Воспитание основ этнотолерантности у детей среднего дошкольного возраста.
статья по теме
Приобщить детей среднего дошкольного возраста к культуре разных народов и начать воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №87
Воспитатель I категории
Шакурова Ю.В.
Воспитание основ этнотолерантности у детей среднего дошкольного возраста.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.
Понятие толерантности звучит следующим образом: «...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».
Толерантность имеет социально активную окраску и рассматривается как условие успешной социализации. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Челябинская область, как и Россия в целом, многонациональна, многокультурна, многоязычна. На ее территории проживают представители более 130 национальностей. Златоуст не является исключением, на территории города проживают русские, татары, башкиры, украинцы, белорусы, армяне, таджики и другие народы. Это и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения региональной и национальной идентичности, определяющей уровень социокультурного развития. В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкирин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Отношение к окружающим начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет. Оно основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и некоторой бестактности, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития.
Таким образом, толерантность - проблема педагогическая и воспитание толерантности нужно начинать еще у дошкольников, чтобы не упустить момент формирования мировоззрения, принципов, ценностей и жизненных установок.
Фольклор в воспитании толерантности у детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Поэтому в работе важно использовать чтение сказок народов разных национальностей, поговорок, пословиц, закличек, слушание музыкальных произведений, просмотр тематических мультфильмов, знакомить детей с национальными танцами разных народов, играть в подвижные национальные игры.
Работа по воспитанию у дошкольников этнотолерантности имеет ряд преимуществ. В ее процессе, мы:
- Воспитываем у детей уважение к другим народам, населяющим город.
- Развиваем, углубляем представления о людях разных национальностей, живущих в нашем городе, расширяем кругозор дошкольников.
- Воспитываем у детей интерес к познанию другой культуры.
- Приобщаем дошкольников к познанию прошлого и настоящего своей культуры, воспитываем интерес к традициям своего народа.
Цель работы: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи работы:
- Познакомить детей с родным городом, государственной символикой, основными достопримечательностями.
- Расширить знания о жизни людей, живущих в Златоусте, их обычаях, традициях, фольклоре.
- Познакомить с национальной одеждой народов города Златоуста.
- Дать представление о национальных жилищах, национальных блюдах и музыкальных инструментах татар, башкир, русских.
- Приобщать детей к разным национальным играм.
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Для того, чтобы работа по воспитанию этнотолерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Комплексно-тематическое планирование представлено в таблице 1.
Таблица 1
Комплексно-тематическое планирование
(средний дошкольный возраст)
Месяц | Тема и цель организованной образовательной деятельности | Образовательные области | Форма работы | Результат |
Октябрь -ноябрь | Тема: «Мой город Златоуст». Цель: познакомить детей с понятием «город», уточнить знания об основных достопримечательностях, учить узнавать их на фотографиях. Познакомить с государственной символикой города (герб, флаг). Воспитывать любовь и бережное отношение к дому, улице, городу. | Познавательная Социально-коммуникативная Речевая | - беседа; - презентация «Мой город»; - чтение стихов о городе; -дидактические игры. | Создание в группе уголка «Мой Златоуст», картотека достопримечательностей города. Альбом «Родной город». Д/и «Собери герб (флаг) Златоуста». Изготовление семейных альбомов «Моя семья». |
Тема: «Жители города». Цель: познакомить детей с народами, проживающими в Златоусте, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к людям разных национальностей | Познавательная Социально-коммуникативная Речевая Физическая | - беседа; - тематическая экскурсия в библиотеку; -дидактические игры. | Создание мини-музея, д/и «Определи национальность и найди картинку». Картотека «Народные игры», Альбом «Сказки народов Златоуста», д/и «Одень куклу в народный костюм». | |
Декабрь - январь | Тема:«Русский национальный костюм». Цель: познакомить детей с бытом и традициями русского народа, с отдельными элементами народного костюма (женского и мужского), обогащать и активизировать словарь детей (сарафан, рубаха, кокошник, кушак, косоворотка, лапти, тулуп), Продуктивная деятельность Тема: «Укрась русский национальный костюм». Цель: рассказать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма. Воспитывать интерес к прошлому русского народа. Расширять кругозор, развивать любознательность. Обогащать и активизировать словарь детей. (Сарафан, кокошник, лапти, орнамент, кушак.) | Познавательная Социально-коммуникативная Речевая Художественно-эстетическая Речевая Художественно-эстетическая | -беседа -показ картинок, иллюстраций -презентация «Русский национальный костюм»; -разучивание русских народных игр «Горелки», «Ваня, Ваня - простота» и др. Художественное творчество (рисование). | Изготовление русских национальных кукол – хороводница, куклак, лихоманка, пеленашка. Кукла в русском национальном костюме. Выставка детских работ для родителей. |
Тема: «Русская изба».
