Конспект НОД в старшей группе « Традиции и быт Кубанского казачества»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Титенко Марина Александровна

1.     Обобщить знания детей об истории возникновения казачества на Кубани.

Закрепить знания о национальных особенностях кубанских казаков, их быте и занятиях, о предметах обихода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_byt_kazakov.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Муниципальное бюджетное дошкольное  

                                           Образовательное учреждение

                                           Детский сад № 11 комбинированного вида  

                                           Ст. новощербиновская

             

  Конспект НОД в старшей группе

« Традиции и быт Кубанского казачества»    

                                     Воспитатель: Титенко М.А.

Программные задачи :

  1. Обобщить знания детей об истории возникновения казачества на Кубани.
  2. Закрепить знания о национальных особенностях кубанских казаков, их быте и занятиях, о предметах обихода.
  3. Уточнить и пополнить словарь детей, развивать познавательный интерес к истории своего народа.
  4. Прививать любовь к песням, воспевающим красоту, величавость нашего края.
  5. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание как можно больше узнать о ней.
  6. Развивать умение связно и полно отвечать на вопросы.

   Предшествующая работа.

  1. Беседы с детьми о быте Кубанских  казаков, истории их заселения на Кубани.
  2. Рассматривание иллюстраций, старых фотографий, знакомство с казачьими песнями, стихами, пословицами.
  3. Посещение кубанской комнаты в детском саду.
  4. Знакомство с предметами кубанского быта.
  5. Лепка предметов посуды из глины.

                              Ход занятия

                                               

Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, на какой планете мы с вами живём?

Дети:  Мы живем на планете Земля.

Вос-ль: (показывает глобус) это макет нашей планеты Земля. А как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Наша страна называется Россия.

Вос-ль: Это наша большая Родина. Назовите, пожалуйста, столицу нашей Родины. (назвать президента)

Дети: Столица нашей Родины город – Москва.

Вос-ль: Россия- это Родина для всех жителей России, а у каждого есть своя, малая Родина, там где вы родились, где проходит ваше детство. Скажите, пожалуйста, как называется станица, в которой мы живём?

Дети: Станица называется Новощербиновская.

Вос-ль: Ребята, а где находится наша станица?

Дети: Наша станица находится в Краснодарском крае на Кубани.

Вос-ль: А скажите пожалуйста, а как называется главный город Краснодарского края?

Дети: Главный город это Краснодар.

Вос-ль: А кто из вас знает как зовут губернатора Кр. Края.

Дети: Губернатор- Кондратьев Вениамин Иванович.

Вос-ль: Какое замечательное место наша родная Кубань! Мне на память пришли стихи Кубанского поэта Сергея Иванова.

        « Я влюблена в эту землю с детства,

            В этот богатый, прекрасный край,

            Мне подарили его в наследство,

            Жемчуг России, неземной Рай.

Вос-ль: Ребята, а кто из вас знает стихи о Кубани?

1-й ребенок: Ты Кубань, ты наша Родина,

                       Нет тебя прекрасней,

                       Нет земли богаче и щедрей,

                       Ты- жемчужина страны моей.

2-й ребёнок: Ты красив и весел

                       Щедр ты по – Кубански.

                       Край хлебов и песен,

                       Край наш Краснодарский.

Вос-ль: Ребята, поэт не случайно называет наш край Раем. Об этих замечательных местах узнали запорожские казаки, которые жили на Украине. И потянулись на Кубань казаки со своим атаманом, а потом привезли сюда и свои семьи. Стали они не только защищать границы нашей Родины, но и строить себе дома, разводить скот. Казаки жили в посёлках. Ребята, а как назывались эти посёлки?

Дети: Посёлки назывались- Курени.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, чем занимались казаки?

Дети: Казаки состояли на военной службе, занимались разведением лошадей, ловлей рыбы.

Вос-ль: Постепенно казаки стали заниматься земледелием, так как земля на Кубани очень плодородная. Ребята, так что же выращивали казаки?

Дети: Казаки выращивали рожь, пшеницу, овощи, фрукты.

Вос-ль: У каждого казака было своё подворьё. Дома в которых жили казаки назывались хаты.  (спросить детей)

Дети: Дома казаков назывались хаты.

Вос-ль: Дети, а как вы думаете, из чего строили казаки свои хаты?

Дети: Казаки свои хаты строили из самана.

Вос-ль: Правильно, казаки замешивали глину с соломой и делали саман. Саман сушили на солнце, а потом из него строили хаты, Хату обмазывали глиной, белили побелкой.

      А скажите пожалуйста, чем казаки покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой, камышом.

Вос-ль: Ребята мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые близкие, самые дорогие люди. Скажите пожалуйста, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Это наши родственники, родычи, предки.

Вос-ль: Правильно дети, близкие предки- это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки- это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сейчас мы с вами попадем в хату, в которой живёт казачья семья. Но для этого надо нам надеть на голову казачью папаху. Сделать круг, повернуться вокруг себя три раза и сказать:

         «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!»

Вот и попали мы на подворье казака. Дети, обратите своё внимание на то, что подворье огорожено. А кто знает, чем огораживали подворье?

Дети: Казаки огораживали плетнём, а делали его из хвороста и камыша.

Вос-ль: Ребятки, да в этой хате есть хозяева: ( здороваются)

Казачка(девочка) Здравствуйте, хлопчики, и девчата! Милости просим в хату.

Казак (мальчик) Гость во двор – хозяину радость. Будьте как дома.

Вос-ль: Ребята! Обратите внимание, что в казачьей хате, в правом углу висит икона, украшенная рушником. Это святой угол, рушник вышивали из красных и чёрных ниток. Красный цвет означает любовь, радость жизни, а чёрный цвет – означает печаль.

Хозяин с хозяйкой, какая у вас одежда красивая, необыкновенная, расскажите о ней пожалуйста.

Казачка: Мы, казачки, любим наряжаться, носим пышные цветные юбки с оборками и кружевами, вот такие кофточки и яркие шали.

Казак: Это черкесска, на ней есть кармашки для патронов, называются они – газыри.  Под черкесской есть рубашка – бешмет. Черкесску я подпоясываю ремешком, на ремешок надевается кинжал, сабля. На голову одеваю папаху из каракуля.

Вос-ль: Спасибо, вам за рассказ. Эту одежду казаки переняли у адыгейцев, людей, которые уже жили на кубанской земле. Ведь у нас на Кубани живут люди разных национальностей (назвать)

Хозяюшка, мы видим у тебя много посуды. Ребята, обратите внимание, что эта посуда отличается от нашей современной. Для приготовления еды брали вот такой чугунок – он тяжёлый – чугунный, но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранили в глиняной посуде – глэчик, молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Ну, а чаем угощали из самовара. Дети, вы в детском саду пьёте компот, а казачки его называют – узвар.

Вос-ль: А запомнили ли хлопчики и девчата, как называется посуда?

Дети: Для молока – глэчик

           Для теста – макитра.

           Суп, кашу – варили в чугунке.

А вот это коромысло, на нём приносили воду, а бельё глади  вот этим предметом, называется он – рубель, видите, какой он ребристый, на каталку наматывали мятое полотенце и с силой проводили по нему рубелем – бельё получалось гладким. А это прялка – на ней пряли шерсть , из которой получалась вот такая пряжа, из которой вязали носки, рукавички. А вот это скрынь, так на Кубани называют сундук, в нём хранили одежду. (задать вопросы)

Дети: Ответы детей.

Вос-ль: А я хочу спросить вас хлопчики и девчата, без чего хаты не бывают? И загадка про это есть.

        Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает …(печь)

Дети: Это печь.

Вос –ль: Правильно, казачки еду готовили в печи.

              Ну, молодцы. Настоящие казачата! Ребята, а вы знаете поговорки о казаках.

Дети: Конь казаку лучший друг.

           Казак сам не ест, а коня накормит.

           Казак без коня, что солдат без ружья.

            Сам погибай, а коня выручай.

Вос-ль: А какие традиции есть у казаков?

Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.

           На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

Стариков казаки уважают, слушают их советы, и называют на «Вы»

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Ребята, сегодня мы узнали очень много интересного о Кубани, о быте и традициях кубанских казаков. Казаки вмести дружно работали, а потом веселились.

Широко льётся по станице удалая казачья песня. Из покон веков кА Кубани любили петь.

Ребёнок:  Дорогие наши гости!

                 Мы ребята – дошколята весело живём!

                 И трудиться очень любим, но и песни мы поём.

И вас приглашаем на нас посмотреть.

          Песня: « кубанская земля» ( поёт дети)

Ребёнок:  Это край чудесный, там, где синь небес.

                 Золотое поле и зелёный лес.

                 Ручеёк звенящий и весенний гром.

                 Это запах хлеба. Это отчий дом.

                 Родина – родная наша сторона.

                 Ты на всей планете лучшая страна.

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой казачества ст. Нововеличковской;Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.Предварительная работа: р...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...