старшая группа) на тему

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx55.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка « Приобщение детей к национальной культуре».

        

                                                          Воспитатель:

                                                          Безрукова Светлана Анатольевна

МДОУ детский сад №2 «Светлячок»

Г. Жердевка 2015 г.

Задачи кружка:

- Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;

- Учить видеть историю вокруг себя;

- Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятия ее красоты и многообразия.

Тема занятий

Задачи

Посещение «мини-музея» в детском саду.

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (печка).

«История дымковского, каргопольского промысла».

«Городец и золотая хохлома».

«Гжель».

«Матрешка в жизни ребенка».

«Валенки, валенки, не подшиты стареньки».

«Бабушкины рецепты русских снадобий для лечения».

«Мастерская народных умельцев» (дидактическая игра).

«Рождество» 7 января

« Бояре, а мы к вам пришли» ( играем в свадьбу).

«Сватовство».

«Девичник».

«Татьянин день в детском саду» (25 января).

«Русский национальный костюм».

«Мой веселый звонкий мяч».

«Висит груша - нельзя скушать» (лампочка).

« Путешествие по русским народным сказкам».

«Для чего нужны дома»

«Волшебный шнур».

«Путешествие в страну Волшебной прялки».

«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита» (книга).

«Хлеб – всему голова».

«Колокольный звон»

« Гори, солнце, ярче! Масленица – блиноед!» (март).

«Русский фольклор».

«Многообразие народов России».

«Игрушки детей от древних до современных».

«Кукольная страна».

«Путешествие в прошлое посуды».

«Путешествие в царство часов».

Посетить мини-музей в детском саду. Познакомить с назначением предметов домашнего обихода.

Познакомить детей с предметами старинного быта, орудиями труда, не представляющей собой исторической и культурной ценности для искусствоведов, но обладающие мощным обучающим потенциалом.

Познакомить с декоративно-прикладным искусством –дымкой, каргопольским промыслом.

Познакомить детей с видом народного  декоративно-прикладным искусства- хохломской росписью и Городцом.

Познакомить детей с «синими цветами гжели». Показать красоту, необычайность, сказочность этой росписи.

Познакомить детей с новым видом народного искусства – народным промыслом по изготовлению матрешек.

Познакомить детей со старинным народным промыслом- валянием валенок. Объяснить из чего делали войлок и где он еще использовался.

Расширить представление детей о народной медицине. Познакомить с простым способом приготовления снадобья –отваром лекарственных трав.

Игра научит детей распознать особенности изделий и узоров, характерных для традиционных народных промыслов.

Познакомить детей с русскими традициями о праздновании Рождества в деревнях – с колядками и запевками.

Познакомить детей со старинным обрядом, повторяющимся из поколения в поколение - свадьбой. Объяснить, что в традиционным обществе человек становился полноценным членом общины только женившись.

Рассказать, что предшествовало свадьбе – сватовство. Познакомить с его обрядом.

Объяснить, что после сватовства девушки собирались на девичник -  последние посиделки перед свадьбой.

Рассказать, что традиционно Татьянин день считается праздником студенчества. Однако свои именины в этот день отмечают все Татьяны независимо от возраста.

Познакомить детей с одеждой прошлого, вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

Сформировать у детей знание о том, каким был мяч в древности, поднять эмоциональное настроение.

Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета.

Рассказать детям, что такое сказка, какие сказки бывают ( бытовые, волшебные, о животных).

Пополнить знания детей о конструкциях домов, продолжить знакомить с различными строительными материалами.

Научить детей ориентироваться в прошлое и настоящем предметов, облегчающих труд в быту мам и бабушек, подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью этих предметов облегчить свой труд.

Вызвать интерес у детей к прялке, к истории ее создания, познакомить с назначением прялки.

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека.

Расширить у детей знания о том, как хлеб «приходит» к нам в дом. Сколько людей трудится для того, чтобы мы были с хлебом на столе.

Формировать представление о церквях и храмах, колокольных звонах.

Рассказать, что на масленицу, по народной примете, зима весну встречает, а сама со своего хотенья только потеет. Масленица слывет самым веселым, предвесенним праздником.

Познакомить детей с русским народным фольклором – песенками, прибаутками, потешками, пословицами.

Познакомить детей с тем, что нашу страну населяют народы разных национальностей. Все они когда – то составляли 15 союзных республик. Дать представление о них.

Рассказать детям о происхождении игрушек, материалах, использующих для изготовления игрушек.

Развить ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы.

Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Познакомить детей с видами часов, вызвать положительный эмоциональный отклик.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пословицы и поговорки:

- Когда в печи жарко – тогда и варко;

- Любить тепло – дым терпеть;

- Что есть в печи- все на стол мечи;

- Не красна изба углами, а красна пирогами;

- Умей в гости звать, умей и угощать;

- Дом вести - не бородой трясти;

- Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор;

- Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре;

- От мытья частого тело живет;

- Баня без пара – что щи без навара;

- Пар костей не ломит;

- В бане веник дороже денег;

- Что в поле не родиться – все в доме пригодиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к национальной культуре.

Введение Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научн...

Презентация - Приобщение дошкольников к национальной культуре

Если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться к освоению глубин общественной культуры, чтобы наши дети помнили и чтили культуру своих дедов и прадедов, черпа...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкальной культуры и досуговой деятельности.

Развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка. В статье рассказывается о том, как в детском саду средствами музыкальных развлечений и досугов д...

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Народные праздники. как приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в вос...

Доклад для воспитателей на тему «Приобщение дошкольников к национальной культуре»

Доклад для воспитателейна тему «Приобщение дошкольников к национальной культуре»...