Приобщение дошкольников к традиционной культуре Кубани. Тема : С чего начинается Родина ?
статья на тему

Край наш житница России,

Главный  символ колосок,

Обдуваемый ветрами,

Омываемый морями,

И обласканый лугами,

Малой Родины исток.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани»

Тема: «С чего начинается Родина? »

Из опыта работы       МДОУ ДС КВ № 12 ст. Должанской

МО Ейского района Краснодарского края.

                                                                                  Край наш — житница России

                                                                                                             Главный символ—колосок.

                                                                                                             Обдуваемый ветрами,

                                                                                                             Омываемый морями

                                                                                                             И обласканный лугами,

                                                                                                             Малой родины исток.

   

                                                                                                                                           В. Нестеренко

     Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать—все!

Дошкольный возраст—это важнейший период становления личности.

    Мир ребенка—это его дом, семья, улица, детский сад, ближайшее окружение, все то, что непосредственным образом влияет на его жизнь.

   Нам, самим Господом дана возможность жить в благодатном, богатом крае. Процесс познания  Родины реализуется в предметно - наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

    Мы хотим поделиться своим опытом, как  педагогический коллектив  активно работает в этом направлении.

  В нашем  детском саду  разработана программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина? », которая  широко используется в различных видах детской деятельности, позволяет   родителям быть активными участниками  образовательного пространства, определяет модель сотрудничества, расширяет границы социума. Обобщён педагогический опыт работы «Люби и знай родной свой край». В нём чётко определено планирование вариативных методов и приёмов организации педагогического процесса, направленных на развитие ребенка, его творчества в мыслях и деятельности.

 Разработаны сценарии  интегрированных занятий, бесед, развлечений, досугов.  

    У дошкольников закладываются основы интеллектуальной, эмоционально — чувственной, правовой, нравственной, экологической, семейной культуры и культуры творчества.

Дети приобщаются к культуре, традициям, осознают свою сопричастность к культурному наследию  казаков: почтение к мужчине, уважение к старости, любовь к женщине, забота о младших.

    При моделировании воспитательно-образовательного процесса педагоги нашего ДОУ соблюдают принцип единства целей, задач, содержания, методов  и  приемов, организационных форм, направленных на развитие ребенка, его творчества в мыслях и деятельности (схема 1)

Наш коллектив  на протяжении ряда лет  работает в данном направлении  по задачам : «Воспитание  у детей дошкольного возраста чувство любви  к родному краю посредством ознакомления с монументальным искусством и художественной литературой; с народным искусством, традициями, обычаями народа, историей его развития, духовным наследием.

     Для реализации данных задач в ДОУ оформлены уголки краеведения и патриотизма, проведёны конкурсы «На лучший уголок Краеведения и патриотизма», организованы фото выставки «Монументальное искусство станицы»  Ейского района и Краснодарского края.  В группах оформлены «Красная книга», «Зелёная книга» нашего региона,  оформлены  альбомы «Птицы Кубани», «Животные нашего края», «Злаковые культуры нашего края», «Морские обитатели Кубани», «Сад и огород на Кубани», «Богатство Кубани», «Деревья и кустарники Краснодарского края», «Лекарственные растения на Кубани», «Люди прославившие Кубань»

В рамках методической работы прошли литературные гостиные «Уроки памяти»  мастер класс продемонстрировала учитель-логопед Малышева Т.Р. Она познакомила своих воспитанников с памятником «Мать», который находится в Тимошевске.  С каким трепетом и вниманием слушали дети рассказ о матери-героине.  Даже у нас взрослых в глазах блеснула, слеза слушая рассказ о бедной женщине, потерявшей 9 сыновей на войне.

    В ДОУ работает редакция газеты по  патриотическому воспитанию «Островок Малой Родины»,  которая информирует родителей,  о всей проводимой работе в данном направлении.    

 Творческие группы разрабатывают три проекта по патриотическому воспитанию:

  1. «Кубанские народные традиции и праздники»
  2. «Кубанское декоративно-прикладное искусство – Петриковская роспись,  Аппликация вытинанка»
  3. «Монументальное искусство Кубани»

 

    В нашем детском саду педагоги используют вариативные формы работы: встречи с представителями местного казачества; заседание клуба эрудитов «Край кубанский— родная земля», КВН «Знатоки природы», экскурсии в природу «Хлебные поля —гордость моя», в детском саду  организована комната кубанского быта «В светёлке», дети играют в народные игры «Напои коня», «Васылько», «Не займай», «Кубанка», в игры по формированию социальной и нравственной сферы «Если бы я был губернатором.» «Я поступаю хорошо, когда...», «Я умею, я не умею, я хочу научиться».

  У дошкольников закладываются основы интеллектуальной, эмоционально — чувственной, правовой, нравственной, экологической, семейной культуры и культуры творчества.

Основные условия этой деятельности: учет индивидуальных особенностей, атмосфера доверия и сорадование достижениями.

 «Если у тебя планы на год— посей зерно,

Если на десятилетия— посади дерево,

Если на века— воспитай детей»

Мир ребенка—это его дом, семья, улица, детский сад, ближайшее окружение, все то, что непосредственным образом влияет на его жизнь.

Патриотическое воспитание и ознакомление детей с историей происходит в направлении непосредственного сотрудничества детского сада и социума станицы.

Формируется единое образовательное пространство (схема 2)

Осуществляется связь  местного казачества:

— Встречи «История казачества»

— Совместные праздники «Посвящение в казачата», «Хлеб всему голова»

— Ярмарки

— Патриотические газеты  «Воины Кубани»

С сельским музеем

— Выставки

— Экскурсии

— Народные праздники

— Рассматривание экспозиции «Предметы старины» (быта, культуры, промысла)

Станичная библиотека

— Литературные викторины (фото)

— Ознакомление с творчеством поэтов, писателей, художников

СОШ

—КМО

- День открытых  дверей

- сценарии педагогической  работы

ДШИ «Джельсомино» -

— Встречи с интересными людьми (поэтессой Анжеликой Антоновой, руководителем

кубанского хора Т.В. Бобошко)

— Вечера творчества «В мире музыки», «Народные инструменты»

Работа с общественностью

— Участие в районных конкурсах «Звездочки Приазовья»

— Благотворительный марафон «дайте детству состояться»

Работа с родителями

— В выставках совместных работ «Щедрая осень»

— Газеты «Моя семья»

— Совместные праздники «Масленица», «Колядки»

— Интервьюирование родителей «Моя родословная»

Душа детская легко увлекается хорошими примерами. Дети своим чистым, безгрешным сердцем могут уразуметь все рассказываемое. детское сердце чутко к великим подвигам. Забота о слове, о вере, о духе народном, о сохранении человеком облика человеческого может поправить и вовсе пошатнувшуюся жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани"

Опыт работы  над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников на тему «С чего начинается Родина?»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравств...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников на тему «С чего начинается Родина?»

Консультация будет полезна родителям и воспитателям в вопросе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В материале раскрыт вопрос с какого возраста и как нужно вести работу по патриотиче...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему «С чего начинается Родина?»

Консультация будет полезна родителям и воспитателям в вопросе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В материале раскрыт вопрос с какого возраста и как нужно вести работу по патр...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "С чего начинается Родина?"

С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытанияхУ на...