Организация работы ресурсного центра на базе ДОУ для обеспечения качества муниципальной системы дошкольного образования
методическая разработка

Юлия Александровна Куканнова

Необходимость модернизации российского образования обусловила соз-дание и развитие ресурсных центров как инновационных структур подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для работы в новых соци-ально-экономических условиях. С этих позиций ресурсный центр представляет собой структурный комплекс, включающий информационные, кадровые, учеб-но-методические ресурсы, обеспечивающий подготовку педагогических кадров, способных осуществить качественное дошкольное образование детей.

Ресурсный центр, созданный на базе МАДОУ,  призван мобильно и эффективно реагировать на актуальные потребности сферы современного дошкольного образования, запросы и интересы заказчиков образовательных услуг.

Цель деятельности ресурсного центра: построении инновационной сети методической поддержки педагогов образовательных учреждений района, реализующих программу дошкольного образования, обеспечивающей их профес-сиональное совершенствование и повышение качества образования; развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обуче-ния; апробация новых финансовых механизмов повышения качества процесса и результата дошкольного образования.

Педагогические задачи деятельности ресурсного центра:

 повышение уровня теоретических знаний и практических умений педаго-гических работников дошкольных образовательных учреждений в области ор-ганизации педагогического процесса;

 развитие мотивации педагогических работников к формированию индиви-дуального стиля педагогической деятельности;

 

Организационные задачи деятельности ресурсного центра:

 создание инновационных форм повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования;

 оказание персональной методической помощи педагогам в построении ин-дивидуальной образовательной траектории профессионального роста;

 обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности педагогических работников по повышению качества образования;

 разработка мониторинга методической поддержки качества образования;

 развитие инновационных процессов в образовательном пространстве рай-она;

2

 

 подготовка методических и аналитических материалов, внедрение накоп-ленных ресурсов в практику дошкольных учреждений района;

 изучение и удовлетворение информационных и образователь-ных потребностей субъектов в сфере дошкольного образования;

 организация обучающих мероприятий для педагогических работников, за-нятых в сфере дошкольного образования.

 

Основные принципы функционирования ресурсного центра

 системный подход в организации деятельности ресурсного центра;

 компетентностный подход в отборе содержания и методов реализации деятельности ресурсного центра;

 сетевая организация обучения для расширения доступа к ресурсам на ос-нове выбора образовательной программы.

 непрерывность профессионального образования педагогов на основе фор-мирования системы постоянной адаптации к меняющимся условиям профессио-нальной деятельности;

 учет и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей педагогической общественности района;

 научность предоставляемых педагогам материалов и организации дея-тельности центра;

 работа на диагностической основе.

 концентрация информационно - методической базы в сочетании с высо-ким кадровым потенциалом.

 

Работа ресурсного центра охватывает все направления деятельности дошколь-ного образовательного учреждения как системы:

Пространство развития ДОУ:

 кадровое, информационное обеспечение;

 материально-техническая база, ресурсы;

 система управления.

 

Пространство развития родителей:

 включенность семьи в деятельность ДОУ ;

 преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

 стиль воспитания в семье, традиции;

 родительское сообщество.

 

Пространство развития педагогов:

 система стимулирования и мотивации;

 мастерство и профессионализм;

 сотрудничество, сотворчество;

 педагогическое сообщество.

 

Пространство развития ребенка:

 предметно-развивающая среда;

 образовательное пространство;

 дополнительное образовательное пространство

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_formy_vzaimodeystviya_s_pedagogami_doo.docx69.3 КБ

Предварительный просмотр:

"Интерактивные формы методической работы с педагогами в ДОО"

В дошкольной образовательной организации существует множество форм работы с педагогическим коллективом.

Перестройка дошкольного образования принесла в дошкольные образовательные организации интересные формы работы:

  • методические дискуссии и диспуты;
  • педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации);
  • моделирование педагогических ситуаций;
  • олимпиады методических инновационных разработок НОД, воспитательных мероприятий;
  • методические «мосты» (дистанционное общение в интернете),
  • литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;
  • аукцион методических разработок;
  • методический КВН;
  • конкурсные выставки методических разработок (НОД, воспитательных мероприятий) и др.
  • конкурсы профессионального мастерства
  • «копилка» педагогического мастерства
  • мастер-классы
  • проектная деятельность
  • создание банка инновационных идей
  • творческая лаборатория молодых специалистов
  • школа родительской любви
  • педагогический маркетинг
  • ярмарка инновационных идей
  • творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
  • музыкально – литературная гостиная 

Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому мы ее рассматриваем как важный фактор управления образовательным процессом.  Однако часто вскрывается проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являлись существенными проблемами. И пред нами встали вопросы: Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки педагогов и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. Формирование заявленных в ФГОС компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь – это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями.

