Зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Кубанские посиделки"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Цель: Познакомить детей с народными традициями, бытом казаков. Воспитывать интерес и уважение к малой Родине,.Знакомить с особенностями культуры края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanskie_posidelki.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Звучит музыка «Ой снег, снежок». Под музыку входит ведущая, пританцовывая, снимает платок, топает сапогами, растирает щеки.
Хозяюшка: Ох, как морозно! Свежо! Снег выпал. Зима пришла на нашу родную Кубань. Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные, на зимние посиделки приглашаю вас! На улице ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. Спят рыбы подо льдом. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки.
Ребёнок:
На завалинках в светелках
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
В игры разные играли!
Как те игры хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души!
(Говоря это, обходит светелку и усаживается на скамью, поправляя скатерть – все на фоне кубанской народной музыки)
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет…
Когда это бывает?
Да и вы, наверное, детки, много загадок о зиме знаете? Вот у меня на сарафане есть для загадок карман. Кто мне свою загадку загадает? Я её в карманчик положу, да зимушке-зиме унесу.
Дети.
У окон побывал-
Все окна разрисовал.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (зима)
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)
На дворе горой, а в избе водой. ( снег)
Вырос лес—белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. ( морозный узор на окне)
В огне не горит, и в воде не тонет. (лёд)
Ведущая: Молодцы, ребята, полный карман загадок зимушке отнесу. А как называется сейчас зимний месяц? (Февраль.) Ещё его в народе называют февраль-враль. Один день тепло, другой холодно. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша казачья хата. Особенно хорошо зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
Дети по очереди говорят пословицы /
1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить – не лукошко шить!
3) Домом жить – не развеся уши ходить!
4) Не бравшись за топор, избы не срубишь!
5) Дом вести – не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Хозяюшка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.
Ведущая: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?
Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.
Дети исполняют песню «Русская изба» музыка и слова З. Я. Роот (книга «Праздники в детском саду. Сценарии, песни и танцы» стр. 92)
1к Наши дедушки с любовью
Топором тесали брёвна
Гвозди крепко забивали,
Песни громко распевали.
Припев: Ставенки узорные,
Тонкая резьба,
До чего ж просторная
Русская изба. Эх! (2раза)
2к Не изба, а загляденье,
Всем гостям на удивленье!
В ней хозяевам не тесно
И для гостя хватит места.
Припев тот же.
3к Самовар пыхтит часами,
Печка пышет пирогами,
Разговор душевный льётся,
А изба стоит смеётся
Припев тот же.
Хозяюшка: Ну, а какие же посиделки без игр обходятся. Сейчас мы узнаем кто у нас самый ловкий. Вот кубанка, кто первый подпрыгнет и собьет, тот самый удалой.
Проводится игра: « Сбей кубанку»
Взрослый поднимает высоко руку с саблей, на которую надета кубанка. Вызывается 2 мальчика и кто выше подпрыгнет и собьёт кубанку.
Ведущая: Ой, какие вы молодцы, казачата-удальцы!
Мальчики: Ой, вы девки, белые, в феврале что делали?
Девочки: А мы время не теряли, рушники вам вышивали.
Девочки: А вы хлопцы-казачата, ну а что вы делали?
Мальчики:
Молоточками стучали
И подковы мы ковали.
Ой, вы девки, белые,
Что еще вы делали?
Девочки:
Мы холсты под песни ткали,
Хороводы танцевали.
Дети исполняют хороводную игру: «Как на тоненький ледок» Русская народная песня обработка М. Иорданского
(книга «Музыка в детском саду» выпуск №5 стр.117)
1к. Как на тоненький ледок,
Выпал беленький снежок.
Припев: Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
2к. Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка- дружок.
Припев повторяется.
3к. Ехал Ваня поспешал
Со добра коня упал.
Припев повторяется.
4к. Две подружки увидали,
Прямо к Вне подбежали.
Припев повторяется.
5к. На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Припев повторяется.
Хозяюшка: Ох, и жизнь весёлая в нашей станице. Каждый день случаются сплошные небылицы…
Дети показывают небылицы:
1 –Здорова кума!
Да на рынке была!
-Никак глуха?
-Купила петуха!
-Прощай, кума!
-5 рублей дала!
2 -Сынок, ты мёд съел?
-Ни, мама ни я!