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей; развивать художественно-творческие способности детей. | Познавательная Социально-коммуникативная Речевая Художественно-эстетическая | -беседа; -презентация «Русский быт»; -показ картинок, иллюстраций; -чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок; -отгадывание загадок; -просмотр русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; -просмотр русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», которая поможет утвердиться в необходимости дружить и беречь дружбу; -сладкий час «Посиделки вокруг самовара». | Д/и «В русской избе», презентация «Русский быт», д/и «Назови предмет быта». Картотека русских пословиц и поговорок. | |
Тема:«Русский народный инструмент – балалайка». Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами (ложки, трещотка, гусли), познакомить с историей русского народного инструмента-балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора. | Познавательная Речевая Художественно-эстетическая | -беседа; -показ народных инструментов; -презентация «Русские музыкальные инструменты»; -слушание звучания народных инструментов; -просмотр русского народного танца «Калинка». | Пополнение мини-музея народными инструментами: ложки, бубен, трещотка, балалайка. Д/игра «Назови инструмент». Д/и «Угадай, что звучит?». | |
Февраль – март | Тема: «Татарский национальный костюм». Цель: познакомить детей с татарской народной одеждой, украшениями и головными уборами. Воспитывать уважение к мастерам народного искусства, традициям и культуре татарского народа. Обогащать и активизировать словарь детей (калфак, тюбетейка, комзол, ичиги). Разучить татарскую народную игру «Тюбетейка». Продуктивная деятельность Тема: «Украшение скатерти татарским узором». Цель: обучать детей выполнять композицию в виде татарского орнамента способом накладной аппликации. Формировать самостоятельность и творчество детей при создании коллективной работы. Способствовать развитию художественного вкуса. | Познавательная Речевая Социально-коммуникативная Физическая Художественно-эстетическая Социально-коммуникативная | -познавательная беседа; -презентация «Татарский национальный костюм»; -игры дидактические и подвижные; -рассматривание тематических картинок -разучивание татарских народных игр «Тюбетейка», «Спутанные кони». Художественное творчество (аппликация) | Кукла в татарском национальном костюме; картинки с отдельными элементами костюма; картотека подвижных татарских народных игр; татарские народные сказки. Выставка для родителей. |
Тема: «Татарская срубная изба и национальное блюдо». Цель: Познакомить детей с традиционным жилищем татар. Рассказать и показать, как выглядит изба внутри, что делают люди, чтобы было удобно жить. Дать представление о некоторых предметах татарского быта (казан, большие чаши - чара). Рассказать о национальном блюде – чак-чак и беляши. | Познавательная Социально-коммуникативная Речевая | -познавательная беседа; -презентация; -рассматривание тематических картинок ; -дегустация татарского блюда – чак-чак; -чтение татарских народных сказок; -просмотр татарской народной сказки «Приключения Сабантуя». | Набор тематических картинок. Пополнение мини-музея группы татарскими предметами быта. | |
Тема: «Татарские народные музыкальные инструменты». Цель: познакомить детей с татарскими народными инструментами (кубыз, мандолина и курай); воспитывать интерес к народной культуре; учить различать инструменты по звучанию. | Художественно-эстетическая Социально-коммуникативная Познавательная | - беседа; -рассматривание картинок с музыкальными инструментами; -слушание звучания татарских народных инструментов; -просмотр татарского народного танца. | Презентация «Татарские музыкальные инструменты». Набор картинок с изображением музыкальных инструментов. | |
