Доклад на тему: « Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего возраста в процессе знакомства с творчеством поэтов Кольской земли.
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: « Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего возраста в процессе знакомства с творчеством поэтов Кольской земли.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств , к которым относится и чувство патриотизма.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Нравственность-это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки и действия согласно своей совести.
Патриотизм (от греческого patris-родина) - любовь к Родине.
Нравственно-патриотическое воспитание-взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Что есть самое важное в жизни человека? В каждый период жизни-свой выбор и свои приоритеты. Но неизменно общечеловеческое, данное свыше и завещанное поколениями-семья, Родина, природа…
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К.Паустовский
Родина для ребенка-это семья, в которой он живет; город и улица, на которой стоит его дом; детский сад, в который он ходит; рябинки во дворе и одуванчики в траве.
Нравственно-патриотическое воспитание-многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:
-формирование базисных основ личности;
-привитие детям чувства любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
-формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
-воспитание чувства гордости за свою страну;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям;
-обогащение художественно - эстетического и познавательного развития дошкольника.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Что может быть семьи дороже ,
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь добром.
Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Детский сад-второй дом для ребенка. Жизнь в нем должна быть интересной, запоминающейся, полной радостных впечатлений.
Дети в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят
На прогулку с ними ходят
Детский сад - второй наш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Что доступно пониманию ребенка среднего возраста, что его может волновать и вызывать интерес?
Конечно же, родная природа … Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли человека в природе- все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина.
Ты помнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину-такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
К. Симонов
Воспитывая у ребенка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности. Недаром В.А.Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой : от любования прекрасным и понимания прекрасного-к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты; через красивое-к человечному.
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Следующая ступенька-родной город … Надо показать ребенку, что город, где он родился, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с событиями боевых лет Великой Отечественной войны, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
На свете много городов прекрасных,
Но мы гордимся городом своим.
Чтим память мы традиций славных,
Он всем нам дорог
И всеми нами он любим.
Т.В.Канашенкова
«Детство-каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А.Сухомлинский
Поэзия, как жанр художественной литературы, является могучим средством патриотического воспитания детей. Знакомя детей с литературой , педагог должен очень внимательно относиться к отбору поэтических произведений, с которыми будет знакомить воспитанников. Прежде всего, стихи должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Они должны быть доступны и понятны детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. Нельзя забывать и о возрастных особенностях детей.
Особое внимание хочется обратить на творчество поэтов нашего Заполярья. Среди них, особым колоритом отличаются произведения Аксеновой Огдо Петровны. Читая ее стихи, представляешь снега дальнего севера, свист метели, вещий и грозный лепет шаманов и скромную прелесть тундры, богатой грибами и ягодами.
Морошка, морошка,
Тоненькая ножка.
Ягодка-фонарик
Сладостью подарит.
Осень подоспела-
Ягода поспела.
Спелая морошка-
Желтая сережка.
Знакомо многим имя учителя начальных классов МОУСОШ №11 г. Североморска Васенцевой Татьяны Викторовны. Нельзя забыть строчки, проникнутые любовью к родному краю.
Кто из вас не видел чуда?
Есть оно лишь в крае том,
Где заснеженные сопки,
Словно старый добрый гном,
На плечах своих волшебных
Держат небо, облака…
Нет, не видели вы краше
Края нашего пока.
(«Чудеса севера»)
Сколько душевного тепла вложено в стихи, посвященные природе севера.
1. Ах, куда ни глянешь взором,
Всюду золотом цветут.
Мать - и -мачехи узоры
Песню солнышку поют.
(«Мать-и-мачеха»)
2. Ах, красавица брусника,
До чего же хороша!
Нарядила Заполярье
В расписные кружева.
(«Брусничный край»)
Заряд хорошего настроения дает нам творчество Олега Бундура, который является автором многочисленных веселых и серьезных стихов . (Сборники «Папу с мамой берегу» (1988г.), «Здравствуй, день»(1985г.) , «Сто ключей» (1990г.).
Мама с папою под ручку,
А со мной идет за ручку.
На руках у папы брат-
Сам он топать маловат.
А прохожие проходят,
А прохожие глядят.
И про нас они, похоже.
Меж собою говорят:
-Сразу видно, что семья!-
Папа, мама, брат и я!
(«Семья»)
Сочинения саамской поэтессы Октябрины Вороновой рассказывают нам о зиме, разноцветном северном сиянии, ясном вечернем небе с луной и звездами зимой; о просторах тундры с синим безоблачным небом, с грохочущим громом и грозой летом.
Легкий, мягкий, словно пыжик.
Солнце яркое с небес
Озаряет зимний лес.
Нет ни облачка над домом.
Небо кажется бездонным.
Тропку к лесу протопчу,
Постою и помолчу.
В 2001 году вышла замечательная книжка о нашем городе, она так и называется «Мой родной Североморск», ее автор Ирина Юрьевна Ядринцева. В предисловии к ней Виталий Волошин написал: «Это первая детская книга о нашем родном городе Североморске. Читая ее, ребенок узнает не только о его настоящем, но и прошлом; рассматривая рисунки, с гордостью и любовью скажет: «Это мой город! Пусть он такой прекрасный и необычный, навсегда останется в его сердце»
Заполярный городок
От Большой земли далек.
Год за годом, день за днем
Мы живем тут и растем.
Следует обратить внимание на чудесное издание этого же автора «Мурман, Кольские края-это Родина твоя»
Мы живем в стране России,
В Кольском северном краю.
Мы хотим счастливой, сильной
Видеть Родину свою.
Почему? Да потому что
Это наш любимый дом
Нет для нас на свете лучше-
Мы с рожденья здесь живем.
Папа с мамой, вся семья-
Это Родина твоя;
И соседи, и друзья-
Это Родина твоя;
Детский садик, двор и школа,
Города, поселки, села-
Заполярные края-
Это Родина твоя.
Дети-наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, мир, Отечество. Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями . «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Литература.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / Педагогика. 2005. №2.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.
Ветохина А.Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.-СПБ: Детство-Пресс,2013.
Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России. –М.: Аркти, 2003.
Дозорова М.А. «Семья»- М.:Аркти,2008.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: Сфера, 2004.
Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.-М.: Сфера, 2009.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника.-М., 1987.
Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников /Воспитатель ДОУ. 2010. №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)
"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...
Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...
Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...
Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...
ДОКЛАД на тему: «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Практический опыт по воспитанию патриотизма у воспитанников с ОВЗ....
Формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию...
"Формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Цель: воспитание любви к Отечеству, формирование ответственного отношения к окружающей природе и людям, становление устойчивой связи поколений....