Моя большая и малая Родина
статья (подготовительная группа) на тему

Горячкина Валерия Владимировна

Статья о пректной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_proektnoy_deyatelnosti.docx360.21 КБ

Предварительный просмотр:

Статья о проектной деятельности.

Если крикнет рать святая:

 «Кинь ты Русь, живи в Раю!»,

Я скажу: «Не надо Рая,

Дайте Родину Мою».

С.А. Есенин

Я долго думала какую тему проектной деятельности выбрать для работы с детьми в подготовительной группы. И поняла, что наиболее важной и интересной являются темы: «Моя Родина - Россия», Родной край», позволяющие эффективно формировать нравственно – патриотические качества дошкольников.  Об этом можно говорить бесконечно. Необъятные просторы нашей Родины покоряют сердца миллионов людей не только нашей страны, но и, приезжающих со всего мира, туристов.

Проект реализуется с детьми подготовительной группы, во взаимодействии с семьями воспитанников.

Цель проекта: формирование и систематизация представлений о родине (о городе, в котором мы живем), её истории, национально-культурных традициях, городах и столице, о символах России и нашего края.

Данный проект развивает у детей гуманность и толерантность, формирует патриотизм и нравственность, развивает память, мышление, логику.

Проект носит комплексный характер: практико-ориентированный, информационный, творческий, ролевой.

В ходе проекта воспитанники знакомятся с национальными традициями, геральдикой, историей и т.д. города Ессентуки, Ставропольского края и России в целом.

Формы и методы работы с детьми в рамках проекта разработаны на основе интегрированного подхода, через реализацию образовательных областей таких как: познавательное развитие, продуктивная деятельность, музыкальное и физическое развитие, социально-личностное развитие.

Новизна проекта заключается в создании системы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ, способствующей повышению уровня сформированности патриотизма, нравственности и гражданственности.

Актуальность проекта в том, что задача воспитания чувства патриотизма, любви к большой и малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но в последнее время возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как следствие этого – изменение формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и самобытностью нашей Родины. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта: «Наша большая и малая Родина».

Дидактические задачи:

  1. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
  2. Познакомить детей с символами нашего города, края.

3. Расширить представления о городах России.

4. Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, их национальными костюмами и традициями.

5. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

6. Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины, края.

7. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

8. Закрепить умение использовать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родной стране, родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своей страны, своего города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил нашу Родину, начнут проявлять интерес к событиям страны и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемые результаты:

  • Освоение доступных знаний о родной стране, её истории и традициях.
  • Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками.
  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  • Проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим.
  • Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.

Мой проект «Моя большая и малая Родина» может использовать в своей работе каждый воспитатель дошкольного учреждения. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным программам патриотического воспитания дошкольников.

В процессе работы по проекту с родителями предлагаю использовать следующие  формы работы:

  • Родительские собрания
  • Диалог
  • Анкетирование
  • Фото акции («Наши любимые места Малой Родины», «Природа родного края», «Наши пернатые друзья» и т.д.).
  • Творческая мастерская.

Вашему вниманию предлагается конспект одного из занятий по проектной деятельности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

по теме: «Моя большая и малая Родина».

Цели: развивать у детей чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: 

Образовательные: 

Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам;

Обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в словарь слова «малая Родина», «большая Родина»;

Развивающие: 

Развивать диалогическую и монологическую речь детей;

Закрепить названия стран, городов, названия народных промыслов;

Закрепить умения выразительно читать стихотворения о Родине;

Воспитательные: 

Расширять и закреплять представления детей о нашей стране – России, о своем родном городе, который является частью нашей страны, воспитывать чувство патриотизма;

Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Материалы: карта России, карта Ставропольского края, посылка, глобус, флаг России, герб России, аудиозапись «Гимн», фотография В.В. Путина.

Предварительная работа: 

Разучивание стихотворений о Родине, беседы о российской символике

Содержание организованной деятельности детей.

I.Вводная часть.

1.Организационный момент.

Дети под фонограмму песни «Гляжу в озёра синие» муз. Л. Афанасьева входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель. Очень красивая музыка, не правда ли? Эти прекрасные звуки привлекли к нам гостей. Поздороваемся с ними.

II. Основная часть.

1.Вводная беседа воспитателя.

Воспитатель. - Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Что же на ней написано? Кому она адресована?

Здесь написано: «Детский сад № 8. Подготовительная группа ».

Давайте мы её откроем и посмотрим, что же в ней?

(Воспитатель достаёт глобус).

Воспитатель: - Ребята, что это?

Дети: - Глобус.

Воспитатель:- А что такое глобус?

Д- Это модель планеты Земля.

Воспитатель: - Посмотрите, как много разных стран на нашей планете. Какие страны знаете вы? (дети называют страны, воспитатель показывает их на глобусе).

Воспитатель: - Молодцы, как много стран вы знаете. На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

Воспитатель:- Правильно, у нашей страны удивительно красивое, имя – Россия.

Россия – самая большая и красивая страна. А все люди, живущие в России, называются россияне. Каждый россиянин любит свою страну. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия.(воспитатель показывает карту России). В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко.

