Картотека пальчиковых игр в помощь родителям и педагогам
картотека по логопедии по теме
Картотека пальчиковых игр для детей логопедической группы
Уважаемые родители! Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педагоги и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.
- Тема: «Детский сад»
- Дружат в нашей группе
- Хлопать в ладоши.
- Девочки и мальчики.
- Стучать кулачками друг по другу.
- С вами мы подружим
- Сжимать-разжимать пальцы.
- Маленькие пальчики.
- Касаться кончиками пальцев одновременно обеими руками.
- Раз, два, три, четыре, пять –
- Загибать пальцы обеих рук.
- Начинай считать опять.
- Сжимание-разжимание пальцев.
- Раз, два, три, четыре, пять –
- Поочередно касаться пальцами правой руки пальцев левой руки, начиная с больших пальцев.
- Мы закончили считать.
- Руки вниз, встряхнуть кистями.
- Тема: «Игрушки»
- На большом диване в ряд
- Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками.
- Куклы Катины сидят:
- Стучать друг по другу кулачками.
- Два медведя, Буратино,
- Загибать поочередно все пальчики на обеих руках.
- И веселый Чиполлино,
- И котенок, и слоненок.
- Раз, два, три, четыре, пять,
- Поочередно касаться пальцами правой руки пальцев левой руки, начиная с больших пальцев.
- Помогаем нашей Кате
- Волнообразные движения сверху вниз.
- Мы игрушки сосчитать.
- Сжимать-разжимать пальцы обеих рук.
- Тема: «Осень»
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Соединить поочередно пальцы обеих рук, начиная с большого.
- Будем листья собирать.
- Сжимать и разжимать энергично ладони.
- Листья березы,
- Загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого.
- Листья рябины,
- Листики тополя,
- Листья осины,
- Листики дуба мы соберем,
- Маме осенний букет отнесем.
- Разжать с силой пальцы.
- Тема: «Деревья»
- Ветер по лесу гулял.
- Плавные движения кистями рук влево- вправо.
- Ветер листики считал.
- Сжимать-разжимать пальцы рук.
- Вот дубовый,
- Загибать пальцы обеих рук, начиная с большого.
- Вот кленовый,
- Вот рябиновый резной,
- Вот с березки золотой,
- Вот последний лист с осинки
- Ветер сбросил на тропинку.
- Плавно опустить ладони на колени.
- Тема: «Овощи»
- У девчушки Зиночки
- Хлопать в ладоши.
- Овощи в корзиночке:
- Сделать ладоши «корзинкой»
- Вот пузатый кабачок
- Загибать пальчики обеих рук одновременно, начиная с большого.
- Положила на бочок,
- Перец и морковку
- Уложила ловко,
- Помидор и огурец.
- Наша Зина — молодец!
- Показать большой палец.
- Тема: «Фрукты»
- Будем мы варить компот.
- Сжимать-разжимать ладоши.
- Фруктов нужно много. Вот.
- Стучать кулачками друг по другу.
- Будем яблоки крошить,
- Крошащие движения пальцев.
- Груши будем мы рубить,
- Рубящие движения ладоней.
- Отожмем лимонный сок,
- Вращать кулаками друг по другу.
- Слив положим и песок.
- Зажать сначала правую ладонь, затем – левую.
- Варим, варим мы компот
- Левую ладонь сделать «ковшиком». Указательным пальцем правой руки «мешать» компот.
- Угостим честной народ.
- Вытянуть руки перед собой.
- Тема: «Сад – огород»
- Хозяйка однажды с базара пришла,
- «Шагать» пальчиками по столу.
- Хозяйка с базара домой принесла:
- Хлопать в ладоши, ударять кулачки друг о друга.
- Картошку, капусту, морковку, кабачок, горох,
- Загибать пальцы, начиная с мизинца.
- Баклажан, огурец, помидор, петрушку и свеклу.
- ОХ!
