нравственно-патриотическое воспитание. Региональный компонент. "Моя родная Власиха" http://festival.1september.ru/articles/651594/
проект по теме
Д.С.Лихачёв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_patrioticheskoe_vospitanie.doc | 56.5 КБ |
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.pdf | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание.
Региональный компонент.
Опыт работы «Моя родная Власиха».
Слайд 2
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит
в любовь к своему государству, к его истории,
его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Слайд 3
Актуальность:
Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.
Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство, преданность своему народу. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, чем живёт она в настоящее время, кто обеспечивает условия жизни в настоящий момент. Мы живём в непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины пустую банку, оставить кучу мусора на берегу озера или в подъезде, пройти мимо чужого несчастья, лишь бы это не коснулось тебя.
Для того, чтобы сохранить духовность, выбрать нужные ориентиры в жизни, необходимо научить детей любить свою Родину. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, и понимаешь. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается, через знание истории своего народа. С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство- любовь к своему Отечеству.
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре, поэтому основными задачами, которые ставит перед собой коллектив ДОУ:
- На примере ближнего и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему создать своё место в нём;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Развитие интеллекта ребёнка, формирование образно-наглядного мышления, творческих способностей, элементов самостоятельности, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе, к людям, своему посёлку;
- Способствование физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;
- Ориентироваться в природе и социальной среде обитания.
Слайд 4
Для решения этих задач было выделено несколько направлений:
- Духовно-нравственное воспитание (занятия, исторические события, экскурсии, праздники):
- Страницы истории (знаменательные даты, страницы истории, известные люди, тематические праздники);
- Краеведо – туристическая деятельность (достопримечательности, памятники, флора и фауна, региональные особенности);
- Социальное окружение (шк. Гармония, библиотека «Компас», шк.им. А.С.Попова, ГИБДД, ЦДТ «Созвездие», труд взрослых);
Работа ведётся систематически, ежегодно совершенствуясь.
Слайд 5
Духовно-нравственное воспитание - это развитие личности ребенка, направленное на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. В наши дни Российское общество переживает не лучшие времена. Страшные слова: наркомания, проституция, криминальные сообщества, терроризм - стали к сожалению привычными, повседневными. Бездуховность – коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа…
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
Слайд 6
Работа ведется под патронажем Храма Ильи Муромца:
- православные праздники в детском саду (Рождество, Пасха);
- встречи со священнослужителем;
- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании (изобразительная деятельность);
- подбор литературы и пособий для работы с детьми;
- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании (народные традиционные игры);
-экскурсии;
- участие в благотворительных акциях.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Все мероприятия в нашем ДОУ проходят только с согласия родителей.
Слайд 7
Страницы истории (знаменательные даты, история, известные люди, тематические праздники) - воспитание на конкретных событиях, героических примерах, истории России и нашего посёлка.
Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям путём приобщения к историческому наследию.
Основные задачи:
- воспитывать уважение к своему народу;
- воспитание гражданско-патриотических чувств через подвиг;
- связь исторического прошлого с настоящим;
- культурно-историческое наследие нашего посёлка.
Слайд 8
Работа ведётся по таким разделам:
- история нашего посёлка (материал взят с официального сайта городского округа Власиха [http://vlasiha-zato.ru/], адаптирован для детей дошкольного возраста, фотографии предоставили родители);
- экскурсии по историческим объектам;
- праздники 9 Мая (с приглашением ветеранов, литературных героев ВОВ);
- праздники 23 февраля с привлечением родителей (спортивные, тематические);
- объекты нашего города, названные в честь героев (улицы, дома);
- экскурсии (к памятнику Маршала Жукова, экскурсия в музей РВСН;
- день памяти 22 июня (ежегодно возлагают цветы, ставят свечи, читают стихи).
Можно сказать, что это фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви и гордости за своё Отечество.
Слайд 9
Краеведо - туристическая деятельность – обучает ребёнка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе.
Это возможность приблизить образовательную деятельность к реальной, окружающей ребёнка жизни, создать запоминающийся образ Родины и тесно переплетается со всеми направлениями развития (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое).
Основными формами являются тематические прогулки, экскурсии, познавательно-исследовательская деятельность, наблюдения.
Слайд 10
Основные разделы:
- исторические здания и сооружения;
- сбор гербария (растения природной зоны);
- сезонные наблюдения (озеро);
- животный мир;
- опытные исследования (почва, камни и т.д.);
- трудовое воспитание.
Итогом этой работы становятся рассказы детей, творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование. Важнейшим условием эффективности краеведо – туристической работы дошкольников является понимание их родителями необходимости гражданского воспитания, их помощи педагогам в этой работе.
Слайд 11
Социальное окружение – совместная работа с другими учреждениями помогает социализировать ребёнка, даёт возможность расширить его представления об окружающих людях, приобщить к социокультурным нормам.
Основные задачи:
- формирование интересов и познавательных интересов к различным видам деятельности;
- адаптация к окружающей социальной среде;
- реализация творческих способностей.
Слайд 12
Структура взаимодействия:
- Сотрудники детского сада (ознакомление с их трудом, посильная помощь);
- МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» (театр, конкурсы);
- МОУ СОШ им. А.С.Попова (экскурсии, ЮИД, соревнования);
- МДОУ Детские сады п. Власиха (соревнования);
- МОУ ДОД Детская школа искусств «Гармония» (концерты, прослушивания);
- Библиотека – информационный центр «Компас» (тематические праздники);
- ОГИБДД МУ МВД России «Власиха» (встречи, викторины, развлечения)
Результаты работы:
- Можно с уверенностью сказать, что в результате работы по духовно-патриотическому воспитанию, у детей сформирована привязанность к своему дому, детскому саду, друзьям, к своему родному краю, малой Родине, бережное отношения к природе, знают историю родного городка и его народа. Дети активно участвуют в конкурсах «Щит нашего Отечества», «Русь талантами богата», «Герой нашего времени» и др. и занимают призовые места: http://2mdou.ru/2011-2012/, http://2mdou.ru/2012-2013/. После выпуска из детского сада 34,2% воспитанников занимаются в МОУ ДОД Детская школа искусств «Гармония» и в МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие». В детском саду организован мини-музей «Моя родная Власиха».
Список использованной литературы:
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 144с.
- Баранникова О.Н. Уроки патриотизма и гражданственности в детском саду. Практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 144 с.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России. - 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. – 184 с.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо- туристической деятельности. Под. ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачёвой.- М.: АРКТИ, 2003.
- Гончарова Л.Н. Православное воспитание в детском саду. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/310510/ )дата обращения 28.04.2014)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...
Программа по нравственно- патриотическому воспитанию ( региональный компонент ) «Мой край» для детей дошкольного возраста в Детском саду «Улей»-структурное подразделение МБОУ «Верх-Суетская СОШ»
В программе представлен материал для детей дошкольного возраста по формированию у детей дошкольного возраста представлений о малой родине, воспитание патриотических чувств, любви к своей семье, селу ...
Дидактические игры по нравственно -патриотическому воспитанию (региональный компонент).
Дидактические игры для детей по региональному компоненту ....
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Региональный компонент.
перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в поготовительной группе .Региональный компонент."Мой Приморский городок"...
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»...
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию (региональный компонент)
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию (региональный компонент)...
программа по нрависвенно-патриотическому воспитанию (региональный компонент) "Край мой северный, родной"
Программа «Край мой северный, родной», направлена на нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности, детей с ЗПР и ОВЗ Сод...