Апрель – май | Тема: «Башкирский национальный костюм». Цель: Познакомить детей с особенностями национальной одежды. Воспитывать чувство уважения и симпатии к людям разных национальностей. Развивать умение видеть красоту национальных костюмов. Обогащать словарь детей (камзол, бишмэт-халат, малахай-меховая шапка, кашмау-женский головной убор, тюбетейка). Выучить башкирскую народную игру «Юрта». Продуктивная деятельность Тема: «Башкирский палас». Цель: Расширять представление детей о быте башкирского народа. Учить украшать коврики элементами башкирского орнамента. Закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницами. Развивать чувство цвета, радостное настроение. | Познавательная Социально-коммуникативная Речевая Физическая Художественно-эстетическая Социально-коммуникативная | -познавательная беседа; -рассматривание тематических картинок; -рассматривание куклы в национальном костюме; -презентация «Башкирский национальный костюм; -разучивание башкирских народных игр «Юрта», «Медный пень». Художественное творчество (аппликация) | Пополнение мини-музея группы. Кукла в башкирском национальном костюме. Набор картинок с элементами костюма. Картотека башкирских народных игр и сказок. Выставка для родителей. |
Тема: «Башкирская юрта. Национальное блюдо башкир». Цель:продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи. Дать детям элементарное представление о жилище башкир – юрта. Показать характерные особенности украшения юрты. Рассказать о башкирском национальном блюде – бешбармак. | Познавательная Социально-коммуникативная Художественно-эстетическая Речевая | -познавательная беседа; -презентация; -рассматривание тематических картинок; -дидактические и подвижные игры; -просмотр башкирской народной сказки. | Д/и «Собери юрту». Набор тематических иллюстраций. Презентация по теме. | |
Тема:«Башкирские народные музыкальные инструменты». Цель: познакомить детей с башкирскими народными инструментами (думбыра, кубыз, курай, ятага); Обогатить словарный запас музыкальными терминами. Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию. | Художественно-эстетическая Речевая Социально-коммуникативная Познавательная | -познавательная беседа; -рассматривание картинок с музыкальными инструментами; -слушание звучания башкирских народных инструментов; -просмотр башкирского народного танца. | Презентация «Башкирские музыкальные инструменты». Набор картинок. |
Эффективность воспитания основ этнотолерантности у детей среднего дошкольного возраста не возможно без сотрудничества с родителями воспитанников.
Работа с родителями включала в себя разные формы: родительские собрания, консультации, стендовая информация, совместные праздники, тематические беседы. Родители принимали участие в разработке некоторых дидактических игр для детей, в пополнении мини-музея группы, в организации сладкого часа «Посиделки вокруг самовара», участвовали в мероприятии «Встречи с интересными людьми», помогали организовать выездные экскурсии, принимали участие в совместном празднике «Масленница».
Подводя итоги нашей работы можно сделать вывод, что реализация работы способствует расширению представления детей о родном городе, о многообразии народов, проживающих на территории города Златоуста, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов разных национальностей. Комплекс мероприятий поможет разбудить интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к культуре разных народов дает возможность начать воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность.
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Тем самым мы «закладываем» в детей основы толерантной личности.
Индивидуальные беседы, проведенные с детьми в конце работы, показали следующие результаты:
- дети знают название, государственную символику, основные достопримечательности родного города;
- знают и называют предметы национальной одежды людей, проживающих на территории города;
- имеют представление о жилищах, предметах быта, национальных блюдах, музыкальных инструментах коренных жителей Златоуста (татар, башкир, русских);
- умеют и с удовольствием играют в подвижные игры разных народов;
- в группе создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и сочувствия, что способствует развитию толерантности, духовному, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.(см Приложение 1).