Сегодня педагогическая интерактивная  игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».

Процесс организации и проведения  игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры и подведение итогов.

На этапе конструирования игры нужно четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников (как правило, это группы учителей). Здесь же разрабатываются общие правила игры, которые должны быть предельно простыми.

Организационная подготовка конкретной игры включает:

  • разъяснение участникам смысла игры;
  • знакомство с общей программой и правилами;
  • постановка перед исполнителями ролей конкретных задач;
  • назначение экспертов, которые будут наблюдать ход игры, анализировать ситуации, давать им оценку;
  • определение условий и длительности игры.

Ниже предлагаю конспект "Своей игры" с использованием ИКТ (приложение № 1).

Таким образом, сущность использования активных форм работы состоит в следующем:

-в вовлеченности всех участников в процесс познания, обсуждения;

-организация рефлексии собственного опыта ;

-в возможности обмена знаниями, собственными идеями, способами деятельности, мнениями коллег;

-недопустимость доминирования как одного выступающего, так и одного мнения.

  1.         Сценарий проведения Дискуссионного клуба «Экологическое образование: смена стереотипов»

Цель:  помочь педагогам выработать позицию (подход) к экологическому образованию дошкольников в соответствии с современными требованиями.

Задачи:

  1. Вызвать у педагогов интерес к решению проблем экологического образования дошкольников и стимулировать мотивацию к самообразованию. Нацелить педагогов на изменение подхода к экологическому образованию дошкольников.
  2. Развивать диалогового общения педагогов, рефлексию.
  3. Повысить уровень активности и самостоятельности педагогов в решении проблем, развивать стремление к сотрудничеству.

Форма проведения – дискуссионный клуб

Методы (Приложение 1):

  • Беседа
  • «Корзина грецких орехов»
  • «Разброс мнений»
  • ПОПС
  • «Дискуссионные качели»
  • упражнение «Незаконченное предложение»
  • рефлексия

Предварительная работа:

  • Составление списка литературы по формированию педагогической компетентности воспитателей по экологическому образованию
  • Изучение методологических основ использования интерактивных методов обучения педагогов
  • Определение круга вопросов для обсуждения с педагогами
  • Подбор интерактивных методов  

Подготовка:

  • Тема для педагогов объявлена за 1 месяц до проведения мероприятия
  • Задания для педагогов: придумать девиз дискуссионного клуба; найти в литературе определение понятия «экологическое образование».

Оборудование:

  • На стене название дискуссионного клуба «Экологическое образование: смена стереотипов»
  • На первом мольберте нормы поведения в процессе дискуссии
  • На втором мольберте лист ватмана  с проектом экспресс – газета «Экологический вестник»
  • Клей, цветные маркеры
  • Третий мольберт для демонстрационного материала.

Ход:

Ведущий: Мы открываем наш дискуссионный клуб, тема которого «Экологическое образование: смена стереотипов». Сегодня мы с вами поговорим об  экологии, о разных подходах к  экологическому образованию. Результатом работы нашего клуба будет выпуск экспресс – газеты, который поможет нам понять, что же такое экологическое образование на современном этапе.

Дискуссионный клуб наш работает уже второй год, а девиза у него нет. Домашним заданием у вас было придумать девиз.

Педагоги предлагают варианты девизов и в результате обсуждения принимается следующий:

Мы все несем одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней.

И если я свой край нелегкий брошу,

То всем немного станет тяжелей.

Ведущий обращает внимание на  следующие нормы поведения в процессе дискуссии:

  • в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
  • каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
  • следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
  • если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;
  • каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;
  • критикуются идеи, а не личности;
  • цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Ведущий: Как вы считаете, когда в дошкольной педагогике появилось экологическое образование?

Предполагаемы ответы педагогов: 20-25 лет назад (в 90-е года)

Ведущий: В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях.

Что же такое экологическое образование? Какие определения вы нашли в литературе?

Предполагаемые ответы педагогов: Экологическое образование – это:

  • Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно – этических и эстетических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность  личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д. Зверев).
  • Формирование определённого уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни (Н.А. Соломонова).
  • Воспитание у ребёнка потребности  в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина).

Ведущий: Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей и задач, содержания и методики экологического образования. Не редко педагоги идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению с природой, окружающим миром, по воспитанию нравственных качеств дошкольников в «экологические».  Чем обусловлена такая ситуация? Предлагаю провести небольшой эксперимент (конечно эксперимент не отражает всю сложность проблемы, но заставляет задуматься). Каждый педагог берёт небольшие квадраты бумаги, лежащие на столе, закройте глаза, и, следуя указаниям, выполните следующие действия (задавать вопросы при этом нельзя):

  1. Сложите лист пополам и оторвите у него левый верхний угол
  2. Ещё раз сложите пополам и оторвите правый нижний угол.
  3. Ещё раз согните пополам и оторвите левый нижний угол.

