Конспект НОД в старшей группе « Традиции и быт Кубанского казачества»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
1. Обобщить знания детей об истории возникновения казачества на Кубани.
Закрепить знания о национальных особенностях кубанских казаков, их быте и занятиях, о предметах обихода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_byt_kazakov.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение
Детский сад № 11 комбинированного вида
Ст. новощербиновская
Конспект НОД в старшей группе
« Традиции и быт Кубанского казачества»
Воспитатель: Титенко М.А.
Программные задачи :
- Обобщить знания детей об истории возникновения казачества на Кубани.
- Закрепить знания о национальных особенностях кубанских казаков, их быте и занятиях, о предметах обихода.
- Уточнить и пополнить словарь детей, развивать познавательный интерес к истории своего народа.
- Прививать любовь к песням, воспевающим красоту, величавость нашего края.
- Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание как можно больше узнать о ней.
- Развивать умение связно и полно отвечать на вопросы.
Предшествующая работа.
- Беседы с детьми о быте Кубанских казаков, истории их заселения на Кубани.
- Рассматривание иллюстраций, старых фотографий, знакомство с казачьими песнями, стихами, пословицами.
- Посещение кубанской комнаты в детском саду.
- Знакомство с предметами кубанского быта.
- Лепка предметов посуды из глины.
Ход занятия
Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, на какой планете мы с вами живём?
Дети: Мы живем на планете Земля.
Вос-ль: (показывает глобус) это макет нашей планеты Земля. А как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Наша страна называется Россия.
Вос-ль: Это наша большая Родина. Назовите, пожалуйста, столицу нашей Родины. (назвать президента)
Дети: Столица нашей Родины город – Москва.
Вос-ль: Россия- это Родина для всех жителей России, а у каждого есть своя, малая Родина, там где вы родились, где проходит ваше детство. Скажите, пожалуйста, как называется станица, в которой мы живём?
Дети: Станица называется Новощербиновская.
Вос-ль: Ребята, а где находится наша станица?
Дети: Наша станица находится в Краснодарском крае на Кубани.
Вос-ль: А скажите пожалуйста, а как называется главный город Краснодарского края?
Дети: Главный город это Краснодар.
Вос-ль: А кто из вас знает как зовут губернатора Кр. Края.
Дети: Губернатор- Кондратьев Вениамин Иванович.
Вос-ль: Какое замечательное место наша родная Кубань! Мне на память пришли стихи Кубанского поэта Сергея Иванова.
« Я влюблена в эту землю с детства,
В этот богатый, прекрасный край,
Мне подарили его в наследство,
Жемчуг России, неземной Рай.
Вос-ль: Ребята, а кто из вас знает стихи о Кубани?
1-й ребенок: Ты Кубань, ты наша Родина,
Нет тебя прекрасней,
Нет земли богаче и щедрей,
Ты- жемчужина страны моей.
2-й ребёнок: Ты красив и весел
Щедр ты по – Кубански.
Край хлебов и песен,
Край наш Краснодарский.
Вос-ль: Ребята, поэт не случайно называет наш край Раем. Об этих замечательных местах узнали запорожские казаки, которые жили на Украине. И потянулись на Кубань казаки со своим атаманом, а потом привезли сюда и свои семьи. Стали они не только защищать границы нашей Родины, но и строить себе дома, разводить скот. Казаки жили в посёлках. Ребята, а как назывались эти посёлки?
Дети: Посёлки назывались- Курени.
Вос-ль: Ребята, а вы знаете, чем занимались казаки?
Дети: Казаки состояли на военной службе, занимались разведением лошадей, ловлей рыбы.
Вос-ль: Постепенно казаки стали заниматься земледелием, так как земля на Кубани очень плодородная. Ребята, так что же выращивали казаки?
Дети: Казаки выращивали рожь, пшеницу, овощи, фрукты.
Вос-ль: У каждого казака было своё подворьё. Дома в которых жили казаки назывались хаты. (спросить детей)
Дети: Дома казаков назывались хаты.
Вос-ль: Дети, а как вы думаете, из чего строили казаки свои хаты?
Дети: Казаки свои хаты строили из самана.
Вос-ль: Правильно, казаки замешивали глину с соломой и делали саман. Саман сушили на солнце, а потом из него строили хаты, Хату обмазывали глиной, белили побелкой.
