КОНПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ВМЕСТЕ С МАМОЙ»
занимательные факты (подготовительная группа) на тему

Хазипова Гульназ Галимхановна

 

Цели:

- Вызвать у детей интерес к национальным блюдам татарского народа.

- Развивать интерес к приготовлению пищи.

- Упражнять в раскатывании и защипывании  теста.

- Воспитывать ценностное отношение к труду.

- Развивать желание трудиться вместе с взрослым.

 - Обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и стихов.

   - Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

  - Совершенствовать словарь новыми словами на татарском языке в соответствии с УМК по татарскому языку. Вовлекать детей в разговор во время приготовления блюд.

- Закрепить правила поведения за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Вместе с мамой"29.23 КБ

Предварительный просмотр:

КОНПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ВМЕСТЕ С МАМОЙ»

Авторы: Хазипова Гульназ Галимхановна, воспитатель

1 квалификационной категории МАДОУ №174 Московского района г.Казани;

 

Цели:

- Вызвать у детей интерес к национальным блюдам татарского народа.

- Развивать интерес к приготовлению пищи.

- Упражнять в раскатывании и защипывании  теста.

- Воспитывать ценностное отношение к труду.

- Развивать желание трудиться вместе с взрослым.

     - Обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и стихов.

     - Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

     - Совершенствовать словарь новыми словами на татарском языке в соответствии с УМК по татарскому языку. Вовлекать детей в разговор во время приготовления блюд.

- Закрепить правила поведения за столом.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация PowerPoint, столы,  доски, скалки, посуда для приготовления теста и начинки, фартуки и косынки, полотенца для рук, схемы-плакаты, чашки, блюдца, чай, сахар и конфеты;  для опыта с дрожжами: кувшин,  теплая вода, две чайной ложки дрожжей,   одна чайная ложка сахара, шарик   воздушный, бутылка, столовая и чайная ложки; для опыта с солью и перцем: тарелка, воздушный шар.

Ход занятия

Дети заходят под музыку (татарскую  народную ) в зал и встают полукругом.

Воспитатель. Сегодня, ребята, к нам пришли в гости наши дорогие мамы и бабушки!

Давайте, все вместе поприветствуем их!

 Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей.   Добро пожаловать!

                          Рәхим  итегез!

Воспитатель.  Для вас я припасла книгу, книгу интересную и необычную. Называется она “Татарская кулинария ”- “Татар ашлары”

Показывает книгу и на экран (одинаковые обложки)

На экране 1 слайд Обложка книги “Татарские блюда” “Татар ашлары”

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта книга?

Ответы детей.

Воспитатель.  Кто может быть главными героями “вкусных историй”?

(да главными героями таких историй – это продукты, т.е. то, что мы употребляем в пищу).

Авторы этой книги приготовили для вас не просто “вкусные истории” а вкусные – превкусные задания.

И если вы будете внимательны и терпеливы, все испытания пройдете -вкусный приз приобретете.

Вы готовы к таким испытаниям?

Сез әзерме?

Ответы детей.

Воспитатель. А я сейчас проверю.

И прежде, чем приступить к выполнению заданий, узнаю хорошо ли вы разбираетесь в продуктах, знаете ли вы, что “съедобное”, а что “несъедобное”.

Игра: “Съедобное – несъедобное”

Я буду называть предметы. Если их можно употреблять в пищу, вы хором говорите “да” если нельзя “нет”. Итак…

На завтрак мы съели:

  • гайку
  • белку
  • парус
  • варенье
  • печенье
  • шкатулку
  • сыр
  • кашу
  • майку
  • картофель
  • мед
  • салат
  • погремушку
  • макароны
  • танки
  • мармелад
  • палку
  • лук

 Воспитатель. Молодцы! (присаживайтесь).

 Вы хорошо разбираетесь в продуктах питания.

А поэтому пора заглянуть на первую страницу книги.

2 слайд  «Скатерть – самобранка»

А называется она “скатерть – самобранка”.

Наша скатерть-самобранка полным – полна сказочными яствами из вкусных сказок и стихов.

Давайте вспомним продукты, которые упоминаются в разных сказках.

- Изделие из теста убежавшее от дедушки и бабушки? (колобок - кабартма )

- Еда, которую можно приготовить из строительного инструмента? (каша из топора – балтадан ботка)

А кто умудрился такую кашу сворить? (солдат)

- Угощение для больной бабушки? (пирожки, горшочек маслица)

Как звали забавную внучку,

- Какой овощ тянули пятером, а шестером вытащили? (репка - шалкан)

- Гостинцы которые нес медведь в коробе? (пирожки)

 - А для кого гостинцы? (для бабушки и дедушки – әби белән бабайга)

- Чем угощалась Маша в избушке трех медведей? (похлебка)

- Из чего был сделан Камыр батыр? (из теста - камырдан)

- Чем угостились Коза и Баран у волков?(кашей – ботка белән)

3 слайд овощи и фрукты

Ну что же продуктов у нас вполне хватает. А вот овощей и фруктов не хватает.

