Конспект бинарного занятия в подготовительной группе с ТНР по программе "Мой край -Югра"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Материал разработан совместно воспитателем и логопедом для детей подготовительгной группы с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnoe_zanyatie_1.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект бинарного итогового мероприятия
по программе «Югра – мой край родной»,
для детей подготовительной группы с ТНР
«Одуванчик».
Подготовили: воспитатели Шевченко О.В., Тимирова В.Р.
учитель-логопед Тарасова С.Н.
«Волшебная шкатулка»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, театральная, игровая, двигательная.
Цель: создание благоприятных условий для знакомства детей с литературным и духовным наследием коренных жителей ХМАО- Югры – ханты и манси в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширять представления детей о родном округе ХМАО-Югре;
- закрепить знания о культурных традициях и обычаях коренных народов Севера; - -закрепить умение вести диалог на определённую тему, отвечать на вопросы, рассказывать небольшой рассказ;
- совершенствовать умение составлять слова из букв; подбирать существительные (названия животных) к пословицам;
- развивать образное воображение; эмоциональность и выразительность речи; - воспитывать интерес уважение к культурным традициям коренных народов Севера.
Предварительная работа:
Создание группового Краеведческого Музея, чтение народных хантыйских сказок, изучение быта и традиций коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, знакомство с национальные праздниками и играми.
Оборудование:
Музыкальное сопровождение –песни и музыка народов Севера. Презентация, фотографии быта коренных народов ханты. Шапочки, костюмы и маски для драматизации сказки, волшебный сундучок, картинки, клей ватман.
Ход занятия: Звучит песня В.Кондратьевой «Югра – мой край родной». Дети заходят в группу.
Воспитатель: Станьте дети, станьте в круг,
Я твой друг и ты мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята, давайте встретим новый день улыбкой и поприветствуем друг друга. К нам на занятие сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и поприветствуем наших гостей. (Здороваются)
Ребята, как можно поздороваться друг с другом? (Здравствуйте, добрый день, добрый вечер) . А я хочу поприветствовать наших гостей на хантыйском языке : Вущя вУлаты!
Воспитатель: Мы живем в России, большой многонациональной стране. Все народы очень разные, со своей культурой и обычаями, у каждого народа свой язык, но живем –то мы все рядом и потому у нас много общего. Ребята, в каком городе мы живем?(Сургут)
-А как называется наш край, округ? (ХМАО-Югра)
Люди каких национальностей проживают на территории нашего округа ? (русские, татары, башкиры, белоруссы…) Люди каких национальностей , с давних времен проживают на территории Югры в тайге? (Ханты, манси) Чем они занимаются (ловят рыбу, собирают ягоды и грибы, охотятся, пасут оленей), как называется их жилище? (чум). Чум собирают и разбирают, кочуют по тайге. Что такое тайга? (так называется лес в нашем регионе).
Я приглашаю вас отправится в путешествие, а путешествие наше будет необычное, мы помчимся с вами в тайгу на оленях.
Звучит припев песни «Мы поедем мы помчимся…..»
Дети становятся в пары, один изображает запряженного оленя, другой – каюра. По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища, каюры отпускают своих оленей погулять.
Вот мы и прибыли на место, присаживайтесь.
Выходит Хозяйка Тайги.
Воспитатель: Ой, ребята, кого это мы с вами встретили?
Хозяйка Тайги: Здравствуйте, дети. Я хозяйка Тайги! Как я рада гостям. У меня есть для вас шкатулка, шкатулка не простая, а волшебная. Она может много рассказать о нашем крае, о наших людях и их обычаях. Подскажите мне, пожалуйста, какие животные самые лучшие друзья и большие помощники ханты в хозяйстве, которые и еду дают и одежду и служат транспортом? (Олени). Ну-ка , оленята, помощники, несите поскорее мою шкатулку.
Танец оленят. (в конце выносят шкатулку)
Что-то шкатулка не открывается…..Наверное, есть какой-то секрет. Тут что-то написано: «Тот шкатулку открывает, кто загадки отгадает.»
Отгадайте мои загадки:
1.Как называется жилище ханты ? Показ на доске. (Чум)
- Ребята, а вы сможете составить из букв слово чум? Ребенок выкладывает.
2. Где живут ханты? (в лесу)
- Кто сможет выложить слово -лес? Другой ребенок выкладывает.
3. Чем питаются ханты? (рыба)
Молодцы! Справились с заданием.
Открывает шкатулку.
Ой, сколько тут интересного для вас припасено!
Хозяйка Тайги: Мужчины ханты и манси занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. А сейчас давайте вспомним, каких животных нашего края вы знаете? (олень, волк, лиса, песец, заяц…). Хозяйка выкладывает животных на доску.
– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Про кого так говорят?»