2. Поэтическая минутка.

- А теперь послушайте стихотворение.

«Необъятная страна» Т. Набоковой.

Если долго - долго – долго

В самолёте нам лететь,

Если долго - долго – долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Ребёнок 2.    Что такое Родина? Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой:

«Это наша Родина, милая Россия,

Нет другой на свете Родины такой!»

Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?

Ребёнок 1.- Родина – это значит родная, как мама и папа.

Ребёнок 2. – Родина - это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие.

Ребёнок 3.- Родина у всех одна.

Воспитатель: - А кто мне скажет, как называется столица нашей Родины? (Москва)

- Кто является президентом нашей Родины – России? (В. В. Путин).( Показ портрета).

Но, у каждого есть и своя малая Родина. А как вы понимаете, что же такое малая Родина?

Ребёнок: Я думаю, что малая Родина это дом, город, где я живу.

 Дети читают стихотворение «Малая Родина» Т. Боковой.

1.Малая Родина – островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

Ласковая малая Родина моя!

2.Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

3.В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котенок и я!

3.Музыкальная пауза.

Песня «Мой край».

4.Физминутка.

 Когда люди относятся к друг другу по-доброму, какое у них настроение?

Дети: весёлое, счастливое, жизнерадостное.

Вот мы с вами сейчас отдохнём и повеселимся.

-Эй, ребята, встаньте в круг!

Вот как много стало рук. (руки вперёд ладошками вниз)

Чьи же эти руки, подскажите,

И ладошки покажите, (ладошки повёрнуты вверх)

А теперь за ручки взялись и по кругу пробежались, (бег по кругу)

Сделали по уже круг, крышу сделали из рук!

Получился дом имён, в этом доме  мы живём!

-Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места.

- Ребята, а где ваша малая Родина?

Ребенок: Моя малая Родина здесь, в г. Ессентуки.

Воспитатель: Большинство из вас родились здесь, значит это ваша малая Родина. Наш город Ессентуки.  А что вы знаете о своей малой Родине?

Чтение стихотворения о городе Ессентуки.

Пока сухая осень
Стоит в Ессентуках,
Деревья гнёзда носят
На согнутых руках,
И лист в оконной раме
В стекло стучится, пьян,
И в парке вечерами
Танцуют под баян.


Пока сухая осень
Не кончилась, пока
Серебряная проседь
На склоне Машука,
Где вкус солёной влаги
За век не стал новей,
И листья, словно флаги,
Приспущены с ветвей, —


Спешите ж, отдыхая,
Болтать о пустяках, —
Пока пора сухая
Стоит в Ессентуках.
Потом дожди зарядят,
Объявится река,
Воды седые пряди
Распустят облака.


Пока же стук каштана
Не слышен за плечом,
И даже думать странно,
Что мир наш обречён.
И, звёзд сжигая свечи,
Торжественен и строг,
Горит прощальный вечер,
Как праздничный пирог.

А знаете ли вы, как зовут губернатора Ставропольского края? (Владимиров Владимир Владимирович).

Ессентуки — популярный курорт в Ставропольском крае в предгорьях Северного Кавказа. Ессентуки основаны в 1798 году и стали курортом после открытия 23-х источников минеральной воды. А одна из легенд о происхождении названия города гласит, что возле нынешних Ессентуков было крупное поселение Золотой Орды, и название «Ессентуки» произошло от имени местного хана Ессентуга.

 А кто знает, какие памятные места есть в нашем городе? – Просмотр слайдов. (К наиболее известным из них относятся: Здание центральной курортной библиотеки, Грязелечебница, Краеведческий музей им. В. П. Шпаковского, парк Победы и, конечно, крупнейшая в мире Питьевая галерея.)

А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (Описание улиц, название)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

- Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.

В конце занятия оформляется выставка детских работ

Воспитатель: Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город Ессентуки.

3.Выступление работника краеведческого музея

III. Заключительная часть.

1. Итог.

- Давайте с вами ещё раз вспомним, как называется наша страна?

 Какой город является столицей России?

 Кто президент нашей страны?

 Зачем стране нужны свои символы?

 В какой области находится наша малая Родина?

 Кто губернатор нашей области?

- Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали.

Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.

Песня «Край, в котором ты живёшь».

G:\DCIM\104CANON\IMG_5879.JPG

G:\DCIM\104CANON\IMG_5886.JPG

G:\DCIM\104CANON\IMG_5888.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая и малая Родина

Расширить представление детей о Родине. Воспитывать чувство гордости к родному краю....

конспект комплексного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"

Конспект комплекного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"...

Конспект занятия в старшей группе "Большая и малая Родина"

Понятие Родина Россия и Родина наш край.Знакомство с достопримечательностями края......

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Доклад на тему: "Явления общественной жизни. Большая и малая родина"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением....

Сценарий конкурса чтецов "Моя большая и малая родина"

Сценарий разработан непосредственно о городе Шарыпово Красноярского края, но можно использовать его и для других городов, взяв за основу его содержание....