конспекты занятий по экологии
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 2. НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О МОРЕ
Начиная работу но формированию знаний и представлений у детей о родном крае, педагог, чают исследователи Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С А. Веретенникова, С. А. Козлова е другие, прежде всего останавливается на содержании воспитательно-образовательной и отборе конкретных объектов для ознакомления с ними дошкольников с учетом возрастных особенностей. При этом, согласно принципу краеведения, выделяя при отборе материала наиболее характерного для данной местности, важно подчеркнуть и тесную взаимосвязь родного города или села со страной в целом и непременно находить в родном крае отражение типичных и характерных для всей страны.
1. Знакомство с водными ресурсами 1.1. Занятие «Царица - водица»
Цели: уточнить и расширить знания детей о воде и водоемах (реки, моря, озера, океаны и т. п.); развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать бережное отношение к воде; развивать экологическую культуру.
Словарная работа: формирование активного словаря: штиль, шторм. Активизация в речи слов: глобус, море, океан, реки, земля (суша).
Материал к занятию: глобус, картинки с изображением Земли из космоса.
Ход занятия
I. Вводная часть
Воспитатель показывает детям глобус. «Как вы думаете, ребята, что это? Правильно, это глобус является моделью земного шара.
Затем воспитатель показывает детям картинку с видом Земли из космоса, поясняя, что так на снимке выглядит наша планета из космоса.
«Ребята, а как вы думаете, зачем нужен глобус?» (Ответы детей.)
II. Основная часть
Беседа «Путешествие по глобусу»
«Ребята, давайте сейчас все вместе попутешествуем по глобусу! Посмотрите на него внимательно. что на глобусе обозначено голубым цветом? Какие цвета вы еще видите? Что обозначено этими цветами?»
Воспитатель начинает быстро вращать глобус: «Ребята, рассматривая глобус, скажите, какого цвета на нем больше? Как вы думаете, что это значит? Дело в том, что в древности люди назвали вою планету Землей, и когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды. Теперь давайте посмотрим на глобус и поищем океаны и моря». Педагог с детьми находят различные моря и океаны. После уточняет на каких морях, возможно, отдыхали дети с родителями и предлагает найти Охотское море.
«Море - это громадное водное пространство, а океан еще больше. Кто видел: море всегда одинаковое или разное?» (Ответы детей.)
«Море бывает разное. В солнечный день оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И тогда мы говорим, что на море штиль. Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю бегут белые барашки-волны. В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные волны бьютъся о берег. Но действительно опасным море бывает во время шторма - сильного ветра с дождем, когда могут потонуть даже большие суда».
Физкультминутка: педагог называет морских обитателей, а дети их изображают, например: медузу, дельфина, краба, морскую звезду, морского ежа. креветку.
Конспект составлен с использованием материалов Л.Т. Горьковой. А В Кочергиной. Л.А. Обуховой 1
''Познакомить дополнительно детей с каргой и глобусом, рассказать о знаменитых исследователях и путешественниках можно с помощью комплексных развивающих занятий в подготовительной группе, разработанных Л.Л Тимофеевой.
III. Заключительная часть"
«Ребята, вам понравилось наше путешествие по глобусу? Что вы узнали нового из сегодняшнего занятия?»
Затем воспитатель предлагает воспитанникам поделиться впечатлениями, рассказать, что им особенно понравилось.
1.2. Занятие «Водоемы родного края: море Охотское»7
Цели: совершенствовать знания детей о родном крае; развивать эстетическое восприятие, любовь к природе; продолжать учить грамотно отвечать на поставленные вопросы; способствовать развитию внимания.
Словарная работа: формирование активного словаря: бухта; бухта Нагаева; бухта Гертнера. Активизация в речи слов: Магаданская область, магаданцы, река Магаданка, Охотское море. Материал к занятию: карта Магаданской области, карта «Земля и ее обитатели».
Ход занятия
- Вводная часть
Вводная беседа. «Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем? А как называют жителей нашего города? Кто знает название области, главным городом которой является Магадан?»
II. Основная часть
Работа с картой области: «Ребята, посмотрите на карту. Это карта нашей Магаданской области. Какими цветами она раскрашена? Каким цветом изображены реки, озера, море? Ребята, а какая? река течет в нашем городе? (Река Магаданка.) Берега нашего города Магадана какое море омывает' (Охотское море.) Давайте попробуем найти их на нашей карте». Педагог вместе с детьми ищут мор» и реку на карте.
Затем воспитатель рассказывает детям: «В 1639 году Иван Москвитин - русский землепроходец выйдя из Якутска, дошел до побережья моря, и пройдя его вдоль берега на северо-восток, достиг устья реки Тауй (можно и эту реку поискать с детьми на карте). Позже это море было названо Охотским.
Охотское море - одно из крупнейших на Земном шаре, оно очень глубокое. Это море холодно< даже в самые теплые месяцы лета. Климат Охотского моря очень суров, однако это не мешает процветанию растительной и животной жизни. Воды нашего моря редко бывают прозрачными. Чаш всего они зеленовато - серые.
Ребята, а вы летом с родителями часто отдыхаете на нашем море'.' А как называются бухты, h которых вы отдыхаете? (Ответы детей.) Чаще всего вы отдыхаете, посещая бухты Нагаева и Гертнера. Давайте найдем их на карте». Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает карту находят бухты на ней. Затем воспитатель просит 3—4 детей назвать и показать на карте бухты, которые омывают берега родного г. Магадана.
«А когда вы отдыхали на наших бухтах, каких морских обитателей вы видели?» (Ответы детей)
Физкультминутка: воспитатель просит детей представить, что они надели теплые водолазные костюмы, взяли акваланги и погрузились на дно Охотского моря. Предлагает ребятам плавая, понаблюдать за морскими обитателями. После педагог просит детей рассказать, каких обитателей о встретили.
III. Заключительная часть
Воспитатель предлагает детям посмотреть карту «Земля и ее обитатели» и вместе поискать oбитателей Охотского моря.
«Ребята, сегодня на занятии вы вспомнили, как называется наш народ, область, в которой живем. Также мы вспомнили название моря, омывающего берега нашего города. Напомните мне пожалуйста, с названиями каких бухт Охотского моря вы сегодня познакомились? (Бухты Нагаво и Гертнера.) Еще мы сегодня вспомнили некоторых обитателей нашего моря и даже погружались на его дно с аквалангами. Было ли вам интересно на занятии? Что больше всего вам показал! интересным, познавательным?» (Ответы детей.) «Мне тоже было интересно с вами заниматься, мы планируем скоро отправиться на экскурсии "В гости к морю..."'».
План-конспект занятия разработан с участием И.В. Коробовой на основе сценариев занятий по экологическому воспитанию Л.Г. Горьковой.
1.3. Природное разнообразие в море и океане.
1.3.1. Занятие «Природное разнообразие в море и океане»9
Цель: познакомить детей с природным разнообразием морей и океанов; вызвать интерес к изучению морских обитателей; поощрять самостоятельные попытки детей высказываться; рассказывать о своих наблюдениях за обитателями моря.
Словарная работа: активизация в речи слов: Охотское море, морские обитатели, моржи, тюлени, киты, дельфины, крабы, медузы.
Материал: иллюстрации морских животных, птиц, рыб, других обитателей моря (краб, осьминог, кальмар, медуза).
Ход занятия
I. Вводная часть
Педагог читает ребятам рассказ мальчика побывавшего на море.
«Прошлым летом я побывал на море. Мы с мамой пошли отдохнуть к Охотскому морю на бухту Нагаева. Вдруг мама сказала: «Смотри, корабли!». Это был самый конец извилистой бухты. Когда мы подошли ближе, я встал на высокий берег, а передо мной было море. Невозможно было определить, где кончается море и начинается небо.
Цвет его трудно описать. Где-то на мелководье - светло-зеленый, а дальше, на глубине, стальной. Внизу, под ногами, вода была настолько прозрачной, что видны были отдельные камушки, водоросли и стаи рыбешек.
Я стоял и просто смотрел».
Содержание беседы:
Педагог интересуется у ребят, что интересного они видели, когда отдыхали с родителями на Охотском море, за кем наблюдали и каких обитателей моря встречали.
После воспитатель объясняет детям, что все живое на Земле нуждается в воде, при этом многие живые существа могут жить только в воде. Но вода бывает разная, в реках - пресная, а в морях и океанах-соленая. Одни рыбы и животные предпочитают пресную воду реки или озера, а другие-соленую морскую.
П. Основная часть
Воспитатель рассказывает детям, что одни живые организмы живут только на мелководье, а другие на глубине, некоторые приспособились к холоду. Им хорошо и удобно там, где они живут.
«Как вы считаете, почему?» (Например, краб хорошо передвигается по камням и на неглубоком дне, а моржа греет толстый слой жира.)
