Азбука для маленького жителя Иркутской области в помощь родителям и педагогам
статья (подготовительная группа) по теме
Азбука уникальна нестандартностью приёмов ассоциативно-образного запоминания букв русского алфавита, наличием полезной информации о флоре и фауне Иркутской области, структурированой подачей материала в игровой форме (путешествия) и др. Подробнее обо всех достоинствах нашей азбуки Вы узнаете в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Педагоги пишут детям книги" | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта творческой работы педагогов дополнительного образования г. Черемхово: Царегородцевой С.В. (педагога - организатора МБОУ ДОД ДЭБЦ), Кураптевой Т.П. и Кураптева Э.А. (педагогов высшей категории МБОУ ДОД ДХШ №1).
Педагоги пишут детям…книги!
В 2012 году в Иркутской области вышла в свет наша новая книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Полезная азбука для маленького жителя Иркутской области».
Лучшая. Книга вышла благодаря победе в региональном конкурсе, организованном под эгидой областного проекта «Мамы рекомендуют», Министерства образования области и арт-галереи «DiaS». Организаторы конкурса поставили задачу: «Создать обучающую азбуку для детей посредством сочинения авторских стихов жителями Приангарья к буквам русского алфавита». Главное условие конкурса – азбука должна нести воспитательную и интеллектуальную функции.
Претендентов на победу было очень много. На суд были выставлены и ранее изданные азбуки профессиональных авторов. Но лучшей признали именно нашу азбуку!
По итогам конкурса она получила гран-при и была опубликована в виде отдельного издания.
Скороспелая. Узнав о конкурсе, мы за полтора месяца создали макет азбуки, хотя по условиям необходимы были просто стихи.
У нас уже сложилась дружная творческая команда, был и любительский опыт создания книги («Дружок», 2010г.), поэтому мы сразу сообща взялись за дело. И стихи, и картинки рождались одновременно с кропотливой исследовательской работой. Мы изучали существующие азбуки, иллюстраторские приёмы, краеведческий материал Иркутской области и др.
Доступная. Главными нашими помощниками и «подопытными кроликами» были наши родные дети (10, 8 и 6 лет). На них мы испытывали, насколько понятны, интересны, увлекательны стихи и иллюстрации, и благодарно принимали их критику и рекомендации. Мы проводили опрос родителей дошколят и учителей первоклассников, и выяснили, какие трудности испытывают малыши при изучении алфавита. Всё это помогло нам в работе над азбукой.
Уникальная. Мы постарались создать принципиально новое учебное пособие – историю девочки Азбуки, путешествующей в поиске потерянных букв. Книга имеет чёткую структуру: в качестве эмоционального настроя предложено стихотворение «По Иркутской области Азбука гуляла», которое приглашает ребят помочь главной героине отыскать буквы. Далее, в основной части, представлены все тридцать три буквы русского алфавита, которых благополучно находят читатели вместе с Азбукой и уникальными животными Иркутской области. Поиски заканчиваются «Перекличкой» - приём закрепления порядка расположения букв и их правильного произношения, чего не было в других азбуках! Буквы с «транскрипцией» помогут родителям и детям избежать неправильного произношения, и в школе малышам не придётся переучиваться (менять Рэ на Эр, Мэ на Эм, Лэ на Эль и т.п.). Мы предостерегаем юных «буквоедов» и от другой ошибки – неверного написания буквы И, предупреждая тем самым зеркальное письмо «…только нас не обмануть, надо И перевернуть…». И ещё одна особенность нашего творения – каждая буква представлена в различных начертаниях: и в печатном виде, и «мультяшная» - в образе, и прописная. Это мы сделали для того, чтобы, во-первых, пробудить в малыше ассоциативно-образное мышление для лучшего запоминания, а во-вторых, чтобы впоследствии, при изучении прописных букв, у ребёнка не возникало трудности с отождествлением буквы печатной с той же, но прописной. Заканчивается наша азбука стихотворением «Тридцать три буквы» - своеобразной рекламой увлекательного занятия – чтения, как прекрасного способа узнать много интересного о родном крае, о его чудесах и многом другом.
Полезная. Наше издание оригинально и тем, что его можно использовать не только для традиционного изучения букв русского алфавита, но и в качестве краеведческого путеводителя, раскрывающего разнообразие флоры и фауны Иркутской области, уникальных мест. В нём можно найти материал для «уроков вежливости и доброты», ведь мы вовлекаем ребят за собой в это необычное путешествие и вместе с ними осуждаем, например, букву У, которая дразнит Сову, букву Б, которая «делиться не хотела, и одна баранки съела…», вместе с рыбаком-буквой Р, мы проявляем гуманность: «…рыбёшек стало жалко, и закончилась рыбалка». А ещё мы выручаем с бобрами из беды горемыку букву Ы, с соболями помогаем старушке – букве С и с братьями горностаями - травинке-букве Г . Так мы рассчитываем повлиять на морально-нравственный облик современного ребёнка, его ценностные ориентиры. У наших героев мы учимся трудолюбию, сопереживанию, скромности и даже снисходительности. Мы с юмором относимся к ошибкам Ъ и Ь знаков, которые встают не на своё место, показывая в ситуации парадокса, как они способны изменить слово и зачем они нужны (это тоже наша находка, когда как некоторые авторы вообще игнорируют в своих азбуках эти две забавные буквы).