Послушайте внимательно стихотворение, а потом назовите компоненты невероятного фруктово-овощного ассорти.

Стихотворение: Н. Кончаловской

Показал садовод 
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо
Агурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста,
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник, 
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Что же растет на таком необыкновенном огороде.

Ответы детей. (овощи – огурцы, помидоры, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста, горошек, сельдерей, морковь, картофель, баклажаны, кабачки; фрукты – дыни; ягоды – крыжовник, арбузы).

Воспитатель. А как будет по татарский огурец?

Ответы детей. Кыяр.

Воспитатель. Свекла, чеснок, лук, …

Воспитатель. Итак, продуктами запаслись. Теперь можно что-нибудь вкусненькое приготовить.

Мальчики и девочки, напомните мне, где мы можем узнать, как правильно приготовить то или иное блюдо?

Ответы детей. (книги: “кулинарные рецепты”, телепередачи “Смак” “Кулинарный поединок”)

Воспитатель. Конечно, ребята, чтобы правильно приготовить блюдо, нужно строго следовать указаниям рецепта. (подходим к экрану)

4 слайд. Продукты «загадки» для треугольника

 На следующей странице нашей книги тоже есть кулинарные рецепты необычные загадочные.

Отгадав загадки, мы узнаем, какие здесь блюда и какие продукты используются для их приготовления.

Слушаем загадки, находим отгадки на картинках и выставляем в столбик сверху вниз.

(I)

 - До слез доводит,
Хотя без рук,
Вы догадались? Это (лук – суган)

- Кругла, рассыпчата, бела…
На стол она с полей пришла (картошка – бәрәңге)

  (II)

- Жить в квашне я не хочу,
Поднимаюсь и пыхчу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня (тесто – камыр)

Ребята, какое блюдо можно приготовить из теста, картошки, лука и, добавлю без загадки, мяса? (треугольники – өчпочмаклар)

Ответы детей.

 Молодцы! Надеюсь, вы будете хорошими помощниками маме на кухне.

Я предлагаю сегодня  вам научиться делать известное и вкусное татарское национальное блюдо өчпочмак. А помогать нам будут ваши бабушки и мамы, которых   приглашаем  на нашу импровизированную кухню.

К детям подходят их бабушки и мамы.

Воспитатель. Ребята, а кто знает, что такое өчпочмак?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Итак, по-русски треугольник, а по-татарски - өчпочмак.

Давайте спросим наших мам и бабушек: «Какие продукты нам понадобятся для приготовления өчпочмак?»

Ответы мам и бабушек.

В презентации показываются называемые продукты

Воспитатель. Итак, с чего же мы начнем? Эшне нәрсәдән башлыйбыз?

5 слай. Ингредиенты для теста

Посмотрите на схему (5 слайд презентации)

Замесить тесто

Это мы попросим сделать  _(и.о.)__, маму ____(имя ребенка)___________

(на отдельном столе готовые продукты для теста и прозрачная миска)

Мама делает и комментирует.

Когда тесто замешано, ставим его в теплое место.

Воспитатель. Тесто должно подняться, увеличиться в размерах, т.е. его станет больше, чем мы сделали. А как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Для того, чтобы узнать правильный ответ на этот вопрос, предлагаю провести опыт.

Опыт с дрожжами.

Воспитатель. Дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют газ, который называется углекислым , смешиваясь с мукой, сахаром и водой, он "поднимает" тесто, делает его и вкусным.

    Кака будут дроңңи по татарски?

Ответы детей. Чүпрә.
Посмотрите, сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.
Давайте их оживим.

Делают дети под руководством воспитателя. 

Для проведения опыта нам нужны:

Тәҗрибә үткәрү өчен безгә кирәк:

Дрожжи – чүпрә, сахар – шикәр, теплая вода – җылы су, столовая ложка – аш кашыгы,чайная ложка – чәй калагы, кувшин.

Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте. Получилась смесь.
Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой.
Как вы думаете,
что произойдет?

Ответы детей.


Воспитатель. Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого вам углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.
Посмотрите, пока мы проводили опыт, тесто тоже поднялось и его стало много. Какое оно стало пышное.

Тесто «готово». 

Карагыз камыр күтәрелгән, кабарган.

Давайте посмотрим на страничку нашей книжки, что нам делать дальше?

Слайд 5 Начинка

Посмотрите на схему (презентация).

Что надо нам для начинки?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, для начинки нам нужно нарезать бәрәңге и суган. Я прошу маму …..

Готовим начинку (2 шт.картофеля. 2 луковицы – 4 мамы, дети помогают перекладывать в общую емкость, другой ребенок добавляет обжаренный фарш, следующий ребенок перемешивает).