В воде и на побережье живут разные рыбы и многие животные - моржи, тюлени, киты, дельфины, крабы, медузы и др. Большинство из обитателей моря приспособилось к жизни ближе к поверхности. Там много света и корма. Другие, например, кальмары и осьминоги, живут на такой глубине, куда почти не проникают лучи солнца, там всегда сумерки. А кит кашалот жить там не может, но ныряет на большую глубину за добычей.
С водным миром связана и жизнь птиц (чайки, альбатросы, тупики). Например, альбатросы проводят большую часть своей долгой жизни над морскими просторами, иногда позволяя себе отдохнуть. Он касается земли только тогда, когда наступает время для выведения потомства. Альбатрос -одна из самых крупных птиц в мире. Размах его крыльев огромен - до 3,5 м. Даже у самых крупных наземных орлов размах крыльев меньше. Несмотря на свои большие размеры, эта птица весит не более 10 кг, что дает ей возможность проводить большую часть жизни, планируя над океаном м морем в поисках рыбы. Альбатрос очень красивая птица: он белоснежного цвета с черным оперением на крыльях.
III. Заключительная часть
Попросить детей рассказать о фильмах, мультфильмах о морской природе, посещении дельфинариев.
Обратить внимание детей на то, что с водой связана жизнь не только рыб, но и других животные (китов, дельфинов, моржей, крабов, многих птиц).
'План-конспект замятия разработан на основе материалов н.н, Лавдеевой. Степановой .
1.3.2. Как камешек стал звездой
(для детей 3-5 лет... (пьеса для театра марионеток))
Ведущий. В глубине океана жили-были морские обитатели.
Под музыку К. Сен-Санса «Аквариум» на сцепе появляются разные морские обитатели: Морские коньки, Рыбки. Осьминоги, Водоросли. Морские звезды, Ракушка. Стайкой проплывают Рыбки.) Рыбы (поют).
Рыбки все мы прекрасные,
Желтые и ярко-красные,
Белые и темно-синие,
Очень и очень красивые.
Ведущий. Все они были очень вежливыми, при встрече здоровались и приподнимали свои плавники.
Под музыку «проплывают» Рыбы, здороваются поклоном головы.)
Но вот однажды разыгрался сильный шторм, и в глубину океана случайно попал маленький камушек, который когда-то лежал на берегу.
Камешек, кружась, падает на пол. Все герои сначала прячутся от страха, потом потихоньку выплывают.)
Камешек (оглядываясь). Ой, куда это я попал?
Медуза. Между прочим, здороваться надо, когда попадаете в культурное общество.
Камешек. Простите, пожалуйста. Я, как обычно, замечтался, лежа на морском берегу, а тут подлея такой ураган, меня подхватило и понесло. Вода силой затащила меня в океан, и вот я здесь. У меня до сих пор кружится голова.
Медуза. Заметно! Он, видите ли, замечтался! И о чем это простые маленькие камешки мечтают, лежа на морском берегу?
Камешек. Я мечтал стать звездой!
Рыбы (вместе). Кем, кем?
Камешек. Звездой!
Рыбы (вместе). А что это такое?
Камешек (мечтательно). Звезды - это маленькие камешки, которые сияют на небе, в воздушном океане.
Медуза. Ну а я ни о чем не мечтаю, у меня такие стрекательные щупальца, что все меня и так боятся.
Морской конек-папа. А я мечтаю, чтобы мой малыш поскорее вырос.
Морской конек-малыш. А я мечтаю поскорее вырасти и стать таким, как мой папа.
Медуза. Ну, это не мечта, ты и так скоро вырастешь.
Морской конек-малыш (торопливо). А еще я хочу, чтобы меня кто-нибудь спас.
Осьминог. А я мечтаю кого-нибудь спасти, такого маленького и беззащитного, как ты!
Раковина. А я мечтаю встретиться с какой-нибудь песчинкой и сделать из нее жемчужину.
Рыбы (вместе, говорят наперебой). Я мечтаю поплыть в другую сторону океана, а я мечтаю познакомиться с другими рыбами, а я мечтаю вырасти, а я мечтаю...
Медуза. Ой, как твои мечты заразны, Камешек. Пока тебя здесь не было, все было тихо и спокойно, никто так много не болтал. Тише вы, акулы услышат!
Ведущая. Но рыбы продолжали говорить и говорить. Они разволновались, раскружились и затанцевали.
(Танец морских обитателей на выбор музыкального руководителя.) Морская звезда. Спасайтесь, кто может! Акула!
Медуза. Ну вот, я же говорила! Прячьтесь все!
(Все прячутся, появляется Акула. Она плавает, нюхает Камешек, Раковину. Вдруг замечает маленького Морского конька, который не успел спрятаться и мечется в поисках укрытия.)
Акула. Ах, какой вкусный Морской конек!
Камешек. Не тронь ребенка, громила!
Акула. Кто это гут мне грозит? Не вижу! Не вижу! Не вижу!
Камешек. Сейчас увидишь! Эй, Осьминожка, подбрось-ка меня, я хочу попасть громиле прямо в паз!
(Осьминог толкает Камешек, Камешек сбивает Акулу, которая падает.)
Цель: обучение детей выразительным движениям и ауторелаксации. Гимнастика «Едем к морю» проводится в групповом помещении. Программное содержание:
I. Упражнение на снятие напряжения.
II. Упражнение на внимание.
III. Упражнение на расслабление мышц.
1. Вводная часть
Упражнения на снятие напряжения:
Создание игровой ситуации.
«Идем к автобусу» - ходьба обычная в колонне по одному
«Едем к морю» - ходьба в полуприседе, притопывая попеременно ногами, руки перед грудью.
«Гуляем по берегу моря» - ходьба врассыпную
- Основная часть
Этюд на выражение внимания и сосредоточения «Что ты слышишь?» Дети стоят на «берегу» моря, слушают шум прибоя, крик чаек и т. д. Выразительные движения: голова слегка наклонена (в сторону, назад), взгляд направлен вперед: присесть, закрыть глаза.
2. Этюд на выражение удовольствия и радости «Морские волны»
Дети стоят на «берегу» моря, близко к воде. Волна откатывается назад и как нахлынет. Выразительные движения: дети с радостью убегают от волны, оглядываясь назад и восклицая «Ай!».
3. Этюд на выразительность жеста «Морские камушки»
Дети ходят по «берегу» моря, имитируют сбор морских камушков, бросают их в море. Выразительные движения: наклониться или присесть, поднять камушек, выпрямиться и бросить его в море, произнести «Плюх»!»
4. Этюд на выражение удивления «Кто это?»
Педагог объясняет детям, что, бросая камушки в море, мы нарушаем покой морских обитателей. Сейчас кто-то вынырнул из воды и смотрит на нас. Да это же нерпочка! Выразительные движения: рот приоткрыт, брови приподняты, дети удивляются.
Подвижная игра « Чайки на льдинах»
Раскладываются обручи по количеству детей (ветер нагнал в бухту льдины). Море волнуется, дети бегают врассыпную, имитируя полет чаек Море шумит! Чайка над морем Летает - кружит. Чайки устали! Дети забегают в обручи, приседают на корточки. Игра повторяется 2-3 раза.
III. Заключительная часть
Этюд на расслабление мышц «Морская звезда»:
- дети лежат на спине, руки и ноги в стороны, тело расслаблено;
- дети встают;
- ходьба в колонне по одному.
Хорошо мы погуляли. Возвращаться не пора ли?
1.5. Сюжетное занятие по физической культуре «Морское царство» [118]
I. Подготовительная часть
Построение в одну шеренгу. Разновидности ходьбы:
- в колонне по одному (идем на берег моря):
- на носках, руки на поясе (песок нагрелся, жжет пятки);
- на пятках, руки за спиной (острые камушки);
- в сочетании с движениями (собираем камушки):
29
1-4 - ходьба «врассыпную»:
5—6- присесть, коснуться руками пола:
7-8 - встать:
1-4 - ходьба «врассыпную»;
5-6 - наклон вперед, коснуться руками пола;
7-8 - встать.
Этюд «Игра с камушками»
Дети садятся на песок (сед на пятки) и рассматривают найденные камушки, показывая друг другу наиболее красивые или необычные. Затем начинают играть с камушками: то подбрасывают и> вверх и ловят, поочередно и вместе, ладонью и тыльной стороной кисти, то кидают вдаль (кто дальше кинет). Разновидности бега:
- бег на носках, руки в стороны (чайки летят к морю);
- бег в сочетании с движениями:
1-8 - бег на носках, руки в стороны;
1-8 - поворот переступанием на носках вправо (чайки кружат над волнами); 1-16 - то же в другую сторону;
- бег на носках, руки в стороны, по сигналу (например, свистку) быстро принять положении «упор присев», затем продолжить бег (чайки ловят рыбу);
- бег на носках, руки в стороны (чайки летят к берегу);
- ходьба на носках, руки в стороны, имитируя движения крыльев птиц (чайки ходят по песку
II. Основная часть
Комплекс общеразвивающих упражнений «Морское царство»
1. «Волны шипят».
