ПРОЕКТ «Саранск – мой любимый город»
проект (средняя группа) на тему

Артемьева Людмила Викторовна

 

ПРОЕКТ

«Саранск

– мой любимый город»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_lyubimyy_gorod.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Департамента по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

МУ «Информационно – методический центр»

ПРОЕКТ

«Саранск

– мой любимый город»

Артемьева Людмила Викторовна воспитатель первой кв. категории

МДОУ «Детский сад №16»

Саранск 2014

Паспорт проекта

Автор проекта:

Артемьева Людмила Викторовна

Название проекта

«Саранск – мой любимый город»

Вид проекта

Познавательно - исследовательский

Срок проекта

Долгосрочный 4 года

Участники

Дети:

  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
  • Нравственно - патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края
  • Развитие связной речи, обогащение словаря 

Воспитатели:

  • Разработка  содержания  и активное руководство проектом будут способствовать накоплению знаний детей об истории родного города и формированию патриотических чувств 
  • Накопление практического  дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом 

Родители:

  • Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта
  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
  • Повышение интереса к работе ДОУ

Актуальность проекта

В обществе наблюдается "дефицит нравственности". Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.  

      В настоящее время актуальна  задача формирования чувства патриотизма у молодого поколения россиян. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Зарождение этих чувств начинается уже в дошкольном возрасте. В.А. Сухомлинский утверждал, что детство -  каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Основа патриотического воспитания, воспитания любви к родной земле, к России – это введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу, того места, с которого начинается его судьба.

      В знакомстве с родным городом заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

      Воспитание патриотических чувств начинается с любви к своей семье, своему дому, малой родине – городу в котором родился и растет.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в проводимом исследовании памятных мест города, жизни земляков, которые прославили город Саранск, знаменитых культурных деятелей Мордовии.

Цель проекта

Способствовать формированию патриотических чувств и накопление знаний дошкольников об истории  родного города, его культуры.                

Задачи

 * активизация познавательного интереса к объектам социального мира (видеть и находить  необычное,  удивительное в окружающей  действительности нашего города);

*формирование представлений детей об исторических, культурных, географических, природных особенностях города Саранска;

*воспитание любви к родному городу, чувства гордости за земляков, сопричастности к тому, что происходит в городе;

* формирование умения ориентироваться в ближайшем городском окружении;

* развивать эстетические чувства, способствовать к отражению их творческой деятельности.

Для выстраивания  педагогического процесса необходимо учитывать следующие  принципы:

1.Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям (давным - давно) и настоящее (в наши дни).

2.Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия -  любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3.Принцип дифференцации.

Заключается в создании  оптимальных  условий  для самореализации каждого  ребенка,  в  процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип  интегративности.

Реализуется через интеграцию содержания, форм, методов и приемов работы с детьми, а  также через активное взаимодействие с социумом.

Для решения поставленных задач нужно создать условия для реализации проекта.

1.Подготовка педагога.

2.Обогащение предметно - развивающей среды.

3.Взаимодеиствие с родителями.

4.Сотрудничество с социумом.

Ожидаемые результаты:        

*Воспитание у детей любви к Родине, к родному краю и его истории;                                             учить  видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах  быта, в названии улиц, парков, скверов).

*Усвоение детьми знаний о родном городе.

*Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, их речевой культуры.

*Развитие у родителей потребности к участию в совместных праздниках и развлечениях

                         Список использованной  литературы.

1. Куклин В. Н. «Биография Саранских улиц». Саранск, 1990г.

2.Терехин А. Ф.«Достопримечательности Мордовии». Саранск, 1989г.

3.«Родной край». Жуковская Р. М.Просвещение, 1985.

      4.Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль              программы дошкольного образования/(О.В. Бурляева и др.). –    Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2011г.

      5. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград,  2007

      6. Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников - М., 2008

      7. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. Как научить детей любить Родину - М., 2007

      8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет  - М., 2007

     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Контрольные задания

для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

у детей 6-7 лет.

Задание 1.  «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название   своего города, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, скверов)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

  • Высокий уровень (З балла). Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы.
  • Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
  • Низкий уровень (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2.         «Символика родного города»        

Цель: Определить уровень сформированности знаний о флаге, гербе   родного города.  

Материалы:   Герб и флаг города.

Методы: Беседа

Ход проведения: Беседа и рассматривание   герба и флага города.

Оценка результатов.

  • Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику  герба.  Проявляет интерес.
  • Средний уровень (2 балла). Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и его значении.
  • Низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых во флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. 

Задание 3.  

«Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Башкирского края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игры

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

  • Высокий уровень: (3 балла). Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
  • Средний уровень: (2 балла). Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
  • Низкий уровень: (1 балл). Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4.

«Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Саранске?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

 Оценка результатов:

  • Высокий уровень (3 балла). Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
  • Средний уровень (2 балла). Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают  без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  
  •  Низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

 

Анализ результатов

  • Высокий уровень (13-15 баллов). Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Саранск, может объяснить символику герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
  • Средний уровень (8-12 баллов). Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города Саранск; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  
  • Низкий уровень (5-7 баллов). Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Целевая прогулка

«Улицы нашего города»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Задачи:

  •  активизировать представления детей о: зданиях; проезжей части дороги и тротуаре; разных видах транспорта, его частей и предназначении.
  •  формировать умение называть домашний адрес.
  • активизировать словарь: транспорт, автобус, газель, легковой автомобиль, грузовой, пассажирский, салон, кузов, колесо, багажник, фара, руль, кресло, шофёр, водитель, кондуктор, пассажир, билет, пешеходный переход, светофор, пешеход.
  • формировать навык ответа полным предложением;
  • активизировать представления о правилах поведения на улице (правостороннее движение по тротуару, пешеходные переходы).

Форма: целевая прогулка.

Ход мероприятия:

Воспитатель, выйдя с детьми на улицу, задаёт вопрос:

- Дети, скажите, пожалуйста, вы знаете, на какой улице находится наш детский сад? (Ответы детей)

- Правильно, на улице «Качалова». Так вот, сегодня я хочу предложить вам по ней прогуляться. Мы выйдем за территорию детского сада и посмотрим, какие здания и где у нас находятся, какие машины ездят.

- Теперь встаём парами и идём все за мной. (Можно вспомнить правила похода на экскурсию в этот момент, либо перед прогулкой).

Дети с воспитателем выходят на площадку перед детским садом.

- Что располагается впереди нас? (ответы детей)

- Что находится слева от нас?

- Что располагается за нами?

- Ребята, дома обычно располагаются с одной или с обеих сторон дороги. И такая дорога называется улицей. А есть ли у улиц названия? (Да, есть.) Какие улицы вы знаете? (ответы детей)

- А ещё мы знаем, что кроме названий улиц, можно ориентироваться по номерам домов

- Ведь у каждого дома свой номер. И чтобы назвать адрес, мы скажем название улицы, и назовём номер дома и квартиры, в которой живём. Так что такое адрес? (Это точное указание места, в котором живешь или находишься.) Кто помнит свой адрес? А кто знает адрес нашего детского сада? (улица Качалова, д.1)

- Молодцы, это вы знаете. Скажите, как называется та часть дороги, по которой мы идём? (тротуар)  А та часть, по которой ездят машины? (проезжая часть).

Теперь остановимся и посмотрим на проезжую часть. Какой транспорт мы здесь видим? (Автобусы, газели, легковые автомобили, грузовые, мусоровоз, такси). А как одним словом мы можем назвать транспорт, который перевозит людей – пассажиров? (пассажирский) А тот, который перевозит грузы? (грузовой) Смотрите, перед нами стоит машина. Какая она? (Легковая, синяя, маленькая) А какие части машины вы можете назвать? (Салон, кресло, руль, педали, багажник, фары, колесо.) А как называется человек, который водит машину? (водитель.) Да, автомобилем, автобусом, троллейбусом управляет водитель, а грузовиком – шофёр.

- Вот на остановке стоит автобус? Кто находится внутри? (водитель, кондуктор, пассажиры).

- Давайте ещё раз вспомним, как называются люди, которые ездят в пассажирском транспорте? (пассажиры). А как называют людей, которые ходят пешком, как мы с вами, по тротуару или переходят дорогу? (пешеходы)

- Вот, смотрите, мы – пешеходы и различный транспорт можем передвигаться по проезжей части и тротуару как хотим или, всё-таки, должны соблюдать какие-то правила? (Должны соблюдать правила.) какие правила вы знаете? (ходить по тротуару, переходить дорогу по сигналу светофора и по пешеходному переходу, водитель должен пропускать пешехода…) Да, правильно, правила мы должны знать. Но иногда мы не знаем, какое правило нужно выполнять, и что-то нам должно это правило подсказать. Это располагается у тротуара и хорошо видно, как водителям, так и пешеходам.  Это знаки дорожного движения. Многие знаки предназначены для водителей. Но есть такие, которые должны знать все. Это знаки для пешеходов. Какие знаки для пешеходов вы знаете? (Пешеходный переход – человек переходит дорогу.) Что этот знак обозначает? (Что здесь можно переходить дорогу).

- Молодцы. Вы сегодня много всего вспомнили и мне рассказали. О чём вы рассказывали? (о транспорте, о пешеходах и правилах) и теперь мы пойдём к детскому саду. Пойдём вокруг девятого дома, вдоль детской площадки и придем в свой детский сад. А где, по какой части дороги мы пойдём? (По тротуару). Молодцы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект экскурсии «К памятнику погибшим воинам»

«Нам нужно, чтобы дети об этом знали»

Программное содержание: Познакомить жизнью людей во время великой Отечественной войны. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, Мордовии,  формировать представления о героизме; рассказ воспитателя, о Параде Победы, о наградах той войны. 

Предварительная работа: выставка детских работ « Сыны отечества», занятия по изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки военных лет в грамзаписи. 

Активизация словаря: Отечество, патриотизм, ветеран, бой, сражение, знамя, парад войск. 

Ход прогулки

Воспитатель и дети останавливаются у главного входа.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?

Дети: К памятнику войнам погибшим.

Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. Дети, кому посвящен этот памятник?

Дети: Солдатам

 

Рассказ воспитателя.

Воспитатель.22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории России, днь, который нельзя забывать. В тот далекий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки строили шалаши и играли в « дочки – матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. 22 июня напоминает нам о всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.

 

Художественное слово

Стелются темные тучи,

Молнии с неба снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразиться

Смелых Отчизна зовет.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

( А. Сурков)

******* 

Летней ночью на рассвете,

Когда мирн6о спали дети,

Гитлер дал войскам приказ!

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит - против нас!

( С. Михалков)

 *******

Вставай, народ!

Услышав клич земли,

На фронт солдаты Родины ушли.

С отцами рядом были их сыны.

( В.Губарец)
 

Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей).

- Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.

Воспитатель: Как он о них помнит?

(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях)

Воспитатель: Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы их называем?

Дети: Ветераны.

Воспитатель: Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать.

 

Дети читают стихотворения:

Рома

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

( М. Исаковский)

 

Алина.  " Ночь перед войной"

Раскрыты были окна школы,

Сирень цвела,

Звенел над салом смех веселый,

Светлела мгла.

Уже порозовели дали

И гладь реки,

И радостно рассвет встречали

Выпускники.

Улыбки, светлые одежды,

Кругом цветы.

Прекрасны юности надежды –

Любовь, мечты.

Казалось, что волною льется

Бал выпускной,

Но кто мог знать,

Что мир взорвется

В ту ночь войной?

( О. Волков)

 

Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц о Родине.

Дети.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Смелость города берёт.

Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет.

 

Воспитатель: Чьи это слова?

Дети. Александра Невского.

Заключительная часть

Воспитатель. Сегодня ребята мы с вами узнали о том, когда началась война, какой ценой досталась нашему народу Победа. Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке. Поговорите на эту тему со взрослыми дома. Дети задают вопросы, возлагают цветы, делятся своими впечатлениями, фотографируются на память и возвращаются в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему ""Любимый город Санкт-Петербург

Паспорт проекта «Любимый город Санкт-Петербург»Вид проекта: информационно-творческийПродолжительность проекта: февраль-май Участники проекта:Дети старшей  группы, воспитатели, ...

Проект "Нефтеюганск - мой любимый город"

Проект реализован в младшей группе №2....

Проект "Смоленск - мой любимый город"

Краткосрочный совместный проект (воспитатели + дети + родители). Знакомство с домашним адресом, достопримечательностями города Смоленска, улицами, картой....

Конспект занятия "Битва под Москвой" в рамках проекта "Москва - мой любимый город" в подготовительной группе

Цель: Познакомить с битвой под Москвой 5 декабря 1941 года и подвигом героев И.В.Панфилова и В.Г.Клочкова...

Проект "Смоленск - мой любимый город"

Краткосрочный совместный проект (воспитатели + дети + родители). Знакомство с домашним адресом, достопримечательностями города Смоленска, улицами, картой....

Проект "Кировград - мой любимый город"

Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растем,И березки, вдоль которых, Взявшись за руки идем.Что мы Родиной зовем?...

Интерактивная игра "Наведи порядок в комнате" по проекту на тему: "Любимый город без мусора".

Эта игра расчитана для дошкольиков и формирование у них навыков трудолюбия, умения убирать после своей игры игрушки, предметы быта. Так же совершенствование навыков пользования компьютером....