«Значимость общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»
статья на тему

Титова Марина Алексеевна

Наш детский сад уже много лет сотрудничает с кафедрой Культурологии СПб АППО и успешно внедряет в практику работы со старшими дошкольниками культуроориентированную программу «Кругозор». В связи с изменениями в законодательной базе образования в РФ перед нами встала новая интересная задача – формирование общекультурных компетенций старшего дошкольника в контексте ФГОС, это тема опытно-экспериментальной площадки, статус которой мы получили в этом учебном году. Заявленная тема опытно-экспериментальной работы нашего ДОУ позволяет провести серьезный анализ понятий ФГОС в сфере освоения культуры дошкольником. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Алексеевна Титова, заведующий ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб, адрес СПб, ул.Малая Карпатская, дом.23, корп.2, тел.778-12-24, detsat35@mail.ru

«Значимость общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»

          Наш детский сад уже много лет сотрудничает с кафедрой Культурологии СПб АППО и успешно внедряет в практику работы со старшими дошкольниками культуроориентированную программу «Кругозор». Детский сад комбинированного вида, в нашем саду имеются группы и логопедические, и оздоровительные, и общеобразовательные. Для того, чтобы не перегружать детей и соблюдать единообразие в достижении образовательных задач, мы выбрали для себя проективную технологию, разработали разнообразные проекты, которые объединяют в себе несколько направлений деятельности ГБДОУ.

В связи с изменениями в законодательной базе образования в РФ перед нами встала новая интересная задача – формирование общекультурных компетенций старшего дошкольника в контексте ФГОС, это тема опытно-экспериментальной площадки, статус которой мы получили в этом учебном году.

Актуальность выбранной темы ОЭР определяется тремя основными факторами:

  • изменениями в законодательной базе дошкольного образования – вступлением в силу с 01.01.2014 г. федерального государственного стандарта дошкольного образования (в котором большое внимание уделено общей культуре дошкольника); 
  • социокультурной спецификой района, на территории которого располагается ДОУ (культурно-исторические традиции практически отсутствуют, уровень современного социокультурного фона относительно невысок, однако существуют объективные предпосылки для взаимодействия ДОУ с реальными и потенциальными социальными партнерами). Именно поэтому в образовательном процессе ДОУ особое внимание необходимо уделять художественно-эстетическому  воспитанию дошкольников, формированию культуры горожанина, экологическому образованию.
  • необходимостью переосмысления, обобщения и распространения многолетнего опыта, накопленного коллективом ГБДОУ № 35 в области культуроориентированного образования дошкольников.

ФГОС – документ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Заявленная тема опытно-экспериментальной работы нашего ДОУ позволяет провести серьезный анализ понятий ФГОС в сфере освоения культуры дошкольником. Уже при первоначальном изучении текста ФГОС можно отметить многообразие использованных в нем терминов, так или иначе связанных с базовым понятием «культура», а именно «общекультурная компетенция дошкольника». Для разделения общего и индивидуального попробуем отличить используемые часто понятия "компетенция" и "компетентность": 

Изучая материалы Д.п.н. А.В.Хуторского наш коллектив выделили для себя следующее: Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ребенка и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. 
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. 
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 

То есть, компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ребенка, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (характеристика). 

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ребенка развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до социальных.  

На сегодняшний день не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума. Достичь такого согласования не всегда удается.

 В свою очередь А.В. Хуторской на основе главных целей общего образования, выделяет следующие ключевые образовательные компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.

В процессе работы ОЭП более всего нас интересуют, нами рассматриваются компетенции общекультурные.

ФГОС определил задачи:

  • «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;
  • «формирование общей культуры личности детей»;
  • «формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей».  

В описании образовательной области «речевое развитие» предусматривается «владение речью как средством общения и культуры».

В требованиях к условиям реализации Программы заявлено «создание условий для овладения культурными средствами деятельности».

В целевых ориентирах к результатам дошкольного образования на первом месте – «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности».

Несомненно, надо прояснить смысловое наполнение данных терминов, но этим проблема выстраивания культуроориентированного дошкольного образования в соответствии с ФГОС не ограничивается.

Для формирования общекультурной компетенции педагогами создаются условия, развивающая среда, создаются ситуации и поддерживаются действия, которые могли бы привести к формированию общекультурной компетенции. Проекты, разработанные в нашем ГБДОУ направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития, знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, овладение духовно-нравственными основами жизни человека и человечества. Программа «Кругозор» направляет наши действия и корректирует недоработки.

 Результативность работы педагога определяется по наличию информации о тех достижениях, которые характеризуют уровень общекультурной компетенции. Изучение и отслеживание динамики достижений осуществляется в ходе целенаправленных бесед, систематических наблюдений за ребенком, игровых заданий, анализа продуктов детской деятельности.

Библиографический список

  1. ФГОС ДО, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155. – Документ предоставлен КонсультантПлюс, www.consultant.ru
  2. Ванюшина Л. М. и др. Программа «Кругозор» с методическими рекомендациями: Для дошкольников образовательных учреждений. – СПб.: филиал изд–ва «Просвещение», 2006. – 173 с.
  3. lira-osa.narod.ruDswMedia/soobshaeniebelovoy.doc
  4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  5. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» Доклад д.п.н. А.В.Хуторского  "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Значимость общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС»

Презентация «Значимость общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС» подготовлена в программе Microsoft Power Point для районного семинара для руководителей ГБДОУ Фрунз...

презентация «Значимость общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС»

Презентация «Значимость общекультурной компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС» подготовлена в программе Microsoft Power Point для районного семинара для руководителей ГБДОУ Фрунз...

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

В первые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт "Педагог", который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству обра...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Компетенция педагогов в условиях реализации ФГОС

laquo;Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобил...

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО»

Семинар-практикум "Развитие профессиональных компетенций педагога как условие  реализации  ФГОС ДО" будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогв ДОО....