Воспитатель. Как вы думаете, что еще не положено в начинку?

Ответы детей.  (соль и перец)

Воспитатель. А по-татарски, запоминаем,  соль -  тоз , а перец – борыч.

Это очень ответственный момент! От этого зависит вкус наших треугольников. Если много положишь соли – пересолишь. Если мало – не досолишь. Так же с перцем…

Дети добавляют в начинку соль и перец


Воспитатель. Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные борыч (перец)  и тоз (соль)?

Ответы детей.  

Воспитатель. Предлагаю провести еще один опыт. Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Опыт с солью и перцем.

 

Воспитатель. Нам понадобятся:
- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) соли
- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
- ложка
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
- помощник


Подготовка:
1 Расстелить  на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.

Воспитатель. Начинаем научное волшебство!
1. Предложить кому-нибудь из детей стать  ассистентом.
2. Тщательно перемешать ложкой соль и перец. Попросить помощника попытаться отделить соль от перца.
3. Когда  помощник отчается их разделить, предложить ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуть шарик, завязать и потереть им о шерстяной свитер.
5. Поднести шарик поближе к смеси соли и перца. Что происходит?

Результат:
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Воспитатель. Замечательно, начинка готова! Что же делать дальше? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте посмотрим на схему.

7 слайд

 Ответы детей. Разделить тесто и раскатать.

Одна из мам  делит тесто и раздает по кусочку на каждого ребенка.

Дети раскатывают тесто с помощью мам.

Воспитатель. Все справились с работой?

Воспитатель обходит столы и хвалит детей.

Воспитатель. Что же будем делать дальше?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте проверим по схеме свои ответы.

8 слайд

Ответы детей. Кладем начинку.  Делаем геометрическую фигуру «треугольник» и выкладываем на противень.

Моем руки.

Воспитатель. Все готово.   Сейчас мама (имя ребенка) отнесет пока еще сырые треугольники на кухню, чтобы наши замечательные повара поставили их в духовой шкаф и испекли.  А почему, ребята, вам самим нельзя подходить к плите?

Ответы детей по схеме-плакату. 

Пока наши треугольники пекутся, я предлагаю поиграть в аппетитную игру.

Игра “Угощенье”

Встаньте в круг, руки вытянуть за спиной, словно мы держим тарелки. Ведущий движется по кругу и слегка хлопает всех по  выставленным рукам, произносим слова:

Треугольники пекли
По тарелкам разнесли, 
Кому өчпочмак житми - 
За добавкою беги.

Тот, кому дотронулись до спины,  должен обежать круг и занять свое место раньше водящего, который бежит в другую сторону.

Воспитатель.

Ну вот и все ......
Пролистали мы странички
Из прекрасной вкусной книжки.
Много аппетитного нашли:
Сказки, игры и стихи и, конечно же, призы 
Такие же необычные и очень симпатичные.

А сейчас мы вас приглашаем за чайный стол, чтобы отведать наши треугольники. Но сначала повторим правила поведения за столом (используется Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Правила поведения за столом” Дружининой М.В.)

Ә хәзер, кадерле әниләр һәм әбиләр, өстәл артына рәхим итеп, өчпочмакларыбызны авыз итегез!

Затем идет посадка за столы.  

Воспитатель. Тэмле булсын! Приятного аппетита!

Все. Спасибо! Рэхмэт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный досуг родителей с детьми старше-подготовительной группы «Вместе с мамой»

Совместный досуг детей и мам, посвященный Дню Матери.Основная цель мероприятия - способствовать сближению детей и родителей, а так же показать родителям, как можно весело и с пользой провести вре...

Интеллектуальный КВН с участием родителей в подготовительной группе «Вместе веселее»

Цель: создание условий для позитивного включения родителей в воспитательно-образовательное пространство.Задачи:Познакомить родителей с некоторыми способами работы с детьми по подготовке...

Гостиная для родителей в подготовительной группе «Вместе играем — речь детей развиваем»(Родительское собрание)

Гостиная  для родителей в подготовительной группе  «Вместе играем — речь детей развиваем»(Родительское собрание)...

Интеллектуальный КВН с участием родителей в подготовительной группе «Вместе веселее»

Цель: создание условий для позитивного включения родителей в воспитательно-образовательное пространство.Задачи:1. Познакомить родителей с некоторыми способами работы с детьми по подгото...

Досуг ко Дню Матери с участием родителей в подготовительной группе «Моя мама лучше всех»

Цель: воспитание в детях чувства любви и уважения к матери.Задачи: вызвать у детей желание делать приятное близким людям; дарить подарки, говорить добрые слова; учить элементам театрализации, выразите...

Интеллектуальный КВН с участием родителей в подготовительной группе «Вместе веселее»

Сценарий открытого занятия с участием родителей "КВН "Вместе веселее"" подготовительная группа...