После выполнения всех действий откройте глаза, разверните листы бумаги и сравните их. Что получилось? У кого - то в середине листа отверстие, у кого – то по бокам, у кого – то вообще ни одного. Листы отличаются и по форме.  

Ведущий. Почему это произошло? Ведь все педагоги слышали одинаковый текст, но результат их действия оказался различным.

Предполагаемые ответы педагогов – не было предварительной договорённости, как именно сгибать лист, как его поворачивать  и т.д.

Ведущий: Вот так же и мы иногда не понимаем друг друга, хотя все с воодушевлением говорим об экологии и экологическом образовании, экологическом воспитании, экологической культуре.  А какие вопросы у вас возникают при произнесении этих словосочетаний. Предлагаю заполнить ими нашу «корзину грецких орехов» (вопросы крепкие, как грецкий орех. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадаться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины).

Ведущий:  Можно сделать вывод, что вопросов у вас больше, чем ответов, а значит эта тема актуальна для нашего ДОУ. Поэтому, перед тем, как говорить об организации экологического образования в детском саду и вопросах методики, обсудим некоторые понятия.

Ведущий. Как вы думаете, что такое экология?

Предполагаемые ответы педагогов:

Ведущий: Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

  • все связано со всем;
  • все куда-нибудь девается;
  • все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);
  • природа знает лучше.

 «Разброс мнений» - согласны ли вы с такой формулировкой основных законов экологического образования. Предлагаю определить, своё отношение к ним, заняв место  под определённой табличкой  (да, нет, частично) (педагоги в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу высказывания и занимают определённое место под табличкой – происходит деление на группы).

Ведущий предлагает каждому педагогу высказать свою позицию, используя метод ПОПС – позиция – обоснование – пример – следствие.

Каждая группа занимает свои места и членам этой группы предлагается сформулировать свою позицию фразой о взаимоотношении человека и природы.

 Ответы педагогов:

Ведущий Мы с вами пришли к двум взглядам на взаимоотношения человека и  природы и предлагаю обсудить это.

«Дискуссионные качели» по теме «Взаимоотношения человека и природы».

В литературе часто сталкиваемся с такими выражениями:

  • Человек –царь, хозяин природы. Согласны ли вы с этим выражением. Как вы считаете, человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий без учёта природных закономерностей? К чему это может привести?
  • Вредные и полезные животные и растения. Почему появилось это выражение – вредные и полезные? (Полезными человек считает животных, которые можно использовать в своих целях. А вредные те, которые конкурируют в борьбе с человеком за ресурсы). Можем ли мы говорить о животных, что они вредные и полезные? Подтвердите это примерами.
  • Улучшать природу, помогать природе, умножать её богатства.  Все ли эти выражения имеют право на существование? Всегда ли человек своими действиями, направленными на улучшение природы, помогает ей?

Ответы педагогов:

Ведущий: Существуют два подхода в образовании дошкольников: антропоцентрический. Главная особенность такого подхода – человек – мера всех вещей, властелин и хозяин природы, способный изменять её для своих потребностей. А экологическое образование требует перехода к новому подходу, который строится на основе био-эко-центризма. Такой подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдаётся не социально – экономическим, а природным факторам. Конечной целью такого подхода всё равно является человек, но не прямо, а опосредовательно, через сохранение его среды обитания.

Теперь мы подходим к главному вопросу «Чему учить?». Этот вопрос очень сильно зависит от господствующих в обществе взглядов, в частности, на взаимоотношения человека и природы.

Ведущий: Но, не смотря на изменения в системе экологического дошкольного образования, в целом  потребительский подход пронизывает многие программы и рекомендации для воспитателей. Мы выбрали примеры из методической литературы, отражающие разные подходы, предлагаю вам определить, к какому подходу относятся предложенные  варианты трактовки указанных примеров, к старым продумать трактовку с позиции нового подхода. Каждой группе предлагается свой вариант. Затем группы меняются, делают взаимопроверку и высказывают своё мнение.

Задание 1 - Определите, к какому подходу относятся предложенные варианты трактовки указанных примеров, к старым продумать трактовку с позиции нового подхода:

  • Природа даёт нам ягоды, грибы, поэтому мы должны её беречь;
  • Помогать природе, улучшая её, приумножать богатства.
  • Роль каждого организма в природе (на отдельных примерах), их место в пищевых цепочках, самоценность.
  • Грибы съедобные и несъедобные, ядовитые.