А скажите пожалуйста, чем казаки покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой, камышом.
Вос-ль: Ребята мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые близкие, самые дорогие люди. Скажите пожалуйста, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Это наши родственники, родычи, предки.
Вос-ль: Правильно дети, близкие предки- это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки- это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сейчас мы с вами попадем в хату, в которой живёт казачья семья. Но для этого надо нам надеть на голову казачью папаху. Сделать круг, повернуться вокруг себя три раза и сказать:
«Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!»
Вот и попали мы на подворье казака. Дети, обратите своё внимание на то, что подворье огорожено. А кто знает, чем огораживали подворье?
Дети: Казаки огораживали плетнём, а делали его из хвороста и камыша.
Вос-ль: Ребятки, да в этой хате есть хозяева: ( здороваются)
Казачка(девочка) Здравствуйте, хлопчики, и девчата! Милости просим в хату.
Казак (мальчик) Гость во двор – хозяину радость. Будьте как дома.
Вос-ль: Ребята! Обратите внимание, что в казачьей хате, в правом углу висит икона, украшенная рушником. Это святой угол, рушник вышивали из красных и чёрных ниток. Красный цвет означает любовь, радость жизни, а чёрный цвет – означает печаль.
Хозяин с хозяйкой, какая у вас одежда красивая, необыкновенная, расскажите о ней пожалуйста.
Казачка: Мы, казачки, любим наряжаться, носим пышные цветные юбки с оборками и кружевами, вот такие кофточки и яркие шали.
Казак: Это черкесска, на ней есть кармашки для патронов, называются они – газыри. Под черкесской есть рубашка – бешмет. Черкесску я подпоясываю ремешком, на ремешок надевается кинжал, сабля. На голову одеваю папаху из каракуля.
Вос-ль: Спасибо, вам за рассказ. Эту одежду казаки переняли у адыгейцев, людей, которые уже жили на кубанской земле. Ведь у нас на Кубани живут люди разных национальностей (назвать)
Хозяюшка, мы видим у тебя много посуды. Ребята, обратите внимание, что эта посуда отличается от нашей современной. Для приготовления еды брали вот такой чугунок – он тяжёлый – чугунный, но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранили в глиняной посуде – глэчик, молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Ну, а чаем угощали из самовара. Дети, вы в детском саду пьёте компот, а казачки его называют – узвар.
Вос-ль: А запомнили ли хлопчики и девчата, как называется посуда?
Дети: Для молока – глэчик
Для теста – макитра.
Суп, кашу – варили в чугунке.
А вот это коромысло, на нём приносили воду, а бельё глади вот этим предметом, называется он – рубель, видите, какой он ребристый, на каталку наматывали мятое полотенце и с силой проводили по нему рубелем – бельё получалось гладким. А это прялка – на ней пряли шерсть , из которой получалась вот такая пряжа, из которой вязали носки, рукавички. А вот это скрынь, так на Кубани называют сундук, в нём хранили одежду. (задать вопросы)
Дети: Ответы детей.
Вос-ль: А я хочу спросить вас хлопчики и девчата, без чего хаты не бывают? И загадка про это есть.
Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает …(печь)
Дети: Это печь.
Вос –ль: Правильно, казачки еду готовили в печи.
Ну, молодцы. Настоящие казачата! Ребята, а вы знаете поговорки о казаках.
Дети: Конь казаку лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Вос-ль: А какие традиции есть у казаков?
Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.
На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.
Стариков казаки уважают, слушают их советы, и называют на «Вы»
На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Ребята, сегодня мы узнали очень много интересного о Кубани, о быте и традициях кубанских казаков. Казаки вмести дружно работали, а потом веселились.
Широко льётся по станице удалая казачья песня. Из покон веков кА Кубани любили петь.
Ребёнок: Дорогие наши гости!
Мы ребята – дошколята весело живём!
И трудиться очень любим, но и песни мы поём.
И вас приглашаем на нас посмотреть.
Песня: « кубанская земля» ( поёт дети)
Ребёнок: Это край чудесный, там, где синь небес.
Золотое поле и зелёный лес.
Ручеёк звенящий и весенний гром.
Это запах хлеба. Это отчий дом.
Родина – родная наша сторона.
Ты на всей планете лучшая страна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой казачества ст. Нововеличковской;Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.Предварительная работа: р...
Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"
Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...
Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"
Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...
Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"
Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...