Проект «Моя Россия»
проект (средняя группа) на тему
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Моя Россия»
Вид проекта: практико- ориентированный
Возраст детей: средняя группа (дети 4-5 лет)
Авторы: Черезова М.В, Комарова Н.В (воспитатели группы)
Цель: формирование представлений о родине, её истории, национально- культурных традициях, о символах России.
Задачи:
∙ Познакомить детей с Россией как стране большой и красивой; символами государства (герб, флаг, гимн);
∙ Формировать интерес к русским традициям и промыслам;
∙ Вызывать у детей желание слушать произведения устного русского народного творчества;
∙ Развивать интерес к народным подвижным играм;
∙ Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
Сроки и этапы реализации.
1 этап – подготовительный.
- сбор и анализ методической литературы
- обработка периодической печати
- написание плана реализации проекта
- распечатки из интернета по данной теме
- подборка наглядного материала (иллюстраций, фотографий и т.п)
2 этап – основной
3 этап – итоговый
- предоставление разработки проекта
- итоговое мероприятие
- выставка продуктов детской деятельности
Продолжительность проекта: проект реализуется в течение учебного года.
Исполнители: дети, воспитатели, родители, музыкальный работник,
физкультурный работник.
: познавательное развитие
продуктивная деятельность
музыкальное и физическое развитие
социально-личностное развитие.
Предполагаемый результат:
- Освоение доступных знаний о родной стране, её истории и традициях.
- Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками.
- Сформируется интерес к русским традициям, произведениям устного народного творчества.
- Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Список используемой литературы:
- О.Л.Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры».
- М.Н.Мельников «Русский детский фольклор».
- В.В.Гербова «Книга для чтения в детском саду».
- Л.С.Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством».
- О.В.Дыбина «Что было до…» (Игры – путешествия в прошлое предметов).
- С.К.Кожохина «Сделаем жизнь наших малышей ярче».
- Н.Ф.Виноградова «Моя страна Россия».
- Периодические издания «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Старший воспитатель», «Солнечный зайчик».
Актуальность данного проекта.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.
Одной из воспитательных задач в средней группе является ознакомление детей с окружающим миром, с обществом, в котором живут дети. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми, как в быту, так и в процессе образовательной деятельности. Причем основная работа проводится именно в повседневной жизни и режимных моментах. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, родителей.
Содержание проекта и система мероприятий по его реализации.
Тема Месяц | Сбор информации | Реализация проектов через организацию детской деятельности в центрах активности | Готовый продукт |
Октябрь Задачи темы «Знакомство с Россией»: 1. Постоянно поддерживать активный интерес детей 4—5 лет к родной стране, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность. 2. Познакомить детей с символами государства, с разными национальностями, населяющими Россию, обратить внимание на разнообразие природы. 3. Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и предложениями. | |||
Знакомство с Россией | Обогащение предметно- развивающей среды (карта и символика России) Подбор соответствующей литературы Подбор наглядного материала (иллюстраций, фотографий и т.п) | Разговор с детьми о том, где они отдыхали (рассказы детей из личного опыта) Беседа «Россия- Родина моя» Рассматривание герба и флага России. Чтение стихов о России (библиотечка в группе) Рассматривание в книжном уголке иллюстраций, открыток о России. Рассматривание в книжном уголке иллюстраций о природе России Словесная игра «Подбери словечко» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» | Рисование «Флаг России» Оформление выставки «Моя Россия» |
Задачи темы «Хлеб - всему голова!»: 1. Дать детям понятие о том, что хлеб – всему голова (он нужен каждому человеку каждый день). 2. Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. 3. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. 4. Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью. 5. Вызывать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия. | |||