Задание 2 - Определите, к какому подходу относятся предложенные варианты трактовки указанных примеров, к старым продумать трактовку с позиции нового подхода:

  • Дерево даёт нам древесину. Чем ценна ель? Сосна имеет большое народно – хозяйственное значение;
  • Огромна роль зелёных растений. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для жизни человека.
  • Общая картина окружающей нас природы представляет собой не беспорядочное сочетание различных живых существ, а достаточно устойчивую и организованную систему, в которой каждый организм занимает определённое место и тесно связан со средой обитания, вне которой он не может существовать .
  • Цветущих растений всё меньше, а ведь они украшают нашу Землю, радуют людей.

Ведущий: Определите, какой подход в экологическом  образовании отражают: сбор гербария, сбор коллекции бабочек, жуков; оформление чучелами детского сада, уборка опавших листьев, срезание веток деревьев для проведения наблюдения. Каким образом можно изменить подход к экологическому образованию детей в современных условиях?  (наблюдения в живой природе, просмотр иллюстраций, видеофильмов, сладов т д.)

Ответы педагогов:

Ведущий: Современная экологическая ситуация в мире требует изменение поведение человека, смены его ценностных ориентиров. Мы должны соблюдать законы природы, изменить своё потребительское отношение к ней. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. А это, прежде всего наши с вами дети, наше новое поколение. Каковы же основные задачи нашей работы с детьми в области экологического образования.

Упражнение «Незаконченное предложение»:

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание…..

Ответы педагогов:

Рефлексия – предлагаю ответить педагогам на вопросы:

  • Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия
  • Пересмотрите ли вы своё отношение к экологическому образованию дошкольников.

Ведущий: Результатом работы нашего дискуссионного клуба стал выпуск экспресс – газеты «Экологический вестник». Это первый выпуск нашей экспресс – газеты, где мы отразили смену стереотипов к экологическому образованию дошкольников и который заставит нас, как педагогов пересмотреть свою систему взглядов и по новому взглянуть на экологическое образование дошкольников.

3. Методические рекомендации по организации и проведению групповой дискуссии.

Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующие рекомендации.

Дискуссия должна включать в себя следующие элементы:

Работа с определениями: в начале дискуссии стороны обязательно должны договориться о предмете спора, т. е. определить поле игры.

Критерий - это цель, которую участники дискуссии хотели бы достичь, предлагая пути достижения, или ценность, которую хотят сохранить или сформировать в обществе. Определение актуальности темы осуществляется через указание разных точек зрения на рассматриваемую проблему.

Работа с вопросами участники знакомятся с разными типами вопросов, учатся их формулировать, а также сами отвечают на вопросы оппонентов.

Опровержение позиции оппонентов может достигаться приведением фактов или статистики, ставящей под сомнение утверждение оппонентов, а также анализом соответствия аргументов выдвинутому критерию.

Выстраивание собственной позиции базируется на формулировании аргументов по степени важности для доказательства своей линии в дискуссии. Подтверждение своей позиции фактами, статистикой, цитатами известных людей.

Как организовать и провести групповую дискуссию?

На подготовительном этапе:

1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для организации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П», «прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколько затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в подгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется использовать именно этот вариант работы.

  • «Прием аквариума» предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме. Отсюда и название данного приема размещение участников.
  • Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Поручите одному из участников (педагогу) роль регистратора.
  • Если педагогам в процессе обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта.
  • Желательно, чтобы мебель была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически.
  • Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.

2. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или утверждения для совместного обсуждения. Тема должна быть интересной и актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать мнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать принятие решения по конкретному вопросу.

Целью дискуссии может быть:

  • выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;
  • анализ проблемной ситуации;
  • поиск нового варианта решения;
  • оценка предложения.

3. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализации является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.

Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в управлении процессом обсуждения.

На этапе проведения дискуссии:

1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.

2. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения.

Нормами работы в группе могут стать следующие правила:

  • не перебивать и выслушивать выступающих до конца;
  • контролировать эмоции;
  • четко аргументировать свою позицию;
  • не переходить в обсуждении на личности;
  • активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;
  • конфиденциальность;
  • доверие и открытость; и прочие.

3. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание педагогической ситуации, ознакомление с мнением экспертов, самостоятельное изучение какого-либо вопроса и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

4. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей педагогов высказываться.

5. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:

  • Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.
  • Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.
  • Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.
  • Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.
  • Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.
  • Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.
  • Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.

6. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

Организация проведения мероприятия в форме дискуссии предполагает высокую степень активности, как педагогов-участников, так и его организатора.  Дискуссия по своей форме и содержанию близка к беседе, однако её проведение требует от ведущего большой компетенции и педагогической эрудиции, культуры поведения и тактичности. Это связано с тем, что она предполагает всестороннее обсуждение проблемы, постановку спорных вопросов, обмен мнениями. Так же в ходе дискуссии могут возникнуть вопросы, лишь опосредованно касающиеся основной темы, но и на них ведущий должен предложить полный и чёткий ответ. Кроме этого, успешность проведения дискуссии зависит от умения ведущего создать атмосферу доверия, вызвать у участников желание высказать свою точку зрения, а в заключении – провести анализ и обобщение всех выступлений, дать необходимые пояснения и осуществить рефлексию коллективной деятельности.

