Специфика игровой деятельности современных мальчиков и девочек.
занимательные факты на тему
Игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой.
Источником игровых сюжетов мальчиков являются мультфильмы, кинофильмы, книги и даже реклама.Мальчики не проявляют ярко выраженного интереса к миру людей, но профессиональные и деловые (предметные) отношения мальчики вводят в игровые действия.
У девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от взрослых и семьи. Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады и триады. В играх девочки осваивают эталоны взаимоотношений, отождествляют себя с другими людьми и героями, передают отношения, характерные для выбранной роли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_igrovoy_deyatelnosti_sovremennykh_malchikov_i_devochek.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика игровой деятельности современных мальчиков и девочек.
Согласно теоретическим позициям отечественной возрастной психологии, ведущей деятельностью дошкольника является ролевая игра. Именно в этой деятельности складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольного поведения детей — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче выделяется ребенком в игре. Л.С. Выготский называл игру "школой произвольного поведения".
Одним из главных положений концепции игры выдающегося теоретика и исследователя игровой деятельности детей Д.Б. Эльконина является утверждение о ее социальной природе. Он многократно и убедительно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Эти положения стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника.
Однако исследования игры Даниила Борисовича проводились в 60-70 годах, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в нашем обществе, в отношениях между людьми и в условиях жизни детей. Эти изменения не могли не отразиться на игре детей. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, по крайней мере, по следующим причинам.
Во-первых, особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр.
Во-вторых, игра, в силу ее особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого этого общества.
В-третьих, анализ современного состояния игровой деятельности ребенка чрезвычайно важен для дошкольного воспитания, для построения новых методов педагогики игры.
Однако, родители и воспитатели отмечают, что за последнее десятилетие произошли определенные изменения в играх дошкольников.
Наиболее явное изменение в том, что дети стали меньше играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Выяснить отношение ребёнка к игре помогают такие вопросы:
— какие игры ты знаешь и во что любишь играть?
— знаешь ли ты правила своей любимой игры?
— можно ли нарушать правила игры?
— что будет, если нарушить правила?
Согласно Д.Б. Эльконину, правило (или правильная последовательность действий) является смысловым центром игры. Последовательность действий, которую сознательно и добровольно берет на себя ребенок, имеет для него как бы силу закона, которому он должен подчинять свои действия. Взяв на себя роль в игре, ребенок принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Однако именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие. По словам Л.С. Выготского, игра - это "правило, ставшее аффектом". Именно поэтому игра дает ребенку "новую форму желания" и новую форму отношения к действительности. Следовательно, для оценки уровня развития игровой деятельности отношение ребенка к игровому правилу имеет первостепенную роль.
На современном этапе отражение в играх представлений о мире, о людях разных профессий, их взаимоотношениях и способах поведения в различных ситуациях невозможно без соответствующей предметно- пространственной среды, наполненной адекватными игрушками.
Следует заметить, что игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой.
Источником игровых сюжетов мальчиков являются мультфильмы, кинофильмы, книги и даже реклама. Мальчики не проявляют ярко выраженного интереса к миру людей, но профессиональные и деловые (предметные) отношения мальчики вводят в игровые действия. Их игры более действенны и предметны, чем у девочек. Они выбирают конструктор и зодчество из строительного материала, игрушки, изображающие транспорт и технику, сборно- разборные игрушки, заготовки и полуфабрикаты для игрушек- самоделок . В игре мальчик выполняет две функции: играет свою роль и контролирует своё поведение. Для мальчиков значимым фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности. В группе мальчик приобретает мужские черты: ответственность, умение преодолевать страх, надёжность, умение взять на себя трудности и защитить слабого.
У девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от взрослых и семьи. Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады и триады. В играх девочки осваивают эталоны взаимоотношений, отождествляют себя с другими людьми и героями, передают отношения, характерные для выбранной роли. Девочки в своих играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед и во всех этих ситуациях охотно общаются с подружками и куклами. В этих играх закладываются и развиваются основы нравственности девочек: верность, доброжелательность, терпеливость, уважение к мальчикам (мужчинам). Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы и стабильны, чем у мальчиков.
В играх мальчиков увлекает сам сюжет, действия героев, а для девочек наибольший интерес и несомненную ценность представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, производящих бытовую и эмоциональную атмосферу.
Период активного развития сюжетно- ролевых игр- это время самоопределения каждого ребёнка в системе полоролевых стандартов и отношений.
Современные исследования (Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н) показали, что сюжетно- ролевые игры- оптимальный способ преодоления негативных ролевых стереотипов детей, возможность получить разноплановый опыт игрового взаимодействия как мальчиком, так и девочкой.
Игровые предпочтения дошкольников.
- На 1 месте-Подвижные игры:
- прятки
- салочки
- кошки-мышки
- все остальные подвижные игры (жмурки, вышибалки, прыгалки, замиралки и пр.)
- на 2 месте- ролевые игры:
- "дочки-матери" ("куклы Барби" ), показ мод, модели, кафе, супермаркет ( девочки.)
- У мальчиков наиболее популярны игры в машинки, пожарных, спасателей, такси, МЧС, мастерскую
- «магазин», «больница», «роботы», «школа».
- Третье место по популярности у детей занимают настольные и спортивные игры :
- настольно-печатные игры
- конструкторы, мозаики, шашки, карты.
- компьютерные игры для дошкольников (Денди, Тетрис, Марсиане),
- Четвертая , самая малочисленная но самая разнообразная группа- игры-драматизации. Здесь наряду со старинной Красной Шапочкой и Гусями-Лебедями значительное место занимают весьма экзотические современные сюжеты, заимствованные в основном с телевизионного экрана ( Человек- паук, Трансформеры, Ниндзя, Винкс и др.)
Подготовила: Малахова Ольга Александровна,
педагог- психолог МКДОУ «ЦРР-д/с№4»
п.г.т.Анна Воронежская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в сов...
Во что и как играть современным мальчикам и девочкам
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игрово...
интегрированная образовательная деятельность "О мальчиках и девочках"
формирование понятий двухлетних детей о различии между мальчиками и девочками....
Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "
Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "...
Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе в условиях реализации ФГОС ДО
Аннотация: автор описывает роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. В статье выделены музыкальные умения, формируемые с помощью игровой деятельности для каждого из ...
Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе в условиях реализации ФГОС ДО
Аннотация: автор описывает роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. В статье выделены музыкальные умения, формируемые с помощью игровой деятельности для каждого из ...
Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "
Игровая деятельность имеет важное значение в развитие ребёнка. Игра способствует обогащению чувственного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи, в не...