«ПЕЧЬ-МАТУШКА»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Березенская Елена Андреевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ

К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pech-matushka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

НДОУ «Детский сад №17 ОАО «РЖД»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ

К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ПЕЧЬ-МАТУШКА»

Березенская Е.А.

г. Медвежьегорск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

в средней группе.

ТЕМА: «Печь - матушка».

ЦЕЛЬ:

  1. Развивать у детей живой интерес к русским народным сказкам, к их эмоциональному восприятию.
  2. Побуждать детей узнавать название сказки по отдельным отрывкам из неё.
  3. Привлекать детей к участию в играх-инсценировках по сюжетам знакомых сказок.
  4. Учить выразительно исполнять знакомые потешки, загадки.
  5. Познакомить детей с русской печью, назначением отдельных её частей (подпечка, лежанка, заслонка, труба).
  6. Воспитывать у детей приветливость, внимательность по отношению друг к другу, умение выслушать товарища.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

- «ложки» - подарки гостям;

- иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Маша и   медведь», «По щучьему веленью», «Теремок», «Колобок»;

- игрушка Жихарка;

- макет печи в «Горнице», ухват, чугунок, кочерга, ложки, заслонка;

-  кувшин с киселём, блины.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, посмотрите как я нарядилась сегодня. Как вы думаете, на кого я  похожа? Кто я сегодня? Почему вы так решили? Я надела юбку, фартук, платок и превратилась в бабушку. И не просто в бабушку, а в бабушку-загадушку. Вы-то умеете загадывать и отгадывать загадки? А гостям сможете загадать? Кто смелый – загадывайте!

     

Дети загадывают загадки гостям (ложечка – награда за ответ).

- Догадливые гости у нас сегодня, молодцы.

- Ребята, а теперь я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте в моей горнице. «Мать толста, дочь красна, сын – сокол в поднебесье ушёл». Кто нашёл отгадку? Почему вы решили, что это - печь? (печь, огонь, дым)

- В каждой избе раньше обязательно была печка. Её ласково называли «печь – матушка». Печь – это главное в русской избе. Как вы думаете, почему? Для чего нужна печка в избе? Про неё даже потешка есть. Вы знаете? Расскажите.

Наша барыня-сударыня толста и бела.

Щей да каши наварила, пирогов нам испекла.

- Всё-то вы знаете у меня, молодцы! Располагайтесь, ребята, около печки, присаживайтесь, а я вам загадку загадаю.

Наша толстая Федора

Наедается нескоро.

А зато, когда сыта,

От Федоры теплота. (печь)

- Правильно, и эта загадка про печку.

А сейчас я расскажу вам сказку.

Сказку старинную

Не короткую и не длинную.

А  вы слушайте, запоминайте,

Да из какой сказки – отгадайте.

     

Мальчик подходит к столу, раскладывает ложки, говорит:

«Эта ложка простая – Котова,

  Эта ложка простая – Петина,

  А эта ложка не простая, точёная, ручка золочёная.

 Это моя, никому её не отдам!»

   

Раздаётся стук, мальчик бросает ложки, убегает за печку.

- Вот так загадка! Целая сказка! Как же она называется? Куда спрятался Жихарка от лисы?

- Жихарка, правильно ребята отгадали?

   

 Бабушка-загадушка предлагает подойти к печке, найти подпечку, куда спрятался Жихарка от лисы. Дети находят там Жихарку – игрушку.

- Какой догадливый, сообразительный мальчик. Не зря про него говорят: «Маленький, да удаленький». Интересно, а знает ли он зачем нужна подпечка?

- Конечно, туда кладут дрова, кочергу, ухват.

     

Предлагаю посмотреть кочергу, и ухват, выясняю для чего они нужны.

- Про них тоже есть у меня загадки: «Чёрный конь скачет в огонь» (кочерга), «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт», «Людям отдаёт, а сам на отдых идёт» (ухват).

     Показываю, что за рога у ухвата. Что же он хватает?

- Ребята, Жихарка мне сказал, что в подпечке забыл свою книгу сказок с картинками. Он хочет посмотреть, знаете ли вы другие сказки, где есть печь. Как они называются и как в них печь помогала персонажам сказки. Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы узнаете сказку и найдёте к ней картинку. А Жихарка пока на печи посидит, на нас поглядит.

1. «Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок».

2. «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл».

3. «Сяду на пенёк, съем пирожок».

4. «Козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся».

5. «Вдруг откуда не возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли».

6. «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам».

7. «По щучьему веленью, по моему прошенью ступайте вёдра домой».

- Ребята, в какое же место пряталась Алёнушка с братцем Иванушкой? Да, туда, где дрова разжигают, ставят горшки, чугунки, чтобы суп, да кашу варить. А называется это место – под.

   

 Предлагаю поставить в под чугун при помощи ухвата.

- Ребята, вы помните, как Жихарка Лису в печь посадил? А почему же она не выскочила? Чем он закрыл под? (заслонкой) Давайте  и мы закроем заслонкой, чтобы щи да каша уварились, упарились. Пока обед готовится, нам и поиграть можно. Ведь ждать надо долго, и мы с вами можем немного поиграть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: на мотив русской народной мелодии «Ах вы сени…»; на полу разложен шнур в виде квадрата, вокруг него погремушки.

Стоит в поле теремок.

Дверь закрыта на замок.

В домике козлятки спят,

Сладко носики сопят.

Рано утром все вставали

Погремушки быстро взяли. (выходят из «дома» берут погремушки)

По лужайке зашагали.

А теперь мы побежим,

Погремушкой погремим.

Надо в круг теперь нам встать,

Погремушки показать. (погремушка вперёд – за спину)

Погремушки поднимаем,

А потом их отпускаем. (вверх – вниз погремушки)

Стали дружно приседать,

Погремушками стучать.

Будем ножки выставлять,

С погремушками играть.

     

Приглашаю зайти в «дом»:

Мои умные сыночки и послушненькие дочки,

Мама в лес густой пойдёт, вам покушать принесёт.

Дверь закройте на крючок, а то съест вас всех волчок.

- Ребята, пока мы с вами играли, Жихарка нас на печке дожидался. А как же это место на печке называется? Правильно – лежанка. Здесь можно полежать, погреться. Когда печь истопится, здесь очень тепло. Знаете, люди в старые времена даже лечились на печи: у кого косточки ноют, болят зубы – они на печи погреются, и всё пройдёт.

- А мы ещё про печку знаем шуточную песенку «Печь упала». Давайте споём.

- Ну, вот и обед готов, вы наверное уже проголодались? (достаю из печи угощенье – кисель с блинами)

Вот вам сказки хороши, а мне с печи калачи,

Три короба блинов, три мешка пирогов,

Да котёл киселя.

Ешьте, ребятушки, гости дорогие, да нахваливайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного предложения по приобщению к истокам народной культуры "Печь-матушка"

Тема занятия: «Печь – матушка».Образовательное предложение: приобщение к истокам народной культуры.Содержание: знакомство с печью - главной частью избы.Цель: формирование интереса к жизни, быту и трад...

Беседа.Тема - "Печь-матушка в русской избе".

Знакомство с русской избой и предметами обихода. Само устройство дома. У каждой вещи свое место и предназначение.Рассмотрим как разумно и по доброму он устроен....

"Печь - Матушка"

конспект НОД...

Конспект занятия "Печь - матушка"

Конспект занятия "Печь - матушка" по программе "В горнице моей" для детей средней группы...