- Хлопнуть в ладоши.
- Тема: «Перелетные птицы»
- Птицы в небе тают, тают
- Вытянуть руки вперед. Поднимать-опускать кисти.
- Птицы к югу улетают.
- Соединить запястья рук, поднимать-опускать кисти.
- Все растаяли вдали
- Волнообразные движения кистями сверху-вниз.
- Аист, цапли, утки, лебеди и журавли.
- Загибать пальцы обеих рук, начиная с большого.
- Тема: «Одежда»
- Раз, два, три, четыре, пять -
- Соединять пальцы обеих рук, начиная с больших.
- Будем вещи мы стирать.
- Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать их.
- Платье, брюки и носочки,
- Загибать пальцы сначала на правой, а затем на левой руке, начиная с большого. Юбку, кофточку, платочки.
- Шарф и шапку не забудем –
- Их стирать мы тоже будем. Потереть кулачки друг о друга.
- Тема: «Обувь»
- Посчитаем мы сейчас
- Стукнуть кулачками друг о друга, хлопнуть в ладоши.
- Сколько обуви у нас.
- Круговые движения кулачками.
- Туфли, тапочки, сапожки
- Соединить большой палец правой руки по очереди с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Затем то же проделать с левой рукой.
- Для Наташки и сережки.
- Да еще ботинки
- Для нашей Валентинки.
- А вот эти валенки
- Для малышки Галеньки.
- Хлопнуть в ладоши.
- Тема: «Посуда»
- Раз, два, три, четыре,
- Сжимать-разжимать пальцы.
- Мы посуду перемыли:
- Скользить одной ладонью по другой.
- Чайник, чашку, ковшик, ложку
- Загибать пальцы правой руки, начиная с большого. Аналогично проделать с пальцами левой руки.
- И большую поварешку.
- Мы посуду перемыли:
- Только чашку мы разбили,
- Ковшик тоже развалился,
- Нос у чайника отбился.
- Ложку мы чуть-чуть сломали.
- Так мы маме помогали.
- Стучать кулачками друг по другу.
- Тема: «Продукты питания»
- Каша в поле росла.
- Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.
- К нам в тарелку пришла.
- Пальчики «идут» по столу.
- Угостим всех друзей,
- Указательным пальцем правой руки совершать круговые движения по левой ладошке.
- По тарелке дадим.
- Хлопать в ладоши.
- Зайцу и лисичке,
- Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших.
- Кошке и матрешке.
- Всем дадим по ложке.
- Резко разжать кулачки.
- Тема: «Зима»
- Падал снег на порог.
- Медленно поднять и опустить ладони два раза.
- Кот слепил себе пирог.
- Сначала правой ладонью надавить на левую, затем наоборот.
- А пока лепил и пек,
- Сжимать разжимать пальцы.
- Ручейком пирог утек.
- Пальчики «идут» по коленкам.
- Пирожки себе пеки,
- Указательными пальцами обеих рук погрозить.
- Но не из снега – из муки.
- Округленными ладошками «лепить» пирожки.
- Тема: «Зимующие птицы»
- Прилетайте, птички!
- «Приглашающие» движения пальцами рук к себе.
- Сала дам синичке.
- Режущие движения правой руки по левой.
- Приготовлю крошки,
- Крошащие движения пальцами.
- Хлебушка немножко.
- Полукруглые ладони соединить.
- Эти крошки – голубям,
- Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью.
- Эти крошки – воробьям.
- Вытянуть вперёд левую руку с раскрытой ладонью.
- Галки да вороны,
- Сжать правую и левую ладони по очереди.
- Ешьте макароны!
- Тереть ладонью по ладони.
- Тема: «Новый год»
- Ждут красавицу колючую
- Рисовать указательными пальцами в воздухе ёлку.
- В каждом доме в декабре.
- «Крыша».
- На ветвях зажгут фонарики,
- «Фонарики».
- Искры брызнут в серебре.
