Из опыта работы
проект по теме

Нор Екатерина Алексеевна

Обобщение опыта и направление работы музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы музыкального руководителя II квал. категории

Нор Екатерины Алексеевны

С самого рождения меня окружала творческая музыкальная атмосфера. Моя мама, ныне музыкальный руководитель детского сада высшей категории, прививала интерес и любовь к музыке в полной мере. С детства я привыкла петь сольно и в ансамблях разноплановые песни, в том числе и классические, узнала много фольклорной музыки, неизвестной даже в наше время. Народные традиции и обычаи больше сохранились в сельской глубинке. Здесь мама собирала фольклорный материал на деревенских посиделках, праздниках, записывала устный и песенный материал, работала в архиве. Прорабатывала его, разучивала с детьми (среди них всегда была я), ставила танцы. После чего мы вместе выступали на различных конкурсах, ходили по селу с песнями, щедровками, во время уборки урожая, участвовали в театральных  кружках школы. Такая деятельность нам очень нравилась. Мы становились взрослее и уже сами пели щедровки, учили новые песни, придумывали танцы с младшими детьми.

Учёба в пединституте только укрепила мои мысли, и по окончании музыкального факультета я стала продолжать дело мамы, собирать народный фольклор и устное народное творчество, применять его не практике. Однако, стоит указать, что я сейчас занимаюсь сбором, обработкой материала Кубанской народной музыки.

В настоящее время я работаю в ГБОУ СОШ № 2102 г. Москва ДО ул. Цюрупы 22 «А» и продолжаю работу над темой: Фольклор, как этнокультурный компонент образования дошкольников, развивая уважение к истокам к своим истокам и культуре своего народа.

Музыка занимает особое, уникальное  место в восприятии дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими способностями дошкольника. Музыку называют «зеркалом души», «эмоциональным познанием», она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в самом человеке. А наше отношение это, как известно, наши эмоции. Эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.

Музыка способствует становлению познавательной и нравственной личности. Основы музыкальной культуры дошкольников закладывается, прежде всего, на музыкальных занятиях, праздниках. Именно здесь важно помочь ребенку приобщиться к искусству.

Искусство с первых дней дошкольной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетики и нравственной сущности, развивает образное мышление. Именно в искусстве ребенок-дошкольник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и повседневные работ на музыкальных занятиях, а в частности, занятия дошкольников по фольклору. Занятия по фольклору имеет в себе большие возможности для творческого развития дошкольников. И само обучение носит характер не формальный, живой от сердца.

Анализируя детское творчество, мы можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании ребенка-дошкольника значимую роль играет приобщение к народному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В.Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Основой в формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа. Источником и фундаментом, которого является фольклор.

Работаю над проблемой приобщения детей к народному искусству и традициям. Фольклор-источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшее:

•        .упражнения   по   приобретению   навыков   самостоятельных

действий в пении;

  • упражнения   в   самостоятельном   подборе   вариантов   игр, танцевальных движений;
  • творческие     задания     как     метод     развития     песенного музыкально-игрового творчества.

Предпочитаю использовать народные игры с пением и движением, песни с инсценировкой. Почему они так необходимы на моих занятиях? Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх, песнях такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются мои дошколята. В народных играх дети учатся общаться, приобщаться к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Игровая   деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:

  • развитие творческой индивидуальности;
  • эмоциональное развитие;
  • воспитание эстетики, патриотических чувств;
  • развитие духовной-сфере;
  • развитие самостоятельности, физическое развитие.

В своей работе я сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Поэтому настойчиво веду поиск новых захватывающих приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Искала ответы на вопросы: «Как повысить творческую активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?»

И решение нашла: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими образцами родного фольклора, традициями. Суть освоения народной культуры не сводится к накоплению обширного репертуара, а к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко. Именно эти впечатления сильно отпечатываются в сознании ребенка.

Иногда мне приходилось слышать, что народная песня сложна для понимания детьми. Слишком много в ней непонятных слов, что мелодия песен однообразна, примитивна. Работая над народной песней, я убедилась в том, как дети преображаются, когда приплясывая, поют, да притопывая, играют на инструментах. А все непонятное в песне завораживает детей, они входят в образ песни и глубоко сопереживают.

Тема прославления нашего родного русского народа является главной в нравственно-патриотическом и эстетическом воспитании детей.

Для воспитанников детского сада я подбираю интересный, доступный фольклорный материал, который помогает решить различные проблемы развития и воспитания детей. Многие потешки, считалки дети не проговаривают, а пропевают, причем некоторые из них сами придумывают мелодии на народные тексты. Песенки - игры включаю в физкультурные минутки, что способствует активизации дыхательной системы и кровообращения. Самое главное в том, что народные песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение. В музыкальной жизни моих воспитанников фольклор тесно переплетается с классикой и   современностью.

Раскрываяталант ребенка на ранних стадиях его жизни, музыкальный руководитель закладывает основы будущих успехов и    насыщенной    эмоциональной    жизни.    Поэтому    использую методику      раннего      развития      способностей      на      основе этнопедагогики. Эта методика базируется на идее возрождения русской     традиционной     культуры,     представляющей     собой подлинный интонационный источник народной песни, потешки, игры,  хороводы,   прибаутки,  переплясы.  Умение  интонировать народную песню легко переходить от опоры к вершине подпевки и обратно, легко и свободно запевать песню без тона, импровизировать в народном стиле - вот главные задачи музыкального развития детей на основе фольклора. В настоящее время создано немало разработок по музыкальному воспитанию детей на основе народной культуры. Это работы Т.М. Науменко, Н.М.Гилеровой, З.Кодай с последующим воплощением фольклора в школьной программе по музыке.

В народных песнях все продумано и предусмотрено, всё идет от
природы. Начиная с младшего возраста (от простейших попевок,
песенок, игр, несложных, танцев) нужно помнить только о
примарной  зоне
 детей,    которая    сродни    примарной зоне любого голоса - это «ми», «фа» и «соль» первой октавы. Именно на примарных звуках (тонах) легко проявляются лучшие качества детского голоса («дождик», «птички», «петушок», «зайчик», «сад» и т.д.) Осваивать народную манеру пения следует сочетая традиционные методы с обычными педагогическими приемами обучения музыке, пению: показом, распевкой, использованием фортепиано.

В младшем дошкольном возрасте следует бережно, аккуратно относиться к певческом способностям ребят, т.к. физически ребенок еще «бутон», не окреп, импровизирует эмоционально, активно и часто пение переходит в радостный и откровенный крик. Это опасно для совсем еще не окрепших голосовых связок (их практически нет, лишь «одно название»).

Музыкальное воображение 5-6 летних детей разнообразные и богаче, чем у детей младших групп. Звуки окружающего мира, природы в своем восприятии дети уже наполняют «своей» «внутренней» музыкой, которую они представляют и которую слышат внутреннем слухам. На музыкальных занятиях использую чтение сказок с импровизацией на детских музыкальных инструментах (gliss...), прохлопывают ритм, пульс музыки, знакомых песен - различные формы музыкальной деятельности.

В любой русской сказке, празднике воспроизводится быт русской деревни, накопленный разнообразными песнями, связанными с трудом, отдыхом, праздником. При использовании песен, инсценировок дети изображают каждое действующее лицо, вживаются в каждую роль. Легко удается привить манеру и получить нужный звук в процессе игры. Например, для получения свободного   звука   «Эй!»   лучше   подходит   игра   в   горелки.

Свободный звук появляется у детей на речитативе «Гори, гори ясно». Ребенок поет свободно и без настройки. Песенка «дождик, дождик, перестань» может служить подспорьем в звукообразовании. Игра «Коршун» способствует как обучению манеры, так и правильному интонированию. Я уверена в том, что музыкальные занятия, может быть, более других занятий, воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг другу, понимать, любить и подсказывать. Само начало всех занятий наших - круг, где нет первого и последнего, где глядя в глаза стоящему рядом и подавая ему руки, пропеваем: « А Миша даст руку Ване, а Ваня даст руку Маше...».И вот уже идет душевный, теплый настрой, а заодно и распевка.

В каждом музыкальном занятии я стараюсь акцентировать внимание детей не только на правильность интонирования или ритмичность движений, но и на уважении к своей партнерше. В танце мальчик должен показать себя настоящим мужчиной, он приглашает девочку, и ведет её в круг, становится так, чтобы его партнершу было хорошо видно, охраняет её и в конце танца провожает девочку на место. Это является основой народной традиции.

