\Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа».
проект (подготовительная группа) на тему
Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyotpo_1_etapu_eksperimenta.docx | 165.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – Детский сад №5 «Аленка»678100 г.Олекминск, ул.Калинина, 5
Инновационная деятельность по теме
«Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа».
1. Актуальность
Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
На протяжении многих лет сотрудничают администрация, педагоги начальной школы МОУ СОШ № 2 и администрация, воспитатели МБДОУ ЦРР «Алёнка» по вопросу преемственности между детским садом и школой.
Поступили учиться в первый класс МОУ СОШ №2:
2009 – 6 из 12 выпускников МБДОУ ЦРР «Алёнка» ( 50 % )
2010 – 7 из 10 выпускников МБДОУ ЦРР «Алёнка» ( 63 % )
2011 - 15 из 26 выпускников МБДОУ ЦРР «Алёнка» ( 57 %)
Основными содержательными линиями непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках преемственности:
1. Психологическое развитие.
2. Социальное развитие.
3. Деятельностное развитие.
4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: развитие речи как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие - предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.
Несмотря на осуществления преемственности между ДОУ и школой по основным направлениям образовательных программ на сегодняшний день, остается недостаточно решенная проблема:
- преемственность по обучению детей разговорному якутскому языку между начальным звеном и дошкольным учреждением.
Обучение разговорному якутскому языку по «Программе обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах» на базе МБДОУ ЦРР «Алёнка» преподаётся с 1995г. для детей старшего дошкольного возраста.
МОУ СОШ №2 обучение детей якутскому языку с 2 класса. Получается, что первый класс выпадает из этого процесса, тем самым нарушается принцип преемственности в обучении. Преемственность – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методики преподавания якутского языка в частности. Она предполагает такую последовательность образовательно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе. Между ними должна быть прямая связь – ребёнок продолжает изучение якутского языка, а не начинает учить его заново. Таким образом, данный эксперимент является актуальным и носит инновационный характер – направленность на будущее.
Структура управления экспериментом:
- Координаторы эксперимента Сидорова М.П. методист МБДОУ ЦРР «Алёнка»; Павлова А.Г. учитель МБОУ «СОШ»
- Совет экспериментальной площадки.
Участники эксперимента.
- педагоги МБДОУ ЦРР «Алёнка» и МБОУ «СОШ № 2», старше - подготовительная группа (дети 5-7 лет), ученики 1 класса.
Цель экспериментальной площадки.Повышение положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста к дальнейшему обучении разговорному якутскому языку в школе
Гипотеза исследования, связанная с целью и задачами эксперимента, заключается в следующем предположении:
Если обеспечить реализацию преемственности при обучении якутскому языку в детском саду и в 1 классе школы - то это позволит повысить положительную мотивацию к дальнейшему обучении разговорному якутскому языку в школе
Основные задачи:
1. Установить связь со школой МОУ СОШ №2
в вопросах преемственности при обучении якутскому языку
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса.
3. Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.
Создание и подкрепление мотивации родителей детей на объединение усилий по обучению разговорному якутскому языку. Создать единую стратегию в работе с родителями.
Экспериментальная программа рассчитана на 3 года: 2012 - 2015 уч. годы.
Основная задача на первом этапе:
Подготовка и организация работы по эксперименту.
На первом подготовительном этапе (с 19.12. 2012 по 30.05. 2013) нами были:
∙ Изучены нормативно методические документы по вопросам организации экспериментальной площадки.
∙ Разработан рабочий комплект нормативных документов на данный этап: приказы, план работы творческой группы:(Приложение №1)
∙ Положение о творческой группе педагогов, занимающихся опытно экспериментальной деятельностью.(Приложение №2)
∙ Заключен договор о сотрудничестве между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением. ( Приложение № 3 )
∙ Проведен анализ существующих программ по обучению якутскому языку.
∙ Подобран диагностический инструментарий (анкеты, опросники и т.д.): ( Приложение № 4 )
За период 2 полугодия 2012-2013г. было проведено три заседания членов творческой группы.
Направления работы на 1 этапе эксперимента:
1.Теоретическая и информационная.
2.Организация предметно-развивающей среды.
3. Работа с родителями.
4. Работа с детьми.
5.Работа с педагогическими кадрами.
1.Теоретическое и информационное обеспечение эксперимента
- Разработаны вариативные учебные планы по обучению якутскому языку по Программе «Обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах» (сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова) на 2012-2013 учебный год. (Приложение №3)
- Расширена картотека дидактических (ситуативные, соревновательные, ритмо - музыкальные, художественные) игр по обучению разговорному якутскому языку.(Приложение №4)
- Разработана рабочая программа по обучению якутскому языку для учащихся 1-го класса экспериментальной группы на основе программ «Обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах» (сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова); «Начальное обучение якутскому языку в русскоязычных школах» (Сост.Т.И. Петрова, Л.К. Избекова) – Якутск, 1991. ( Приложение №5)
2.Организация предметно – развивающей среды
Цель:Создание предметно-пространственной среды, соответствующей особенностям экспериментальной деятельности. (создание ориентированной на национальную культуру развивающей среды ДОУ)
- В ДОУ был проведён анализ предметно-пространственной среды, который указал на необходимость реорганизации среды в соответствии с особенностям экспериментальной деятельности.
- Педагогами были созданы проекты предметно-пространственной среды группы. Данные проекты обсуждались на мини-педсоветах, заседаниях временной творческой группы. Сейчас предметно-пространственная среда групп в ДОУ носит вариативный характер, предполагает возможность преобразования, с лёгкостью моделируется.
В плане продолжение работы по оснащению развивающей среды в национальном стиле.
3.Работа с педагогическими кадрами.
- Утверждение программы эксперимента «Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа», творческой группы педагогов на педчасе( Протокол от Приказ № )
- Заседания методическое объединение воспитателей города по национальной культуре.
- Проведены заседания рабочей группы по эксперименту в составе
Скрынниковой А.В.- директора МБОУ СОШ№2, Чемпосовой Н.И. – зам по УВР, Павловой А.Г.- учителя якутского языка, Филатовой Т.Д.- учителя 1 класса:
- Сбор дидактического материала по темам.
- Разработка перспективного плана по обучению разговорному якутскому языку.
- Разработка рабочей программы по ФГОС.
- Разработка технологической карты урока, реализующей системно-деятельностный подход и формирование УУД.
Консультации, круглые столы по проблемам экспериментальной деятельности. (О работе по реализации проекта, о кабинете, о рабочей программе. Составление списка обучающихся 1 экспериментального класс.)
- Показ открытой непосредственной образовательной деятельности по якутскому языку.
4. Работа с родителями
В целях повышения качества экспериментальной работы в ДОУ разработан план работы с семьёй.
5.Работа с детьми
- Формирование представлений о народной культуре через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.
- Непосредственная образовательная деятельность
- Интегрирование якутского языка в различные виды деятельности дошкольников.
Распределение выпускников МБДОУ ЦРР «Алёнка» по школам г. Олёкминска на 2013 -2014 уч.год
Анализ освоения программы по обучению разговорному якутскому языку в экспериментальной и выпускной ( подготовительной ) группах.
За 2012-2013 уч. год в старшей группе (экспериментальная группа, 1 год обучения) проведено 26 занятий. (5 лексических тем)
В подготовительной группе ( 1 год обучения) 26 занятий. (5 лексических тем)
Уровень владения речевой моделью в экспериментальной и выпускной
( подготовительной ) группах.
Уровень владения лексическим запасом и речевой моделью детей поступающих в 1 класс МБОУ СОШ №2.
Из 9 детей поступающих в первый класс МБОУ «СОШ» №2 трое детей саха; владеющий родным языком - 1
Выводы: Учитывая полученные результаты можно утверждать:
- Основная цель 1 этапа эксперимента выполнена
Задачи II этапа–2013–2014гг.
Обеспечить выполнения Программы «Обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах» (сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова)
Организация и проведение первого формирующего эксперимента с детьми подготовительной группы, мониторинг усвоения программного материала по якутскому языку.
Предоставить возможность ознакомления родителей и учителей начальных классов с деятельностью детей и педагогов через различные организационные формы работы (совместные занятия с родителями и детьми, постановка сказок и т.д.).
Разработка промежуточной рабочей программы по обучению якутскому языку на основе программ «Обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах» (ост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова)
и «Начальное обучение якутскому языку в русскоязычных школах» (Сост.Т.И. Петрова, Л.К. Избекова) – Якутск, 1991.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – Детский сад №5 «Аленка»678100 г.Олекминск, ул.Калинина, 5
Инновационная деятельность по теме
«Моделирование непрерывного образовательного
пространства при изучении якутского разговорного
языка в системе «Детский сад-школа».
г. Олёкинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».
Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...
Презентация «Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ» к проекту
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:1. Построение модели здоровьесберегающей деятельности образовательного процесса2. Организация б...
Инновационная деятельность по теме «Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа».
Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сегодня понятие преемс...
«Моделирование коррекционно-образовательного пространства в ДОУ».
laquo;Моделирование коррекционно-образовательногопространства в ДОУ»....
«Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия»
презентация к статье «Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия»...
«Применение технологии ТИКО моделирования в образовательном пространстве детского сада»
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общ...