ПРОЕКТ «Саранск – мой любимый город»
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования
Департамента по социальной политике
Администрации городского округа Саранск
МУ «Информационно – методический центр»
ПРОЕКТ
«Саранск
– мой любимый город»
Артемьева Людмила Викторовна воспитатель первой кв. категории
МДОУ «Детский сад №16»
Саранск 2014
Паспорт проекта
Автор проекта: | Артемьева Людмила Викторовна |
Название проекта | «Саранск – мой любимый город» |
Вид проекта | Познавательно - исследовательский |
Срок проекта | Долгосрочный 4 года |
Участники | Дети:
Воспитатели:
Родители:
|
Актуальность проекта | В обществе наблюдается "дефицит нравственности". Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В настоящее время актуальна задача формирования чувства патриотизма у молодого поколения россиян. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Зарождение этих чувств начинается уже в дошкольном возрасте. В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Основа патриотического воспитания, воспитания любви к родной земле, к России – это введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу, того места, с которого начинается его судьба. В знакомстве с родным городом заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. Воспитание патриотических чувств начинается с любви к своей семье, своему дому, малой родине – городу в котором родился и растет. |
Новизна проекта | Новизна проекта заключается в проводимом исследовании памятных мест города, жизни земляков, которые прославили город Саранск, знаменитых культурных деятелей Мордовии. |
Цель проекта | Способствовать формированию патриотических чувств и накопление знаний дошкольников об истории родного города, его культуры. |
Задачи | * активизация познавательного интереса к объектам социального мира (видеть и находить необычное, удивительное в окружающей действительности нашего города); *формирование представлений детей об исторических, культурных, географических, природных особенностях города Саранска; *воспитание любви к родному городу, чувства гордости за земляков, сопричастности к тому, что происходит в городе; * формирование умения ориентироваться в ближайшем городском окружении; * развивать эстетические чувства, способствовать к отражению их творческой деятельности. |
Для выстраивания педагогического процесса необходимо учитывать следующие принципы:
1.Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям (давным - давно) и настоящее (в наши дни).
2.Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3.Принцип дифференцации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности.
Реализуется через интеграцию содержания, форм, методов и приемов работы с детьми, а также через активное взаимодействие с социумом.
Для решения поставленных задач нужно создать условия для реализации проекта.
1.Подготовка педагога.
2.Обогащение предметно - развивающей среды.
3.Взаимодеиствие с родителями.
4.Сотрудничество с социумом.
Ожидаемые результаты:
*Воспитание у детей любви к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названии улиц, парков, скверов).
*Усвоение детьми знаний о родном городе.
*Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, их речевой культуры.
*Развитие у родителей потребности к участию в совместных праздниках и развлечениях
Список использованной литературы.
1. Куклин В. Н. «Биография Саранских улиц». Саранск, 1990г.
2.Терехин А. Ф.«Достопримечательности Мордовии». Саранск, 1989г.
3.«Родной край». Жуковская Р. М.Просвещение, 1985.
4.Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования/(О.В. Бурляева и др.). – Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2011г.
5. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград, 2007
6. Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников - М., 2008
7. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. Как научить детей любить Родину - М., 2007
8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет - М., 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Контрольные задания
для определения уровня сформированности знаний о родном городе
у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
- Высокий уровень (З балла). Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы.
- Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
- Низкий уровень (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2. «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о флаге, гербе родного города.
Материалы: Герб и флаг города.
Методы: Беседа
Ход проведения: Беседа и рассматривание герба и флага города.
Оценка результатов.
- Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
- Средний уровень (2 балла). Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и его значении.
- Низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых во флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3.
«Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Башкирского края; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игры
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
- Высокий уровень: (3 балла). Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
- Средний уровень: (2 балла). Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
- Низкий уровень: (1 балл). Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4.
«Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Саранске?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов:
- Высокий уровень (3 балла). Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
- Средний уровень (2 балла). Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
- Низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Анализ результатов
- Высокий уровень (13-15 баллов). Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Саранск, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
- Средний уровень (8-12 баллов). Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города Саранск; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
- Низкий уровень (5-7 баллов). Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Целевая прогулка
«Улицы нашего города»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Задачи:
- активизировать представления детей о: зданиях; проезжей части дороги и тротуаре; разных видах транспорта, его частей и предназначении.
