Сценарий сказки "Две дочери-Ике кыз"
презентация по теме

Фролова Татьяна Геннадьевна

Презентация опыта работы на муниципальном методическом обьединении воспитателей татарских групп дошкольных образовательных учреждений Бугульминского района по проблеме "Национально-региональный компонент в образовательном процессе ДОУ" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dve_docheri-ike_kyz.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий спектакля по мотивам татарской народной сказки «Две дочери»

Программное содержание:

- Приобщать к культуре и традициям народов Поволжья через знакомство с татарской народной сказкой и музыкой.

- Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации.

- Помочь детям поверить в себя, преодолевая стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.

- Воспитывать любовь, уважение, интерес к традициям, образу жизни, музыке народов Поволжья.

Действующие лица:

Взрослые:

Ведущая.

Отец.

Мачеха.

1 дочь – Алсу.

2 дочь – Марьям

Батыр.

Дети:

Заяц.

Лиса.

Волк.

Медведь.

Ведущая: Элек – элек заманда, бер авылда, ир белән хатын яшәгәннәр. Ире бик йомшак булган, хатыны нәрсә әйтсә, шуны эшләгән.

 В одной деревне в давние-давние времена жили-были муж и жена. Мужичок-то был добрый, покладистый, да уж больно тихий. Что жена ни прикажет – все делает.

Мачеха: (Грозно.)Бабай! Ты дров принес?

Отец:(Тихо.)Әйе, принес, принес.

Мачеха: Сена корове дал?

Отец: Әйе, дал.

Мачеха: Смотри, чтоб все было в порядке.

Отец:Яхшы, яхшы.(Хорошо, хорошо.)

Ведущая: Аларның ике кызлары булган – Алсу һәм Мәрьям. Олысы – Алсу, озак йокларга, тәмле ашарга гына яраткан. Үзе бик ялкау булган, бер эш тә эшләмәгән. Шуңа күрә аны кешеләр яратмаган. Кечесе – Мәрьям, әбинең үги кызы, өйдә дә, бакчада да бар эшне дә эшләгән. Аның тырышлыгына халык сокланып туя алмаган. Үги анага бу бер дә ошамаган. И были у них две дочки – Алсу и Марьям. Старшая –Алсу , любила долго поспать, сладко поесть и ничего не делать. Поэтому её никто не любил. Младшая – Марьям – старухина падчерица – все по дому делала и в огороде работала. Люди не могли нарадоваться её умениям и ловкости. Мачехе это очень не нравилось.

Алсу спит на печи. Храпит.

Звучит грустная мелодия. Курай.

Марьям:

Все кукует, кукует кукушечка,
Долгий век обещает и радости.
А не знает того и не ведает, 
Как живется сиротке без матери.

Выходит мачеха. Алсу встает.

Мачеха: Нәрсә бар? Чего распелась? Горло дерешь, Алсушеньке - душеньке спать не даешь? Да уж и пора моей птичке вставать. Вставай, доченька, а то ночку плохо спать будешь.

Выходит Алсу потягивается, чешется.

Мачеха: Матур кызым!Ах ты, Алсушенька-душенька. Открывайтесь глазки, улыбайтесь губки. Ну что за красавица – любо дорого смотреть!

Алсу садится на стул, мачеха ее прихорашивает.

Алсу: Әни! Я бы еще повалялась маленько. Все равно делать - то нечего. Скучно мне, ох скучно.

Марьям: Әйе...Долог день до вечера, коли делать нечего.

Мачеха: А ты помалкивай! Моя доченька живет богато, добра полная изба. И в погребе не пусто: картошка есть, капуста. В сундуках - всего навалом: подушки, да одеяла, меха и наряды - есть все, что надо! Зачем ей работать? Это ты работай, это тебе мать родная ничего не оставила. (К Алсушеньке, ласково) Не хочешь ли покушать, моя ягодка?

Алсу: Ашыйсы килә!. Я хочу чего-нибудь вкусненького.

Мачеха: Кечкенә кызым! Хочешь вареньица из малинки?

Алсу: Ю-Юк! Не-а!

Мачеха: А вареньица из рябинки?

Алсу:  Ю-юк!Не-а!

Мачеха: А из клубнички?

Алсу: Ю-юк! Не-а!

Мачеха: Видишь, Марьям, из-за тебя у Алсушеньки-душеньки аппетит пропал. ( Грозит ей.) Ну чем же тебе, доченька, угодить? На-ка вот пока конфетку сладенькую.Мә, кызым, аша.

Алсу: (Разворачивает, ест конфету, чавкает, говорит задумчиво). А хочу я, маменька... клюквы. Да, я хочу клюквы! Клюкву мне давай!