И. п. - сед на пятках, руки внизу;
1-2 - волнообразное движение руками вперед-вверх, вдох;
3-4 - волнообразное движение руками вниз, выдох через рот со звуком «ш». То же, увеличив амплитуду движений, вставая на колени и опускаясь на пятки.
2. «Морская волна».
И. п. - сед на пятках, руки перед грудью, пальцы переплести;
1-8 - волнообразные движения кистями и предплечьями, не разъединяя пальцы рук.
3. «Рыбка».
И. п. - лежа на животе, руки вверху;
1 - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги;
2 - и. п.
4. «Морская звезда»
И. п. - лежа на животе, руки вверху;
1 - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги;
2 - руки и ноги в стороны;
3 - руки и ноги вместе; 4- и. п.
5. «Я на солнышке лежу».
И. п. -лежа на животе с опорой на предплечья;
1 - согнуть правую ногу;
2 - разгибая правую, одновременно согнуть левую; 3-4 - то же с другой ноги.
6. «Плавание брассом».
И. п. - лежа на животе, руки вверху;
1 - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки;
2-7-движения руками, имитирующими плавание брассом;
8 - и. п.
7. «Нырялъщики».
И. п. - лежа на животе, руки вверху, ладони вместе:
1 - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги;
2-7 - попеременные движения ногами вверх-вниз:
'Дельфин».
И. п. - лежа на спине, руки вверху;
1-2 - перекат на правый бок, прогнуться;
3-4 - и. п.:
5- 8 - то же влево.
«Краб».
И. п. - сидя, согнув ноги, руки сзади в упоре;
1 - поднять таз; 2-7 - продвижение вперед, опираясь на конечности: и. п.;
1-8 - то же. продвигаясь назад. /
"Катамаран» (водный велосипед).
И. п. - стоя на коленях, руки в стороны;
1-2 - сесть на правое бедро, правую руку дутой вниз-влево;
3—4 - и. п.;
5-8 - то же в другую сторону. «Гребля».
И. п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади;
1-2 - не отрывая стопы от пола, сгибая руки, лечь на спину;
3-4 - выпрямляя руки и снова приходим в и. п.
«Матрос взбирается по реям».
И. п. - лежа на спине, руки к плечам;
1-3 - сесть, имитируя движения руками (как при лазанье по канату); 4 - и. п.
. «Медуза».
И. п. - лежа на спине, ноги врозь, руки вверх в стороны;
1-3 группировка лежа, ноги согнуть к груди и обхватить их руками, голову поднять (когда появляется шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на дно);
4 - и. п. (когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность). I. «Альбатрос».
И. п. - сидя ноги врозь, руки в стороны;
1-2 - глубокий наклон вперед: коснуться грудью пола, кисти касаются пальцев ног; 3-6 - держать; 7-8 - и. п.
Примечание. После разучивания, упражнения комплекса выполняются поточным способом, по заике ритмической гимнастики. Дозировка упражнений зависит от степени подготовленности и индивидуальных возможностей детей и составляет от 4-6 до 12-16 повторений.
Подвижная игра «Рыбки и рыбак»
Выбирают водящего - «рыбака». Остальные дети - «рыбки». По сигналу «Рыбак!» дети разбегаются по площадке, а водящий их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону. Когда кого-то поймано 3-5 «рыбок», выбирается новый водящий. Игра повторяется 3-4 раза.
III. Заключительная часть
«Парус». И. п. - о. с; 1 - вдох;
2-4 - продолжительный выдох через рот (ветер надувает парус). Разновидности ходьбы:
- в колонне по одному (идем домой: идем по следам, оставленным на песке);
- широкими мелким шагом; скрестным шагом;
- обычным шагом.
1.6. Физкультурно-игровое занятие «Водный мир Севера» [96. с. 253-257]
Программное содержание:
- закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, преодолевать препятствия;
- расширять представления детей о водном мире Севера, о его обитателях:
- закрепить умение имитировать движения животных:
- воспитывать любовь к родной природе, умение видеть ее красоту, желание беречь.
I. Подготовительная часть
Построение в шеренгу.
Ведущий. Есть на Севере моря. Есть болота и озера. Реки есть и ручейки. Водный мир богат, ребята. Кто живет в нем, знать нам надо! На берег морской поспешим. Кто в море живет поглядим.
Вместе с ведущим дети выполняют следующие упражнения: Идем на берег морской (ходьба с приседаниями);
Гуляем по отливу, собираем камушки, ракушки (ходьба в колонне по одному);
Прыгаем с камня на камень (прыжки с ноги на ногу);
Чайки ходят по берегу моря (ходьба на носках, руки в стороны);
Крабы ползут по отливу (ползание на стопах и ладонях (животом вверх));
Нерпа ползет по берегу (ползание на животе, опираясь на предплечье, ноги вместе).
Ведущий.
От прилива убежим (бег обычный) Что за звон там поглядим.
Ведущий.
Под веселый бубен дня Ручейки бегут звеня, И сливаются в озера — Какой вперед -Узнаем скоро!
Упражнение на дыхание «Поднялся ветер» И. п. - встать прямо, ноги чуть расставлены, руки вдоль туловища.
Ведущий. Поднимитесь на носки, вытяните руки вверх, глубоко вздохните, опуститесь, произнесите «у-у-у» (изображая завывание ветра).
II. Основная часть
Общеразвивающие упражнения:
1. «Ветер волны поднимает и о берег разбивает». И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища.
Ведущий. Поднимитесь на носки, сделайте волнообразные движения руками вперед, вверх-вдох, вниз - выдох, произнесите «ш-ш-ш» (10 раз).
2. «Морские волны».
И. п. - сесть на пятки, руки перед грудью, пальцы переплести.
Ведущий. Волнообразные движения кистями рук и предплечьями, не разъединяя пальцы pyк.
3.« Чайки качаются на волнах».
И. п. - стойка на коленях, руки на поясе.
Ведущий. Сядьте на пол, сделайте полуоборот вправо, отведите руки влево и потом это упражнение повторите в обратном порядке (по 4 раза).
морская звезда»:
звезда, но не простая.
настоящая - морская.
п. - лечь на живот, руки и ноги в стороны.
Ведущий. Поднимите голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги (3-6 раз). раскачивается на волнах». п. - лечь на живот, руки вперед.
Ведущий. Поднимите верхнюю и нижнюю часть туловища, покачайтесь на животе, примите »аз).
гребля на байдарах».
и. п. - сесть на пол, согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ведущий. Лечь па спину, не отрывая стопы от пола, согнув руки, выпрямить руки, принять 8 раз).
Краб».
и. п. - сесть на пол, согнув ноги, руки в упоре сзади. едущий. Поднять таз. принять и. п. (10-12 раз).
«Медуза».
и. п. - лечь на спину, ноги врозь, руки вверх, в стороны.
Ведущий. Сгруппироваться лежа, ноги согнуты к груди, обхватить их руками, голову поднять шторм, медуза опускается на дно), принять и. п. (8-10 раз).
«Танцующий хариус».
Кто над озером летает?
Комаров кто ртом хватает?
Нет, не птица это, дети,
Что за рыба, мне ответьте? (Танцующий хариус.) И. п. - ноги вместе, руки вдоль туловища.
Ведущий. Прыжки на двух ногах, вокруг себя (20 сек), ходьба на месте. «Назойливый комар».
И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища.
Ведущий. Поднять плечи, вдох, принять и. п., выдох - сдуем комара с носа, со лба (4 раза). Подвижная игра
«Оляпкин улов».
Маленькая птичка оляпка любит рыбку ловить, ныряя в полынью.
Выбирают Оляпку. Дети-рыбки плавают в полынье - бегают по игровой площадке. На сигнал хлопка!», Оляпка ловит замешкавшихся рыбок (догоняет детей). Игра повторяется 2-3 раза.
Подвижная игра «Медведь и горбуша».
Игровая площадка - это река. С одной стороны площадки находятся дети - рыбки, с другой -едь, ходящий вдоль берега. На сигнал «Горбуша», дети бегут, перепрыгивая через натянутый редине площадки шнур, на другую сторону. Медведь старается поймать рыбок. Игра повторяются 2 раза.
Подвижная игра «Налимы».
Рыбку рыбаки ловили,
И название забыли.
Эта рыбка хоть морская -
В реках наших обитает.
Тело длинное, все в пятнах.
Плеть напоминает.
Солнца луч воды коснется,
Спит она, не шелохнется.
А теперь, ответ дадим -
Эту рыбку звать... (налим). По сигналу Ночь!» - дети бегают врассыпную (налимы плавают). После слов «День!» - дети замирают (налимы спят). Игра повторяется 2-3 раза.
III. Заключительная часть. Ходьба по залу.
1.7. Цикл интегрированных занятий «Море в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»
«Там, где море вечно плещет...»
Задачи:
- развивать отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, поэзии, живописи, воспевающих образ моря:
- воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к природе и развивать способность видеть красоту моря в разном его состоянии;
- формировать у детей умение различать оттенки цвета, отражающие настроение картины;
- дать представления о средствах выразительности и способах изображения моря в разном состоянии.