В песенной традиции нужно знать, что недостаточно правильно петь мелодию песни, нужно ещё и слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась», а в народе говорили: давайте «сыграем песню», не споем, а сыграем. Как это правильно, как здорово! Самое главное, чтобы сердце ребенка открылось музыке, чтобы повзрослев, вся душа его трепетала при звуках русской песни. Когда мы поем, мы становимся народом!

В процессе разучивания фольклорного материала большая роль отводится музыкальному руководителю, поэтому организатором, заводилой выступаю сама. И лишь после выученного материала, ребята сами начинают импровизировать, выдумывать, разыгрывать разные сценки в процессе своих игр в группе, на музыкальных занятиях.

Процесс разучивания песни начинаю песен в пределах терции и кварты. Распевку показываю сама, поддерживая пение ребенка, играя на инструменте. Важно, чтобы, слоги распевки формировались в полости рта и «на зубах», в так называемой разговорной манере. Обучая детей, прибегаю к приемам опосредованного воздействия на них через игру и хоровод. При этом ребенок усваивает манеру непосредственно с голоса, не подозревая, что его учат.

Необходимо помнить, что разучивание распевок лишь подготавливает будущих певцов к постижению тайн народной манеры пения, но ни в коем случае не может заменить общения с народной песней. Кварта - душа народной песни. С квартовых песен начинается обучение народному пению. Эти песни имеют разную структуру, за счет перемещения тона опоры или перенесения главного устоя на первую, четвертую, третью или вторую ступень лада. Это хороводы «Бояре», «Береза», «Мое жито не вродило», «Гори, гори ясно», «День прошел», «На горе-то калина», «Со вьюном я хожу», «Как пошли наши подружки».

К идее фольклорных праздников пришла не случайно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывают у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике. При подготовке праздников происходило преображение    ребят: робкие и застенчивые становились инициативными, раскрепощенными      и      самостоятельными. Совместная деятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывали помощь друг другу при выполнение задания, сострадали, переживали неудачи и радовались успеху. Они становились терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Готовясь к «Осенней Ярмарке», ребята приносили поделки, сделанные совместно с родителями, частушки, напетые бабушками, кулинарные изделия; мальчишки показывали свое мастерство в игре на ложках, а девочки бабушкино и мамино рукоделие.

Дети старшей группы разучивают народные песни «Купим мы бабушка...», «Ярмарка», «Осенины на Руси»; ввожу элементы русской ярмарки и народного гуляния (театр, балаганное представление). Исполняют народные танцы «Барыня», «Хоровод» и народные игры «Баба сеяла горох», «По грибы». У детей подготовительной группы репертуар обширнее: пословицы и поговорки, народные приметы, соответствующие песни: «Нынче ярмарка,   «Эх,   веселье  русское»,   народные  частушки,   игры  с пением, народными прибаутками, зазывания музыкальные. «Угол уголок», «Наш товар краше».

К Новогоднему празднику готовим колядки с пожеланием добра и радости хозяевам, благодарим тружеников и подтруниваем ленивых. А в музыкальном репертуаре детей старшей и подготовительной групп ощущается значительная разница: старшие дети поют народные песни, колядки щедровки на русском языке («Авсень-таусень»), а подготовишки ещё и на украиском языке: «Щедрик-ведрик», «Щедривочка», «Солнце низенько».

Готовясь к Масленице, дети изготавливают чучело масленицы, затем прощаются с ним (практиковали сжигание). А сколько радости было, когда хозяйка угощала торжества всех блинами.

Дети поют народные песни в обработке русского композитора Римского – Корсакова из оперы «Снегурочка», «Проводы зимы»,Э «Весна», играют в народные игры («Золотые ворота», «Весну аукаем», «Угол на угол»), водят хороводы. Закликаем весну на улице песнями, танцами, играми.

Знакомясь с обрядами летнего цикла, мы традиционно празднуем «Троицу», заплетая берёзку лентами: ведь нужно загадать желание и верить в его исполнение. В репертуаре разучиваем хороводы «Во поле берёза стояла», «Во саду ли в огороде», «Как на Троицу у нас», играем в игры «Лето красное», «Собери лукошко».

Планирую в дальнейшей работе пополнять запас музыкального  фольклорного репертуара, расширять знания детей, искать новые интересные формы работы с детьми на занятиях и развлечениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....