Мачеха: Да где ж я тебе ее, касатушка, возьму? Нет у меня клюквы-то.

Алсу: (Впадая в истерику.) Клюквы, клюквы хочу! (Топает ногами.) Клюкву дай! А-а-а!

Мачеха: Ну, Алсушенька, ну, доченька, да где же я тебе ее возьму?

Алсу: (Абсолютно спокойно.) В лесу.

Мачеха: Да ведь ее же сугробами занесло.

Алсу: А ты снег-то ручками, ручками разгреби, вот и наберешь клюквы-то. Хочу клюкву!

Мачеха: Вот горе-то, вот беда. Ну тише, моя принцесса. Что делать? Марьям,  иди сюда. Ишь расселась! (Марьям  встает со стула, подходит к мачехе). Ты слышишь? Алсушенька клюквы хочет. Ступай в лес, бездельница, и без клюквы домой не возвращайся!

Марьям: Да в лесу-то холодно.

Мачеха: А ты шубейку накинь.

Марьям: Там звери лесные лютые! Пропаду я.

Мачеха: Не велика потеря. Да корзинку-то побольше возьми. Чего стоишь? Собирайся, да поживее. Алсушенька ждать не любит.

Появляется отец.

Мачеха: (Отцу)Бабай! А ты чего стоишь? Небось забыл дров наколоть? Такой же, как Марьям, бестолковый! Приказываю тебе отвезти Марьям в лес.

Отец:(Хватается за голову.) Әби! Да что ты, белены что ли, объелась? Чтоб я да родную доченьку…

Мачеха:(Грозно.)Нәрсә –ә-ә?!Цыц, да и только! Делай что велено, а не то и самого выгоню!

(Алсуше ласково.) Кызым!Пойдем, моя радость, я тебе что-то купила. Вот обрадуешься! Пойдем касаточка. (Алсу и мачеха уходят).

Марьям: Доля моя горькая, жизнь моя несчастная. Что мне делать? В лес идти - там звери голодные рыщут. Дома остаться - мачеха с сестрицей со свету сживут. Нет, уж лучше в лес, к волкам.(Обнимает Отца.) Поедемте, Әти, не перечьтеӘни.(достает  жилет, платок, варежки, корзину, одевается) 

Отец: (Вздыхает.) Эхе-хе! Что за житье-бытьё? Родную доченьку - да  в лес.(Горестно всплескивает руками.)

Ведущая: Әтисе ат җигә, кызын чанага утырта да, урманга илтә. Ә урманда, Мәрьямне агач төбенә утырта да, саубуллаша.

Запряг Отец лошадь, посадил доченьку в сани и повез её в лес. А в лесу посадил Марьям под дерево и попрощался.

Отец:Кызым! Прощай, Марьям, не поминай меня лихом.(Уезжает.)

Марьям: Холодно в лесу. Ишь как метелица-то закружила, завьюжила.

Танец ёлочек (на усмотрение музыкального руководителя).

После танца к Марьям  подходит мальчик, исполняющий роль зайца.

Марьям: НиндиматурКуян!. Да ты весь дрожишь! Что с тобой, Зайка?

Куян:

Зайке холодно сидеть,
Нечем лапочки погреть.
Рукавички бы надеть.
Да нет у Зайки рукавичек-невеличек.

Марьям: Бери мои рукавички, Зайчик, грейся.

 А теперь беги-ка скорее, а то я вижу сюда Лисичка идет. Кил монда, Төлке. Здравствуй красавица, что на охоту вышла?

Төлке: Исәнме, Марьям.

Мне теперь не до охоты, даже зайцев неохота.
Мерзнут ушки у Лисицы, помоги-ка мне, сестрица.
Свой платочек подари...
Я закутаюсь и в нем злой мороз мне нипочем!

Марьям: (снимает платок, накидывает на плечи Лисе) Возьми, Лисичка, грейся. Давай метелиц позовем, пусть они нас частушками  порадуют. Ну-ка, метелицы, выходите и гостей повеселите.

Частушки метелиц.

Марьям:Зуррәхмәт! Ай да метелицы! Спасибо, летите по своим делам, да и тебе, Лисонька, пора. Вон Волк сюда идет.Лисичка убегает, выходит Волк.

Бүре: Исәнме, Марьям!

Холодно мне. Лапы мои совсем окоченели. Того и гляди отвалятся!

Марьям: Возьми мои сапожки скорее, грейся. А теперь беги,вон Мишенька сюда идет. Не зачем вам встречаться.Волк убегает.

Марьям:Аю, кил монда! Выходи, Мишенька, не бойся. Вот тебе-то, наверное, тепло в такой шубке.

Аю:

Твоя шубка-то теплее, шубку мне отдай скорее.
Пожалела всех зверей и меня ты пожалей.
Тебя за это угощу - под снегом клюкву отыщу.

