Рассказывание казачьей сказки Виноградная лоза.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Непосредственно-образовательная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_neposredstvenno.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема непосредственно-образовательной деятельности:
«Рассказывание казачьей сказки "Виноградная лоза"».
Программное содержание: познакомить детей с казачьим творчеством. Способствовать пониманию мудрости казачьей сказки. Сопоставить идею сказки с пословицей «Глупость и гордыня растут на одном дереве»; закрепить знания детей об истории казачества, их деятельности на Ставрополье; воспитывать у детей интерес к казачьим сказкам, дружелюбие.
Предварительная работа: чтение казачьих сказок, пословиц и поговорок.
Словарная работа: станица, казачины, ретивый, мундир, булат, казистый, осанистый, лоза.
Оборудование: книга «Казачьи сказки», иллюстрации к ней, музыкальный центр, диск с музыкой и песнями казаков.
Ход занятия
Звучит казачья песня «Ой, при лужку, при лужке».
Воспитатель. Ребята, вы уже слышали казачьи сказки? Вспомните, о чем или о ком в них говорилось? Как вы думаете, почему эти сказки называют казачьими?
- Правильно, их сочинили сами казаки и передавали из уст в уста своим потомкам - казакам, которые и до нас донесли эти сказки.
- Что казаки считали самым важным в человеке и говорили об этом в своих сказках?
- Верность, бесстрашие, честность, дружбу, любовь к родному краю.
- Сейчас послушайте казачью сказку «Виноградная лоза».
Рассказывание сказки (в ходе рассказывания пояснять трудные слова: ретивый, булат, лоза, казистый и др.):
«В одной станице жила-была девица по имени Полина. До чего ж красовитая! И гордейка татя, что свет не видывал. А во всякой гордости черту много радости.
Сколько она молодых парней сгубила, трудно и сосчитать. Казачины в летах, особенно вдовые, и те пытались счастья у нее искать. Да где там! Как только казак начинает около ее окон ходить, глаза мозолить, она ему сразу задачку неисполнимую задает. Разводит руками казак: мыслимо ли дело такой каприз сполнитъ. А она смеется: любишъ-де-сполнишъ. Посмотрим, какая твоя любовь на проверку выйдет. Взыграет в казаке ретивое. Кровь в лицо кинется. Казак - он и есть казак. Он не мужик: для него девица-крепость, ее надо завоевать или голову сложить.
И все: пропал казак.
А Полина новые каверзы придумывает. Одна хлеще другой. Откель они ей в голову приходили. Вот такая была девица: черта слопает да лешаком закусит и не поперхнется.
Приехал тут в станицу один пронзительный офицер. Встал на постой. Видать, ему паек хороший шел, вот и баловался с девками. Словесами их улещивал да охаживал. А девки, известное дело, глупы, как перепелки, на разговор идут.
Повстречал он случаем Полину, и язык у него к небу прилип. Хочет что-то сказать. Запинается. Слова свои ситцевые подрастерял. Стоит перед Полиной дурак дураком. С таким-то и разговаривать зазорно.
Засмеялась Полина.
- Эк, вас проняло. И пошла дальше.
А офицер к себе побег. Надел для пущей помпы новый мундир. И к Полине направился.
Руку с сердцем предлагать. Перед ней любезностями рассыпается. Ножкой шаркает.
Полина ему и говорит:
- Что бестолочь сыпать. Мужество свое изощрить не хотите ли?
- С первым удовольствием.
- Ну. Слушайте тогда задачку...
В тот же день уехал офицер. Только его и видели. Как в воду канул.
Раз встречает Полину подружка. Вместе когда-то хороводили да венками менялись. Та уж замужем давно. Сын ее, Афоня, у подола вертится. Подружка говорит:
- И старость тебя не берет. Смотри, как я усохла. Засмеялась Полина, собой довольна.
- Шелк не рвется, булат не сечется, красное золото не ржавеет.
- Все до поры, - говорит подруга, - вянет и красный цвет. Нечего капризы, выставлять. Наше дело - детей рожать. Пора тебе и преклониться к кому-нибудь.
- А я, - говорит Полина, - твово Афоню обожду. Покеда подрастет. К нему и преклонюся.
Глянула мать на своего сынка. И сердце обмерло. Таращится он на Полину во все глаза. Схватила она его на руки и в бега вдарилась. От Полины подалее.
А та руки в боки и хохот.
С тех самых пор Афоня все норовил около Полининого дома играться. Смеялась Полина, вона мой жених хворостину оседлал, на мои окошки поглядывает.
Смех смехом. А время шло. Не шло - летело. Вошел Афоня в возраст. Пришла и его пора у Полины счастья спы-татъ. Надел он чистую рубаху. Голову маслом помазал. Волосы расчесал гребешком. И к Полине объявился.