- Сжать ладони, резко разжать. Напрячь пальцы.
- Сразу станет в доме празднично,
- Стучать кулачками друг по другу.
- Закружится хоровод.
- Сделать из пальцев кольцо.
- Дед Мороз спешит с подарками.
- Пальчики «шагают» по столу.
- Наступает Новый год.
- Чередовать хлопок в ладоши и удар в кулачки.
- Тема: «Зимние забавы»
- Раз, два, три, четыре, пять,
- Сжимать-разжимать пальцы.
- Мы во двор пришли гулять.
- «Шагать» пальчиками по столу.
- Бабу снежную лепили,
- «Лепить» комочек двумя ладонями.
- Птичек крошками кормили,
- «Крошить хлебушек».
- С горки мы потом катались,
- Опустить кисти сверху вниз.
- А еще в снегу валялись.
- Класть ладони на стол то одной стороной, то другой.
- Все в снегу домой пришли.
- Стучать кулачками друг по другу.
- Съели суп
- Воображаемые движения ложкой.
- И спать легли.
- Положить ладони под щеку.
- Тема: «Человек. Части тела»
- Раз, два, три, четыре, пять,
- Ударить кулачки друг о друга, хлопнуть в ладоши.
- Буду с мамой рисовать.
- Круговые движения кулачками.
- Вот головка, вот животик,
- Загибать пальцы обеих рук, начиная с больших.
- Ножки, ручки, глазки, ротик.
- Загибать пальцы. На слове «ротик» резко разжать пальцы.
- И прическа из колечек.
- Указательными пальцами рисовать в воздухе круги.
- Получился человечек.
- Стучать кулачками друг по другу.
- Тема: «Дикие животные»
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Соединить пальцы обеих рук по очереди.
- Дети в лес пошли гулять.
- «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
- Там живет лиса.
- Делать вращательные движения ладонями.
- Там живет олень.
- Пальцы рук развести в стороны.
- Там живет барсук.
- Хлопать в ладоши, стучать кулачками друг о друга.
- Там живет медведь.
- Стучать правым кулачком по левой ладони и наоборот.
- Тема: «Домашние животные»
- Я лошадку расчешу,
- Сделать ладони «граблями». Расчесывающие движения «граблями».
- А барашка подстригу,
- Вращательные движения кулаками.
- Поросенка я помою,
- Ладонями двигать вперед-назад.
- И корову приручу,
- Сделать «замочек». Пальцы поднимать-опускать.
- Ну а пес пойдет опять
- «Шагать» пальчиками.
- Со мной по улице гулять.
- Хлопать в ладоши.
- Тема: «Дикие птицы»
- Совушка-сова,
- Тереть ладони друг о друга.
- Большая голова,
- Соединить все пальцы обеих рук и образовать круг.
- На пеньке сидит,
- Ударять ладонями колени, хлопать в ладоши.
- Головой вертит,
- Кисти обеих рук двигать вправо-влево.
- Глазками хлоп-хлоп!
- Сжимать-разжимать ладони.
- Ножками топ-топ!
- Стучать кулачками друг по другу.
- Тема: «Домашние птицы»
- Есть у курочки цыпленок,
- У гусыни есть гусенок,
- У индюшки – индюшонок, а у утки есть утенок.
- Соединять пальцы правой руки с пальцами левой руки, начиная с больших.
- У каждой мамы малыши.
- Стучать кулачками друг по другу.
- Все красивы, хороши!
- Сжимать – разжимать пальцы.
- Тема: «День защитника Отечества»
- Сегодня праздник всех отцов,
- Поднять руки, сделать «фонарики».
- Всех сыновей, всех кто готов
- Хлопать в ладоши.
- Свой дом и маму защитить,
- Из ладошек сделать «домик», руки приложить к сердцу
- Всех нас от бед отгородить!
- Сжимать и разжимать пальцы.