Хлеб – всему голова! | Рассматривание букета из ржаных и пшеничных колосьев. Беседа о русском обычае встречать гостей с хлебом-солью. Рассматривание репродукции И.Шишкина «Рожь» | Центр исследования и экспериментирования: сравнение пшеничной и ржаной муки, изготовление соленого теста. Лепка «Каравай-каравай», «Ай, качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи» Аппликация «Укрась рушник» Слушание частушек в аудиозаписи Игры: «Каравай», «Молчанка», «Сахаринка»
| Оформление выставки с зерновыми культурами и разными видами хлебобулочных изделий Развлечение со взрослыми и детьми «С хлебом-солью всякая шутка хороша!» |
Задачи темы «Посуда»: 1. Расширять представления детей о многообразии изделий народно-прикладного искусства. 2. Познакомить детей с предметами домашнего обихода, с деревянными изделиями и их украшением (резьба, роспись). 3. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. 4. Развивать художественную , творческую деятельность детей. | |||
Посуда | Рассматривание разных видов посуды: чайная, столовая и пр. Рассказ о чае, чаепитии | Рассмотреть хохломские столики и стульчики, предметы посуды. Роспись силуэтов посуды Лепка «Чашка с блюдцем» Сюжетно-ролевая игра « К нам гости пришли» Ситуация «Напоим гостей чаем» | Развлечение «Чай, чай, не скучай!» (чаепитие) |
Задачи темы «Русский народный костюм»: 1. Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. 2. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира; вызывать интерес к старинной обуви и одежде. 3. Развивать сообразительность и смекалку при отгадывании загадок, умении использовать речь доказательство. 4. Познакомить с предметами русского народного костюма мужчин и женщин Руси. 5. Вызывать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения. | |||
Русский народный костюм | Рассматривание в книжном уголке открыток и фотографий с изображением людей в русских национальных костюмах. Рассматривание картины «Хоровод» из серии«Наши маленькие друзья» | Рассматривание кукол в русских национальных костюмах. Игры детей с куклами в русской национальной одежде. Раскрашивание изображений русской национальной одежды. Подвижная хороводная игра «Из-за леса, из-за гор…» | Организация выставки «Русский национальный костюм» Дефиле детей в русских народных костюмах. |
Задачи темы «Знакомство с профессиями на Руси»: 1. Формировать представление о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей. 2. Воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд, заботу о детях; воспитывать ценностное отношение к предметному миpy, как результату человеческого труда; накапливать опыт бережного отношения к воде, электричеству, продуктам питания, материалам для детского творчества. 3. Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада и семьи; воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, добросовестное и ответственное отношение к делу, товарищество и другие личностные качества. | |||
Знакомство с профессиями на Руси | Беседы о профессиях. Чтение стихотворения Н.Найденова «Ольга Павловна». | Экскурсии в прачечную детского сада, на кухню, в медицинский кабинет. Дидактическая игра «Что кому нужно для работы?». | Оформление альбома «Профессии Руси» |
Задачи темы «Расписные игрушки»: 1. Расширять представления детей о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых. 2. Формировать умение познавать предметы ближайшего окружения, выделять их особенности, строение. 3. Развивать представления детей о многообразии предметного мира материалов (бумага, картон, стекло, металл, резина, кожа, ткань, пластмасса), познакомить детей с их отличительными признаками (бумага размокает, рвется, горит, стекло бьется). 4. Побуждать детей делать выводы на основе экспериментирования («Этот материал прочный, а этот — ломкий»), выделять качества и свойства, присущие предметам и материалам. | |||
Расписные игрушки | Беседа «Из чего сделаны игрушки?» Рассматривание матрешек, дымковских игрушек. Рассказывание о русских народных играх. | Рассказывание русской народной сказки «Глиняный парень» с показом настольного театра. Лепка «Кукареку, петушок», «Как у нашего-то Вани» Русские народные подвижные игры «Курочка-рябушечка», «Где был Иванушка?», «Гуси-лебеди», «У Медведя во бору». | Оформление выставки народных игрушек. Презентация проектов «Моя любимая игрушка»
|
Задачи темы «Зимушка-зима»: 1. Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа. 2. Формировать художественно-эстетические переживания при любовании репродукциями картин русских художников. 3. Познакомить детей с зимними русскими народными праздниками; традициями ряжения, колядования. 4. Воспитывать чувство гостеприимства, умение быть благодарным. 5. Вызывать интерес к русскому народному художественному слову. | |||