Родная. Родной мы называем эту азбуку не только потому, что она наше детище, но и за то, что она о нашей родной области, в ней есть виды Иркутска, Байкала, символика нашего любимого города Черемхово, Иркутской области и, конечно, России. Надеемся, что наша полезная азбука станет родной для ребят, родителей, педагогов всей области, как это произошло в нашем городе. Этот процесс ускорили мы сами, благодаря презентациям книги в библиотеках, школах и детских садах Черемхово.
Увлекательная. Творческие встречи мы проводим с визуальной мультимедийной поддержкой в ненавязчивой познавательно-игровой форме. Мы с ребятами вспоминаем правила настоящего путешественника, даже выполняем специальные физические упражнения перед «походом», знакомимся с картой нашей области (её художник Тамара Петровна изобразила в книге), разгадываем девочку-ребус (в главной героине заложено слово Азбука). А уж чего только мы не делаем «в пути»!
В сотрудничестве с педагогами мы включаем в мероприятие подготовленные заранее сценки, где ребята изображают героев нашей книги. Педагоги отмечают, что дети с удовольствием разучивают стихи, которые, как оказалось, легки для запоминания. Конечно, на презентациях стихи читаем и мы, иногда помогает нам в этом младшая дочь автора стихов – Настя, выучившая их ещё в период работы над книгой. А ещё мы угадываем названия изображённых в книге животных и растений, считаем буквы и даже поём (на два стихотворения из азбуки черемховский композитор, педагог музыкальной школы - В. В. Михалёв написал музыку). Ребятам постарше мы охотно рассказываем о таинстве появления книги: от рождения стихов, рисунков, до макета и полноценного издания. Как показала практика, живость и натуральность рукотворных (не компьютерных!) иллюстраций Тамары Петровны пробуждают в детях желание рисовать. А ребята из третьей школы заразились писательской деятельностью и пожелали стать героями новой книги, написав для Светланы Васильевны сочинения на тему «Мой смешной случай» (стихи на эти истории уже сочиняются). Вот такие у нас заразительные презентации, в конце которых, пользуясь случаем, мы всякий раз приглашаем деток в гости в Детский эколого-биологический центр и художественную школу, и увлечённо рассказываем о том, как там интересно.
Благодаря презентациям, у нас появилось очень много друзей, в том числе и областная детская библиотека им. Марка Сергеева.
Значение таких встреч трудно переоценить особенно сейчас, когда чтение как вид досуга находится в неравном соперничестве с компьютерными и телевизионными соблазнами детей. Мы же стремимся заинтересовать ребят, побуждая их к чтению, к творчеству и к чему-то доброму. Мы предлагаем им свой путеводитель в мир знаний, в мир любви к малой Родине, в мир бережного отношения к родной природе, родному языку и речи.
Подобные презентации мы проводили и с нашей первой книгой «Дружок» (19 презентаций, в том числе, в сельской местности). Но именно с азбукой мы впервые провели открытую презентацию – семинар, на которой присутствовали не только дети, но и педагоги города. В первой части мероприятия мы работали непосредственно с детьми (как это было описано выше), а во второй части, уже в отсутствии детей, общались с учителями и воспитателями, делясь с ними своими идеями и планами.
Как поделились с нами заместитель мэра по социальным вопросам Елена Викторовна Бакаева и начальник Отдела культуры и библиотечного обслуживания Алёна Валерьевна Видякина, к началу учебного года каждый черемховский первоклассник получит «Полезную азбуку для маленького жителя Иркутской области» в подарок. Напомним, издательство нашей первой книги профинансировала также Администрация г. Черемхово, мы очень благодарны всем, кто нам помогал и, конечно, низкий поклон нашему мэру Вадиму Александровичу Семёнову.
Мы рады, что и новое творение пришлось по вкусу детишкам, привлекло внимание системы образования, сферы культуры и Администрации нашего города, и теперь с нетерпением ждём выхода нового тиража азбуки.
Надеемся, что наш творческий опыт будет для кого-то интересен, полезен, а может, и заразителен.
С уважением, С. В. Царегородцева (педагог-организатор МБОУ ДОД ДЭБЦ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АЗБУКА "Гимнастика для губ и языка" в помощь родителям
Материал для работы с детьми дома....
Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. В помощь родителям и педагогам.
Данное пособие поможет родителям в ранней профилактике и коррекции дефектно произносимых звуков речи у детей....
Как разучивать наизусть стихотворения с детьми. (памятка в помощь родителям и педагогам).
Эта памятка поможет и родителям и воспитателям. В ней указаны простые правила,которые помогут учить стихи с детьми....
В помощь родителям и педагогу.
Обучение дошкольников безопасного поведения на дорогах....
графические диктанты В помощь родителям и педагогам
Сборник графических диктантов, распечатайте и занимайтесь с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека пальчиковых игр в помощь родителям и педагогам
Картотека пальчиковых игр для детей логопедической группы Уважаемые родители! Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Пед...
В помощь родителям и педагогам " "Признаки аутических расстройств"
Памятка для родителей и педагогов - признаки аутических расстройств....