Материалы: репродукции картин И. Айвазовского: «Тихое море», «Девятый вал»; музыкальное произведение Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».
Предварительная работа: чтение произведений А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», стихотворений «Земля и море», «К морю»; рассматривание книжных иллюстраций к сказкам; прослушивание музыкальных произведений с морской тематикой: «Золотая рыбка» Р. Щедрина, фрагменты из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.
Звучит фонограмма с шумом прибоя. Воспитатель обращает внимание детей на доносящиеся звуки.
Воспитатель. Знакомы ли вам эти звуки? Это звуки моря. Шум прибоя. Кто из вас побывал на море? (Дети отвечают. Воспитатель предлагает рассказать о море.)
Демонстрируется видеокассета с изображением моря в разное время суток и при различных погодных состояниях.
Море представляет удивительное зрелище. Водная стихия простирается до самого горизонта и, кажется, нет ей ни конца ни края. Море, как живое существо, может менять свое настроение и облик в разное время суток и различную погоду: голубое, изумрудное, глубокое, прекрасное, величавое, загадочное, суровое, страшное. Безграничный простор небес и моря, сливающийся где-то за горизонтом, нашел свое отражение в полотнах Айвазовского, поэзии Пушкина, музыке Римского-Корсакова. (Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин И. Айвазовского.) В Крымском городе Феодосии существует музей, где собраны почти все картины известного художника-мариниста И. Айвазовского: от огромных полотен, размером со стену, до совсем маленьких, со спичечный коробок. Рассмотрите картины и ответьте, что их объединяет? (Дети отвечают.) В каком жанре они выполнены? (Дети отвечают.) Какие краски больше всего использует художник?
Дети. Оттенки зеленого, голубого.
Воспитатель. Почему?
Дети. Это оттенки воды и неба.
Воспитатель. Айвазовский любил море, его картины навеяны любовью к нему, он призыва и нас полюбить море.
(Воспитатель заостряет внимание детей на репродукции «Тихое море».)
Такое явление на море называется штилем. Царят гармония и тишина. Рассмотрите картину и найдите детали, доказывающие, что на море покой и тишина.
Дети. Спокойная гладь моря, легкие волны, светлое небо.
Воспитатель. Какие цвета художник использовал, чтобы показать спокойное море? Дети. Картина пронизана светом и воздухом.
Под музыкальный фрагмент Н. Римского-Корсакова воспитатель читает стихи А.С. Пушкина.
Ты волна моя, волна.
Ты гурлива и вольна.
Плещешь ты, куда захочешь.
Ты морские камни точишь...
(Воспитатель подводит детей к картине «Девятый вал» И. Айвазовского.)
Обратите на нее внимание. Чем отличается море на этой картине? (Дети отвечают.) Карги называется «Девятый вал». На ней изображена грозная, ревущая, неуправляемая стихия. Небо темное. Тучи свисают черными клоками. Вода, как и небо, мрачная. Огромная волна надвигается людей. Скажите, какими выразительными средствами показал художник беззащитность и страх люд перед бушующей стихией? (Дети отвечают.)
Волны взбегают упорные, Мечутся дикие, пленные, Гибнут в борьбе, непокорные, Гаснут, разбитые, пенные... видим, как образ моря и его состояние художник передает красками. Но море может звучать ному: то тихо, спокойно, убаюкивающе, как колыбельная песня, то оно бурлит, ревет, пугая швы и звуками.
t Воспитатель вместе с детьми подходит к портрету композитора Н. Римского-Корсакова, изображенного в морской форме.)
Николай Андреевич Римский-Корсаков был моряком и композитором. Полюбил морские просторы, участвуя в кругосветном плавании. Он наблюдал такие удивительные картины , когда множество светящихся рыб звездами падали на палубу, больших морских скатов, которые можно было увидеть в штормы. Полученные впечатления композитор воплотил в своих произведениях: «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Шехеразада», цикл «К морю». Давайте послушаем фрагменты музыкальных произведений, где море звучит в разном настроении и состоянии.
Прослушиваются фрагменты из симфонической сюиты «Шехеразада», «Море и Синдбадов Чраоль».)
После прослушивания музыкальных отрывков воспитатель с детьми определяют характер произведения в отдельных частях, подбирая картины Айвазовского, иллюстрирующие состояние в музыкальном фрагменте:
-образ спокойного моря, на волнах которого плавно покачивается корабль;
- образ взволновавшегося моря, переходящего в бушующее, в волнах которого разбивается валы корабль;
- характер произведения в целом: непрерывное движение, присущее морской стихии. Сегодня мы познакомились с морем. Как и другие образы природы, оно бывает в разном исполнении. Какое состояние моря вам запомнилось? (Дети отвечают.)
Поэты, художники и композиторы воспевали море каждый своими средствами выразительность словом, красками, музыкой. Поэт использовал красочные, образные выражения, описывая море передавая свое отношение к нему. Художник подбирал образы (волны, небо, облака, клоки туч, корабли, скалы, гладь моря, солнце, люди) и определенный колорит. Композитор рисует образы музыкальными интонациями, передающими состояние и настроение, а также использует вместо слов различные музыкальные инструменты симфонического оркестра.
1.7.2. «Как хорошо ты, о море...»
Задачи:
- познакомить детей с ночным и утренним морским пейзажем;
- научить видеть и понимать изобразительные средства выразительности, которыми пользуется художник для создания ночного и утреннего морского пейзажа;
- помочь подбирать образные выражения при описании и сравнении двух морских пейзажей.
Материалы: фонограммы (С. Прокофьев «Утро», П. Чайковский «Ноктюрн»); иллюстрации (И. Айвазовский «Неаполитанский залив. Утро», «Берег моря ночью»).
Воспитатель. Ребята, в прошлый раз мы побывали в картинной галерее и познакомились с «введениями художника-мариниста И. Айвазовского. Скажите, кто такой художник-маринист?
(Дети отвечают.)
С какими картинами этого художника мы познакомились? (Дети отвечают.)
Чем они отличаются друг от друга? (Дети отвечают.)
Помните, я вам рассказывала, как любил море Айвазовский и любовался им в любое время су-L в любую погоду. Он запечатлел в своих картинах. Сегодня вместе с художником мы снова отправимся к морю. Помогут нам в этом картины И. Айвазовского, музыка и стихи о море. Под фонограмму музыкального произведения С. Прокофьева «Утро» демонстрируется иллюстрация картины И. Айвазовского «Неаполитанский залив. Утро».
Воспитатель.
Это утро, радость эта. Эта мощь и дня и света. Этот синий свод, Этот крик и вереницы. Эти стаи, эти птицы. Этот говор вод.
А. Фет
Какое время суток изображено на картине? (Дети отвечают.)
Как вы догадались? Найдите подтверждение на картине и докажите. (Дети выполняют задание.)
Уютно и тихо на берегу моря, солнце только встает, его лучи нежно касаются глади воды. Подберите красочные слова к тому, что вы видите на картине. Небо, берег, гладь моря, лучи солнца... (Дети отвечают.)
Как художнику удалось изобразить утро на море? (Дети отвечают.)
Какие краски он подобрал, изображая море? Небо? (Дети отвечают.)
Как получить нежно-голубой цвет? (Дети отвечают.)
Как изобразил художник солнечную дорожку на глади воды? (Дети отвечают.)
Обратите внимание на утренние блики, которые гуляют по морю. А теперь мы продолжаем наше путешествие.
Под фонограмму музыкального произведения П. Чайковского «Ноктюрн» демонстрируется ил люстрация картины И. Айвазовского «Берег моря ночью».
Воспитатель. Как хорошо ты, о море ночное,
-Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно...
Ф. Тютчев
Чем отличается ночное море от утреннего? (Дети отвечают.)
Как удалось изобразить берег моря ночью? (Дети отвечают.)
Видите ли какие-нибудь отражения в морской глади? (Дети отвечают.)
Как вы понимаете «в лунном сиянии, словно живое...»? (Дети отвечают.)
В ночной глади моря тоже есть блики, но они лунные, и на темном фоне мы видим лунную рябь от легкого дуновения ветерка.
(Воспитатель демонстрирует иллюстрацию картины «Прощание А.С. Пушкина с морем».)
Bocnumameль. Кто изображен на этой картине?
Дети. Поэт Пушкин.
Воспитатель. Правильно, он любуется морским пейзажем. Пушкин во многих стихотворениях и сказках изображал море. Назовите эти сказки.
Дети. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель. Александр Сергеевич видел море в разном состоянии, но любил он его спокойным, торжественным:
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.
Давайте и мы попрощаемся с морем, но еще не раз будем вспоминать и слушать о нем стихи музыку, рассматривать иллюстрации и слайды, а может, и рисовать море.
1.7.3. «Ты волна, моя волна...,,
Задачи:
- познакомить детей с единением образа моря и человека: учить находить в различных видах искусства изобразительные средства выразительности,
вызывающие сходство сказочных героев с морской стихией:
- помочь подбирать образные слова и выражения при описании произведений изобразительного искусства и музыки.