-А вот брат говорит, что сам видел, что ты…
-Врёт! Когда я ел, дома никого не было…
3 Ерема: Фома вредный, голос медный. Сам с кувшин, голова с аршин. Фома. Ерему поднимали, Животы надорвали.
Ерема. Трух-тух-тух Фома скачет, как петух.
Фома. А ты, Ермошка, едешь на кошке. По кривой дорожке.
Хозяюшка: Веселились от души!
А частушки! А частушки!
Не забыли вы про них?
Дети исполняют частушки.
Мы частушек много знаем,
Знаем сотни полторы.
Мы их сами сочиняем,
Сами композиторы.
Ты играй, гармошка, громче,
Пусть нам люди подпоют.
Пусть на всей земле узнают,
На Кубани как живут!
Под гармошку под твою
Я никак не попаду.
То ли ты не так играешь?
То ли я не так пою?
Если б не было воды,
Не было б частушки.
Если б не было девчат,
Не было б частушки.
Не смотрите на меня,
Что я худоватая,
Мало каши мне дают,
Я не виноватая.
Хорошо девчонка пляшешь,
И ногами топаешь,
Посмотреть бы на тебя
Как же ты работаешь.
Я сидела на комоде,
Шила юбочку по моде.
Петухами, курами,
Разными фигурами.
А я вырасту большой
И в Кубанский хор пойду.
И с такими казаками
Я нигде не пропаду.
Ты играй, гармошка, громче,
Пусть нам люди подпоют.
Пусть на всей земле узнают
На Кубани как поют.
Хозяюшка. Ребята , вы знаете, что в этом зимнем месяце тоже есть народный праздник. Называется он – кудесы. Это праздник домовых. В этот день люди хлопали свои перины, подушки. Дарили друг другу маленькие венички из перьев. Нельзя было плакать в подушку, так как слезы впитывались в перо и снились людям плохие сны.
Хозяюшка достает перо.
Вот пушинка, как снежинка
И воздушна и бела.
Но в отличие от снега
Не растает здесь она.
Обходит всех детей.
Подуйте ребята на пушинку. Какая она? (легкая, воздушная)
В нашем зале тоже живёт домовенок. Наверное, он спит. Давайте похлопаем в ладоши, и он проснется. Хлопают.
Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяюшка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько
раз. Наконец, появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асьте, это Вы меня звали? У меня сегодня праздник, а я уснул. Всю ночь не спал, готовился к празднику: перышки из подушек теребил, потом красил, да букетики мастерил.
Хозяюшка: Мы, мы, тебя звали. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят.
Хозяюшка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?
Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяюшка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/
Хозяюшка: Веселил нас много раз казачий перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
Дети исполняют танец: «Казачий перепляс»
Кузя: Спасибо, позабавили. Пора и мне вас порадовать своими подарками. Дарю вам на счастье и здоровье букетики-кудесики!
Хозяюшка: Вот и кончилось веселье!
Мы расходимся сейчас!
Ну, скажите на прощанье
Вам понравилось у нас? (ответы детей)
Желаем всем трудиться,
Не болеть, а веселиться,
И, чтоб снова поскорей
Казачий круг собрал друзей!
С праздником! До встречи следующей зимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Зимние посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие у детей интереса к традициям и культуре своего народа.Формирование художественного вкуса ребёнка посредством фольклорного слова, народных песен и хороводов.Воспитание у детей духовной нравств...
Зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Морозу Ивановичу"
Развлечение начинается с проблемной ситуации. Дети на протяжении всего мероприятия через подвижные игры, эстафеты, игровые задания помогают Рукодельнице справиться с её бедой. ......
Мы мороза не боимся Зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Закрепить знания детей о зимних играх, забавах. Задачи: развивать у детей физические качества: силу, меткость, быстроту, ловкость. доставить детям радость. способствовать развитию творческо...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Посиделки в русской избе"
Сценарий развлечения...
День рождения Снеговика. Сценарий зимнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Доставить детям радость от встречи с любимым персонажем - Снеговиком....
Сценарий зимнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День рождения Снеговика"
Сценарий развлечения "День рождения Снеговика" для детей...
Сценарий зимнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Наши сани едут сами»
BeдущийСыплет, сыплет снег охапкамиНа поля зима.До бровей накрылись шапкамиВо дворах дома.Ночью вьюга куролесила,Снег стучал в стекло,А сейчас — гляди, как веселоИ белым-бело! Но мы М...