На заключительном этапе:

1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям, экспертам. Проведите рефлексию.

2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.

Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а также пространственно-временных и денежных ресурсов организатор выбирает способ проведения обсуждения.

4. Трудности, возникающие при организации мероприятия с использованием интерактивных форм и методов.

Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого организатора мероприятия.

В интерактивных методах обучения существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.

5. Результаты.

В нашем дошкольном учреждении интерактивные формы и методы методической работы вызывают у педагогов наибольший интерес и являются наиболее эффективными в развитии творческой активности педагогов, побуждают их и мотивируют к освоению инновационных технологий и поиску новых подходов и методов в образовательной деятельности детей. На таких мероприятиях (приложение 2) педагоги получают опыт участия и использования интерактивных методов и приемов  и переносят их в свою практическую деятельность. В ходе проведения мероприятий с использованием интерактивных форм и методов создаются условия для роста активности и инициативы педагогов, у них появляется возможность раскрыть свои творческие и организаторские способности. В ходе групповой работы с использованием интерактивных форм и методов в методической работе происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов: воспитатели разных возрастных групп ищут общие подходы к созданию продукта своей методической деятельности (методические рекомендации, технологии, конспекты занятий, пособия, дидактический материал и др.);

С целью изучения эффективности использования интерактивных форм и методов в методической работе был проведен мониторинг (приложение 3), направленный на изучение условий, активизирующих творческую деятельность педагогов на педсоветах и семинарах и других методических мероприятиях, в результате которого была выявлена высокая потребность членов коллектива в активной профессиональной позиции, стремление к самопознанию и самореализации.

В результате проведения данного мониторинга можно отметить, какие изменения в профессиональной деятельности педагогов произошли благодаря использованию интерактивных форм и методов в проведении методических мероприятиях в нашем дошкольном учреждении:

  1. В первую очередь возникло взаимопонимание между педагогами, необходимое для развития личности в коллективе. Произошел переход из позиции «Я» в позицию «Мы», окружение из «Других» превратилось в «Своих».
  2. Анкетирование педагогов (приложение 4) выявили высокую оценку эффективности интерактивных методов в повышении их квалификации: 100% отметили, что участники активно вовлечены в процесс обучения и сами им управляют; 93% указали на то, что в мероприятии с использованием интерактивных форм и методов в достаточной степени используется творческий потенциал всех членов коллектива, создана атмосфера взаимного уважения; 87% обратили внимание на то, что обучение связано с прошлым и настоящим опытом педагогов и опирается на групповой опыт; 58% педагогов получают удовольствие от необходимости принимать решение в сложных ситуациях, 52% - от демонстрации своих возможностей, 55% педагогов нацелены на активный поиск новых подходов к образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Тренинг

Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Учебная дискуссия

Традиционно под словом "дискуссия" понимается обмен мнениями во всех его формах. Соответствующий метод обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме в относительно небольших группах (от 6 до 15 чел.).

Учебная дискуссия отличается тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии; ее ориентировочный результат известен организатору. Цель учебной дискуссии – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме.

 

Круглый стол

Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике работы:

  • учебные круглые столы проводятся для изучения нового или воспроизведения забытого материала;
  • проблемные – служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или ситуационных заданий;
  • организуются для обсуждения новых публикаций по интересующей тематике, анализа литературы по определенной теме; дискуссии о применении теоретических знаний на практике;
  • системные – это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему.

Формы проведения круглого стола:

  • коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы;
  • регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы;
  • учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала (участники мероприятия выступают с заранее подготовленными мини-сообщениями по теме, остальные задают вопросы);
  • учебные встречи со специалистами за круглым столом (участники заранее готовят по теме вопросы, которые смогут задать специалисту).

 

Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

 Этапы организации работы по методу кейсов

На подготовительном этапе организатором занятия конкретизируются цели работы с педагогами; ведется подбор и разработка ситуаций, соответствующих цели; написание сценария мероприятия.

Ознакомительный этап – это презентация практической ситуации организатором, ее первоначальное обсуждение. Этот этап работы рекомендуется организовывать в малых группах.

Аналитический этап включает в себя следующие направления работы: выявление группой сути проблемы, ее конкретизация; поиск путей решения проблемы, необходимых источников информации; формулирование микрогруппами или отдельными участниками работы вариантов решения; анализ группой различных решений, выявление их сильных и слабых позиций.

Итоговый этап – выбор единого варианта решения, анализ хода и содержания проделанной работы, рефлексия.