Материалы: иллюстрации картин М. Врубеля: «Царевна Лебедь», «Тридцать три богатыря»; грамма фрагмента из оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова; отрывки произведений А. Пушкина.
• Воспитатель демонстрирует «Прощание А.С. Пушкина с морем». Звучит фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова.)
Воспитатель. Как вы думаете, о чем задумался Пушкин?
Лети отвечают Александр Сергеевич Пушкин любил море, оно его вдохновляло. Может именно К, всматриваясь в него, он увидел героев своих сказок, которые появляются из морских волн, давайте всмотримся и тоже увидим эти сказочные образы. Вот сказочный корабль на всех парусах приближается к острову Буяну.
На фоне иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» воспитатель читает стихи: Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах, На раздутых парусах.
Воспитатель. А может быть, он увидел в волнах моря прекрасную Царевну Лебедь? На фоне иллюстрации картины М. Врубеля «Царевна Лебедь» звучит тема лебедя из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Глядь, поверх текучих вод Лебедь белая плывет. ...Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает -Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава... Обратите внимание, как художник изобразил крылья царевны. Светло-фиолетовые, как бы серебрящиеся, они превращаются в морскую пену и сливаются с гладью воды, а закат отражается и воде и на крыльях розовым сиянием. Создается впечатление, что девушка появляется прямо из морской пучины. Всмотритесь в большие печальные глаза царевны. Почему она печалится? (Дети отвечают.)
А как вы понимаете «выступает будто пава»? (Дети отвечают.)
Вслушайтесь в мелодию, что вам представляется? (Дети отвечают.)
Много сказочных героев живет вокруг острова Буяна.
Звучит фонограмма фрагмента из оперы Н. Римского-Корсакова, рисующего картину вздымающихся волн, всколыхнувшейся морской пучины. Воспитатель демонстрирует иллюстрацию картины М. Врубеля «Тридцать три богатыря». Затем читает фрагмент сказки.
...Море вдруг всколыхалося вокруг, Расплескалось в шумном беге И оставило на бреге тридцать три богатыря; В чешуе, как жар горя. На картине изображен морской прибой и фигуры богатырей во главе с дядькой Черномором. Кажется что бушующие волны с пеной выносят и выбрасывают их на берег вместе с огромными рыбами. Сильные морские богатыри и мощные бушующие волны. Зелено-синяя и фиолетово-розовая вода прекрасно сочетается с блестящими золотом желтыми фигурами. Художник сравнивает их и отмечает их сложенность и единость показывает слияние людей со стихией моря.
Во все времена море служило источником вдохновения для художников, поэтов, композиторов. Ребята, от прослушанного и увиденного на наших занятиях появилось у вас желание изобразить море, которое более всего взволновало вас и запомнилось вам? Спокойное, торжественное или бурлящее, ревущее, ночью, на утренней заре. Может вам захочется изобразить сказочных1м«5рских героев? В этом вам помогут музыка и иллюстрации картин художников.
Дети выбирают изобразительные материалы (гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры) по своему усмотрению. Работа рассчитана на два занятия.
1.8. «Охотское море холодное!»
Цель: помочь детям открыть возможности дополнительных цветов (оттенков), светлых и темных, при создании образа моря, наполненного холодным цветом, запахом окружающих его сопок.
Предварительные наблюдения за состоянием моря в разную погоду: его цвет, высота волн вблизи, издалека, сверху в разное время дня; зарисовки на пленере волн, сопок, гавани; рассматривание иллюстраций и фотографий картин местных художников (В. Сергеев, И. Косницкий и др.).
Материал: у педагога несколько листов бумаги формата А-3 с разными вариантами рисования контуров сопок, горизонта, бухты; у детей простые карандаши, акварельные краски, кисти 2-х размеров.
Вариант взаимодействия с детьми
1. Беседа по стихотворению В. Николенко «На семи ветрах»:
- Какой цвет вы считаете главным или преобладающим в этом стихотворении?
- Цвет холодной стали, это какой цвет?
- Кто и что оживляет Охотское море?
2. Предложить послушать стихотворение с закрытыми глазами и образно представить себе картину Охотского моря.
3. Педагог тонкой линией рисует волны на одном из эскизов:
- полосы 2-х типов линий (волнистая и ломаная), сближающиеся и удаляющиеся друг от друга:
- на палитре составляет цветовую гамму;
-в полосах на растяжку первого цвета приемом «лучики» накладывается второй цвет другой плотности.
4. Дети рисуют под «музыку моря».
5. Физкультурная пауза. Игра: «Море волнуется».
6. Рассматривание морских пейзажей, созданных детьми.
1.9. Игра «Море волнуется» [83]
Цель: развивать внимание, память, слух, координацию движений, воображение. Закрепить знание о жизни морских обитателей.
Игровое задание: педагог предлагает детям «превратиться» в обитателей морских глубин. Произносит слова:
Море волнуется — раз,
Море волнуется - два ... Дети свободно передвигаются по комнате, входят в образ. На фразе:
Море волнуется - три, А ну-ка, фигура замри! Дети замирают в определенной позе. Педагог комментирует их действия.
1.10. Художественное слово и интересные сведения
1.10.1. О морях и океанах «Вода в жизни человека»
Интересные факты
В качестве дополнительного материала можно использовать следующие интересные для детей факты, которые будет полезно вспомнить и воспитателям. Эти факты можно использовать во время занятий, при проведении викторин и конкурсов с участием детей и родителей; для обогащения знаний детей при построении сюжетов игр.
Цель: дать детям представления о том, что к жизни в океане приспособились млекопитающие.
Словарная работа: активизация в речи детей слов: дельфин, косатка: формирование активного варя: млекопитающие, кашалот, кит-горбач.
Материал: иллюстративный материал с изображением дельфинов, косаток, китов, морских рыб.
Ход занятия
L Вводная часть
Содержание беседы:
Педагог спрашивает детей, видели они когда-нибудь дельфинов. Где и как (в дельфинариях, по телевизору, на рисунках и фотографиях)
Какая, по мнению детей, у дельфинов мордочка? Веселая, забавная, доброжелательная или хищная? Как думают дети, дельфин - это доброе животное? Если кто-нибудь из ребят видел представления с дельфинами (в дельфинарии или по телевизору), то воспитатель просит об увиденном рассказать: что они видели, что больше всего понравилось, что удивило. Также педагог задает вопрос: «Дельфин - рыба или не рыба?».
Не рыбы также киты и косатки. Они очень похожи на рыб, потому что так удобнее жить в воде, и быстро плавать. У этих животных рождаются живые детеныши, которых мамы выкармили своим молоком. Поэтому они называются млекопитающими.
П. Основная часть
Рассказ педагога о дельфинах, косатках и китах:
Лельфин-афалина серо-стального цвета. У него гладкая эластичная кожа. Дельфинята - детки, везде следуют за мамами, которые строго следят за тем, чтобы малыш не отплывал от :больше чем на 3 м. Мамы очень заботливые, но строгие. Они иногда наказывают своего ребенка: плюхают мордочкой ко дну и недолго держат. А могут вытолкнуть из воды и проветрить проказ-немного на воздухе. Но, как правило, наказания и не требуется. Где же можно встретить дельфинов? Дельфины обитают во всех морях и океанах, вслед за добычей перемещаются на большие расстояния. Питаются рыбой и моллюсками. Плавают очень быстро. Часто, играя, сопровождают аше обгоняют корабли.
Косатки выглядят просто гигантами. Это очень красивые животные. Спина у них черная, а живот белый, еще два белых пятна над глазами. Косатки гибкие и грациозные. Они сильные и ловкие веники. Одни косатки держатся ближе к берегу, часто охотясь на тюленей и морских котиков. Они кочуют, проплывая тысячи километров по морям и океанам, нападая на рыб, дельфинов даже больших китов. Косатки живут небольшими стадами. Когда две группы косаток встречаются в море, они приветствуют друг друга таким образом: вначале выстраиваются в линию друг напротив рта, затем ныряют, и группы перемешиваются, а когда поднимаются к поверхности, начинают плыть по кругу. Обычно встреча заканчивается шумными, веселыми играми.
Киты самые крупные млекопитающие, живущие в океане. У китов нет шерсти, тело гладкое, под кожей много жира. Поэтому киты не мерзнут в холодных водах. Они плохо видят, не чувствуют запахов, зато очень хорошо слышат. Киты бывают усатыми и зубатыми. Зубатый кит кашалот увительное животное. Он может нырять за добычей на очень большую глубину, где сражается с гигантскими осьминогами. Усатые питаются мелкими рачками, рыбками, используя усы как сито. Наберет в рот воды с этой мелкой пищей, а потом закрывает пасть и проталкивает обратно в море, а еда остается во рту. Например, кит-горбач в поисках пищи пересекает целые океаны. Один такой кит весит столько же, сколько восемь слонов. Кит-горбач интересен тем, что он петь. «Поющий» кит издает звуки, похожие на мелодию, которую он повторяет несколько раз. песни могут продолжаться часами. Когда слушаешь эти песни, кажется, что кит грустит и на то жалуется. Наверное, ему хочется подружиться с другими китами. Детеныша китовая мама выкармливает молоком, и он никогда не отлучается от нее далеко. Когда они плавают вместе, детеныш держится над мамой, иногда позволяя ей нести себя и поднимать над водой. У горбача, как у дельфина и косатки, хвост сильный и гибкий, состоящий из двух горизонтальных плавников. Кит серого цвета.