Марьям: Зуррәхмәт, Аю. На, возьми шубку. (Надевает шубку). А где же клюква?

Аю: Подставляй корзинку, Марьям.

Аю:

Спасибо, Мишенька, выручил ты меня.
А шубку носи на здоровье. До свидания.

Медведь уходит.

Марьям: (садится) А мороз все крепчает. Пора домой собираться, а то замерзну.

Приходят все звери.

Звери: «За добро – добро!»

И подарили Марьям:

Куян: Вот тебе – рукавички .

Төлке: Вот тебе – платочек .

Бүре: Вот тебе – сапоги.

Аю: Вот тебе – шубка.

Марьям: (Одевшись.) Спасибо вам большое!Зуррәхмәт! (Звери уходят)

Ведущая: Җәнлекләр киткәч, урман өченнән Мәрьям янына Батыр чыга.Ул урманда утын кискән булган икән.Когда звери ушли, из глубины леса к  Марьям подошел молодой Батыр, он рядом дрова рубил.

Батыр:Исәнме, матур кыз! Я очень проголодался, нет ли у тебя хлебушка?

Марьям: Ипиюк. Но есть ягоды, угощайся, пожалуйста.

Ведущая: Посмотрел он в глаза девушке, и полюбили они друг друга. Посадил он её на коня и отвёз в деревню, к её отцу. И попросил руки его дочери. Мачеха, увидев, что падчерица и в шубах и с женихом богатым, от злости не знает, что и делать .

Мачеха:Отвези мою дочку в лес.А ну, дочь любимая, собирайся, потеплее одевайся и без сундука с подарками не возвращайся. Дай-ка я тебе платочек поправлю (одевает Алсу). Поесть - попить не забудь (подает корзину с едой). Пойдем, провожу.

Мачеха провожает Алсу и уходит из зала.

Алсу садится на пенек, достает еду, ест, пьет. Выбегает Заяц.

Куян: Матуркыз, дай рукавички лапки согреть.

Алсу: А, это ты, косой. Еще чего, самой холодно, убирайся.

Заяц убегает, выходит Лиса.

Төлке: Матур кыз, дай платочек ушки согреть.

Алсу: Ага, щас, разбежалась. Много вас тут по лесу шастает, на всех не напасешься.

Лиса уходит, выходит Волк.

Бүре: Матур кыз, дай сапожки погреться.

Алсу: Вот ещё! Уходи по добру по здорову.

Волк уходит. Входит Медведь.

Аю: Матур кыз, дай мне шубку согреться.

Алсу: Да вы что, сговорились? Одному дай, другому дай. Проваливай, попрошайка.

Звери: Ах, ты какая злая и жадная! Уходи вон из нашего леса! (Прогоняют Алсу.)

Сидит Мачеха. Алсу приходит домой вся грязная да чумазая.

Ведущая: .: Кызын күргәч, үги ана оятыннан нишләргә белми. Ә Мәрьям Батырга кияүгә чыга һәм алар бик тату яши башлыйлар. Бабай да кызы янына күчеп китә, аларга йортларында ярдәм итә. Алар әле дә шулай бик яхшы яшиләр икән.

 Увидев доченьку, старуха чуть не умерла со стыда. А падчерица вышла замуж за Батыра и стали они жить припеваючи. Ну а старик тоже к ним переехал, помогал им на кузнице и по хозяйству. И жили они в любви и уважении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?

Особенности воспитания девочек и мальчиков в семье. Роль отца и матери в воспитании детей....

Сообщение для родителей по теме: "Роль отца в воспитание сына и дочери".

Сообщение родителям на тему:  "роль отца в воспитание сына и дочери"....

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста по мотивам татарской народной сказки «Три дочери».

Программное содержание:- Приобщать к культуре и традициям народов Поволжья через знакомство с татарской народной сказкой и музыкой.- Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способност...

Сценарий татарской народной сказки "Три дочери"

Сценарий татарской народной сказки "Три дочери"...

Сценарий татарской народной сказки «Три дочери» для детей подготовительной группы

Программное содержание:- Приобщать к культуре и традициям народов Поволжья через знакомство с татарской народной сказкой и музыкой.- Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способност...

Сценарий спектакля для детей средней группы дошкольного возраста по мотивам татарской народной сказки «Три дочери»

Сценарий спектакля для детей средней группы дошкольного возраста по мотивам татарской народной сказки «Три дочери»...

Адаптированный сценарий театрализованной постановки татарской народной сказки "Три дочери"

Приобщаем детей старшего дошкольного  возраста к культуре и традициям народов Поволжья через знакомство с татарской народной сказкой и музыкой,работая над развитием музыкальных и творческих спосо...