Использование проектов в образовательной деятельности ДОУ.
методическая разработка на тему

Трапезникова Надежда Энгельсовна

Представление опыта работы творческой группы по реализации проекта по региональному компоненту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектов в организованной образовательной деятельности ДОУ

Старший воспитатель Трапезникова Н.Э., структурного подразделения «Шалакушский детский сад» Шалакушской СШ

Одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества.

      Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно- смысловой сферы. Большое внимание проектному методу обучения уделял еще в начале прошлого века один из создателей новой школы и педагогики в России Станислав Теофилович Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни и разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить.

      С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Условиями эффективности метода проектов как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности детей, основанная на учете возрастных особенностей, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности.

      В качестве условия эффективности метода проектов выступает позиция педагога, которая заключается в организации соответствующей развивающей среды, находясь в которой, ребенок опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Исходя из этого нами, прежде всего, была создана соответствующая предметно развивающая среда в группах и ДОУ с  учетом принципа интеграции образовательных областей.

     Но одной соответствующей среды мало, так как  на множество возникающих в процессе деятельности интересующие вопросы дошкольники самостоятельно ответить не могут. Тут на помощь приходим мы, взрослые, которые помогают ребенку познать окружающий мир. «Развитие происходит только в деятельности, вне деятельности нет никакого развития» (В.И.Волынкин). Первый проект спланировали краткосрочным, были включены в проектную деятельность педагоги разновозрастных групп, дети и родители. Предлагаем свой опыт работы по внедрению проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс Образовательного учреждения

Проект   «Моя малая Родина – Шалакуша».

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать -всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светятся звёзды детства, -именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. История, культура и традиции родного края -это своеобразный «родительский сундучок».

В плане работы с педагогами, детьми и родителями важным пунктом в воспитании патриотических чувств к малой Родине является организация краеведческой работы в детском саду. Главная цель дошкольного краеведения –воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.

В этом году наш посёлок будет отмечать 365 лет, поэтому наша творческая группа педагогов структурного подразделения  «Шалакушский детский сад» Шалакушской СОШ Няндомского района Архангельской области решила создать мини-музей  «Моя Шалакуша».

Проект « Моя малая Родина –Шалакуша».

Авторы проекта: педагоги ДОУ

Вид проекта: краткосрочный, межгрупповой, информационно-творческий.

Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители воспитанников, педагоги, сотрудники д/с.

Актуальность темы: Ознакомление с родным посёлком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. « Малая Родина» маленького шалакушанина- это прежде всего, его семья, дом, детский сад, это неповторимая родная природа Шалакуши, которая  его окружает, памятные места, его культурные и исторические центры, социальные и промышленные объекты, улицы, известные люди, которыми гордятся жители посёлка. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.

Цель проекта: Дать детям знания о родном посёлке, развивать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить её природу. 

Гипотеза: Проживая в посёлке Шалакуша, на территории красивейших мест, мы мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания об истории посёлка, символике, достопримечательностях, будут знать имена, кто основал и прославил посёлок, начнут проявлять интерес к событиям жизни посёлка и отражать впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.

Задачи проекта:

  1. Дать знания детям о родном посёлке: история, символика, достопримечательности, промышленные и социальные объекты, их вред и польза, экологическая обстановка в посёлке.
  2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил посёлок.
  3. Расширить знания детей о флоре и фауне посёлка, с явлениями, происходящими в окружающей среде. Географическое расположение, климат. Учить работать с картой, определять по условным знакам реки, леса, озёра.
  4. Познакомить с творчеством поэтессы Зобовой К.В., творчеством фольклорной группы Шалакушского народного хора под руководством Митиной Л.М., творчеством начинающего художника - ученика четвёртого класса Евгением Дьячковым, организовать встречу со старожилом Манушкиной Е.А., показ работы на прялке. Познакомить детей с предметами быта, посетив выставку в д/с и мини-музей «Русская изба».
  5. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  6. Использовать разнообразные формы, методы и приёмы в совместной деятельности детей, родителей, педагогов, сотрудников для создания мини-музея « Моя Шалакуша».

     Предполагаемый результат:

- дети могут знать и называть место проживания( по возрасту); некоторые предприятия и соц.объекты, их значимость.

- дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.

- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

- дети могут знать и называть природное окружение посёлка, бережно относиться к родной природе.

Этапы реализации проекта:

Первый – подготовительный

Сроки: 17 апреля-13 мая (25)

Форма проведения: сбор информации, фото, документов, видео, наглядный материал (открытки, эмблемы, значки, сувениры, поделки, рисунки, карты географические и др.), сочинения, худ.слово (стихи), фольклор (песни, частушки, местная лексика), интернет-ресурсы и др.

Второй – основной ( работа с детьми) Тематическая неделя.

Форма проведения: беседы, видеопросмотры, презентации, экскурсии, встречи с интересными людьми, рассматривание картин, фото и др., посещение мини-музея « Русская изба», игровая и продуктивная деятельность, выставок в холлах «История и современность Шалакуши».

Сроки: 13 мая-17 мая

Третий – заключительный

Сроки: 25 мая

Форма проведения: Родительское собрание. Презентация « Моя малая Родина-Шалакуша», посещение мини-музея «Моя Шалакуша». Обобщение опыта по проектной деятельности в детском саду на педсовете.

Тематическое планирование « Родной край».

Физическая

культура

(физ.инстр.)

Здоровье

Познание

Коммуникация

Чтение худ.

литературы

                                        Утро

Игровой тренинг

 «Старинные подвижные игры».

Природа и экология родного края

- Игра  «Назови, кто на картинке. (яс.-мл.гр.)

- Игров. ситуации

эк.напр. (мл.-ср.гр.)

-Викторина  «Что мы знаем о Шалаку-

ше». (ст.гр.-подг.гр.)

Экскурсии

- наблюдение за трудом повара (яс.-мл.гр.)

- к реке (мл.гр.)

-достопримеча-тельности (ст.гр.-подг.гр.)

-Рассматривание картины из серии «Мы играем».

( мой любимый д/с)  яс.-мл.гр.

-Рассказ воспитателя «Наш посёлок».

(использование стендовых выставок).

мл.-ср.гр.

-Беседа с детьми  «Мой родной посёлок.История и современность.

(использование

видеослайдов)

ст.гр.-подг.гр.

Знакомство со старинны-

ми словами жителей Шалакуши

( логопед)

ст.-подг.гр.

чтение р.н.сказок

(яс.-ср.гр.)

                                         Вечер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода проектов в образовательной деятельности дошкольного учреждения."

Из опыта работы педагогического коллектива и старшего воспитателя  МБДОУ детского сада №11 црр г.Конаково...

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)

Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...

Проект непосредственной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Мои любимые книги» (с использованием современных образовательных технологий: игровых, информационно-компьютерных, здоровьесберегающих)

Цель проекта:  –   Воспитание у дошкольников интереса, потребности в общении с книгой и создание условий для активного использования литературного опыта в их творческой деятельнос...