Проект программы "Город в котором ты живёшь"
проект (подготовительная группа) на тему
ПРОЕКТ программы дополняет региональный компонент, может использоваться самостоятельно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект программы по патриотическому воспитанию "Город в котором ты живешь" | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущий специалист РОО Зав.МДОАУ «Детский сад №16
____________________В.А. Михайлова «Чебурашка» общеразвивающего вида»
«____»______________2014Г. ____________________Меркулова Н.В
«____»________________2014г.
«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете
МДОАУ «Детский сад №16
«Чебурашка» общеразвивающего вида
Протокол №_____________________
«____»____________________2014г.
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №16
«ЧЕБУРАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ Г.НОВОТРОИЦКА»
Автор: Юшинева
Людмила Викторовна
Воспитатель МДОАУ
«Детский сад № 16»
г.Новотроицк
Оренбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
СТР | ||
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | 4 | |
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы | 4 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | 5 |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 6 |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | 6 |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | 8 |
1.6 | Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы | 8 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | 9 |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | 10 |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение программа | 13 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | 13 |
3.3 | Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания | 13 |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | 14 |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 14 |
IV. | Литература | 15 |
Приложение | 16 |
I.Пояснительная записка
Маленькая родина все равно большая,
ведь она единственная.
Ж.Ренар
1.1 Актуальность.
В современных условиях проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека. Сущность патриотизма в глубокой осознанной любви к родному краю, городу.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических чувств, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая его к природе, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохранять чувство привязанности к ней на всю жизнью. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее.
Ознакомление детей с малой родиной – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любовь к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений, позволит также определить противоречие между содержанием и методическим обеспечением педагогической деятельности по формированию первичных представлений о малой родине у детей данной местности. Слабо отражена методологическая основа, принципы и подходы к систематизации данной работы, не учитываются потребности родителей в приобщении детей к культуре и истории, сложившимся традициям родного города, познавательной активности.
Детям необходимо показать, что город, в котором они живут, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, интересными людьми.
Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представлений о себе, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего города, об городских традициях и праздниках
Программа обеспечивает потребности детей дошкольного возраста в познавательной активности и игре; учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, так как строится на краеведческом содержании.
1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель: формирование первичных представлений детей старшего дошкольного возраста о малой родине.
Задачи программы:
- Формировать у детей представления об истории города, его достопримечательностях, социокультурных объектах, самом себе как части родного города;
- Формировать интерес к культуре и традициям семьи, детского сада, родного города.
- Формировать нравственные ценности дошкольникам, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям своего города, толерантного отношения к другим народам
- Формировать у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка- предполагается выбор тематики, приемов работы с учетом опыта и возраста детей..
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений реализуется при знакомстве детей с историко-культурными особенностями родного города.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход – т.к. в программе учитываются психолого- педагогические особенности 6-7 лет и присущие этим особенностям формы деятельности игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная;
- гуманитарный подход – учет специфики индивидуального процесса познания ребенка, индивидуальных потребностей детей;
- культурологический подход, определяющий достижение целевых ориентиров на основе свободных, практик культурной идентификации и целостности личности ребенка.
1.4 Возрастные особенности:
Программа «Город, в котором я живу» рассчитана на старший дошкольный возраст 6-7 лет.
В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Начинают развиваться, те черты характера, которые связывают маленького человека со своим народом, своей страной.
Дети в возрасте 6-7 лет способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать, могут совершать позитивный и нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, про социальные (желание делать добро), а также мотив самореализации. Поведение детей 6-7 лет начинает регулироваться также их представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки, продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче становиться общение с взрослыми, по-прежнему нуждаясь в уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремиться, как можно больше узнавать о нем, круг его интересов может выходить за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Развитие общения детей с взрослым к концу 7 года создает парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становиться более инициативным и свободным в общении и во взаимодействии с взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут ставить перед собой задачу что- то запомнить, используя при этом простой механический способ запоминания – повторение. В целом ребенок 6-7 лет осознаёт себя, как личность, как самостоятельный субъект деятельности поведения.
1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
-Карта наблюдения
-Создание презентации «Династия металлургов»
-Фотовыставка «Достопримечательности нашего города»
-Организация выставки детских творческих работ «Город глазами детей»
-Выставка макетов «Здания, строения нашего города»
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации | Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности |
Модуль 1. «Новотроицк-город мой» | ||||
1.1 | «Не сразу город строился…» | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, трудовая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная. |
1.2 | «Их именами названы улицы» | 30 мин | Групповая, подгрупповая форма деятельности. | |
1.3 | Символика нашего города | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | |
1.4 | Экскурсия в краеведческий музей. | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | |
Модуль 2. «Таланты наших земляков» | ||||
2.1 | «Кем быть?» | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, трудовая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная |
2.2 | Оренбургский пуховый платок. | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | |
2.3 | Новотроицкие поэты | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | |
2.4 | «Делу время- потехе час» | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | |
Модуль 3. «Волшебная книга –природы» | ||||
3.1 | «Когда говорят о России Я вижу свой синий Урал» | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, трудовая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная |
3.2 | «Уральские горы по каменным плитам, ведут за собой нас в страну малахита» | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | |
3.3 | Природа Новотроицка | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. | |
3.4 | Животный мир. | 30 мин | Групповая, индивидуальная форма деятельности. |
2.2 Содержание парциальной образовательной программы
Модуль 1. «Новотроицк- город мой»
Тема 1.1 «Не сразу город строился…»
Содержание темы
История возникновения Новотроицка, основатели города, главные улицы.
Формы, способы, методы
Форма организации: групповая, индивидуальная деятельность.
Методы: метод включения детей в содержание образовательной деятельности словесные (рассказ, беседа); репродуктивные, проблемно-поисковые; наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; метод поддержки инициативы; методы и приемы обучения целеполаганию.
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: фонограмма «Москва-не сразу строилась..»( из К/фильма «Москва слезам не верит» )
Зрительный ряд: карта города Новотроицк, альбом «Мой Новотроицк», фото улиц старого города и нового города.
Литературный ряд: Г.Красиков «Я не забыл седые ковыли»
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Взаимодействие с взрослыми: рассказ педагога, беседа в процессе рассматривания.
Взаимодействие с другими детьми: общение в процессе игры и в ходе выполнения изобразительных действий.
Виды деятельности детей: игровая, познавательно- исследовательская, чтение художественной литературы.
Тема 1.2 «Их именами названы улицы»
Содержание темы: история названий улиц нашего города.
Формы, способы, методы
Форма организации: групповая, индивидуальная деятельность.
Методы: метод включения детей в содержание образовательной деятельности словесные (рассказ, беседа); репродуктивные, проблемно-поисковые; наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; метод поддержки инициативы; методы и приемы обучения целеполаганию.
Средства образования и развития:
Зрительный ряд: фото людей чьими именами названы улицы (Винокуров, Свистунов, Уметбаев, Лысов и др.)
Материалы и оборудование: альбом, акварель, фломастреры.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Взаимодействие с взрослыми: рассказ педагога, беседа в процессе рассматривания.
Взаимодействие с другими детьми: общение в процессе игры и в ходе выполнения изобразительных действий.
Виды деятельности детей: игровая, познавательно- исследовательская, чтение художественной литературы.
Продукт: рисунки с изображением улиц.
Тема 1.3 «Символика нашего города»
Содержание темы: Герб и флаг Новотроицка, гимн «Уральская сталь», карта Оренбургской области. Рисование «Герб города».
Формы, способы, методы
Форма организации: групповая, индивидуальная деятельность.
Методы: метод включения детей в содержание образовательной деятельности словесные (рассказ, беседа); репродуктивные, проблемно-поисковые; наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; метод поддержки инициативы; методы и приемы обучения целеполаганию.
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: гимн «Уральская сталь»
Зрительный ряд: символика города, карта Оренбургской области.
Литературный ряд: стихи о Новотроицке, Г.Красиков «Я не забыл седые ковыли»
П. Камбаев «Поколение наших отцов».
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Взаимодействие с взрослыми: рассказ педагога, беседа в процессе рассматривания.
Взаимодействие с другими детьми: общение в процессе игры и в ходе выполнения изобразительных действий.
Виды деятельности детей: игровая, познавательно- исследовательская, чтение художественной литературы.
Продукт: коллективная выставка продуктов изобразительно- художественной деятельности детей (рисунки, творческие работы).
Тема:1.4 Экскурсия в краеведческий музей
Содержание темы: экскурсия в краеведческий музей.
Формы, способы, методы
Форма организации: групповая, индивидуальная деятельность.
Методы: метод включения детей в содержание образовательной деятельности словесные (рассказ, беседа); репродуктивные, проблемно-поисковые; наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; метод поддержки инициативы; методы и приемы обучения целеполаганию.
Средства образования и развития:
Зрительный ряд: экспонаты музея
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Взаимодействие с взрослыми: рассказ экскурсовода, беседа в процессе рассматривания.
Взаимодействие с другими детьми: общение в процессе экскурсии
III. Организационный раздел.
3.1 Кадровое обеспечение
Воспитатель - организует ОД воспитанников, осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, владеет ИКТ, умеет их применять.
Музыкальный руководитель – помогает организовать праздники, развлечения.
3.2 Материально- техническое обеспечение Программы
Для реализации программы необходимы следующие демонстрационно – наглядные, дидактические пособия:
-дидактические игры «Собери картинку», «разрезные картинки», «Мой город»
Альбомы «Мой город и его прошлое», «Улицы нашего города», «Костюмы народов Оренбуржья», «Блюда национальной кухни».
-географический карта Оренбургской области
Во время самостоятельной, игровой, художественно – творческой деятельности дети могут свободно пользоваться иллюстрациями, фотоальбомами, карточками.
3.3 Научно методическое обеспечение программы
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред: Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010.
Основная общеобразовательная программа МДОАУ «Детского сада № 16» на 2012-2015уч.год утверждена 08.02.2012г
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Г. Мы живем в России. Гражданское патриотическое воспитание дошкольников. М-Срипторий,2012.
Белая К.Ю., Кондрыскинская Л.А. Патриотическое воспитание (учебно-методическое пособие ) М: Элти-кудиц 2002.
Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.-М:ТЦ Сфера 2010.
Красная книга Оренбургской области. Оренбург-1998г.
Чибелёв А.А. Зелёная книга степного края. http://artlib.osu.ru Проверено 18.03.2014г
Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области. –Оренбургское книжное издательство,1996г
3.4 Время и сроки реализации программы:
Программа реализуется в течение 1 года, в первой половине дня, 1 раз в неделю, 30 мин.
3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды :
В группе оформлен уголок патриотического воспитания в котором есть :
Альбомы: «Мой город», «Моё Оренбуржье», «Россия – Родина моя».
Стенд с символикой России, области, города. Карты Оренбургской области, карта города Новотроицк.
Папка раскладушка – промыслы Оренбуржья.
Макеты зданий города: бассейн, администрация, Кинотеатр «Молодежный центр», церкви «Петра и Павла».
IV. Список использованной литературы.
1. Алешина В. Н. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание) М: УЦ Перспектива.2011. 310с.
2. Артемова Л.В., Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Книга для воспитателей дет.сада и родителей/Л.В. Артемова.- М: Просвещение.2006. 96с.
3. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. – М.:Просвещение,1999. 160с
4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980. 128с
5. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. Учебное пособие/Комарова Т.С., Савенков А.И. М: Российское педагогическое агентство, 2011.128с
6. Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Методическое пособие М: ТЦ Сфера,2007. 208с.
7. Маханева М.Д. Нравственное патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие/М.Д. Маханева-М: ТЦ Сфера 2010. 96с
8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г. 302с
9. Программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы./под ред. А.А.Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой-2004г. 176с
11. Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002. 56с.
12. Фурсова И.А. Новотроицк: город и люди 2004г -500с
Приложение № 1
№ | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
Часто | Редко | Не проявляется | |||
1 | Ребенок обладает установкой положительного отношения к малой родине как её части, чувство гордости. | -Способен, бережно относится к предметам культуры и истории -способен адекватно проявлять свои чувства -способен радоваться успехам и сопереживать неудачам других, в том числе чувствам веры в себя. | |||
2 | Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связами | - способен совершенствовать такие мыслительные операции как анализ синтез обобщение классификация сравнения, -способен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, - владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны родного города. -интересуется событиями прошлого и настоящего города, -задумывается о его будущем. | |||
3 | Ребенок подчиняется правилам и социальным нормам, установленными традициями жизни родного города. | -способен следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, - способен к принятию собственных решений, опираясь на правила и нормы установленные традициями города, -способен самостоятельно давать объяснения поступкам людей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-тематическое занятие «МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ »
Музыкальный праздник...
«Дом в котором ты живёшь»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо художественно – эстетическому развитию(рисование)в средней группе....
«Дом в котором ты живёшь»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо художественно – эстетическому развитию(рисование)в средней группе....
Город, в котором ты живёшь.
Город, в котором ты живешь....
Конспект НОД для детей средней группы «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь».
Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Проект «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь!»
Формирование у детей представлений о достопримечательностях родного посёлка.Воспитание любви к родному дому, семье и уважения к родителям и их труду.Формирование и развитие познавательного и...