Метод кейсов, или метод анализа практических ситуаций, признан одним из самых эффективных в мировой практике повышения квалификации специалистов. Основная задача работы в рамках данного метода – применение накопленных знаний в конкретных ситуациях, связанных с повседневной профессиональной деятельностью.

Предлагаемые к обсуждению ситуации могут являться реальными событиями или искусственно сконструированными описаниями, в основе которых должно лежать рассмотрение профессиональной деятельности, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия участников образовательного процесса.

При изучении конкретной ситуации, ее анализе участники работы должны "вжиться" в предлагаемые обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Каждому участнику предлагается обозначить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

При выборе или разработке практической ситуации важно учитывать ряд обязательных требований:

  • содержание ситуации должно отражать реальные события и факты; соответствовать рассматриваемой теме, профессиональным потребностям педагогов;
  • решение проблемы в предложенной ситуации должно быть по силам педагогам, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
  • на начальных этапах педагогам должны быть предоставлены четкие инструкции по работе над проблемной ситуацией, идеи по решению данной проблемы.

Деловые игры

Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс.

Моделирование конкретной ситуации –  (например, процесс обучения детей звукобуквенному анализу. Педагоги делятся на две группы: учителя первой группы объясняют учебный материал педагогам второй группы, которые выступают в роли детей. Организатор просит педагогов объяснить "детям", что такое звук. "Дети" должны вести себя в соответствии с ситуацией: если объяснение не точно – могут "не понимать", неправильно выполнять задание (в данном случае моделируется конкретная операция).

 

Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в реальности, обстановку и условия протекания этих событий.

Ситуация: мама, забирая ребенка из детского сада, раздраженно спросила у воспитателя: "Когда вы начнёте следить за детьми на прогулке? На вас штанов не напасёшься!"

Участники игры должны разыграть ситуацию:

  • продумать ответы воспитателя; 
  • возможные реплики мамы; 
  • реакции ребенка. 

Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между педагогами распределяются роли.

 

Игры-инсценировки позволяют разыграть какую-либо проблемную ситуацию в определенной обстановке.

Игры-социодрамы (психодрамы) помогают педагогам отработать умение "чувствовать" ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога-психолога. Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной ролью.

Ситуация: организатор игры просит воспитателей представить ситуацию, когда им необходимо попросить родителей заполнить анкету о социальном статусе семьи и разъяснить правила ее заполнения. При этом педагоги еще плохо знакомы с родителями воспитанников.

Педагоги делятся на "детей", "родителей" и "воспитателей". При разыгрывании ситуации очень важно, чтобы "родители" были разными, поэтому педагоги, исполняющие их роль, должны договориться о распределении между собой типажей.

 

Конкурсные или учебно-деловые игры предназначены для проверки теоретических знаний педагогов по теме, отработки навыков практического опыта их применения. Часто для проведения подобных игр применяется метод игрового моделирования (использование в учебных или диагностических целях общеизвестных игр типа "Кто хочет стать миллионером?", "Сто к одному" и пр.). Это достаточно эффективный метод, позволяющий активизировать творческое мышление педагогов. При подведении итогов деловой игры основное внимание направлено на анализ ее результатов, рефлексию хода игры.

Моделирование
и выполнение проектов

 В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников, различают несколько типов проектов:

  • исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент);
  • творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов;
  • игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях;
  • информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении;
  • практико-ориентированные – связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.

 

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность человека, в процессе которой он познает себя и окружающий
мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

 

Методика "Фруктовый сад"

Методика используется для выявления потребностей, целей, ожиданий и опасений педагогов в начале учебного года. Работа проводится в группе. Время, отводимое на выполнение задания, – 20 мин.

Оборудование: изображения яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями и подписями "яблоня" и "лимонное дерево", фломастеры, плакат, скотч.

Ход работы

Перед участниками работы вывешиваются плакаты с изображением деревьев, раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.

Организатор предлагает педагогам попробовать более четко определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от использования чего-то нового и чего опасаются. Предлагаются различные категории "ожиданий" (компетенции, личностные качества, формы и методы обучения) и "опасений" (недостаток знаний и опыта для предстоящей работы, стиль и способы образования). Организатор обсуждает с участниками, почему очень важно выявить цели, ожидания, опасения, сформулировать пожелания.

Свои ожидания участникам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Фрукты нужно разместить на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, а также свои цели, ожидания и опасения, предлагает их обсудить. Далее определяются цели проведения какой-либо работы.

Подводя итоги, организатор рассказывает о том, как будет строиться дальнейшая .

«Разброс мнений»

«Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».

Методическим ключом такого дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Число карточек должно равняться числу участников дискуссии. Их прочтение и произнесение в слух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает взрослому в первый момент беседы иметь что сказать, потому определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос. Если участнику дискуссии не нравится доставшаяся фраза, он может выбрать другую карточку.