Конспект составлен и с использованием материалов Н.Н Авдеевой и Г.Б. Степановой [1, с 79-83]
После рассказа воспитатель спрашивает детей, что интересного они узнали о дельфинах, косатках, китах. Какие новые названия китов они услышали?
III. Заключительная часть
Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает форму и расцветку морских млекопитающих, обращая внимание детей на хвостовые плавники, вместе с ребятами сравнивает морских животных и рыб.
Педагог просит воспитанников найти сходство и различия у морских млекопитающих с рыбами. Воспитатель обсуждает с детьми, почему животные, о которых сегодня беседовали, хорошо се чувствуют в воде. Смогли бы они жить в лесу? А в пустыне? Почему? Чем морские животные отличаются от рыб? (Рождают живых детенышей, дышат легкими, а рыбы жабрами, выкармливай малышей молоком и заботятся о потомстве; мальки, вылупившиеся из икры, предоставлены сами себе.)
2.3. Занятие «Как обитатели моря выводят потомство»
Цель: дать детям представление о том, что живые существа в море выводят потомство по-разному; вызвать интерес к обитателям Охотского моря; поощрять желание детей узнавать новое.
Словарная работа: активизация в речи детей слов: малек, детеныш, косатка, дельфин.
Материал: иллюстрации с изображением морских обитателей.
Ход занятия
I. Вводная часть
Содержание беседы:
Воспитатель обсуждает с детьми, что обитатели моря по-разному выводят потомство. Рыбы мечут икру, из каждой икринки появляется малек, который вырастает во взрослую рыбу.
Есть в море и такие обитатели, у которых, как и у многих известных вам домашних и диких животных, родятся живые детеныши. Это киты, дельфины. Их детеныши, сначала маленькие и кормятся молоком матери и нуждаются в ее опеке. Маленький дельфиненок или китенок всюду следует за своей мамой, находясь под ее надежной защитой. Мама учит его добывать корм и защищаться от врагов - разных животных.
Воспитатель спрашивает у ребят, видели ли они по телевизору (в передачах, кинофильмах, мультфильмах), как косатки и дельфины заботятся о своем потомстве.
II. Основная часть
Рассказ педагога о косатках:
Кто же такие косатки? Это близкие родственники китов и дельфинов. Косатки гораздо бол знакомых всем дельфинов. Размеры взрослых косаток достигают 5-10 м. У косатки рождается ( детеныш, но довольно большой (от 2,2 до 2,9 м). Маленький косатенок очень послушен. В течении первого года жизни он питается только молоком матери и следует за ней повсюду. Если мама на поверхности, детеныш косатки всплывает справа от нее. Когда же они плывут под водой, ко< нок предпочитает плыть, не прилагая усилий, и располагается немного сбоку у мамы на сг И большие и маленькие косатки очень игривы. Любят выпрыгивать из воды и плюхаться, поднимая фонтаны брызг. Часто, играя с другими членами стада, косатка резко бьет по плавниками. Шум от этой возни разносится далеко вокруг. Они любят нежно прикасаться друг к другу. Не стоит, однако, забывать, что косатка - хищник, гроза морей. Ее добычей являются рыбы, морские котики и тюлени. Большую часть времени косатки проводят, добывая себе еду охотой. При этом они могут плавать вблизи берегов и бесшумно приближаться к тюленям, мор котикам. Нападают они также и на китов.
После рассказа воспитатель просит детей рассказать то, что они знают о косатках, кита? дельфинах.
III. Заключительная часть
Педагог уточняет у воспитанников, как появляются детеныши у рыб, птиц, китов и косаток.
В заключении воспитатель просит детей нарисовать одного из морских обитателей с детенышем.
2.4. Занятие «Обитатели океана в Красной книге»
Цель: дать детям представление о Красной книге и обитателях океана, занесенных в нее; вызывает чувство ответственности за все живое; воспитывать желание охранять природу.
Словарная работа: активизация в речи слов: морж, кит. Красная книга; формирование активизация словаря: голубой кит, нарвал.
Материал: Красная книга, иллюстрации с морскими млекопитающими, занесенными в Красную книгу.
Ход занятия
- Вводная часть
Рассказ педагога: примерное содержание.
«Люди начали изменять природу очень давно. Они охотились, выжигали лес для посевов, для строительства домов и постройки кораблей. Когда-то на Земле обитали гигантский шерстистый носорог, мамонты, туры, которых теперь уже нельзя увидеть даже в зоопарке, изменяя воздух, воду и землю, вырубая леса, люди не оставляют многим животным места для Часто люди моют машины в реках и озерах, сливают в них грязные ядовитые отходы заводов. Из-за этого погибают рыбы и птицы, а животные не могут прийти на водопой. Поэтому Международный союз охраны природы (МСОП) начал собирать данные о редких исчезающих животных. А в 1966 году была издана Красная книга фактов. В книгу внесены исчезающие редкие виды животных и растений. Потом в ней появились названия живот-. которым угрожало исчезновение, но удалось спасти. Это - зеленые страницы. Книга называет красной, потому что красный - это цвет опасности. Чем больше в Красной книге появляется , много страниц, тем больше человек помогает природе. Ребята, а может быть, вы знаете еще каких-нибудь исчезающих животных?
П. Основная часть
«Многие действия человека привели к тому, что некоторые рыбы и морские животные встречаются очень редко на его просторах, а других становится все меньше и меньше. Бывает и так, что на морских обитателей охотились из-за вкусного мяса, жира или шкуры и истребили всех. Так получилось с морской коровой. Это водное животное (млекопитающее) с ластами и хвостовым
«ком. Еще сто лет назад на него варварски охотились. Как вы думаете, ребята, а в нашем море водятся животные, занесенные в Красную книгу? Издавна люди охотились и на китов. И, например, голубых китов осталось очень мало. Голубой кит не только самый большой кит, но и самое большое животное на Земле.
Но не только охота наносит вред обитателям моря или океана. Часто люди перевозят бензин и по морям и океанам на танкерах (большой корабль). Если такой танкер сломается, то нефть вылиться прямо в воду, загрязнив все вокруг. Это может привести к гибели очень многих обитателей, птиц, рыб и водорослей. Например, птицы, испачкавшись в нефти, не могут и погибают. Для того чтобы сохранить те растения и животных, которых осталось очень . люди, заботящиеся о природе, записали их в Красную книгу. Это означает, что на них нельзя охотиться, убивать, их надо охранять особо. В Красной книге записано много растений и животных, как на земле, так и в воде: голубой кит, нарвал (небольшой кит с длинным острым бивнем, (им на меч), морж, сорок видов разных рыб; очень многие птицы оказались в этой книге. Есть книге и зеленые страницы, где записаны растения и животные, которых, благодаря заботам , стало больше. Чем больше зеленых страниц, тем внимательнее и заботливее люди относя к природе.
Нарвалы водятся в холодных северных морях. Острый бивень - это разросшийся передний зуб, который превратился в мощное оружие. Питаются они крупной рыбой. А вот у голубых китов вообще нет зубов. Есть так называемые усы, через которые они процеживают воду, в которой находится семейство мелких рачков и водорослей. Эти усатые киты - самые крупные животные (длиной до 33 м I весом до 150 т). У них и детеныши рождаются величиной с небольшой грузовик (6-8 м), весом т 1 раз в 2-3 года и выпивают за одну кормежку 100 л молока.
Моржи, конечно, не такие огромные, но тоже далеко не маленькие. Зло морское животное величиной с легковую машину, а весит даже больше (до 1,5 т). Самое примечательное у этого зверя -клыки. У некоторых моржей-самцов они выступают изо рта почти на метр (до 80 см)».
III. Заключительная часть ^С*^
«Ребята, что нового вы узнали из нашего занятия? Как люди вредят обитателям моря? Что придумали люди для того, чтобы знать редких охраняемых животных? Каких охраняемых обитателей моря вы можете назвать? Как вы считаете, нужна ли людям Красная книга? Для чего?»
В заключении занятия педагог предлагает воспитанникам нарисовать одного из охраняемых морских млекопитающих.
»
2.5. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ
Животные (об обитателях морей и океанов). Рубрика: Сказочные путешественники. По морям, по волнам
Программные задачи: систематизировать и дополнить знания детей об обитателях морей и океанов.
Формирование умений: составлять вопросы по рисункам, выполнять работу по графической инструкции. Использование умения выбирать признаки классификации, находить черты сходства и различия у животных разных групп.
Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, речи (навыки словотворчества), внимания, координации движений.
Учебная задача, цель работы детей на занятии: разрешить спор Ослика и Дельфина, познакомиться с обитателями океана.
Подготовка к занятию: изображения морских животных, таблица (задание 1); персонажи -Капитан, Ослик, Дельфин.
Ход занятия
I. То ли рыба, то ли зверь?!
Воспитатель. Как вы думаете, где сейчас Ослик-путешественник? (Ответы детей.) Как нам выяснить, кто из вас прав?
Посмотрим в Волшебную подзорную трубу и на Волшебном экране (например, фланелеграф) появляются Ослик и Капитан. Они приветствуют ребят с берега Средиземного моря. Обсудим с детьми, из каких частей состоит слово «средиземное». Рассмотрим карту и убедимся, что море почти со всех сторон окружено сушей, то есть действительно находится «среди земли».
Капитан. Поднять паруса! Полный вперед! Кругосветное путешествие начинается!
Ослик. Смотрите, ребята, нас встречают дельфины. Какие добродушные и общительные рыбки.
Дельфин. Мы - не рыбы, мы - звери, млекопитающие.
Ослик. Ну что ты, дельфин. Млекопитающие или звери знакомы всем - тело их покрыто шерстью, на лапах - пальцы или копыта. А у вас плавники и хвосты, как у рыб, живете вы в воде и сушу совсем не выходите.
Дельфин. Давай обратимся к ребятам. Пусть они нас рассудят.
Предложим детям рассмотреть изображения рыбы и дельфина. Отвечая на вопросы педагога, ребятам нужно заполнить таблицу.
ДЕЛЬФИНЫ
РЫБЫ'
«+» или « — »
- Похожа ли форма тела дельфинов и рыб? (Постараемся передать форму тела дельфина и рыбы в соответствующих столбцах1''. В третьем столбце поставим знак «+» — совпадение.)
- У многих рыб тело покрыто чешуей, а у дельфинов? (В первом столбце просто заштрихуем прямоугольник, а во втором нарисуем чешуйки, в третьем столбце поставим «-». Но есть рыбы, имеющие чешуи. Добавим знак «+».)
" В таблицах, предназначенных для детей, слова лучше заменить рисунками. " Далее приводятся возможные варианты символьного обозначения выявленных детьми особенностей данной группы животных. Необходимо стимулировать и поощрять стремление детей придумывать свои обозначения.
Белухи (или белые киты) славятся своей способность издавать очень резкие, высокие и громкие звуки. В народе есть даже такое выражение - выть белухой (то есть очень громко и пронзительно кричать). Белухи могут чирикать, щелкать, свистеть и даже скрипеть!
Нарвала не спутаешь с другими китами - у него есть длинный (до 2 м) бивень и громадный зуб, проросший через верхнюю губу.
Кашалоты славятся тем, что никогда не оставляют в беде своих товарищей. Известны случаи когда все стадо кашалотов ухаживало за раненым сородичем, поднимая его к поверхности, чтобы мог дышать.
Синий кит - самое большое животное, обитающее в наши дни на Земле. Самка синего кита может достигать 30 м в длину (сопоставим эту величину с размером детского сада) и Весить 160 Самое крупное животное суши - африканский слон. На синем ките легко могли бы разместит! 25 слонов!
Ослик. Что же ест такой гигант?
Дельфин. Синий кит питается крохотными рачками. Тысячи таких рачков живут в морской воде. Кит процеживает воду через особый китовый ус.
Опыт «Китовыйус»
Нальем в стакан воду с речным песком. Пропустим эту смесь через любой импровизированый фильтр (марлю, салфетку, кусочек белой ткани) и перельем ее в другой, обязательно прозрачна стакан. Обсудим с детьми, что осталось на фильтре, что попало во второй стакан. Теперь мы представляем, как обедают усатые киты.
Ослик. А вы, дельфины, тоже так добываете себе пищу?
Дельфин. Нет, мы относимся к семейству зубатых китов. Мы умеем ловить рыбу.
Ну, мне пора возвращаться к своей стае. До встречи! Приплывайте в гости!
(Детям необходимо выбрать то, что показалось им самым интересным, и в соответствии с этим поблагодарить Дельфина.)
Дельфин. Я очень люблю загадки. Пожалуйста, придумайте загадки об одном из животных с которыми вы познакомились сегодня. (Это может быть рассказ-описание или рисунок - фрагмент изображения животного, например, фонтанчик кита, голова рыбы-молот, бивень нарвала и т. д.)
Ослик. Дельфин так интересно рассказывал, что мне захотелось побывать у него в гостях. Интересно, как можно совершить прогулку под водой?
Воспитатель. Думаю, мы с ребятами сумеем найти ответ на твой вопрос к нашей следуют встрече.
(Дети прощаются с персонажами.)
Последующая работа: Почитаем ребятам о растениях и животных, обитающих в морях и океанах. Предложим ребятам выполнить различные задания:
1) В толще воды в глубинах океана мало света. Найдите акул, ориентируясь лишь на форму те нарисованных здесь рыб.
2) Рыбка стрелок плавает у поверхности. Весь день она светлая - спинка светло-зеленая брюшко - почти белое. Спит рыбка у самого дна. Сюда не проникают солнечные лучи и здесь всегда темно. Засыпая, рыбка темнеет. Ее спинка постепенно становится темно-зеленой, а брюшко - те но-красным. Нарисуй бодрствующую, засыпающую и спящую рыбку-стрелка, используя умение регулировать нажим на карандаш.
3) Камбала может принимать окраску под цвет поверхности. Какой будет камбала, если ее г дожить на шахматную доску? Догадайтесь, нарисуйте.
4) Ребятам нужно придумать, нарисовать и отправить по сказочной почте загадку для Дельфина, предварительно предложив ее разгадать своим товарищам.
2.6. Художественное слово, занятия оригами 2.6.1. Рассказы о морских млекопитающих Дельфин афалина - помощник на море
Посмотри на карту Земли. Большая ее часть голубого цвета. Это огромный мир воды - мо и океаны нашей планеты. Темные глубины океана хранят много тайн. Но люди придумали специальные подводные «дома», чтобы побывать в чужой стихии. И только одно единственное морское существо – дельфин - с древних времен стало помощником человека в море. Дикие дельфины сами приплывают к людям, помогают около берега, отгоняют акул от пловцов, спасают утопающих и даже пытаются угоститъ людей рыбой. Они очень сообразительны и легко учатся выполнять ту или иную работу например, они могут перевозить тяжести).
Дельфины - удивительные существа. Они, как и люди, дышат воздухом, но в то же время могут долго находиться под водой, глубоко нырять, быстро плавать, отыскивать предметы. Это веселые и надежные спутники человека, рискнув погрузиться в их родную стихию - воду.
Можно ли назвать другом человека в море? Почему? Расскажи, как выглядит дельфин. Что ты знаешь о поведении и образе жизни этого морского животного?
Косатки
С Владивостока я возвращался на катере. Погода была тихая, и ночью море горело синим огнем, зачерпнул в стакан морской воды и принес в каюту. В темноте вода светится. Из-под катера вылетают большие горящие лепешки - медузы.
крут три синие торпеды по морю мчатся катеру наперерез. Все ближе, ближе, сейчас ударят нырнули под катер, вынырнули с другой стороны и умчались в море.
Это морские волки - косатки. Они по морям рыщут, как волки в степи плавник над водой торчит, как нож, волны режет. Тюленя увидят - проглотят. Зубы у них большие, острые. У одной косатки в животе шесть тюленей пополам перекушенных.
Утром, когда к Сахалину подходили, на горизонте увидел я фонтан. Посмотрел в бинокль - кашалот! Спину изогнул, хвост показал над волнами, исчез. Другой, третий, целое стадо.
Кашалоты плывут в южные моря. Плывут они с Чукотского моря и от берегов Камчатки. Там уже в море плавают зеленые льдины, и вулканы по ночам освещают облака розовым пламенем.
Маленькое чудовище
Наш корабль шел в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шумно ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжелые льды не давали ему шевилиться. Корабль пробирался между льдинами малым ходом. Капитан вел корабль осторожно, чтобы не врезаться в льды, вдруг я слышу, что-то как плеснет у самого борта, даже корабль на волне качнуло.
- Это еще почему? - удивился Великан. Неужто на суше рек, речек, ручейков мало!
- Так ведь они от засухи все иссякнут, пропадут.
- Эка важность, - не унимался Великан. - Снег нападает, дождик накрапает - и опять потекут.
- Да откуда же дождю и снегу быть?
- Тучи да облака принесут.
- А откуда тучам, облакам взяться?
- Известно откуда - с неба.
- Эх ты, - рассердился капитан, - такой большой, а глупый. Солнце воду греет - старается. Морская вода от того качается, с моря к небу поднимается. А там, в туман - тучи превращаются.
Вот как получается: погонит ветер-ветрило тяжелые тучи далеко-далеко, и те принесут с собой снег. Напоят землю - вновь побегут ручейки, потекут реки.