- Тема: «Инструменты»
- Мне нужны такие вещи:
- Сжимать-разжимать пальцы.
- Молоток, тиски и клещи,
- Соединить большой палец с указательным, средним и безымянным на правой руке.
- Ключ, напильник и ножовка.
- Соединить большой палец с указательным, средним и безымянным на левой руке.
- А всего нужней – сноровка!
- Стучать кулачками друг по другу.
- Тема: «Праздник 8 Марта»
- Ну-ка, братцы, за работу!
- Хлопнуть в ладоши.
- Покажи свою охоту:
- Сжимать и разжимать пальцы.
- Большаку дрова рубить,
- Загнуть большие пальцы обеих рук.
- Печи все – тебе топить,
- Загнуть указательные пальцы обеих рук.
- А тебе – воду носить,
- Загнуть средние пальцы обеих рук.
- А тебе - обед варить,
- Загнуть безымянные пальцы обеих рук.
- А тебе – посуду мыть.
- Загнуть мизинцы обеих рук.
- А потом всем песни петь.
- Потрясти кистями рук.
- Песни петь да плясать,
- Постучать кулачками по коленям (столу).
- Нашу маму забавлять.
- Стучать кулачками друг по другу.
- Тема: «Весна»
- Солнышко, солнышко -
- Сжать – разжать пальцы.
- Золотое донышко!
- Двигать кистями вправо – влево.
- Гори, гори ясно,
- Стучать кулачками друг по другу.
- Чтобы не погасло.
- Хлопать в ладоши.
- Побежал в саду ручей.
- Волнообразные движения кистями.
- Прилетело сто грачей.
- Соединить кисти в запястьях. Поднимать – опускать кисти.
- И сугробы тают, тают.
- Прерывистые движения кистями сверху вниз.
- И цветочки вырастают.
- Поднять кисти вертикально, с силой разжать пальцы.
- Тема: «Профессии»
- Много есть профессий знатных,
- Хлопать в ладоши.
- И полезных, и приятных.
- Сжать пальцы в кулак сначала правой руки, затем – левой.
- Повар, врач, маляр, учитель,
- Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.
- Продавец, шахтёр, строитель…
- Сразу всех не называю,
- Сжимать и разжимать кулачки.
- Вам продолжить предлагаю.
- Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.
- Тема: «Хлеб»
- Пекарь, пекарь,
- Хлопать в ладоши.
- Из муки испеки нам колобки.
- Полукруглыми ладошками «печь» колобки.
- Да сушки – Владюшке,
- Соединять большие пальцы обеих рук с указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами.
- Да баранки – Надюшке,
- Да бублики – Вовочке,
- Да крендель – Левочке.
- Тема: «Мебель»
- Мебель я начну считать:
- Стучать кулачки друг о друга, хлопать в ладоши.
- Кресло, стол, диван, кровать,
- Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
- Полка, тумбочка, буфет,
- Шкаф, комод и табурет.
- Много мебели назвал —
- Одну кисть поднимать вверх, вторую одновременно опускать вниз.
- Десять пальчиков зажал!
- Поднять зажатые кулачки вверх.
- Тема: «Космос»
- На Луне жил звездочет.
- Сжимать-разжимать пальцы.
- Он планетам вел отчет.
- Соединить большие пальцы обеих рук, указательные, средние и безымянные на каждое слово в строке.
- Меркурий - раз, Венера - два,
- Загибать пальцы одной руки, затем второй, начиная с большого.
- Три - Земля, четыре – Марс,
- Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
- Семь – Уран, восьмой – Нептун,
- Девять – дальше всех Плутон…
- Кто не видит – выйди вон!
- Резко разжать пальцы.
- Тема: «Транспорт»
- Будем пальчики сгибать,
- Сжимать-разжимать пальцы.
- Будем транспорт называть:
- Ударять кулачками друг о друга, хлопать в ладоши.