- формировать умение называть домашний адрес.
- активизировать словарь: транспорт, автобус, газель, легковой автомобиль, грузовой, пассажирский, салон, кузов, колесо, багажник, фара, руль, кресло, шофёр, водитель, кондуктор, пассажир, билет, пешеходный переход, светофор, пешеход.
- формировать навык ответа полным предложением;
- активизировать представления о правилах поведения на улице (правостороннее движение по тротуару, пешеходные переходы).
Форма: целевая прогулка.
Ход мероприятия:
Воспитатель, выйдя с детьми на улицу, задаёт вопрос:
- Дети, скажите, пожалуйста, вы знаете, на какой улице находится наш детский сад? (Ответы детей)
- Правильно, на улице «Качалова». Так вот, сегодня я хочу предложить вам по ней прогуляться. Мы выйдем за территорию детского сада и посмотрим, какие здания и где у нас находятся, какие машины ездят.
- Теперь встаём парами и идём все за мной. (Можно вспомнить правила похода на экскурсию в этот момент, либо перед прогулкой).
Дети с воспитателем выходят на площадку перед детским садом.
- Что располагается впереди нас? (ответы детей)
- Что находится слева от нас?
- Что располагается за нами?
- Ребята, дома обычно располагаются с одной или с обеих сторон дороги. И такая дорога называется улицей. А есть ли у улиц названия? (Да, есть.) Какие улицы вы знаете? (ответы детей)
- А ещё мы знаем, что кроме названий улиц, можно ориентироваться по номерам домов
- Ведь у каждого дома свой номер. И чтобы назвать адрес, мы скажем название улицы, и назовём номер дома и квартиры, в которой живём. Так что такое адрес? (Это точное указание места, в котором живешь или находишься.) Кто помнит свой адрес? А кто знает адрес нашего детского сада? (улица Качалова, д.1)
- Молодцы, это вы знаете. Скажите, как называется та часть дороги, по которой мы идём? (тротуар) А та часть, по которой ездят машины? (проезжая часть).
Теперь остановимся и посмотрим на проезжую часть. Какой транспорт мы здесь видим? (Автобусы, газели, легковые автомобили, грузовые, мусоровоз, такси). А как одним словом мы можем назвать транспорт, который перевозит людей – пассажиров? (пассажирский) А тот, который перевозит грузы? (грузовой) Смотрите, перед нами стоит машина. Какая она? (Легковая, синяя, маленькая) А какие части машины вы можете назвать? (Салон, кресло, руль, педали, багажник, фары, колесо.) А как называется человек, который водит машину? (водитель.) Да, автомобилем, автобусом, троллейбусом управляет водитель, а грузовиком – шофёр.
- Вот на остановке стоит автобус? Кто находится внутри? (водитель, кондуктор, пассажиры).
- Давайте ещё раз вспомним, как называются люди, которые ездят в пассажирском транспорте? (пассажиры). А как называют людей, которые ходят пешком, как мы с вами, по тротуару или переходят дорогу? (пешеходы)
- Вот, смотрите, мы – пешеходы и различный транспорт можем передвигаться по проезжей части и тротуару как хотим или, всё-таки, должны соблюдать какие-то правила? (Должны соблюдать правила.) какие правила вы знаете? (ходить по тротуару, переходить дорогу по сигналу светофора и по пешеходному переходу, водитель должен пропускать пешехода…) Да, правильно, правила мы должны знать. Но иногда мы не знаем, какое правило нужно выполнять, и что-то нам должно это правило подсказать. Это располагается у тротуара и хорошо видно, как водителям, так и пешеходам. Это знаки дорожного движения. Многие знаки предназначены для водителей. Но есть такие, которые должны знать все. Это знаки для пешеходов. Какие знаки для пешеходов вы знаете? (Пешеходный переход – человек переходит дорогу.) Что этот знак обозначает? (Что здесь можно переходить дорогу).