«Трусливый как….» (заяц)
«Злой как…» (волк)
«Проворная как…» (белка)
«Хитрая как…» (лиса)
«Сильный как…» (медведь)
«Колючий как…» (ёж)
Хозяйка Тайги: Ребята, а еще в моем сундучке живет хантыйская сказка. Вы любите сказки? Какие хантыйские сказки вы знаете? Сейчас ребята покажут сказку «Почему у зайца длинные уши?»
Инсценировка сказки.
Сказка народов Севера
«Отчего у зайца длинные уши?»
Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенек, слушает.
- Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, - говорит лось. - Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
- Кому вот эти рога дать? - спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
- Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
- Хорошо, - говорит лось. - А вот эти, большие, кому?
Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
- Эти мне дай, мне, зайцу.
- Что ты, братец? - удивился лось. - Куда тебе такие рога?
- Как - куда? - говорит заяц. - Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
- Ну что ж, бери! - сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц - и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут.
- Нет, брат, - говорит лось. - Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные
Вам понравилась сказка?
Почему же заяц не смог носить рога?
И что зайцу дал лось вместо рогов? (длинные уши)
Хозяйка Тайги: Ребята, в моей шкатулке еще есть много интересного для вас. Я вам ее оставляю, постарайтесь выполнить все задания. А мне пора в тайгу, охранять лес. До свидания!
Ведущая: в каждой хантыйской сказке есть мудрость, которую нужно было передавать от родителей детям, из поколения в поколение.
Но мудрость прячется не только в сказках, но в пословицах и поговорках. Мы подготовили задание для наших гостей и сейчас проверим, какие они у нас премудрые. Наши дети подготовили хантыйские поговорки. Ваша задача подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу или поговорку.
Дети называют пословицы.
1. Голыми руками рыбу и зверя не добудешь (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
2. Как крикнешь, так и эхо отзовется. (Как аукнется, так и откликнется).
3. Какое ружье, такая и охота (Что посеешь, то и пожнешь. Каковы сами, такие и сани)
4. Куда мышь бежит, туда и песец стремится. (Куда иголка, туда и нитка).
5. Умный человек не плавает в одних и тех же водах. (В одну реку дважды не войти.)
Ведущая: продолжаем разгадывать секреты тайги. Наш край очень богатый.
-Чем богат наш край? (лесами, животными, птицами, ягодами, грибами, шишками). Еще в нашем краю много рек, водоёмов. А значит водится…..рыба.
-Какие же ягоды растут на Севере? (черника, голубика, брусника, клюква, морошка).
- Каких животных и птиц знаете? (волк, медведь, белка, заяц…)
-А какие деревья растут в тайге? (лиственница, сосна, кедр, ель).
Еще в нашем регионе добывают полезные ископаемые. Какие вы знаете? (газ, нефть).
- Ребята, мы так много сегодня говорили о нашем крае – Югре и чтобы нам это все запомнить, давайте составим картину-коллаж. А составлять картину мы будем из картинок, которые вы сами подготовили.
На столах лежат картинки.
-Вам нужно выбрать из них только те, которые могут рассказать о нашем крае. Для этого нам нужно разделиться на две команды.
- Картинки нужно расположить и наклеить на лист, работа ваша будет творческая и нелегкая. Все члены команды помогают отобрать картинки и расположить их так, чтобы получилась общая картина.
Правила игры: на столе лежат картинки с изображением ягод растущих на севере и юге нашей страны; деревьев, которые растут в нашем родном краю и в жарких странах: животных и птиц , обитающих в нашем округе и за его пределами. Командам надо выбрать только северные ягоды, деревья растущие на севере, птиц и животных нашего региона. Можно добавить картинки чум, люди в национальных одеждах, нефтяные вышки.
Каждая команда работает над своей картиной. Можно составить небольшой совместный рассказ по 1му предложению.
Итог занятия :
Какие вы все молодцы, какие замечательные картины Севера у вас получились, и рассказали много интересного про наш ХМАО.
Мы с вами узнали много нового из нашего путешествия по Югре? Вам понравилось путешествие в тайгу? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы! А мне пора с вами прощаться.
Я думаю, что вы будете любить наш край и станете защитниками нашей Матушки-природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект бинарного занятия в средней группе "Осень в гости к нам пришла"
КОНСПЕКТ БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ...
Конспект бинарного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Дети знакомятся с жизнью зверей в лесу в весенний период....
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»
Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...
Конспект бинарного занятия для разновозрастной группы детей со сниженным интеллектом " В гости к Зайчихе"
Бинароное занятие с интеграций образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие....
Конспект бинарного занятия в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Путешествие в сказочную страну АБВГДейку»
Обобщающее занятие по обучению грамоте.в подготовительной группе комбинированной направленности. Совместная работа воспитателей и учителя-логопеда в детском саду.Инклюзивная практика....
БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"»
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы...