Спортивно-познавательное мероприятие "Состязания оленеводов" совместно с родителями.
план-конспект занятия (старшая группа)

Бутова   Ольга   Владимировна

Спортивно-познавательное мероприятие "Состязания оленеводов" совместно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostyazaniya_olenevodov.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТЯЗАНИЯ  ОЛЕНЕВОДОВ

(спортивно-познавательное мероприятие совместно с родителями для старших дошкольников) с использованием  мультимедийных технологий

Цель: повышать интерес к физической культуре и спорту детей и родителей; способствовать обогащению знаний о традиционных промыслах, самобытных физических упражнениях и праздниках народов Севера; приобщать детей к традициям народов Севера посредством национальных подвижных игр.

Задачи:

  1. Развивать основные физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений) и волевые качества (выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах).
  2. Упражнять  в равновесии, метании в вертикальную цель, прыжках, беге на скорость и подлезании.
  3. Систематизировать знания ребят о традициях Севера и особенностях уклада жизни коренных народов.
  4. Воспитывать у детей живой интерес к спортивным праздникам, гордость за свою семью, чувство дружбы и сплочённости, здоровый спортивный интерес.
  5. Продолжать объединять усилия семьи и детского сада по физическому воспитанию, в деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
  6. Создать ощущение праздника, радостное настроение, положительные эмоции от совместного общения родителей и детей.

        Предварительная работа:

  1. ознакомление детей с географическим положением, климатическими условиями Севера, работа с глобусом;
  2. рассматривание иллюстраций в виде презентации с национальностями северных народов, растительного и животного мира;
  3. разучивание песни «Этот северный олень», стихов и национальных игр народов Севера;
  4. чтение художественной литературы (сказки, рассказы о Севере);
  5. проведение беседы о жизни коренных народов;
  6. организация  экскурсии в этнографический музей.

Интеграция  образовательных областей:  познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая.

Ожидаемые результаты в познавательной области:

  • ознакомление дошкольников с подвижными играми и самобытными упражнениями народов Севера;
  • комбинирование своих двигательных умений и навыков для саморегуляции собственного поведения;
  • оценка значения того или иного действия в ходе спортивного мероприятия для сохранения и укрепления своего здоровья.

Ожидаемые результаты в  области:

  • приобщать детей к истории ХМАО-Югра;
  •  формировать представления о традиционной культуре родного края.

Ожидаемые результаты в физической области:

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народов Севера.

Оборудование: модели чумов и снегоходов, скакалки, кубы, стойки, обручи, модели оленьих рогов и нарт, тынзян-арканы, рыбки на ниточках, проектор, выдвижная доска, корзина с ягодами, глобус, клюквенный пирог.

Действующие лица: бабушка Олом.

        Ход праздника.

Дети  и родители под музыку входят в зал, украшенный на северный мотив. В руках у детей  флажки  с символикой ХМАО. Все идут по залу, делают круг почёта и встают в общий круг. В зале стоят модели чумов.

Все поют песню «Северный олень».

Песня: «Вот он северный олень».

Вот он северный олень, белый, словно снег,

Пусть сугробы до колен, лёгок его бег.

Хэй – хэййохо – хэй. (2 раза).

Я сожму в руках хорей, только кину взгляд,

Только лихо крикну: «Хэй!» - нарты полетят.

Хэй – хэййохо – хэй. (2 раза).

В спортивный зал входит бабушка Олом – мать всех матерей.

Бабушка Олом: Здравствуйте дети и уважаемые взрослые! Замечательную вы исполнили песню про северного оленя, спасибо вам большое. Проходите и присаживайтесь, я бабушка Олом – мать всех матерей, расскажу вам историю.

        Дети встают вокруг бабушки полукругом, папы-родители встают за детьми.

        В этом холодном северном крае с давних времён живут ханты, селькупы, ненцы. С наступлением весны ханты  устраивают праздники. Один из праздников - это состязания оленеводов. Я, бабушка Олом, как всегда обхожу  все стойбища, захожу в каждый чум – дом, где живут ханты. Смотрю, чтобы у всех была еда, одежда из оленьего меха, порядок и иду здороваться с предвестниками весны: солнышком, небом голубым, первыми прилетевшими птицами – трясогузками. Когда все люди собираются на поляне, я поздравляю всех с праздником весны, прошу, духов неба, чтоб принесли нам жаркое лето, щедрый урожай, много речной рыбы, лесных грибов и ягод. Вот и вас, ребята и гости, я тоже пришла поздравить с наступающей весной и хотела бы остаться на вашем празднике, чтобы посмотреть, как вы смелые, ловкие и умелые.

        В зал входит инструктор, в руках глобус и предлагает детям отгадать загадку:

Ни начала, ни  конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и стар, и млад,

Что наш дом – большущий шар.

Д е т и: Земля.

Инструктор.  Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости нашего мероприятия! Здравствуй, бабушка Олом. Мы будем только рады, показать тебе свою ловкость, смелость и силу.

Ребята, а скажите, мне, пожалуйста, как называется край, в котором мы живём?

Д е т и: Ханты-Мансийский автономный округ.

Инструктор. Правильно, ребята. Вот взгляните на глобус и покажите, пожалуйста, где мы сейчас находимся?

Инструктор.  Сегодня мы с вами собрались, чтобы ещё больше узнать о Ханты-Мансийском автономном округе и людях, живущих здесь. Многие из нас приехали сюда из других регионов нашей страны: кто-то с Украины, кто-то с Кавказа, кто-то с Урала. Но в нашем Ханты-Мансийском автономном округе есть народы, которые живут здесь испокон веков. Такие народы называются коренными. К коренным народам Севера относятся: ханты, манси, ненцы и другие. Живут они в чумах, основу которых составляют длинные шесты, покрытые оленьими шкурами. Посмотрите, пожалуйста, на них (показ слайдов).

Издавна народы Севера  передавали своим детям традиционные ремёсла: оленеводство, рыбную ловлю, охоту. Вместе с ними зарождались и национальные игры, состязания, праздники. Во время таких праздников  люди стараются продемонстрировать свою силу, ловкость, выносливость.

Широкой популярностью пользуются такие состязания, как прыжки через нарты, метание тынзян-аркана на хорей, стрельба из лука, разновидность гонок и различные подвижные игры.

Презентация с показом слайдов.

Инструктор. Сегодня я приглашаю вас, дорогие дети и родители принять участие в таких состязаниях. А называется наш праздник «Состязания оленеводов». Чтобы нам добраться до того места, где будут проходить наши соревнования, нам необходимо размяться и преодолеть небольшие трудности. Вы готовы?

Д е т и. Да!

Инструктор. А вы не боитесь трудностей?

Д е т и. Нет!

Инструктор. Тогда в путь.

Дети и родители строятся в колонну. Под весёлую музыку проводится разминка.

Инструктор. Сначала мы пойдём пешком.

 (Ходьба обычная).

- В царстве холода и стужи всё кругом сковали льды,

(Ходьба на носках).

 - Серебристые метели запорошили следы. Воет ветер, злится вьюга, заметая всё кругом.

(Боковой галоп).

- И осыпана округа  белоснежным серебром.

- В белой тундре, где снега, он растит свои рога – гордый северный олень! Царь всех северных зверей!

(Ходьба, с высоким поднимание коленей).

- А белые медведи немного косолапы, белые медведи немного толстопяты. Вот они шагают дружно, для порядка это нужно.

 (Ходьба скрестным шагом). 

- Лыжи с палками возьмём, и на лыжах мы пойдём.

 (Ходьба скользящим шагом). 

- Вьюга да метелица по дорожке стелются.

(Бег змейкой). 

- Ох, нелёгок этот путь, надо, братцы, отдохнуть.

(Дети делают упражнения на восстановление дыхания).

Инструктор. Молодцы, ребята и родители, путь к состязаниям оленеводов мы преодолели. В этих состязания будут соревноваться   мальчики и их папы, а все остальные будут настоящими болельщиками.

Мы с вами разделимся на две команды. Первая команда детей - "Яви" (белые медведи), вторая команда родителей - "Варки" (бурые медведи).

Инструктор. Отгадайте-ка загадку.

В тундре зимой без неё ни на шаг,

С места рванём - только ветер в ушах.

        Д е т и: Оленья упряжка.

Инструктор. Правильно, ребята.

Проводится первое состязание "Гонки на оленях".

Папа и мальчик бегут парами (ребёнок - "Олень"в обруче, папа - "каюр" за обручем) между кочками (кубы), обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно, передают обруч следующей паре. Побеждает та команда, которая первой закончит эстафету.

Инструктор. Молодцы, ребята! Теперь отгадайте следующую загадку.

Белой стайкой мошкара

Вьётся, вьётся до утра.

Не пищит и не кусает,

Просто так вокруг летает.

Д е т и. Снежинки.

        Инструктор. Правильно! Зимой в тундре выпадает много снега. Охотники надевают на ноги снегоступы, это такие доски длиной 20-30 см, подбитые оленей шкурой, посредине перемычка, как лыжное крепление, чтобы не проваливаться в снег во время охоты. Сейчас мы с вами тоже попробуем походить в них.

Стр 57 загадки про ягоды №7 2013

Проводится второе состязание "Снежный лабиринт".

Дети и родители поочерёдно надевают на ноги модели снегоступов (лыжи из пластиковых бутылок), на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так же возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Инструктор загадывает загадку.

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Пасется весь день,

Кто же это?

Д е т и: олень.

Ребёнок рассказывает стихотворение «Про оленя».

Выходит солнце из-за сопок

Оно сияет в двух шагах

Олень – красавец быстроногий

Его выносит на рогах

Стоит олень перед тобою

Глядит доверчиво, как друг

А меж рогов его ветвистых

Сияет солнца алый круг.

Инструктор. Спасибо. Для ловли оленей оленеводы используют тынзян-аркан. это шест с петлёй на конце. Тынзян-арканом очень удобно выловить одного оленя из всего стада. Давайте и мы попробуем набросить такой аркан на модели рогов.

Проводится эстафета "Ловим главного оленя".

Первый участник добегает до обруча, берёт тынзян-аркан и набрасывает его на модель рогов оленя. Затем возвращается и передаёт эстафету следующему участнику-папе. Побеждает та команда, у которой больше попаданий в цель.

Инструктор. Молодцы, команды, отлично справились с заданием! Ребята, на Севере длинные полярные ночи, поэтому мало тепла и света. Люди очень скучают по солнцу и поэтому придумали игру «Хейро», что и означает «Солнце». Давайте поиграем в неё. Приглашайте своих родителей.

Проводится Подвижная игра «Хейро».

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро». Ведущий-Солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда «Солнце» встаёт и вытягивает руки в стороны. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!», те, кого ведущий не задел возвращаются в круг.

А теперь садитесь возле своих чумов и отдохните. А чтобы наши болельщики  не заскучали, мы поиграем в подвижную игру "Льдинки, ветер, и мороз".

Проводится подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».

Девочки встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь». Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем, в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят:" "Дзинь,дзинь" - пока не услышат сигнал "Ветер!". Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал "Мороз!" дети возвращаются в пары и берутся за руки.

- Ну, что, отдохнули? Отгадайте следующую загадку:

"Олень от них убегает, а они не отстают".

        Д е т и. Нарты.

        Инструктор. Правильно, ребята! Северный народ очень ловкий и сильный. На праздниках северные народы соревнуются в прыжках через нарты. Выигрывает тот участник, который перепрыгнет через наибольшее количество стоящих рядом нарт.

Итак, я объявляю состязание "Прыжки через нарты".

Первый участник перепрыгивает через модели нарт (ноги вместе), затем бежит до стойки, обежав, возвращается на место и передаёт эстафету следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Инструктор. А сейчас всех приглашаю на музыкальную разминку.

Покажите, какие животные живут в тундре. Ходьба в колонне по залу с заданиями:

1. «Лисичка» - на носочках, взмахивая руками вперед и назад поочередно.

2. «Волк» - на пятках, ноги присогнуты в коленях, руки согнуты в локтях, двигаются попеременно.

3. «Медведь» - на внешней стороне стопы, руки-дуги вверху.

4. «Олени» - высоко поднимая колени, руки – рога.

5. «Уточки» - вприсядку, руки на коленях.

6. «Зайцы» - прыжки на двух ногах, пальцы рук – ушки.

7. Бег змейкой между кочками в тундре.

Спасибо всем за музыкальную разминку, присаживайтесь, продолжаем наши состязания.

- Отгадайте ещё загадку: "Без рук, без ног ходит и следов не видно".

        Д е т и. Рыба.

        Ведущий. Правильно, ребята. Народы, живущие в Ханты-Мансийском автономном округе, отличные рыбаки. Ребята, знаете ли вы, какие рыбы водятся у нас?

        Д е т и. Ряпушка, щука, окунь, кета.

        Инструктор. Молодцы! Вот сейчас мы поиграем с вами в игру "Рыбаки и рыбки".

        Каждый участник получает "Рыбку на ниточке. Нитку закрепляет на поясе, чтобы её хвост касался пола. По команде игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на хвост "Рыбки". Побеждает команда, сорвавшая наибольшее число" рыбок".

Инструктор. По командам становись, да крепче за канат держись!

Проводится игра между командами «Яви» и «Варки» - Перетягивание каната.

- Молодцы, ребята. Вы сегодня справились со всеми заданиями!

Бабушка Олом: Да, ребята, у вас сегодня получился отличный праздник. Все вы ловкие и быстрые, а главное дружные ребята! Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром, с его традициями, песнями и танцами. Наши девочки, мои помощницы, приготовили для вас танец «Северное сияние».

        Девочки исполняют танец с султанчиками «Северное сияние».

Спасибо, девочки, за ваш прекрасный танец! А мне пора возвращаться домой спасибо вам!

Инструктор. Дорогие ребята, уважаемые взрослые и гости! Сегодня мы  с вами побывали на замечательном празднике «Состязаниях оленеводов», поиграли в народные игры, посоревновались, пели песню, слушали стихи, вспомнили традиции народов Севера. Наш праздник подходит к концу. В группе вас ждёт угощение: морс из  брусники и клюквы, пирог из ягод.

- А теперь загляните в чумы, для вас там что-то припрятано.

В чумах дети находят приготовленные для них подарки. Взрослые и дети под музыку покидают спортивный зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семью семь (спортивно-познавательный праздник с участием родителей)

Вашему вниманию представлена методическая разработка спортивно- познавательного праздника с участием родителей...

"Правила дорожные детям знать положено, знает вся моя семья и, конечно, я!" (спортивно-познавательная игра для детей 4-5 лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах)

Данная спортивно-познавательная игра направлена на закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.....

Спортивно- познавательное мероприятие совместно с родителями "Мой друг велосипед"

Конспект развлечения при активном участии родителей воспитанников....

Спортивно-познавательное развлечение для детей и родителей по правилам дорожного движения

Цель этого мероприятия : формировать навыки выполнения основных правил поведения у дошкольников на улице, с целью предупреждения дорожно-транспотного травматизма.В соревнованиях участвовали команда де...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Сценарий спортивно-познавательного мероприятия с детьми и родителями «Веселые старты в Логоспортии» (подготовительная группа)

Цели:- Физическое, речевое и общее развитие дошкольников с ОНР- Формирование мотивации к организованной образовательной деятельности- Создание положительного эмоционального настроя у детей и родителей...