- Постой, капитан, - призадумался великан. - Тебя послушать, так Солнце бы уже давно всю выпарило, да высушило. А океан, видишь, не обмелел. Это как же гак?
- Вот непонятливый: ведь речки-то и реки в океан текут, ему всю воду отдают.
- Л речки и реки кто поит?
- Говорю же тебе, ручейки.
-А... Теперь понял. Получается вроде сказки про белого бычка. Вода из океана - в небо, с неба -сушу, с суши - опять в океан. И так без конца: круговорот! А я, капитан, и не знал, все думал: из-за чего в море столько воды зря плещется?
- То-то и оно! А выпил бы океан - и конец круговороту. По А. Дитриху, Г. Юрмину, Р. Кошурниковой. «Почемучка».)
1.10.4. Сказка о Нептуне
Старый краб давно живет в море. Много он повидал на своем веку. Вот что он рассказал.
На дне океана стоит чудный дворец, а в нем живет царь морской Нептун. Чертоги его украшены роллами, жемчугами, зелеными водорослями. Прислуживают ему разные морские животные. Сам Нептун бородатый и грозный, раскатывает на колеснице, а в руках его - трезубец. Этим трезубцем может он усмирить волны или, наоборот, поднять шторм. Кони морские хрипят белой пеной. Сопровождают колесницу дельфины и акулы. Когда Нептун добрый, море становится гладким и ласковым и слуги его гонят в сети рыбаков добычу. Несметны богатства Нептуна, послушны ему морские просторы.
1.10.5. Стихотворения о море
Нагаевской бухте
В Нагаевской бухте - охотские льды,
Охотские льды у причалов не тают.
Обнявшись лежат Океан и Тайга,
Плывут облака тяжело и натужно,
На северных склонах чернеют снега,
Цветет рододендрон на осыпях южных.
Морские туманы вздыхают вдали,
Бесцветные травы дрожат по долинам,
И мокрые тучи, как камни, легли
Усталым горам на озябшие спины.
В. Гольдовская
Море штормит
Большие волны в скалы бьют,
Сердитый прибой,
Бакланы хохочут Наперебой.
Волнуются чайки,
Вздымают киты
Над волнами моря
Фонтаны воды.
В. Вальгиргин
Шторм
Грохочут о скалы,
Плюются пеной.
Упрямо на дыбы встают Попеременно.
Свирепо в берег бьют валы
С истошным визгом
И отползают от скалы,
Разбившись в брызги...
В. Кеулькут
Стихи
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки...
Море может быть то зеленым,
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышемым легким бризом.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчаливым, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт
-И под тобою
То ли небо, то ли море.
Но бывает оно и черным.
Черным, мечущимся, покатым.
Неумолимым и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
Синяя страница
А эта страница - морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда,
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницы
Темно, как в глубинах морей. ,
Здесь рыбы умеют светиться
Во мраке, где нет фонарей...
С. Маршак
Это книжечка моя про моря и про маяк
Разрезая носом воды, ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные.
Вечером, а также к ночи плавать в море трудно очень.
Все покрыто скалами, скалами немалыми.
Ближе к суше еле-еле даже днем обходят мели.
Капитан берет бинокль, но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно - даже берега не видно.
Закружит волна кружение, вот и кораблекрушение.
Вдруг - обрадован моряк: загорается маяк.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо - все суда заплывайте вот сюда
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой каждый вечер, ближе к ночи, на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище - яркий, как пожарище.
Виден он во все моря, нету ярче фонаря.
Чтобы всем заметиться, он еще и вертится.
Труд большой рабочему - простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло, подливает в лампу масло.
И чистит исключительное стекло увеличительное.
Всем показывает свет - здесь опасно или нет.
Пароходы, корабли - запыхтели, загребли.
Волны, как теперь ни ухайте, - все, кто плавал, - в тихой бухте.
Нет ни волн, ни вод, ни грома, детям сухо, дети дома.
Кличет книжечка моя: - Дети, будьте как маяк!
Всем, кто ночью плыть не могут, освещай огнем дорогу.
В. Маяковский
1.10.6. Малые формы фольклора: пословицы и поговорки о воде и водоемах
Без воды и море не колышется.
Без воды далеко не уплывешь.
Без воды на лодке не поплывешь.
Будет вода - рыба поплывет.
Нет моря без воды.
В море уходят с берега.
И море бы разлилось, не будь у него берегов.
И у самого глубокого озера есть дно, и у самого широкого моря есть берега.
С берега море красиво, с моря берег красив.
У моря берега мокрые.
В болоте рыба не живет.
Без волн не бывает моря.
Ветер с моря - будет дождь.
Вода бежит к воде.
Вода высыхает - и рыба исчезает.
Вода течет в море.
Если вода глубока, рыба будет.
Вода во всех морях солона.
В бескрайнем море всегда где-нибудь ходят волны.
Волны - дети ветров.
Волны разглаживают морской песок лучше, чем портной костюм.
Все волны бегут к берегу, и каждая возвращается в море.
Каждому кораблю - своя волна.
Море волны украшают.
Часом море не переедешь.
Глубину моря не измеришь.
И у моря есть дно.
Дождь пред выходом в море - добрая примета.
Приливы и отливы никого не ждут.
Океан всегда заманчив и всегда постоянен.
3 1. Океан не отвергает ни одной ракушки.
32. Когда начинается отлив, пена и грязь уходят вместе с ним.
33. Высокий прилив сменяется низким отливом.
34. Прилив никогда не уходит далеко и всегда приходит снова.
35. За приливом следует отлив.
36. Все реки в море вливаются, а оно все же не переполняется.
37. Каждая река своим устьем в море впадает.
38. Море из рек рождается.
39. Реки земли - дочери океана.
40. Без ручьев не было бы рек, без рек - морей.
41. Если очень постарается, любой ручей до моря добирается.
42. Море всюду соленое.
1.11. Опыты и наблюдения
1.11.1. Детектив в плавках
Все пляжи состоят из обломков скал, разрушенных эрозией, но выглядят по-разному. То, принято называть «песком», в действительности составляет особый мир, удивительный и пол неожиданных открытий. Если хочешь познакомиться с ним получше, постарайся раздобыть л В песке, который на первый взгляд кажется одинаковой и однородной массой, сквозь увеличитель стекло ты увидишь десятки разных крупиц, не похожих одна на другую.
1.11.2. Магнитное притяжение
Поднеси к песку магнит. Если он притягивает песчинки, это значит, что пляж богат железом и минералами, например, магнетитом.
1.11.3. Все цвета моря
Какого цвета море? Конечно же, синего, но на морских просторах эта синева совсем иного , чем у побережья. А у линии горизонта оно вообще другого цвета. В зависимости от погоды, глубины и характера дна море может казаться серым, серебристым, изумрудно-зеленым. При этом речь идет об одной и той же воде, которая - стоит ее набрать в банку - выглядит совершенно цветной. Следует знать, что цвет моря зависит от солнечного света - прямого и яркого, либо тененного облаками. Там, где вода мелкая, солнечные лучи освещают морское дно, которое - в зависимости от своего состава (песок, водоросли, камни и т. д.) - при отражении света придает морс воде ту или иную характерную окраску. Вероятно, ты знаешь, что на большие глубины солнечные лучи не проникают, поэтому в глубинах моря царит мрак. Солнце способно освещать дно лишь мелководье; уже на глубине около двухсот метров даже пестро окрашенная рыбка будет смотре всего лишь темным пятном, а на еще большей глубине та же рыбка и вовсе будет неразличима, если, конечно, не осветить воду сильным прожектором.
1.11.4. Свет и тени
Чем слабее освещение, тем гуще тени на дне, что, в свою очередь, придает поверхности м более темные оттенки. Издали они воспринимаются как темная зелень или темная синева, которую иногда называют «ультрамариновым оттенком».
Вода морей и океанов покрывает семьдесят процентов всей поверхности нашей планеты. Интересно отметить, что самый большой из океанов - Тихий, или Великий, занимает большую площадь чем все континенты вместе взятые.
1.11.5. Почему вода в море соленая?
Химический состав морской воды чрезвычайно сложен, он включает в себя разные соли, газы органические частицы. Соли в морскую воду попадают непосредственно из земной коры, то есть дна моря, а также через реки - из растворяемых на суше пород. Считается, что в морской во содержатся все химические элементы, хотя и в весьма неравных количествах. Не все моря имеют одинаковую степень солености. Достаточно после купания в море не вытираясь обсохнуть на солнце, и по тому, сколько соли осядет на коже, можно сделать приблизительное заключение. Морс вода с высоким процентом содержания соли оставит на коже заметный белый налет. К примеру, во в Адриатическом море (и во всем Средиземном) гораздо солонее, чем в Балтийском море у берегов Германии и Польши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии
Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...
Конспект занятия по экологии
Программное содержание: Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, заботу о братьях мень...
конспект занятия по экологии в старшей группе
это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...
Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)
Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...