Зимушка-зима | Беседа с детьми «Здравствуй, зимушка –зима, хорошо, что к нам пришла!» Беседы с детьми о традициях в семье. Рассказывание о традиции встречать Новый год. Рассказ о празднике «Зимние Святки», традициях ряжения, колядования. Чтение сказки «Два Мороза», В. Данько «Что случилось в Новый год?» | Отгадывание загадок о зиме и зимних явлениях. Рассматривание иллюстраций и фотографий с зимними пейзажами России. Изготовление новогодних игрушек и гирлянд. Игра «Мороз», «Дед Мороз», «Два Мороза», «Шла коза по лесу» Русская народная хороводная игра «Как на тоненький ледок…» Рисование «Волшебный мешок Деда Мороза» Составление писем Деду Морозу. | Украшение группы к новогодним праздниками. Презентация проектов «Ай, да елка, что за диво!» Веселое рождество Зимние Святки |
Задачи темы «Богатыри. Встреча с былиной»: 1. Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере трех богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. 2. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. 3. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества. 4. Развивать интерес к русским народным былинам и сказаниям; передавать свое отношение к содержанию произведений. | |||
Богатыри. Встреча с былиной. | Рассказ о традиции охраны родной земли, своей Родины. Беседы с детьми о папах и дедушках, которые служили в армии. Беседа с детьми «Наша армия родная» Чтение рассказа Я.Длуголенский «Что могут солдаты?» Чтение стихотворения О. Высотской «Мой брат уехал на границу» | Рассматривание иллюстраций снаряжения воина Руси. Рассматривание памятников русским солдатам – защитникам Отечества. Рассматривание в книжном уголке иллюстрации об армии: различные рода войск, тренировки солдат в спортивном зале, на полосе препятствий, на полигоне. Рассматривание репродук-ции триптиха П. Корина «Александр Невский» Слушание «Богатырской симфонии» С. Бородина, песни «Солдатушки, бравы ребятушки!», «Русский парень» в исполнении А.Гомана. Рисование «Богатыри земли русской» | Развлечение с папами и дедушками «День защитника Отечества» Выставка фотогра-фий «Идет солдат по городу» Изготовление сувениров для пап и дедушек к празднику. Спортивный праздник «Полоса препятствий» |
Задачи темы «Печка-матушка»: 1. Вызывать у детей интерес к истории и культуре русского народа. 2. Познакомить с русской печкой, ее назначением, развивать умение видеть созвучие словосочетания «печка-матушка». 3. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду. 4. Продолжать знакомство с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок; побуждать желание исследовать и искать слова. 5. Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом масленицы, обрядовой едой – блинами; Обрядовыми песнями, играми. | |||
Печка-матушка | Беседа с детьми «Как печка помогла героям сказок». Рассказ о народном празднике. Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Чтение рассказа Н.Артюховой «Трудный вечер» Чтение рассказа С.Баруздина «Мамина работа», А.Майков «Мать и дети» | Рассматривание печки в иллюстрациях к сказкам «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «По щучьему велению…», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка» Рассматривание репродук-ции картин В.Кустодиева «Масленица», И.Суриков «Взятие снежного городка» Русские народные игры «Заинька серенький», «Бабка Ежка», «Арина», «Золотые ворота» Слушание песен в аудиозаписи «Ох, вставала я ранешенько…», «Ой, блины мои, блины», Ю.Чичкова «Наши мамы самые красивые» Рисование «Как мы маме помогаем» с организацией выставки рисунков. | Развлечение «Едет Масленица дорогая!» Проведение праздничного мероприятия ко Дню 8 марта. Изготовление сувениров для мам и бабушек. Литературная викторина «Из какой мы сказки?» |
Задачи темы «Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота!»: 1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере репродукций картин русских художников. 2. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств. 3. Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи. 4. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми. | |||
Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота! | Беседа о весне, весенних явлениях и изменениях в природе. Беседа о русской традиции празднования Светлой Пасхи. Чтение стихотворения Г.Бойко «Туча прячется за лес…», сказка «Снегурочка» Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Большая вода».
