Сценарий мастер-класса "Казачьи посиделки"
учебно-методический материал на тему

Антюхина Лина Валентиновна

Разработка мероприятия для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master-klassa.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса «Казачьи посиделки»

Ведущая:

Ой, вы гости дорогие,

Ой, народ вы мой честной,

Приглашаю вас в курень мой,

Курень светлый, расписной!

Здесь, во горенке  прекрасном,

Я хвалиться не хочу,

Побываешь не напрасно,

Мастерству вас научу.

Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас вспомнить старину  наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались в просторной горнице, чтобы отдохнуть от забот.

 И даже здесь, в минуты отдыха, не прекращался крестьянский труд. Девушки вязали, вышивали, мастерили вещи, нужные в хозяйстве.

 В.В. Даль, создатель “Толкового словаря”, пишет, что посиделки - это сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, пряжи, а более - россказней, песен и забав.

 А еще  называют русские посиделки вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, досветками и совершенно справедливо утверждают: “Женатые на посиделки не ходят, женатого с посиделок веретеном гонят, женился - не подстригся, а от посиделок отрекся.”

 На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народной памяти.

Добро пожаловать на наши посиделки!

Отдых - это не безделка,
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки 
Для друзей и для гостей!

 Собрались мы вместе коли,
Как гутарят  “чином-чин”,
Начинаем с хлеба-соли,
С доброй песни наш зачин!

Под фонограмму  песни      выносится каравай, преподносится всем гостям.

Дорогие мои, мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми казачьем крае. История казачества полна славными и трагическими страницами.

Процесс формирования казачества проходил одновременно с процессом христианизации Киевской Руси. И обычаи, праздники, традиции неразрывно связаны с историей всей России.

А сегодня, раз у нас посиделки мы будем с вами говорить о рукоделии, но не привычном, и почти забытом.

Вы рассаживайтесь чинно,

Приготовьтесь, будет толк,

Вас порадует девчата,

Мой волшебный сундучок.

- В моем сундучке находится предмет, без которого раньше не обходилась ни одна семья, где были дети. Этот предмет оберегал от невзгод, он же развлекал деток.

А узнать, что же у меня находится в сундучке, вы можете только после того, как послушаете отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

1 слайд , зачитывается отрывок из сказки.

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе, и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

И вот так и стала Василиса жить. «На, куколка покушай, моего горя послушай! Научи ты меня, куколка, как мне быть, как мне жить, как мне горе избыть?»  Отведает куколка того – сего, а потом и на ум Василису наставит, и в горе утешит, и всякую работу за неё справит.

Как вы думаете? Какой предмет у меня лежит в сундучке?

Ответ - Кукла.

Правильно кукла.

. А как вы думаете, простую куклу подарила перед смертью мать Василисе?

Ответ – Нет. Это была кукла оберег.

С давних времен люди изготавливали куклы обереги. Оберег - это амулет, защищающий человека от различных опасностей. Такие куклы несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме где-то выше головы людей, охраняют их от темных сил, ссор, болезней. Считается, что кукла-оберег вбирает в себя «черную» энергию, оберегая людей от негативных воздействий. Этих кукол вешали над колыбелью ребенка, у кровати больного, она оберегала молодых от дурного глаза в первую брачную ночь. Нередко куклу-оберег помещали перед входом в жилище, и тогда она оберегала всю семью от различных несчастий.

2 слайд:   В рамках проекта « История культура и быт донского казачества» у нас проходил  проект-спутник «Куклы наших бабушек»

3 слайд:   Актуальность:

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями . Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.                                                                                                Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.                                Я решила помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях и обрядах, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

4 слайд: Задачи: 1.    Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.

2.     Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

3.     Учить детей изготавливать кукол своими руками

4.     Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа

5.     Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

6.     Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы

5 слайд: Результаты проекта:

-Составление альбома «История куклы»

-Музыкальный альбом

- Альбом «Кукла моей мечты» (рисунки детей)

- Выставка кукол сделанных руками детей и родителей

- Презентация проекта для педагогов и родителей.

-Мастер-класс с родителями.

-Изготовление и подбор презентаций мастер-классов разных     видов кукол-оберегов.

6 слайд: Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые, обрядовые и игровые.

7 слайд представление кукол:Обереговые: Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. 

Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры
Куватки.  Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку. Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть.

Пеленашки.
После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговор и наматывала кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашек должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек, которых еще называли лихоманки или трясовицы.

Кубышка-травница. Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.

Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.
Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

8слайд:Обрядовые: Масленица, Купавка, Зерновушка, Коляда,Десятиручка.Славянскими куклами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки обрядовые делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. 

Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье.

Кукла "Купавка" . На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. 
Это обрядовая многорукая кукла "Десятиручка". Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов.

Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. 
Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.
 
Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

Коляда.С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.
С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находÿтся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Капустка (Вебская) кукла. Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.

Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

9 слайд: Игровые:  

Закрутка  К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Зайчик-на-пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Кукла на ложке.   Это игровая кукла, основой служит обычная деревянная ложка.
Играли с ней дети в конце 19-го, начале 20-го века. Ребёнок 5-ти, 6-ти лет мог сделать такую куклу сам, для маленьких деток её изготовляла мама . После принятия пищи мать обычно даже не мыла ложку, а просто чисто и насухо её вытирала. Затем доставала из своего сундука кусочки материи, делала куклу и ложила в люльку к своему малышу. Ребёнок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству - ну а ложкой опять пользовались по назначению.
 «Курочка» или
«Кукла на курьих ножках»

Шутливое прозвание - «Кубанская кулёма», «Екатеринодарская модница».
Эта кукла «скрутка» бытовала на Кубани. Ключевое решение в сучковатых ножках, похожих на куриные лапки. Они вызывают добрую усмешку намеком на сходство людей с домашней птицей.
Ножки-веточки привязывали к туловищу, имитируя обувь на каблуках. На затылке из жгутика ткани выладывали ракушкой «зэтэч» (шиньон), «по городской моде» казачек 1900-х годов. Обязательно давали кукле для шутовства в ручки ридикюль, высмеивая модниц.

Кукла на выхвалку. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться – заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще – угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя.

10 слайд  Фоторепортаж изготовление кукол детьми и родителями.

Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях патриотизм, нравственность и гражданскую позицию. Нам усиленно насаждается прозападная культура, наши дети играют в Барби и Братс. Мы начинаем забывать свои корни, истоки, свои праздники. Первые уроки добра и красоты, знакомства с  национальной культурой, национальными традициями  связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основное слагаемое успеха. Детей знакомят с изобразительным искусством, народным творчеством, его видами и жанрами, учат анализировать произведения прикладного искусства и высказывать оценочные суждения о них.

Работа с тканью и нитками, как вид конструирования, занимает особое положение в системе обучения изобразительному искусству, так как народное творчество - структурная основа любого декоративного изображения: скульптурного, прикладного назначения. Декоративно-прикладное искусство, его традиции и особые средства художественной выразительности - как средство познания и изучения действительности, расширяют, прежде всего, знания о культуре своего народа, его традициях, обычаях, особой роли в мировой культуре. Ребёнок – дошкольник учится познавать истоки своего национального искусства, учится уважать и   любить народное творчество.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

- сам процесс изготовления приносит радость;

- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);

- изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает. т.е. осваивает различные социальные роли.

- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

· была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

· освоена технология выполнения некоторых кукол;

· изготовлены образцы педагогами, родителями и детьми;

· в проекте создание музея народной куклы.

А сейчас мы сделаем куклу-колокольчик.

Презентация мастер-класса –Кукла –колокольчик.

Восп. А как вы назвали свои куклы, и о чем думали, когда мастерили их.

Идет представление кукол

Все, куколки готовы нести в ваши дома или друзей и близких только хорошие вести и радость.

Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.

И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите
И, может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то однажды взгрустнется-
Откройте нам то, что гнетет вашу душу.
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,
И, может быть, круг ваш печальный разрушит.
Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла и доверия к людям.
И, может быть, кукла – всего только маска
Мечты, о когда-то несбывшемся чуде...

Хоровод с куклами. Что такое хоровод?

Хоровод – это массовый танец. Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, бабою-позываткою на пирах, кумою на крестинах. Основные фигуры хоровода – это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг.

     Кто бы мог подумать, что деревенская забава – хоровод, или карагот, словом, протяжные песни и танцы, исполняемые взявшимися за руки и двигающимися кругами девушками и юношами, - имеет глубокое философское и даже научное значение! Выписывая спирали и круги, танцоры передавали древние астрономические знания о движениях небесных светил, закручивающихся галактик и, возможно, о происхождении вселенной. Не случайно есть несколько версий происхождения слова «хоровод». Например, по одной из них, хоровод – от греческого «корос» (пение) плюс «водить», по другой, хоровод = кологод, то есть движение солнца по кругу. Ведь и водить хороводы начинали как раз с весны, со славянского новогодья, празднуя начало нового годового солнечного цикла. А передавались движения и взаимодействия небесных тел в хороводных песнях через близкие и понятные поселянам образы: взаимоотношения невесты и жениха, свекра и невестки, матушки и дочери.

Не прощаемся мы с вами,

Зреет дружбы колосок.

Все – таки не за горами

Мой волшебный теремок

Буду ждать, еще я встречи

Столь же  чудной,

Яркой столь.

Этот миг не бесконечен,

Вам всегда у нас хлеб соль.

Уверена, что сделанная Вами кукла будет Вас оберегать, и  принесет удачу и счастье, а полученную информацию и умения Вы будете применять в условиях своего образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Осенние посиделки"

Сценарий фолклорного праздника для воспитанников старшей группы...

Сценарий досуга "Чайные посиделки или праздник брусничного пирога"

Фольклорный осенний праздник для детей подготовительной группы...

сценарий праздника "Деревенские посиделки"

сценарий праздника "Деревенские посиделки"...

Сценарий развлечения "Рождественские посиделки"

Цель: Познакомить детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями. Создавать у детей праздничное настроение. Воспитывать любовь и уважение к русским народным тра...

Сценарий праздника "Покровские посиделки" для старшей группы

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием  родителей  «Покровские посиделки». Мастер-класс по кукле «Лапушка».Цель: Формирование у детей старшего дошкольно...

Сценарий праздника « Кубанские посиделки »

Дети входят в зал под музыку и встают в четыре шеренги.Упражнение с листиками..(после упражнения идут по кругу, складывают листики и выстраиваются полукругом)Выходят ведущая и 2-е детей  (Волощук...

Сценарий фольклорного праздника «Посиделки» в подготовительной группе

Сценарий фольклорного праздника «Посиделки» в подготовительной группе Цель:·         сделать зону психологического удобства;·...