- Молодцы. Вы сегодня много всего вспомнили и мне рассказали. О чём вы рассказывали? (о транспорте, о пешеходах и правилах) и теперь мы пойдём к детскому саду. Пойдём вокруг девятого дома, вдоль детской площадки и придем в свой детский сад. А где, по какой части дороги мы пойдём? (По тротуару). Молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект экскурсии «К памятнику погибшим воинам»
«Нам нужно, чтобы дети об этом знали»
Программное содержание: Познакомить жизнью людей во время великой Отечественной войны. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, Мордовии, формировать представления о героизме; рассказ воспитателя, о Параде Победы, о наградах той войны.
Предварительная работа: выставка детских работ « Сыны отечества», занятия по изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки военных лет в грамзаписи.
Активизация словаря: Отечество, патриотизм, ветеран, бой, сражение, знамя, парад войск.
Ход прогулки
Воспитатель и дети останавливаются у главного входа.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?
Дети: К памятнику войнам погибшим.
Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. Дети, кому посвящен этот памятник?
Дети: Солдатам
Рассказ воспитателя.
Воспитатель.22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории России, днь, который нельзя забывать. В тот далекий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки строили шалаши и играли в « дочки – матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. 22 июня напоминает нам о всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.
Художественное слово
Стелются темные тучи,
Молнии с неба снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
( А. Сурков)
*******
Летней ночью на рассвете,
Когда мирн6о спали дети,
Гитлер дал войскам приказ!
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит - против нас!
( С. Михалков)
*******
Вставай, народ!
Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны.
( В.Губарец)
Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей).
- Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.
Воспитатель: Как он о них помнит?
(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях)
Воспитатель: Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы их называем?
Дети: Ветераны.
Воспитатель: Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать.
Дети читают стихотворения:
Рома
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог,
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
( М. Исаковский)
Алина. " Ночь перед войной"
Раскрыты были окна школы,
Сирень цвела,
Звенел над салом смех веселый,
Светлела мгла.
Уже порозовели дали
И гладь реки,
И радостно рассвет встречали
Выпускники.
Улыбки, светлые одежды,
Кругом цветы.
Прекрасны юности надежды –
Любовь, мечты.
Казалось, что волною льется
Бал выпускной,
Но кто мог знать,
Что мир взорвется
В ту ночь войной?
( О. Волков)
Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц о Родине.
Дети.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Смелость города берёт.
Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет.
Воспитатель: Чьи это слова?
Дети. Александра Невского.
Заключительная часть
Воспитатель. Сегодня ребята мы с вами узнали о том, когда началась война, какой ценой досталась нашему народу Победа. Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке. Поговорите на эту тему со взрослыми дома. Дети задают вопросы, возлагают цветы, делятся своими впечатлениями, фотографируются на память и возвращаются в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему ""Любимый город Санкт-Петербург
Паспорт проекта «Любимый город Санкт-Петербург»Вид проекта: информационно-творческийПродолжительность проекта: февраль-май Участники проекта:Дети старшей группы, воспитатели, ...
Проект "Нефтеюганск - мой любимый город"
Проект реализован в младшей группе №2....
Проект "Смоленск - мой любимый город"
Краткосрочный совместный проект (воспитатели + дети + родители). Знакомство с домашним адресом, достопримечательностями города Смоленска, улицами, картой....
Конспект занятия "Битва под Москвой" в рамках проекта "Москва - мой любимый город" в подготовительной группе
Цель: Познакомить с битвой под Москвой 5 декабря 1941 года и подвигом героев И.В.Панфилова и В.Г.Клочкова...
Проект "Смоленск - мой любимый город"
Краткосрочный совместный проект (воспитатели + дети + родители). Знакомство с домашним адресом, достопримечательностями города Смоленска, улицами, картой....
Проект "Кировград - мой любимый город"
Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растем,И березки, вдоль которых, Взявшись за руки идем.Что мы Родиной зовем?...
Интерактивная игра "Наведи порядок в комнате" по проекту на тему: "Любимый город без мусора".
Эта игра расчитана для дошкольиков и формирование у них навыков трудолюбия, умения убирать после своей игры игрушки, предметы быта. Так же совершенствование навыков пользования компьютером....