- Автомобиль и вертолет,
- Загибать пальцы обеих рук, начиная с больших.
- Трамвай, метро и самолет.
- Пять пальцев мы в кулак зажали,
- Стучать кулачками друг по другу.
- Пять видов транспорта назвали.
- Сжимать-разжимать пальцы.
- Тема: «Зоопарк»
- Тигр, жираф, огромный слон,
- Загибать пальцы, начиная с мизинца правой руки.
- Зебра, пума и бизон,
- Два шакала, бегемот.
- Он стоит, разинув рот.
- Соединять четыре пальца с большим и разъединять их.
- А над ними - царь зверей.
- Стучать кулачками друг по другу.
- Назови его скорей!
- Сжимать-разжимать пальцы.
- Тема: «Обитатели морей»
- Жил да был один дельфин,
- Перед грудью плавные двигать кистями рук влево - вправо.
- Два конька дружили с ним.
- Поочередно двигать развернутыми вертикально ладонями вверх-вниз.
- Приплывали к ним киты,
- Соединить запястья рук. Двигать ладонями вверх-вниз.
- И акула, и моржи.
- Сжать в кулак сначала правую руку, затем - левую.
- Те учили их считать:
- Сжимать-разжимать кулачки.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Соединить пальцы обеих рук.
- Тема: «Наша страна»
- Небо синее в России,
- Поднять руки вверх. Волнообразно двигать пальчиками рук.
- Реки синие в России.
- Плавно двигать кистями рук вправо-влево.
- Васильки и незабудки
- Разжать сначала правый кулак резко, затем – левый.
- Не растут нигде красивей.
- Погрозить указательными пальцами.
- Есть и клены и дубы,
- Стучать кулачками друг по другу.
- А какие тут грибы!
- Хлопать в ладоши.
- Тема: «Насекомые»
- Прилетела к нам вчера
- Взмахивать перекрещенными руками.
- Полосатая пчела.
- На каждое название насекомого соединять пальцы, начиная с мизинцев.
- А за нею шмель-шмелек
- И веселый мотылек,
- Жук-жучок и стрекоза,
- Как фонарики глаза.
- Соединить указательный и большой палец обеих рук.
- Пожужжали, полетали,
- Стучать кулачками друг о друга, хлопать в ладоши.
- От усталости упали.
- Тихо положить ладони на колени.
- Тема: «Цветы»
- Вот ромашка с золотым сердечком,
- Ладонью обхватить кулачок другой руки.
- У нее высокий стебелек.
- Соединить кисти и предплечья.
- Рядом с нею синий, будто речка,
- Волнообразные движения кистями рук сверху-вниз.
- Солнышком нагретый василек.
- Сжимать-разжимать ладошки.
- Колокольчик в шапочке лиловой
- Соединить полукруглые ладони.
- Весело кивает головой.
- Потрясти расслабленными кистями.
- Одуванчик, улететь готовый,
- С силой разжать пальцы.
- Шепчется с гвоздикой полевой…
- Соединить ладони в «замочек». Пальцы сжимать-разжимать.
- Тема: «Лето»
- Вот за что люблю я лето?
- Стучать кулачками друг о друга, хлопать в ладоши.
- Лето солнышком согрето.
- Загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки.
- Два - в лесу растет трава.
- Три – ромашки – посмотри!
- А четыре – это лес,
- Полный сказок и чудес.
- Пять – купались мы опять.
- Шесть – пора грибов поесть.
- Семь – малины я поем.
- Восемь – сено мы покосим.
- Девять – бабушка идет,
- Землянику нам несет.
- Десять – все в листву одето.
- Вот за что люблю я лето!
- Сжимать-разжимать пальцы.
Жили-были зайчики
- Жили-были («фонарики») зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной(руки вверх с растопыренными пальцами) опушке.
