Конспект занятия: «Землянка – одна из древнейших жилищ хантов и манси».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
формировать представление о жилищах коренных жителей ХМАО; познакомить с постоянным жилищем – землянкой, её внутренним убранством и чувалом, как главным элементом; обогащать словарный запас детей (чувал, дрова, нары).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlyanka_-_odna_iz_drevneyshih_zhilishch._kospekt_zanyatiya_pod._gr.docx | 13.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Землянка – одна из древнейших жилищ хантов и манси.
Программное содержание: формировать представление о жилищах коренных жителей ХМАО; познакомить с постоянным жилищем – землянкой, её внутренним убранством и чувалом, как главным элементом; обогащать словарный запас детей (чувал, дрова, нары).
Словарь: землянка, чувал, нары.
Ход занятия.
Воспитатель вместе с детьми сидит на ковре. Стук в дверь. Входит помощник воспитателя, ведёт за руку девочку в хантыйской одежде.
- К нам – гостья, встречайте.
- Я, девочка- хантыйка, зовут меня Нина. Хожу по городам Югры. Вот дошла и до вашего города. В каком городе вы живёте? (Ответы детей).
Пришла я со стойбища. Стойбище – это место, где живут оленеводы, пасутся олени. Хожу по всем городам Ханты-Мансийского округа, знакомлюсь с жителями городов. Принесла вам картину, посмотрите, полюбуйтесь.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают картину с изображением землянки.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с древним жилищем – землянкой, которая сохранилась до наших дней. Раньше землянку люди называли постоянным жилищем. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Почему это жилище называется землянкой?
Дети: это дом, сделан в земле.
Нина: В таком доме раньше жили ханты и манси, коренные жители нашего округа.
Воспитатель: Правильно. Землянка строится в земле. Вырытая в земле она обкладывается брёвнами. Внутри ставится печь – чувал, которая занимает весь правый угол. Печь сооружают из деревянных прутьев, связанных кореньями, обмазывают глиной. Вдоль всей передней стены тянутся дощатые нары, застеленные оленьими шкурами. Нары строятся и на левой стороне землянки. Это спальные места для членов семьи. Также в землянке можно увидеть различные полочки для хранения посуды, хозяйственных принадлежностей. Пол землянки устлан сухой травой. Крышу заменяет берестяное покрытие. Вход в землянку через крышу.
Основным элементом такого жилища служила печь – чувал. Кто догадался, для чего нужен чувал? ( Чувал служит людям для приготовления пищи, обогрева жилья).
Воспитатель: А ещё чувал служит для освещения жилья. Потолок дома замыкает чердачное пространство, отделяя его от жилья. Чердак в хантыйском жилище – священное место. Здесь хранят семейных духов – покровителей. Ханты верят в то, что рядом с ними живут невидимые духи. Жилище своё они разделяют на три зоны – верхнюю, где живут небесные духи, среднюю – жилое помещение, нижнюю- где живут духи нижнего мира.
Физкультминутка «Олени».
«Были мы ребятами, стали оленятам» - дети выполняют движения под музыку, изображая оленят.
Игра «Узнай, что я делаю?». Нужно передать действия человека так, чтобы было понятно.
Игра «Один – много».
Воспитатель: дети, вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов сегодня? Давайте их вспомним (землянка, чувал, нары, стойбище).
- Где раньше жили ханты, манси? (ответы детей).
Воспитатель: Нина, наши дети хотят подарить тебе песню «Лесной олень».
Нина прощается и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Самый древний и полезный фрукт"
Познавательное занятие по экологическому воспитанию детей старшей группы...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"
Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение, интерес к коренным народам....
Конспект занятия кружка "Путешествие к древним. Роль огня"
В занятии используется презенрация "Путешествие в прошлое", интерактивная игра.Дети знакомятся с бытом древних, рассуждают о том, кем был огонь для древних - враг или друг. По ходу занятия...
Конспект занятия "Родина одна - Россия"
Данное занятие интегрированное. Захватывает как познавательное так и художественно-эстетическое развитие. Расчитано для старших дошкольников. Кроме закрепления ранее изученных знаний, в ходе занятия и...
Конспект занятия «Огонь – важное открытие древнего человека»
Рассказать детям об открытии огня древним человеком. Познакомить с жизнью древнего человека. Дать понятие о том, что такое открытие....
Конспект занятия на тему: "Быт Древней Руси"
Конспект для занятия с детьми для детей старшего дошкольного возраста....