«ПЕЧЬ-МАТУШКА»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ
К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pech-matushka.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
НДОУ «Детский сад №17 ОАО «РЖД»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ
К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ПЕЧЬ-МАТУШКА»
Березенская Е.А.
г. Медвежьегорск
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
в средней группе.
ТЕМА: «Печь - матушка».
ЦЕЛЬ:
- Развивать у детей живой интерес к русским народным сказкам, к их эмоциональному восприятию.
- Побуждать детей узнавать название сказки по отдельным отрывкам из неё.
- Привлекать детей к участию в играх-инсценировках по сюжетам знакомых сказок.
- Учить выразительно исполнять знакомые потешки, загадки.
- Познакомить детей с русской печью, назначением отдельных её частей (подпечка, лежанка, заслонка, труба).
- Воспитывать у детей приветливость, внимательность по отношению друг к другу, умение выслушать товарища.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
- «ложки» - подарки гостям;
- иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Теремок», «Колобок»;
- игрушка Жихарка;
- макет печи в «Горнице», ухват, чугунок, кочерга, ложки, заслонка;
- кувшин с киселём, блины.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, посмотрите как я нарядилась сегодня. Как вы думаете, на кого я похожа? Кто я сегодня? Почему вы так решили? Я надела юбку, фартук, платок и превратилась в бабушку. И не просто в бабушку, а в бабушку-загадушку. Вы-то умеете загадывать и отгадывать загадки? А гостям сможете загадать? Кто смелый – загадывайте!
Дети загадывают загадки гостям (ложечка – награда за ответ).
- Догадливые гости у нас сегодня, молодцы.
- Ребята, а теперь я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте в моей горнице. «Мать толста, дочь красна, сын – сокол в поднебесье ушёл». Кто нашёл отгадку? Почему вы решили, что это - печь? (печь, огонь, дым)
- В каждой избе раньше обязательно была печка. Её ласково называли «печь – матушка». Печь – это главное в русской избе. Как вы думаете, почему? Для чего нужна печка в избе? Про неё даже потешка есть. Вы знаете? Расскажите.
Наша барыня-сударыня толста и бела.
Щей да каши наварила, пирогов нам испекла.
- Всё-то вы знаете у меня, молодцы! Располагайтесь, ребята, около печки, присаживайтесь, а я вам загадку загадаю.
Наша толстая Федора
Наедается нескоро.
А зато, когда сыта,
От Федоры теплота. (печь)
- Правильно, и эта загадка про печку.
А сейчас я расскажу вам сказку.
Сказку старинную
Не короткую и не длинную.
А вы слушайте, запоминайте,
Да из какой сказки – отгадайте.
Мальчик подходит к столу, раскладывает ложки, говорит:
«Эта ложка простая – Котова,
Эта ложка простая – Петина,
А эта ложка не простая, точёная, ручка золочёная.
Это моя, никому её не отдам!»
Раздаётся стук, мальчик бросает ложки, убегает за печку.
- Вот так загадка! Целая сказка! Как же она называется? Куда спрятался Жихарка от лисы?
- Жихарка, правильно ребята отгадали?
Бабушка-загадушка предлагает подойти к печке, найти подпечку, куда спрятался Жихарка от лисы. Дети находят там Жихарку – игрушку.
- Какой догадливый, сообразительный мальчик. Не зря про него говорят: «Маленький, да удаленький». Интересно, а знает ли он зачем нужна подпечка?
- Конечно, туда кладут дрова, кочергу, ухват.
Предлагаю посмотреть кочергу, и ухват, выясняю для чего они нужны.
- Про них тоже есть у меня загадки: «Чёрный конь скачет в огонь» (кочерга), «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт», «Людям отдаёт, а сам на отдых идёт» (ухват).
Показываю, что за рога у ухвата. Что же он хватает?
- Ребята, Жихарка мне сказал, что в подпечке забыл свою книгу сказок с картинками. Он хочет посмотреть, знаете ли вы другие сказки, где есть печь. Как они называются и как в них печь помогала персонажам сказки. Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы узнаете сказку и найдёте к ней картинку. А Жихарка пока на печи посидит, на нас поглядит.
1. «Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок».
2. «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл».
3. «Сяду на пенёк, съем пирожок».
4. «Козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся».
5. «Вдруг откуда не возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли».
6. «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам».
7. «По щучьему веленью, по моему прошенью ступайте вёдра домой».
- Ребята, в какое же место пряталась Алёнушка с братцем Иванушкой? Да, туда, где дрова разжигают, ставят горшки, чугунки, чтобы суп, да кашу варить. А называется это место – под.
Предлагаю поставить в под чугун при помощи ухвата.
- Ребята, вы помните, как Жихарка Лису в печь посадил? А почему же она не выскочила? Чем он закрыл под? (заслонкой) Давайте и мы закроем заслонкой, чтобы щи да каша уварились, упарились. Пока обед готовится, нам и поиграть можно. Ведь ждать надо долго, и мы с вами можем немного поиграть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: на мотив русской народной мелодии «Ах вы сени…»; на полу разложен шнур в виде квадрата, вокруг него погремушки.
Стоит в поле теремок.
Дверь закрыта на замок.
В домике козлятки спят,
Сладко носики сопят.
Рано утром все вставали
Погремушки быстро взяли. (выходят из «дома» берут погремушки)
По лужайке зашагали.
А теперь мы побежим,
Погремушкой погремим.
Надо в круг теперь нам встать,
Погремушки показать. (погремушка вперёд – за спину)
Погремушки поднимаем,
А потом их отпускаем. (вверх – вниз погремушки)
Стали дружно приседать,
Погремушками стучать.
Будем ножки выставлять,
С погремушками играть.
Приглашаю зайти в «дом»:
Мои умные сыночки и послушненькие дочки,
Мама в лес густой пойдёт, вам покушать принесёт.
Дверь закройте на крючок, а то съест вас всех волчок.
- Ребята, пока мы с вами играли, Жихарка нас на печке дожидался. А как же это место на печке называется? Правильно – лежанка. Здесь можно полежать, погреться. Когда печь истопится, здесь очень тепло. Знаете, люди в старые времена даже лечились на печи: у кого косточки ноют, болят зубы – они на печи погреются, и всё пройдёт.
- А мы ещё про печку знаем шуточную песенку «Печь упала». Давайте споём.
- Ну, вот и обед готов, вы наверное уже проголодались? (достаю из печи угощенье – кисель с блинами)
Вот вам сказки хороши, а мне с печи калачи,
Три короба блинов, три мешка пирогов,
Да котёл киселя.
Ешьте, ребятушки, гости дорогие, да нахваливайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательного предложения по приобщению к истокам народной культуры "Печь-матушка"
Тема занятия: «Печь – матушка».Образовательное предложение: приобщение к истокам народной культуры.Содержание: знакомство с печью - главной частью избы.Цель: формирование интереса к жизни, быту и трад...
Беседа.Тема - "Печь-матушка в русской избе".
Знакомство с русской избой и предметами обихода. Само устройство дома. У каждой вещи свое место и предназначение.Рассмотрим как разумно и по доброму он устроен....
"Печь - Матушка"
конспект НОД...
Конспект занятия "Печь - матушка"
Конспект занятия "Печь - матушка" по программе "В горнице моей" для детей средней группы...