Смотрит она на Афоню. Экий казачина вымахал. Казистый да осанистый. Пригож. Чего тут говорить. Пробежала у Полины по сердцу дрожь. А чего бы вдруг?
- Свататься, знать, пришел?
- Ага, свататься, - отвечает Афоня. - Давай свою задачу.
- А сполнишь?
- Сполню. Нет мне отступу.
- Тогда слушай, - говорит Полина. Слыхала я от знающих людей, что произрастают на Кавказе ягоды чудные, воиногра-дарьем зовутся. Добудешь - мы с тобой тотчас оженимся.
Ушел Афоня.
И сгинул. Ни слуху о нем, ни духу.
Затомилась Полина. Первый раз в жизни пшкое. По ночам не спит, в постели мечется.
Думает: «Рок мне такой выпал, иль я его сама себе придумала».
А тут один за другим Афонины родители сошли в могилу.
Собралися казачки в круг. Лопнуло их терпение. Стали совет держать. Кричат:
- Ей-то полгоря, а нам каково? Была бы война, а то так, не за ломаный грош извела казаков. Обуздать ее так, чтоб лихоматом ревела.
Порешили бабы согнать Полину со станицы. И каменьями побить.
Решили - так и сделали.
Идет Полина по дороге побитая, живого места на ней нету. Видит, под курганом человек лежит. И ворон над ними вьется. Подошла поближе, а это Афоня, друг ее сердечный, весь изранетый. Жизнь его, похоже, к концу подходит.
Заплакала Полина. Голосом завыла. Припала к Афоне. Впервые за многие годы жаль ее так разобрала. Он ей и говорит:
- Сполнил я-таки твою задачку. Вытащил из запазухи веточку сухую.
- Если, - говорит, - эту веточку посадить, на ней ягодка сладкая вырастет.
И в беспамятство впал.
Огляделась Полина, сушь окрест стоит несусветная. В груди тоска неразмытая. Жар на нее навалился. Голова закружилась. Прилегла она рядом с Афоней, словно в бреду.
Долго ли, коротко ли времени прошло, очнулся Афоня. Над ним виноград гроздьями висит. Неподалеку родник бьет. Видит, девчушка у лозы стоит, ягоды на нитку нанизала да на шею свою вместо бус навесила.
- Ты кто такая? - спрашивает ее Афоня.
- Я не тутошняя, - отвечает девчушка. - Я зашедшая. Издалека.
- Ты здеся никого не видала?- спрашивает Афоня.
- Не-ка, не видала, - отвечает девчушка. Привстал казак. К осени дело идет. Полынь дух свой
отдает. Да такой горьковатый, что печалит сердце.
- Ты кушай ягодку, - говорит Афоня, - дюже она вкусна».
После рассказывания - показ иллюстрации к сказке (девушка склонилась над лежащим на земле казаком, в руках у которого виноградная лоза). Показывая эту
иллюстрацию вновь обратиться к тексту, повторить эпизод встречи героев. Вопросы:
- Как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились?
- Чему учит нас эта сказка?
- Как могла бы поступить Полина, чтобы не случилось столько несчастья?
- О чем говорит пословица «Глупость и гордыня растут на одном дереве»?
- Можно было бы рассказать эту пословицу Полине?
- Как можно продолжить эту сказку?
Дети предлагают свои варианты окончания казачьей сказки.
Прослушивание казачьей песни «Между серыми камнями».
Организация казачьей игры «Молчан»: один из играющих становится впереди, смотря на всех серьезно. Каждый из играющих старается рассмешить его, для чего подходит к нему и говорит что-нибудь смешное. Если удалось ему рассмешить, то, не выдержавши роли, он удаляется из игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гимнастика пробуждения утром по программа Ефименко Н.Н. по казачьим сказкам
Сказки казаков можно не только слушать, смотреть , но и рассказывать с помощью физических упражнений....
горизонтальный пластический балет по казачьим сказкам
Это новая форма физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Красивая музыка, пластичные оздоровительные движения -всё это положительно влияет на состояние здоровья дошкольника....
"Казачьи сказки"
НОД "Казачьи сказки" приобщает детей к традициям Кубани и направлена на развитие духовно-нравственное воспитание детей....
Казачья сказка «История одного виноградника»
История самого старого виноградника...
Мини - игра "Фея виноградной лозы"
Мини - игра "Фея виноградной лозы"...
Аппликация "Виноградная лоза"
Цели: Совершенствование творческих способностей детей.Задачи:Образовательные: новые приемы работы с бумагой;II. Коррекционно – развивающие:1) Активизировать развитие ...
Конспект непосредственно образовательной деятельность по ознакомлению с окружающим "Виноградная лоза!.
Лоза винограднаяЦель: уточнить и расширить знания детей о винограде и виноградарстве.Задачи:Обучающие: расширение словарного запаса, умение правильно и грамотно строить предложения, понимать...