Инновационные модели развития дошкольников.
проект (старшая группа) на тему

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_modeli_razvitiya_doshkolnikov.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные модели развития дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

ПРОЕКТ: “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”

Проект:

Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Задачи патриотического воспитания: 

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
  3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
  4. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
  5. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Цель:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Гипотеза:

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть: 

  • Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
  • Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
  • Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
  • Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
  • Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
  • Должны знать природу России ее флору и фауну.
  • Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
  • Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.

Презентация проекта:

Оформление творческого пакета. Представление проекта.

Основные направления реализации проекта: 

  1. Разработать проекты:
  • “Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”;
  • “Мой город и область в которой я живу”;
  • “Россия – Родина моя”;
  • “Земля – планета на которой мы живём”.
  1. Разработать и провести циклы занятий:
  • “Мой дом – моя семья”;
  • “Хорошо у нас в саду”;
  • “Улицы родного города”;
  • “Мой город на Ангаре”;
  • “Моя Родина – Россия”;
  • “Москва – столица нашей Родины”.
  • Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество), история России, Сибири
  • “Защитники отечества”;
  • “Мы – дети Земли”;
  • “Береги свою планету” .
  1. Создать мини-музеи боевой и трудовой славы ветеранов первопроходцев, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма.
  2. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
  • Проведение праздников в детском саду: 
  • “День защитников отечества”;
  • “9 мая – день Победы”;
  • “Мамин день”;
  • “Праздники по народному календарю”.
  • Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей: 
  • “Славься Край Сибирский!”;
  • “Город Братск – глазами детей”.
  • Деятельность Центра народного творчества детей: 
  • Оркестр народных инструментов.
  • Театр русского костюма.
  1. Физкультура и здоровье:
  • Организация дней здоровья.
  • Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
  • Экологические походы, поездки на море.
  • Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
  1. Акции:
  • “Покормите птиц зимой”.
  • “Зелёный патруль”.
  • “Памятник”.
  • “Озеленение территории детского сада”.
  1. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
  • Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Инопланетяне”, “Пешеходы и пассажиры” и т.д.
  • Оформление “Экологической галереи”, “Маршрута безопасности движения”, “Центра народного творчества”, мини-музеев “Летопись г. Братска, “Москва – столица России” и т.п.
  • Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области.
  • Оформление альбомов: “Достопримечательности г.Братска, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”, “В гостях в экологическом центре”.
  • Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
  1. Работа с родителями:
  • Знакомить детей с семейными реликвиями.
  • Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”.
  • Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”.
  • Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
  • Помощь в снятии видеофильмов.
  • “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой).
  • Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наш город”, “Земля – планета на которой мы живём”.
  1. Социальное развитие:
  • Встречи с почетными людьми города.
  • Экскурсии.
  • Посещение выставок.
  • Создание библиотеки в группе.
  • Создание видеотеки.

ПРОЕКТ “МОЯ МАЛАЯ РОДИНА” (семья, дом, детский сад)

Проект: 

Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Актуальность темы:

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Гипотеза:

Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатель группы.

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи проекта: 

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
  6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  7. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
  8. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

ПРОЕКТ “МОЙ ГОРОД И ОБЛАСТЬ, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ”

Проект:

Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.

Актуальность темы:

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Цель проекта:

Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.

Гипотеза:

Проживая в городе Братске, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.

Задачи проекта: 

  1. Дать знания детям о родном городе6 история символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  3. Расширить знания детей о флоре и фауне города Братска, Иркутской области. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
  4. Учить работать с картой Иркутской области, определять по условным знакам реки, леса, находить города Братск, Иркутск и 4–5 городов Иркутской области.
  5. Познакомить детей с озером Байкал, его расположением на карте, уникальностью.
  6. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  7. Познакомить с творчеством Братских поэтов, художников.
  8. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

ПРОЕКТ: “РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!”

Проект:

Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Гипотеза:

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Цель:

Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России.

Задачи: 

  1. Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.
  2. Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
  3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
  4. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.
  5. Знакомство с русской культурой, языком, традициями.
  6. Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
  7. Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.

ПРОЕКТ: “ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ”

Проект:

Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Актуальность темы:

Заключительной, четвертой ступенью нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с Землей – нашим общим домом. Дети должны знать, что наша планета живой организм, что она, так же как и мы, может болеть, если люди обижают природу и друг друга. И мы – люди планеты Земля, должны уважать друг друга, защищать, любить и заботиться о своей планете.

Гипотеза:

Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь, природу и хотят быть счастливыми. Как хорошо, что на Земле нас так много, и мы такие разные, но все мы зависим от состояния нашей планеты; нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости.

Цель:

Как можно больше дать детям знаний о планете Земля подвести к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету.

Задачи: 

  1. Дать детям знания, что они являются жителями планеты Земля. Населяют Землю люди, животные, растения.
  2. Познакомить детей с многообразием народов живущих на Земле. Показать различия и сходство народов разных рас.
  3. Вызвать интерес к культуре, языку, быту, традициям народов мира.
  4. Познакомить детей с климатическими и природными условиями жизни людей, животных и растений Земли.
  5. Познакомить с картой мира, с глобусом (учить находить и показывать 5–6 разных стран мира).
  6. Развивать у детей положительное отношение и чувство симпатии по всем расам и народам.
  7. Воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее.
  8. Научить детей жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и единстве с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные модели развития дошкольников:

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, бо...

Презентация работы на тему:"Культурно – образовательная программа «Город на ладошке» - инновационная модель взаимодействия дошкольника с Городом".

Программа "Город на ладошке" (авторы Е.Н.Коробкова и Н.Г.Шейко) - первая культурно - образовательная программа для дошкольников., адресованная детям старшей и подготовительной к школе группам. "...

Технология ТРИЗ, как инновационный инструментарий развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

ТРИЗ - это развитие  у детей творческого мышления, развитие творческой индивидуальности, готовой решать своеобразные проблемы из разных сфер жизни. ТРИЗ даёт возможность для снятия психологически...

Педагогическая технология " Квест игра" как инновационная модель обучения дошкольников.

Квест по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Осеннее путешествие»...

Инновационные модели развития дошкольников: опытная и исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смо...