| Рассматривание деревянных писанок и крашенок. Слушание колокольного звона в аудиозаписи. Дидактические игры «Солнышко», «Скажи какое» Народные игры: хоровод «Трава моя, травушка», «Катание яиц», «Чье яйцо дольше прокрутится?», «Стуканье яиц», «Солнышко», «Карусель», «Катание на качелях», «Летал, летал воробей» Рисование или аппликация трафаретов из разноцвет-ной самоклеящейся пленки «Роспись яиц» | Выставка расписных яиц. Чаепитие с куличом, яйцами Пасха |
Задачи темы «Русская Красавица»: 1. Рассказать детям о символе России – березе, символе красоты русской природы. 2. Познакомить детей с многообразием стихов и песен, сложенных о березке русским народом. 3. Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. | |||
Русская красавица | Рассматривание репродукций картин (А.Куинджи «Березовая роща», И.Бродская «Опавшие листья», И.Грабарь «Осенний день» Чтение стихотворения А.Прокофьева «Люблю березку русскую» Чтение сказки «Полевая березонька» | Игра «Береза – белая подруга» Хоровод «Березка» Пение русской народной песни «Во поле березка стояла…» Песня «Березонька» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко | Досуг «Березонька кудрявая» Выставка детских рисунков «Люблю березку русскую» Развлечение «Коса – девичья краса!» |
Ожидаемые результаты.
При условии реализации данного проекта возможно получить следующие результаты.
Система воспитательно-образовательной работы в данном направлении предоставит возможность реализации познавательной и воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание репродукций картин или предметов декоративно-прикладного искусства, игру, слушание и обыгрывание сказки, рисование, лепку. Сюжетно-тематическая организация деятельности детей позволит сохранить их логическую стройность, поддерживать интерес детей на протяжении всей темы.
Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки, припевки, скороговорки вызывают у детей положительные эмоции, развивают их воображение, способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье.
Именно игровая форма организации детской деятельности способствует успешному усвоению фольклорного языка, развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание индивидуального и современного творчества детей, педагогов и родителей: традиционное проведение народных праздников, организация выставок работ по художественно-творческой деятельности, украшение интерьера группы, создание аудиотеки с набором русских народных песен и мелодий и т.д.
Положительные результаты совместной работы позволяют сохранить мир детства, помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры.
Бюджет проекта
№ п/п | Ресурсы | Необходимые средства (руб.) |
1 | Канцелярские товары (краски, кисти, цветная бумага, альбомы, цветные карандаши) | 500 |
2 | Бумага ксероксная | 150 |
3 | Аудиокассеты и диски | 100 |
4 | Проведение праздничных мероприятий | 500 |
Всего основных расходов | 1250 |
Используемая литература
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», 2002.
2. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
3. Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам ДОУ. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.
4. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста/ Н.Ф.Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
5. Дошкольная педагогика. № 1, 2010.
6. Дошкольное воспитание. № 4, 2009.
7. Муравьева Л., Рудишина Т. Сокровища России: Энциклопедия. – М.: ООО «Росмен-Издат», 2000.
8. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
9. Перова О. Наша Родина Россия / Ольга Перова. – М.: Эксмо, 2011.
10. Русский праздничный костюм. Редактор-составитель Дорофеев Ю. М.: «Мозаика синтез»
11. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «Детство-пресс», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Моя Россия" 2 блок. " Народы России"
Живут в России разныеНароды с давних пор.Одним тайга по нраву,Другим - степной простор.У каждого народаЯзык свой и наряд.Один черкеску носит,Другой надел халат.Один - рыбак с рожденья,Другой – о...
Проект " Моя Россия" блок №3 " Традиции и праздники России.
Цель: Расширить представления детей о русских праздниках и традициях. Формировать у детей потребность интересоваться историей жизни предков, которая проходит через русские народные праздники.Задачи: ·...
Конспект к презентации " Традиции и праздники России" ( по проекту " Моя Россия")
Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).Задачи: · Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа....
Проект " Моя Россия" блок №4 № " Игры и игрушки России"
Блок №4. « Игры и игрушки России»Цель: Познакомить детей с народными игрушками, расширить представления детей об игрушках России, познакомить с историей их возникновения.Задачи: ·...
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Проект " Моя Россия". блок 8. " Великие люди России".
Блок 8. « Великие люди России».Цель: Расширить кругозор детей о своей родине и способствовать формированию познавательного интереса к истории своей страны. Познакомить с великими людьми России.Задачи:...