Например, предлагается высказать свое мнение по определенной теме: «Что Вы думаете о…», либо ставит вполне конкретный вопрос: «Считаете ли Вы, что…».  

Необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое «поглаживание», подбадривающие реплики и подкрепляющие положительные оценки в адрес личности, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы относительно друг друга – все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела. И главное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно – неправильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, что она имеет место среди людей.

«Большой круг»

Большой круг – эпическая модификация вчерашнего  группового  собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания, но дополненная теплотой дружеского общения.

Дело – предмет рассмотрения и обсуждения на Круге: подводятся итоги, намечаются планы, определяются исполнители и заслушиваются ответственные. Но тональность этого серьезного разговора далека от делового жестко регламентированного собрания: здесь допустимы шутки, лирические отступления, угощения, песни и т.п.

Круг – это сбор людей – единомышленников, связанных единым делом – воспитанием подрастающего поколения, вдохновленных какой-либо идеей. На собрание обязуют приходить, на Круг – приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не выходит за пределы поставленных вопросов – Круг имеет лишь один главный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации. Большой Круг – это большое количество людей, по значительному поводу и оформленное как празднество.

 

«Конверт дружеских вопросов».

Форма проведения: конверт дружеских вопросов – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом равным количеству присутствующих) вопросов по определённой теме. Но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Если Вы разозлились, то учитываете ли Вы в это время состояние того, на кого разозлились»?» и др. Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.

Видоизмененный вариант Конверта дружеских вопросов с успехом можно использовать во время чаепитий, «огоньков», посиделок и др. форм работы.

Психологическая студия

Психологическая студия – одна из новых форм работы, призванная повысить педагогическую культуру воспитательного процесса. Предметом изучения на психологической студии и субъектом этого изучения выступают психолого-физиологические особенности ребенка, межличностное общение, детско – родительские отношения. Методика психологической студии такова, что самопознание протекает опосредованно, через интересные формы разнообразной деятельности, через познание «другого» как человека. Работа группы проходит как общение добрых друзей, объединенных психологической пытливостью.

«Корзина грецких орехов».

«Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед любым родителем. Иногда он надеется на чью-либо помощь, часто уверен, что сам справится со своими проблемами. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения.

«Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит педагогов, с чем не могут пока справиться, - вопросы крепкие, как грецкий орех. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадаться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины. У каждой группы педагогов может быть своя «корзина грецких орехов» (для занятия можно использовать корзину, сделанную из папье-маше или сплетенную из ивовых прутьев).

«Групповое интервью»

«Вечер вопросов и ответов» проводится в форме группового интервью.

Групповое интервью – процедура изучения мнения участников по поводу определенного вопроса, проводимая путем суммирования, классификации и анализа индивидуальных точек зрения на общую для всех проблему.

Групповое интервью применяется в случаях, когда необходимо:

– собрать информацию (мнения, представления) и сказать, что дальше будет происходить с этой информацией;

– исследовать потребности участников интервью, его настрой (общественное мнение), мотивацию на выполнение какой-либо деятельности.

Процедура проведения группового интервью требует предварительной подготовки. Она включает в себя:

– подготовку письменного приглашения;

– объявление о перечне вопросов для обсуждения;

– указания на место и время проведения, предполагаемую продолжительность встречи;

– заранее информируют о том, где и как будет применяться собранная информация.

Основным результатом подготовительной работы должна стать сформированная установка на сотрудничество у организаторов и будущих участников интервью.

В целях обеспечения успешности проведения группового интервью целесообразно соблюдать легко выполнимые требования:

– фокусировка на теме интервью;

– соблюдение регламента;

– организация очередности высказываний с предоставлением слова всем желающим;

– однозначность трактовки терминов и понятий;

– недопустимость доминирования точки зрения ведущего;

– отсутствие оценки по отношению к высказанным участниками мнениям.

Успешности проведения группового интервью могут способствовать технические приемы, которые будет использовать ведущий, задавая формы и образцы изложения информации:

– повтор того, что сказал выступающий, своими словами (парафраз), повышая тем самым значимость участия каждого, стимулируя остальных высказаться («Другими словами, это означает, что…», «Если я правильно понял, вы говорите о …»);

– открытые вопросы, на которые нельзя дать ответы «Да», «Нет», «Не знаю» («Что это?», «Как это сделать?», «Почему это так важно?» и т. п.);

– переадресование вопроса, обращенного к ведущему, всем участникам («А что вы думаете об этом?», «Кто попытается дать на это ответ?»);

– резюмирование – подведение промежуточных итогов, фиксация повторяющихся и противоположных точек зрения, подведение черты, обозначение перехода к другому этапу работы («Таким образом, основными нашими идеями являются…», «Если теперь подытожить сказанное, то…»).

Главным результатом группового интервью является внесение ясности в вопрос о том, как воспринимается участниками та или иная проблема.

Дискуссионные качели

«Дискуссионные качели»: Суть этой формы работы– в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы педагогов, расположившиеся друг против друга. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания педагогов, организатор мероприятия поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы участников исчерпаны. Он останавливает «качели»: долго качаться нельзя – голова закружится!», подводит итог дискуссии.

Кроме описанных выше форм проведения занятий, можно использовать и другие, такие, как: 

  • Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная и т.д.) 

Логика данной формы работы выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова «гостиная»: это комната, в которой принимают гостей, и, одновременно, это сам процесс приема гостей. Гостей принимают для общения и во имя общения. Сбор гостей (10-15 минут) оформляется музыкой, достаточно тихой, мелодичной. Хозяйка гостиной помогает всем удобно расположиться. Первый момент – представление гостей. Если появляется новое лицо, то, в первую очередь, представляют его всем присутствующим. Затем любой может сказать несколько слов как дополнительную информацию, углубляющую знание об этом человеке. Далее, проходит, например, «Воспоминание о прошлом». Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний. Кроме того, в рамках гостиной могут проходить чаепития, различные творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.

Гостиная – очень гибкая форма организованного общения. В качестве гостей могут быть приглашены и родители.

День добрых сюрпризов.

Проявление этой формы деятельности связано с распространением житейского взгляда на знаки внимания: лучше один цветок каждый день, чем огромный букет раз в год. День добрых сюрпризов – это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды доставлять окружающим благо, это веселый добрый розыгрыш, итог которого заведомо приятен. В нем могут участвовать и педагоги, и дети, и родители. О Дне добрых сюрпризов сообщается задолго, так, чтобы у всех участников было время подготовиться, реализовать творческую задумку. Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, можно объявить о главном законе этого дня, например: «Сюрприз – это доброе движение доброго сердца».

ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ (ШКАЛА МНЕНИЙ)

Этот метод - хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его можно также использовать в конце урока для оценки понимания учащимися данной темы.

Рассматривая полярные позиции по дискуссионной проблеме, педагоги:

  • знакомятся с альтернативными позициями;
  • на практике используют умение отстаивать свою позицию;
  • на практике учатся выслушивать мнения других;

•        получают дополнительные представления по теме.

Порядок проведения


Предварительно:

  1. Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы.  
  2. Подготовьте «шкалу мнений»: на доске нарисуйте линию (можно также использовать прикрепленные к стене таблички или протянутую по полу веревку). На шкале напишите варианты ответов, например: за, скорее за, скорее против, против

При проведении:

  1. Задайте педагогам дискуссионный вопрос и дайте   время подумать над их позицией по этому вопросу.
  2. Попросите отдельных или всех педагогоа подойти к «шкале мнений» и занять позицию - то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.
  3. Объясните правила упражнения:
  • уточните свою позицию
  • объясните, почему вы заняли эту позицию;
  • при ответе можно использовать ПОПС - формулу: позиция - обоснование - пример -следствие
  • каждому следует привести по одному аргументу в защиту своей позиции;
  • в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.
  1. Задайте вопрос по очереди педагогам, занявшим разные позиции: Почему вы заняли эту позицию?
  2. Спросите также тех, кто поменял свою позицию, почему это произошло.
  3. Можно использовать прием парафраза (активного слушания) – попросите участников, занимающих разные позиции, повторить, как они поняли аргументы другой стороны.
  4. Подведите итоги.
  • Во-первых, оцените аргументы участников (особенно это полезно сделать в том случае, если только часть педагогов занимала позицию; в этом случае оценку должны давать другие педагоги). При оценке попросите участников назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны, а также те аргументы, которые остаются обоснованными, заставляют более глубоко задуматься, волнуют учащихся.
  • Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.
  • В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.

1В заключение рассмотрите возможные последствия позиций. Что будет, если их позиция будет отражена в законе или в политике? Какое влияние оказывают различные мнения на общество в целом и на отдельных людей?

ПОПС-ФОРМУЛА

ПОПС - формулу полезно использовать при обсуждении сложных (дискуссионных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию (например, метод «Займи позицию»). Этот метод ставить  педагогов  перед необходимостью выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ об итогах работы региональной инновационной площадки в системе дошкольного образования Московской области на базе МДОУ №7 «Вишенка»

В данном материале помещен отчет о работе инновационной региональной площадки на базе МДОУ №7 "Вишенка" за два года....

Памятка "Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район"

Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район...

«Создание системы дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования»

laquo;Создание системы   дополнительных образовательных услугкак условие обеспечения качества и вариативности   дошкольного образования»...

Организация деятельности консультационного центра на базе ДОУ компенсирующего вида (из опыта работы)

Консультационный центр на базе дошкольного образовательного учреждения является одной из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, не посещающими детский сад.В основе работы...