Кубанские народные игры (региональный компонент)
методическая разработка (старшая группа) на тему
В своей работе я использую для регионального компонента подборку кубанских народных игр. Они мне очень помогают в работе. Я с удовольствием делюсь ими. Данная методическая разработка включает в себя подвижные и хороводные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кубанские народные игры. | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубанские народные игры.
Подвижные.
«Ляпка»
Первый вариант. Водящий (его называют ляпкой) бегает за участниками игры, стараясь кого- нибудь из них осалить и приговаривает: «На тебе ляпку, отдай её другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.
Второй вариант: Водящий ловит участников игры и у пойманных спрашивает:
- У кого был?
- У бабки.
- Что ел?
- Оладки.
- Кому отдал?
Пойманный называет по имени одного из участников игры, и тот становится водящим. Игра повторяется.
«Хлибчик»
Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий – хлибчик (хлебец)- становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:
- Пеку, пеку хлибчик!
- А выпечешь?
- выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому не хватило пары, становится хлибчиком. Игра повторяется.
«Калачи»
Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:
Бай – качи – качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.
«Мельница»
Играющие встают в круг, и каждый не сходя, со своего места кружится. При этом все поют:
Мели, мели мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш черный,
Съеден белый хлебик.
Мели новый мельник!
На последнем слове песни все должны остановиться, и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он выигрывает.
«Капуста»
Рисуют круг – огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывает движениями воображаемую работу, поет:
Я на камушке сижу.
Лозу тешу –
Плетень горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Коза с козлятами,
Свинья с поросятами,
Утка с утятами, курица с цыплятами.
Играющие стараются забежать в огород, быстро схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет с огорода капусты, объявляется победителем.
«Заря-заряница»
Один игрок ребенок или взрослый держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:
Заря-заряница,
Казачка девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два не воронь,
А беги как огонь!
С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
«Курень»
В разных концах зала ставятся три четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают её (крыша)
«Достань платок»
Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные), на которых висят шали. Вокруг ведущих стоят по два мальчика. Под веселую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль может заменить кубанкой.
«Пень»
Дети стоят по кругу парами лицом в круг. Один ребенок в середине круга прыгает на одной ноге. Дети поют:
Пень, пень, пень,
Дай конопель.
Трошку горошку,
Масла ложку.
При последнем слове мальчик встает впереди какой-нибудь пары. Ребенок, стоящий сзади, становится ведущим.
«Лень»
Один из играющих, изображающий лень, садится на землю. Дети стоят поодаль от него врассыпную.
Дети: Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?
Лень: Не тепло.
Дети:
Не одеть ли нам его,
Не обуть ли нам его?
Как с молодца кафтан,
Со старушки сарафан,
С молодицы-то платок,
С красной девушки венок.
(Изображают, как его одевают).
Дети: Что ты, лень, сидишь?
Лень: Пить, есть хочу.
Дети: Что же тебе надобно?
Лень:
Яства боярские,
Питья государские.
Дети:
Кто спину не гнет,
Тому ложка не в рот,
А где гнулась спина,
Тому рожь густа и колосиста,
Колосиста, ядрениста.
С зерна-то пирог,
С колоска весь мешок.
Лень догоняет детей, они убегают. Пойманный ребенок становится ленью.
«Баба Яга»
В центре зала стоит Баба Яга, в руках у неё помело (веточка). Дети становятся по кругу и приговаривают:
Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
А потом и говорит: «У меня нога болит!»
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар,
Вышла на лужайку - испугала зайку!
Дети разбегаются, а Баба Яга прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий заведет в круг.
Хороводные игры.
«Селезень и утка»
Один из игроков выбирается селезнем, другой – уткой. Остальные участники становятся вокруг селезня, берутся за руки и ведут хоровод, двигаясь то
в одну то в другую сторону. И поют:
На горе-горе петухи поют,
Под горой-горой озеро с водой,
А у озера в лесу бел ручей течет,
По тому ручью селезень плывет,
Да селезень плывет, ко мне весть несет,
Он мне весть несет, в хоровод зовет!
После слов «в хоровод зовет!» селезень пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, пытаются не выпустить его. Если селезню удается вырваться из круга, выбирается новая пара, изображающая селезня и утку, и игра продолжается.
«Игровая»
Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре ведущий. Игроки ходят по кругу. Ведущий говорит нараспев.
У казака Трифона,
Было семеро детей,
Семеро сыновей,
Они не пили и не ели,
Друг на друга смотрели,
Разом делали, как я!
Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становится новым ведущим. Игра повторяется.
«Во садике царевна»
Дети идут по кругу в одну сторону, девочка царевна в другую и поют: (движения повторяются согласно тексту)
Во садике царевна, царевна, царевна,
Царевну звать Наталья, Наталья, Наталья,
По садику ходила, ходила, ходила,
Златым кольцом звенела, звенела, звенела.
Царевича манила, манила, манила,
Иди сюда поближе, поближе, поближе,
И кланяйся пониже, пониже, пониже,
Ещё того пониже, пониже, пониже,
Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,
Ещё того покрепче, покрепче, покрепче,
В конце хоровода кланяются и обнимаются.
«Козел»
Дети идут по кругу, взявшись, за руки и поют:
Шел козел дорогою,
Дорогою широкою,
Нашел козел безрогую,
Безрогую козу,
Выходит мальчик «козел», обходит круг, выбирает «козу», кланяется, делая «рога».
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Печаль тоску размыкаем,
Размыкаем тоску.
Мальчик и девочка пляшут, дети хлопают в ладоши. Хоровод повторяется, девочка остается в роли «козы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры регионального компонента:"Путешествия по городам Мордовии", "Флаг и герб Мордовии".
Знакомство детей с гербом, флагом и городами Мордовии....
Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...
Дидактические игры Региональный компонент
Дидактические игры предложенны в нескольких вариантах с усложнением, ориентированы на детей старшего дошкольного возраста. Данные игры универсальны для любого региона, города, населенного ...
Методическая разработка: программа «Играем в кубанские народные игры»
Игровая деятельность - главная в дошкольном мире. Среди множества игр, народные игры занимают особое место. Они имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, перед...
"День народного единства" региональный компонент
Конспект НОД «Дружба. День народного единства»...
"День народного единства" региональный компонент
Конспект НОД «Дружба. День народного единства»...
Деловая игра «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Презентация для деловой игры «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...