«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»
статья на тему
«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdoumironova.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района,
структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»
Этнокультурное образование: опыт и перспективы
Тема выступления
«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»
Воспитатель: Миронова Лариса Ильинична
2014
Мокшень кяльняй
Лямбе валняй
Ков аф молян
Мархтон тон
Мокшекс корхнян
Иттнень мархта
Морот мокшекс
Морсян мон
Это мое небольшое стихотворение я посвящаю моему родному мокшанскому языку.
Сохранение национальных традиций, культурных ценностей – священное право каждой нации.
Приобщение к национальным истокам следует начинать с детства, а потому немаловажная роль в этом вопросе отводится дошкольным учреждениям, которые являются начальной ступенью единой системы образования.
В нашем дошкольном образовательном учреждении успешно осуществляются направления работы по реализации национально-регионального компонента:
- художественно-творческое развитие детей на материале музыкального и устно-поэтического фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, историческими достопримечательностями родного края, родного города;
- физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.
Имея более чем 30-летний опыт работы с детьми, я пришла к выводу: формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре происходит глубже и интенсивнее через обучение мордовскому языку.
Я – мокшанка из села Сузгарье Рузаевского района. Я люблю свою землю, свой народ и горжусь тем, что мой дед – Григорий Ильич Ельмеев – один из известных в Мордовии поэтов-фронтовиков; а моя мама – Князькова Зинаида Григорьевна – искусная вышивальщица, работами которой восхищаются многочисленные гости из городов и сел Поволжья, а также Финляндии, Германии, Великобритании и других зарубежных стран.
Воспитанная на уважении и любви к родной земле, к родному языку, народным песням и танцами я несу эту любовь к детям.
Народная мудрость учит: «Мезе тонадсь шабакс, саты атякс-бабакс» («Что выучил в детстве, не забудешь и в старости»). Поэтому, укладывая малышей спать, я тихонько напевала колыбельные песни на русском и мордовском языках. Затем это обыгралось с куклой на занятиях и в сюжетно-ролевых играх «Монь семьязе» («Моя мордовская семья»), «Вели бабазти» («В деревню к бабушке»). А когда в нашем музее национального быта «Мордовская изба» появилась зыбка, в которой дети укладывали спать своих куколок, малыши оказались готовыми для воспроизведения игровых действий с повторением уже знакомых музыкальных фраз и строчек колыбельных песен.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес при рассматривании мордовских узоров на платье куклы и к вышивке на занятих по изобразительной деятельности, а также на музыкальных занятиях, легко усваивая отдельные слова на мокшанском языке. Но самая главная задача в этот период, я считаю, создание положительной и естественной мотивации к изучению мордовского языка, даже не столько ее создания, сколько постоянного подкрепления и развития детей.
В подготовительной к школе группе уже идет расширение словарного запаса. Большая часть времени отводится общению. Дети учатся строить фразы, находить нужные слова для изложения своих мыслей. Чувствуя заинтересованность и увлеченность детей и родителей составила программу «Тяштенят» (приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры и языку) от 4 до 7 лет в условиях русскоязычного дошкольного учреждения. Программа построена на основных положениях языкознания в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГТ к структуре основной общеразвивающей программе. Программа составлена на основе примерного регионального модуля «Мы в Мордовии живем» (О.В. Бурляевой, Л.П. Карпушиной и др.).
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры и языку по программе «Тяштенят» организовала по методу частичного «погружения», который основан на билингвальном подходе: образовательный процесс осуществляется на 2х языках (русском и мокшанском).
Познание языка невозможно, если не знакомить детей с историей мордовского народа, с творчеством поэтов, писателей, композиторов, художников, народных умельцев. Содержание моей программы «Тяштенят» я дополнила поэтическими произведениями моего деда Ельмеева Григория Ильича. Например, подвижная игра «Карусель» «Шоромня»
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, тише,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Савор, савор, саворне
Шары, шары, шаромнесь
Тоса, тоса, виеняста
Шары, шары, шаромнесь,
Саста, саста, састоне
Лоткафтк, лоткафтк шаромнеть
Фкя, кафта, колма, ниле
Лоткась шароме шаромнесь.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников осуществляется при ознакомлении с вышивками моей мамы и мастерами декоративно-прикладного искусства нашего города и района. Хорошо умею вышивать сама, стараюсь передать свое умение и своим воспитанникам. Дополняет работу по программе «Тяштенят» созданная в нашем дошкольном образовательном учреждении план-программа «Наш город» по ознакомлению дошкольников с родным городом. Традиционными у нас стали фольклорные праздники на основе народного календаря «Рожьтува», «Масляньця», «Очи жи», «Троиця» с угощением детей и гостей мордовскими блинами. Фрагменты программы «Тяштенят» включены в тематический план образовательных областей и используется непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Реализация национально-регионального компонента в нашем детском саду происходят и при организации двигательной деятельности детей. Идет привитие интереса к физической культуре при ознакомлении с мордовскими народными играми, на физкультурных занятиях по сюжетам мордовских сказок («В гостях у Вирявы», «К бабушке в деревню»).
В любом деле важны достижения . Результатами работы дошкольного образовательного учреждения по реализации национально-регионального компонента мы считаем сформированность у большинства наших воспитанников начал национального самосознания, чувства любви к родному краю, уважительного и доброго отношения к людям других национальностей, к своим родным и близким, интереса к богатой национальной культуре. Нужно только работать с душой и радостью.
Люби свой родной мордовский язык, а потом только научи любить воспитанников.
Все, чему я научилась, все, что я люблю всем сердцем: петь народные песни, вышивать, - я дарю детям, несу взрослым.
Мы постоянно находимся в поиске путей совершенствования воспитательно-образовательного процесса, новых форм и методов воспитания, обучения и развития детей. И на этом пути ставим перед собой новые задачи, открываем новые горизонты.
Любить Родину – значит знать ее, прежде всего знать мою малую Родину! Используя в своей работе с детьми материал по обучению детей мокшанскому языку, мы воспитываем в детях духовно-нравственное и патриотическое чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
Уледа шумбрат!
Сембонди паваз ши и оцю сатфкст покодемаста!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению детей с культурой русского народа
Перспективный планпо ознакомлению дошкольников с традициями русской культуры...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .
- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение г...
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...
«Ознакомление детей с культурой мордовского народа при изучении мокшанского языка»
Публикация в сборнике "Этнокультурное образование: опыт и перспективы" от 21 ноября 2014 года....
Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? ...
«Ознакомление дошкольников с историей и культурой мордовского народа»
Программное содержание НОД: закрепить и обобщить знания детей о Мордовии, дать представление о том, что такое малая Родина, учить поддерживать беседу на определённую тему, обобщить элементарные предст...