Приобщение дошкольников к национальной культуре
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка « Приобщение детей к национальной культуре».
Воспитатель:
Безрукова Светлана Анатольевна
МДОУ детский сад №2 «Светлячок»
Г. Жердевка 2015 г.
Задачи кружка:
- Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;
- Учить видеть историю вокруг себя;
- Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятия ее красоты и многообразия.
Тема занятий | Задачи |
Посещение «мини-музея» в детском саду. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (печка). «История дымковского, каргопольского промысла». «Городец и золотая хохлома». «Гжель». «Матрешка в жизни ребенка». «Валенки, валенки, не подшиты стареньки». «Бабушкины рецепты русских снадобий для лечения». «Мастерская народных умельцев» (дидактическая игра). «Рождество» 7 января « Бояре, а мы к вам пришли» ( играем в свадьбу). «Сватовство». «Девичник». «Татьянин день в детском саду» (25 января). «Русский национальный костюм». «Мой веселый звонкий мяч». «Висит груша - нельзя скушать» (лампочка). « Путешествие по русским народным сказкам». «Для чего нужны дома» «Волшебный шнур». «Путешествие в страну Волшебной прялки». «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита» (книга). «Хлеб – всему голова». «Колокольный звон» « Гори, солнце, ярче! Масленица – блиноед!» (март). «Русский фольклор». «Многообразие народов России». «Игрушки детей от древних до современных». «Кукольная страна». «Путешествие в прошлое посуды». «Путешествие в царство часов». | Посетить мини-музей в детском саду. Познакомить с назначением предметов домашнего обихода. Познакомить детей с предметами старинного быта, орудиями труда, не представляющей собой исторической и культурной ценности для искусствоведов, но обладающие мощным обучающим потенциалом. Познакомить с декоративно-прикладным искусством –дымкой, каргопольским промыслом. Познакомить детей с видом народного декоративно-прикладным искусства- хохломской росписью и Городцом. Познакомить детей с «синими цветами гжели». Показать красоту, необычайность, сказочность этой росписи. Познакомить детей с новым видом народного искусства – народным промыслом по изготовлению матрешек. Познакомить детей со старинным народным промыслом- валянием валенок. Объяснить из чего делали войлок и где он еще использовался. Расширить представление детей о народной медицине. Познакомить с простым способом приготовления снадобья –отваром лекарственных трав. Игра научит детей распознать особенности изделий и узоров, характерных для традиционных народных промыслов. Познакомить детей с русскими традициями о праздновании Рождества в деревнях – с колядками и запевками. Познакомить детей со старинным обрядом, повторяющимся из поколения в поколение - свадьбой. Объяснить, что в традиционным обществе человек становился полноценным членом общины только женившись. Рассказать, что предшествовало свадьбе – сватовство. Познакомить с его обрядом. Объяснить, что после сватовства девушки собирались на девичник - последние посиделки перед свадьбой. Рассказать, что традиционно Татьянин день считается праздником студенчества. Однако свои именины в этот день отмечают все Татьяны независимо от возраста. Познакомить детей с одеждой прошлого, вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых. Сформировать у детей знание о том, каким был мяч в древности, поднять эмоциональное настроение. Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета. Рассказать детям, что такое сказка, какие сказки бывают ( бытовые, волшебные, о животных). Пополнить знания детей о конструкциях домов, продолжить знакомить с различными строительными материалами. Научить детей ориентироваться в прошлое и настоящем предметов, облегчающих труд в быту мам и бабушек, подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью этих предметов облегчить свой труд. Вызвать интерес у детей к прялке, к истории ее создания, познакомить с назначением прялки. Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека. Расширить у детей знания о том, как хлеб «приходит» к нам в дом. Сколько людей трудится для того, чтобы мы были с хлебом на столе. Формировать представление о церквях и храмах, колокольных звонах. Рассказать, что на масленицу, по народной примете, зима весну встречает, а сама со своего хотенья только потеет. Масленица слывет самым веселым, предвесенним праздником. Познакомить детей с русским народным фольклором – песенками, прибаутками, потешками, пословицами. Познакомить детей с тем, что нашу страну населяют народы разных национальностей. Все они когда – то составляли 15 союзных республик. Дать представление о них. Рассказать детям о происхождении игрушек, материалах, использующих для изготовления игрушек. Развить ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы. Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Познакомить детей с видами часов, вызвать положительный эмоциональный отклик. |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Пословицы и поговорки:
- Когда в печи жарко – тогда и варко;
- Любить тепло – дым терпеть;
- Что есть в печи- все на стол мечи;
- Не красна изба углами, а красна пирогами;
- Умей в гости звать, умей и угощать;
- Дом вести - не бородой трясти;
- Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор;
- Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре;
- От мытья частого тело живет;
- Баня без пара – что щи без навара;
- Пар костей не ломит;
- В бане веник дороже денег;
- Что в поле не родиться – все в доме пригодиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к национальной культуре.
Введение Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научн...
Презентация - Приобщение дошкольников к национальной культуре
Если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться к освоению глубин общественной культуры, чтобы наши дети помнили и чтили культуру своих дедов и прадедов, черпа...
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ
Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на осно...
Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкальной культуры и досуговой деятельности.
Развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка. В статье рассказывается о том, как в детском саду средствами музыкальных развлечений и досугов д...
Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...
Народные праздники. как приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям
Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в вос...
Доклад для воспитателей на тему «Приобщение дошкольников к национальной культуре»
Доклад для воспитателейна тему «Приобщение дошкольников к национальной культуре»...