Жили-были («фонарики») зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
В беленькой избушке. ( показывают домик)
Мыли свои ушки, (трут пальчики)
Мыли свои лапочки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапочки. (топают)
Домик
- Под грибом - шалашик-домик, (соединить ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик. («фонарики»)
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. ( имитируя игру на колокольчике).
Двери нам откроет гномик,(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
Станет звать в шалашик-домик. (поманить пальцем правой руки)
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз)
А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямленные слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят – (ладошка на ладошке)
Угощенье для ребят.
Орех
- Материал: грецкий орех.
- Я катаю мой орех,
- Чтобы был круглее всех,
- Вот так, вот так
- Чтобы был круглее всех.
- Прокатывание ореха между ладонями прямыми движениями, затем по кругу
Еду к деду
- Материал: бигуди.
Предложите ребенку покатать бигуди между ладонями, постепенно увеличивая усилия, в такт вашим словам:
- Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке.
Ладушки, ладошки
(Русская народная мелодия)
Поем песенку, на слове «Да!» делаем ударение и хлопаем ладошками по коленям. Малыши могут подпевать в 3-5 куплетах: тук-тук-тук, ля-ля-ля, баю-баю.
- Ладушки, ладошки
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко. Да! (поем и хлопаем в ладоши) - Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Котику давали. Да! (поем и «варим» кашку на ладошке - водим пальцем одной руки по ладони другой, ложечкой – пальчиком показываем вправо, влево, как бы предлагаю кашку). - Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук-тук-тук,
Тук, тук, тук-тук-тук. Да! (поем и стучим кулачками)
Ладушки плясали,
Деток забавляли.
Ля - ля, ля-ля, ля-ля-ля,
Ля - ля, ля-ля, ля-ля-ля. Да! (поем, кисти рук с поднятыми вверх пальцами «пляшут» в воздухе в такт песне)
Салатик
Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу)
Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладоней по столу)
Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой)
Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик)
Мы салатик жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам!» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту)
Снежинка
- Маленькая снежинка села на ладошку – ( дети показывают снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко. (накрывают ее ладошкой) - Раз, два, три, три, четыре, пять (загибают пальчики)
- Отпускаю полетать. (дуют на снежинку).
У оленя дом большой
- У оленя дом большой, (руки с растопыренными пальцами приложить к голове, изобразив рога, затем делаем руками над головой домик – соединив пальцы и разведя локти рук в разные стороны, и разводим руки в стороны – показываем какой большой дом)
Он глядит в свое окно. (обе руки сгибаем под прямым углом в локте, держим предплечья и ладошки параллельно полу, одна руку держим на уровне груди, другую чуть выше головы, смотрим в получившееся «окно»)
Зайка по лесу бежит (показать руками какие у зайки ушки, с помощью указательного и среднего пальца показать на столе, как бегут ножки или имитировать бег)
В дверь к нему стучит:
«Тук-тук дверь открой, («стучим в дверь» кулачком в воздухе, делаем движение, похожее на открывание двери)
Там в лесу охотник злой» (указательным пальцем показываем в сторону, затем изображаем оружие: вытянув одну руку в перед, указательный палец выпрямляем, остальные пальцы сжимаем в кулак, приложить вторую руку, согнутую в локте, вытянутый вперед указательный палец согнутой руки прижимаем боком снизу к локтю прямой руки)
«Поскорее забегай,
Лапку мне давай» (показываем движение ладошкой, когда кого-то зовут, протягиваем ладонь, как для рукопожатия)
Мы во двор пошли гулять
- Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному.)
- Мы во двор пришли гулять.
- («идут» по столу указательным и сред ним пальчиками.)
- Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями.)
- Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками.)
- С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой, руки по ладони левой руки.)
- А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
- Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки.)
- Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)
Снежок
1, 2, 3, 4,
(сжимаем и разжимаем пальчики)
Мы с тобой снежок слепили.- («лепим» снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий,
(показать)
Но совсем-совсем не сладкий.