Список литературы
- Адамьянц, Т. З. Толерантность: нейтральность или определённость //Власть. – 2012. - № 4. – С.82
- Асмолов, А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. -№ 11-12.- С.32-35.
Богданова, С.Г. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры [Электронный ресурс]/С.Г. Богданова. – Социальная сеть работников образования. – URL:http://nsportal.ru/
- Блохина, Л.А. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников[Электронный ресурс]/Л.А. Блохина. - Социальная сеть работников образования. – URL:http://nsportal.ru/
- Котелянец, Ю. С. Характеристика толерантности как педагогического понятия [Электронный ресурс] / Ю. С. Котелянец // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 156-160.- URL: Научный журнал «Молодой учёный» http://www.moluch.ru/
- Макарова, Т.В. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации [Текст]/ Т.В. Макарова, Г.Ф. Ларионова – М.: ТЦ Сфера, 2008. -80 с. – (Программа развития)
Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/М.Н. Мельников – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
- Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред.М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357с.
- Толерантность и культура межнационального общения [Текст]: Учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). – Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. – 307 с.
Я – Златоустовец. Дошкольное образование: сборник дидактических и методических материалов/Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – Златоуст,2013г. – 70с.
Приложение 1.
Выявление уровня этнотолерантности у детей среднего дошкольного возраста.
Цель: определить представления детей о родном городе – Златоусте, о национальностях, проживающих в городе людей, о культурных особенностях их жизни. Определить отношение ребенка к людям других национальностей.
Вопросы к ребенку (индивидуальная беседа):
1. Знаешь ли ты, как называется наш город?
2. Как называют людей, проживающих в нашем городе?
3. Люди, каких национальностей проживают в нашем городе?
4. Кто ты по национальности?
5. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? (показать картинки).
6. Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности?
7. В какие игры бы ты поиграл с детьми другой национальности?
8. Хотел бы ты научиться играть в игры других народов?
9. Хотел бы ты послушать сказки других наров?
В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, стремление к получению новых знаний…)
1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
2 балла – представления о городе, о национальностях, проживающих в городе находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.
3 балла – представления более полные, но достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы.
2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных национальностей, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
1 балл – интерес отсутствует, часто проявляется сдержанно – негативное отношение к людям национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с детьми другой национальности.
2 балла – отношение к сверстнику национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с детьми другой национальности.
3 балла – интерес к представителям других национальностей выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей).
Уровни этнотолерантности.
Дети с низким уровнем этнотолерантности, который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, то есть они ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожие на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно – негативное отношение к другим.
Дети с допустимым уровнем проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне, что выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошкольников показывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления.
У детей с оптимальным уровнем этнотолерантности (в условиях систематической работы) проявляются установки на перцептивном, когнитивном и эмоционально – оценочном уровнях и в элементах поведенческого компонента. Знания у этих детей о национальных культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться со взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматриваю картинки, сами задают вопросы. Познавательный интерес к сверстнику другой национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив. Отвечая на вопросы, дети этой подгруппы ориентируются в основном на внешние различия. Отношение к сверстникам другой национальности строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведении. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через краеведческую работу»
Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет «малая Родина». Как же сделать так, чтобы любовь к малой Родине, к родному городу, его людям, гордость за то, что живешь в самом лучшем, лю...

Сборник сюжетно – ролевых игр как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста
Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...

"Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста"
Bсем известно, что детство это самый уникальный период в жизни человека, ведь именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, закладываются основы мировоззрени...

Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста
Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...

«Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста» Проект по экономическому воспитанию дошкольников
laquo;Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста»Проект по экономическому воспитанию дошкольников...

Мастер-класс "Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности детей среднего дошкольного возраста через кейс-технологии"
Цель: Создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи: ...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматривается комплекс мероприятий, направленный на воспитание основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста: представлен блок занятий по теме «Богатыри земли р...