Фольклорный праздник «Сибирские посиделки»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Кривицкая Татьяна Леонидовна

Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

·       Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

·       Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

·       Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sibirskie_posidelki.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Сибирские посиделки»

Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

  • Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

  • Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

  • Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

Звучит веселая музыка. Вбегает скоморох.

Скоморох:  Здравствуйте гости дорогие, званые! Расскажу вам сказочку простую, незатейливую! А вы слушайте, да запоминайте!

В некотором царстве,

Беловском государстве,

Стоит терем-теремок,

Детский садик «Огонек»!

Все добротно в нем, красиво,

Так уютно и так мило!

Ребятишек целый рой

Не хотят идти домой!

Девицы там службу служат,

Верой, правдой детям служат.

А еще и вяжут, шьют,

Словом – рукодельем занимаются!

Песни звонкие поют

И фольклором увлекаются!

Скоморох убегает. Гаснет свет. Звучит русская народная музыка. Входит хозяйка, зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Входит хозяин, садится на скамью и плетет корзину. Зажигается свет.

Хозяйка:

На завалинках, в светелках иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили,  песни пели  и водили хоровод.

А играли, как в Сибири! Ах, как игры хороши!

Словом эти посиделки были праздником души!

Звучит русская народная музыка. Входят 2 девочки

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома!

1девочка: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим!

Хозяйка усаживает девочек на скамью. Девочки берут рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяин: Проходите красавицы! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

2 девочка: Гости - люди подневольные, где посадят, там и сядут!

Хозяин провожает девочек на скамью, те достают рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяйка: Проходите гости дорогие! Гостю - почет, хозяину – честь.

 3 девочка: Туда голуби летают, где их  привечают.

Хозяин:  Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем.

Хозяйка: Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, кому пляски.

Все поют песню  «На горе-то калина».

 

На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли!
Ну, кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж, кому дело, ломали!
Ну, кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали!
Ну, кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
Ну, кому какое дело, бросали!

Хозяйка:

Уж в Сибири так идет, что талантливый народ,

Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный  возведет

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

Хозяин:  Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься! Кто хочет показать свое умение?

Игра «Кто быстрее смотает клубок?»

После игры звучит русская народная музыка. Входят 4 мальчика.

1 мальчик:

Эй, девчата выходите, хороводы заводите!

2. Ведь сибирский наш народ ловко пляшет и поет!

3. Парни здесь мастера, ловко правят все дела!

4. Да и девушки под стать, им не станут уступать!

Хоровод « А мы просо сеяли»

 

Хозяйка:  

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки, да творят посмешки

Ни короткие, ни длинные

А такие, что в самый раз, как от меня до вас!

 

Гости переговариваются небылицами

1.Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

2.На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

3.Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота:
«Караул, деревня, мужики горят!
Бабы сарафаном заливать хотят».

4.Тимошка в лукошке поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.

5.Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

Мальчик:

Мы по улице гуляем, хороводы выбираем.

Где веселый народ – тут и будет хоровод

Хоровод «Тетера»

 (перепляс)

На правой руке парня лежит правая рука девушки. Левой рукой он обхватывает её талию, она держится за эту руку своей левой рукой. На первую фразу «ох, я!» парень кружит девку под своей правой рукой. На словах «я тетёрку нашла», когда девка обернулась лицом к парню, он левую руку подаёт девке слева от себя, она левую руку — парню слева от себя.
Дальше всё время на протяжении припева меняются партнёрами, хватаясь то правой, то левой рукой.

Я у батюшки жила,
Я тетёрочку пасла.
Ох, я, я тетёрку пасла, 
Ох я, на зелёном лугу,
Ох я, не поймала тетевину,
Ох я, только вырвала перину.
Ох я, уж я с этой тетевины
Ох я, уж я сделаю дуду,
Ох я, уж ты, дудка моя,
Ох я, веселушка моя
Ох я, весели-ка меня
Ох я, на чужой стороне
Ох я, у большой у семье.
Ох я, а семья — три сына,
Ох я, один коней пасёт,
Ох я, другой лапти плетёт,
Ох я, третий сидит на камушке,
Ох я, держит козу на вязушке, 
Ох я! 
На последней фразе «на чужой стороне» с новой партнёршей становятся в первую позицию и идут по кругу до припева.

Хозяйка:  

Посмотрите-ка в окно

Скоморохов там полно!