(погрозить пальчиком)
Раз - подбросим, два - поймаем, - (показать)
три - уроним и сломаем. - (потопать ножками)
Зимняя прогулка
- Очень холодно зимой,
- Но мы пойдем гулять с тобой.
- Я надену шубку,(загните мизинец левой руки указательным
- пальцем правой руки)
- Я надену шапку,(загните безымянный палец)
- Я надену шарфик (загните средний палец)
- И еще платок, (загните указательный палец)
- А потом красивые, (загните большой палец)
- Крошки-рукавички
- На ручки натяну.
Белка
- Сидит белка на тележке,
- Раздает она орешки,
- Лисичке-сестричке, (пальчик с лисичкой «кланяется»)
- Воробью, (пальчик с воробышком «кланяется»)
- Синичке, (пальчик с синичкой «кланяется»)
- Мишке толстопятому, (пальчик с мишкой «кланяется»)
- Заиньке усатому.(пальчик с зайчиком «кланяется»)
Этот пальчик хочет спать...
- Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)
- Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)
- Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)
- Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)
- Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)
- Тише, дети, не шумите,
- Пальчики не разбудите.
Дом на поляне
- На поляне дом стоит,(сложите ладони домиком так, чтобы
- большие пальцы не соприкасались)
- Путь к нему пока закрыт.(большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)
- Мы ворота открываем, (пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены)
- В этот домик приглашаем.
Моя семья
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья (поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой)- Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя.
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
Часы
Мышь полезла в первый раз (садимся на коврик перебираем пальчиками Посмотреть, который час. ("бежим") от коленок до макушки)- Вдруг часы сказали: “Бом!”, (один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком. (руки "скатываются" на пол.) - Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (два хлопка.)
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мои вещи
Вот это - мой зонтик. (поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Я в дождь хожу с ним
Пусть дождь барабанит – ("барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
Останусь сухим.
А вот моя книжка (прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты)
Могу почитать,
Могу вам картиночки ( раскрываем ладони "книжечкой", руки вытягиваем, ладони открыты.)
В ней показать.
Вот это - мой мяч. (сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.)
Очень ловкий, смешной
Его я бросаю ("мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки) Над головой.
А вот мой котёнок, (поочерёдно гладим одну руку другой)
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Пришла весна
- Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)
- Пришла весна ясная.
- Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средними — «птицы открывают и закрывают клюв»)
- Людям спать не дают.
- Пчелы гудят
- В поле летят.(помашите кистями рук)
- С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу)
- Медок несут.
Лесные дела
- Сестричка-лисичка
- Сегодня целый день
- Все звери у дела,
- (ребёнок поднимает указательный палец с «лисичкой»)
- Шубу подшивает, (имитирует «шитьё иголкой»)
- Сер медведь (поднимает средний палец с «медведем»)
- Сапоги подбивает, (кулачком правой руки стучит по левой ладошке)
- Зайчиха под елкой (поднимает безымянный палец)
- Метет метелкой, (имитирует «подметания пола»)
- Кошка лыки дерет, (поднимает мизинец с «кошкой»)
- Коту лапотки плетет.
- По болоту босиком (указательный и средний пальцы «ходят» по столу)
- Ходит кулик с посошком.
Улитка, улитка...
- Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребенка в кулак)
- Покажи свои рога, (разжав пальчики ребенка, переверните его руку ладонью вверх)
- Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)
- Пышки, (загните средний палец)
- Ватрушки, (загните безымянный палец)
- Сдобные лепешки — (загните мизинец)
- Высуни рожки. (помогите ребенку выставить вперед вместе указательный палец и мизинец — показать «рожки»)
Солнышко-ведрышко
- Солнышко-ведрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков —
- соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)
- Выгляни в окошко,
Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой - руки «скачут» по ладошке правой)
- По камушкам скачут.
- Дождик-дождик, полно лить, (ребенок грозит указательным пальцем
- правой руки)
- Малых детушек мочить.(ребенок «стряхивает воду» с правой руки, затем — с левой)
Вот поезд наш едет...
- Вот поезд наш едет, (проведите пальцами правой руки по столу)
- Колеса стучат.
- А в поезде этом (помашите пальцами в воздухе)
- Ребята сидят.
- Гу-гу-гу, гу-гу-гу — (постукивайте пальцами в такт словам)
- Пыхтит паровоз.
- Далеко, далеко (постукивайте одновременно указательным
- и средним пальцами по стол)
- Детей он повез.
Осенние листочки
- Осень, осень к нам пришла
- И в подарок принесла
- Листик клёна (загните большой палец с листочком клена)
- Лист березы, (загните указательный палец с листочком березы)
- Лист осины,(загните средний палец с листочком осины)
- Лист дубка. (загните безымянный палец с листочком дуба)
- Чудо-осень! Хороша!
- За листком летит листок,
- Набегает холодок.
- Только елочка в лесу
- Не оставила красу —
- Не листики на елочке —
- Зеленые иголочки.(загните мизинчик)
Та-та-та
- Та-та-та! Та-та-та!(вращайте кисти обеих рук вправо-влево)
- Вышла кошка за кота!
- За кота Котовича, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы правой и левой руки, чмокая при этом, изображая поцелуй)
- За кота Петровича,
- За кота Ивана Петровича! (соединяйте и разъединяйте большие пальцы
- правой и левой руки)
Баиньки, баиньки...
- Баиньки, баиньки,
- Прибежали заиньки. (указательный и средний пальцы «бегут»
- по столу)
- Сели на скамейку,
- Попросили лейку. (вытяните вперёд указательный палец правой руки, остальные пальцы спрячьте в кулаке)
- Поливая огород, (поводите указательным пальцем вправо-влево)
- Где капуста растёт. (соедините кулаки правой и левой руки,
- изображая кочан капусты)
- Пальчики
- В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)
- Приходили прямо к дому
- Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые
- называете )
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (сожмите пальцы обеих рук в кулаки - и постучите кулаками друг о дружку)
- Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их)
- Друг без друга нам нельзя.
Зима
- Раз, два , три, четыре, пять (по очереди разгибаете пальцы,
- сжатые в кулак)
- Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы
- правой руки)
- Катя саночки везёт (проведите указательным и средним
- пальцами правой руки по столу)
- От крылечка до ворот,
- А Серёжа на дорожке (сложив пальцы «щепоточкой»,
- делайте бросающие движения)
- Голубям бросает крошки.
- Девочки и мальчики
- Прыгают, как мячики. (помашите кистями правой и левой руки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. В помощь родителям и педагогам.
Данное пособие поможет родителям в ранней профилактике и коррекции дефектно произносимых звуков речи у детей....
Азбука для маленького жителя Иркутской области в помощь родителям и педагогам
Азбука уникальна нестандартностью приёмов ассоциативно-образного запоминания букв русского алфавита, наличием полезной информации о флоре и фауне Иркутской области, структурированой подачей материала ...
Как разучивать наизусть стихотворения с детьми. (памятка в помощь родителям и педагогам).
Эта памятка поможет и родителям и воспитателям. В ней указаны простые правила,которые помогут учить стихи с детьми....
В помощь родителям и педагогу.
Обучение дошкольников безопасного поведения на дорогах....
графические диктанты В помощь родителям и педагогам
Сборник графических диктантов, распечатайте и занимайтесь с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека пальчиковой гимнастики с помощью массажного шарика Су-Джок
quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В.А.Сухомлинский...
Пальчиковый театр в помощь родителям при адаптации ребенка к условиям ДОУ
Пальчиковый театр в помощь родителям при адаптации ребенка к условиям ДОУ.Адаптация -- тяжелый период для деток, посещающих ясли. Привыкание к новой обстановке -- это большой труд, большая нагрузка на...