В дудочки играют,

Народ созывают!

Звучит веселая музыка. Входит скоморох с медведем.

Скоморох:  Здравствуйте народ честной! Зовут меня скоморох Тимошка - шуток полное лукошко!

А это мой дружок лохматый.

Ну-ка, мишка, топни лапой!  

Я на балалайке буду играть,

А  мой мишенька  будет плясать!

Скоморох играет. Медведь пляшет. Все хлопают.

Скоморох: 

Мишка, Мишка! Не ленись, добрым людям поклонись.

Продолжаем играть и друг друга забавлять.

Мишка, покажи, как малые дети плачут!

А как смеются? Как солдаты шагают?

 Как мышки от кота убегают?

Как Дуняша пляшет и платочком машет?

А, теперь мишенька покажи, как девицы в лес по грибы да по ягоды ходят.

Медведь показывает.

Скоморох:  Вижу себя вы узнали! А в такую игру вы играли?

Подвижная игра «У медведя во бору»

Скоморох: Славно мы повеселились, пора и честь знать. Пойдем мишенька дальше, по деревням, по городам. Себя показывать, да на людей смотреть!

Скоморох и медведь кланяются и уходят.

Хозяйка:  Молодец, Михаил, добрым людям угодил! Доброго тебе пути, к нам ещё приходи!

Хозяин:

Как известно всем подружки-

Мастерицы петь частушки

И вы парни не зевайте

А девчатам помогайте!

СИБИРСКИЕ  ЧАСТУШКИ   «ЕЛОЧКИ – СОСЕНОЧКИ»

   1. У елочки – сосеночки

Тоненькие  веточки,

         Мы сибирские  девчонки,

     Все мы как  конфеточки

2. Девушки – белянушки,

    Садитеся на санушки.

    На  моей  каурушке,

    Прокатимся  по  улушке.

3.  Я хотела  пофорсить,

         Длину  юбку  поносить.

           Мой  Мишутка косолапый

               Наступил  на юбку  лапой.

4.  Как сибирские  девчонки

     Не  умеют  танцевать.

     Все  посидки,  те же  речи –

     «Смолки дайте пожевать».

                                               5.    Хорошо  гармонь  играет,

                                                      Раздается  тут  и  там.

                                                      Мы  сибирские  девчонки,

                                                      Хорошо  живется  нам.

6. Вот в Белово я  живу

      Песни  про  Сибирь  пою

      А  приеду  на  Алтай,

Не  забуду  родной  край.

 

7.Ах, седая ты  тайга,

     Чем  к  себе  ты  приковала?

     Кедрами  над  кручею,

    Да  силою  могучею.  

  Хозяйка:

Дальше бой скороговорок  разрешите  нам начать.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать!

Девочка:

Ну что ж, говори свою скороговорку.

Нам ее  повторить,

Что комара словить!

Бой скороговорок между гостями и хозяевами.

Хозяйка:  Вижу я, что вам поиграть захотелось. Есть у меня для вас сибирские игры.

Хороводная игра «ЗАИНЬКА» (выбор с поклоном)

Хоровод водят, взявшись за руки и высоко подняв над головой, образуют «окошки», в которые пытается выскочить «заинька». В той стороне хоровода, куда устремляется «зайка», резко опускают руки, мешая ему.

Заинька серенький, 
Заинька беленький, 
Некуда зайке выскочить, 
Некуда серому выпрыгнуть. 
Есть города турецкие, 
Есть замки немецкие. 

Попытки обычно безуспешны, хоровод останавливается, все хлопают в ладоши: 

Ну-ка, зайка, скоком-боком 
Перед нашим хороводом, 
Ну-ка, зайка, не ленись, 
Кого любишь, поклонись. 

Тот, кому кланяется «заинька», выходит в круг. Начинают сначала. Если же «зайка» выскочит в круг входят двое, кто выпустил.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу.  Хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Мальчик:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы б хотели вам сплясать!

Хоровод «Восьмера»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагом. 

Хозяин: Играми, да плясками сыт не будешь! Славится наш сибирский народ гостеприимством, да угощением знатным!

Хозяйка:

Чай горячий – наша сила, украшение стола.

С чая лихо не бывает!» - так в народе говорят!

Чай - здоровье, всякий знает

Пей, хоть 5 часов подряд!

Хозяин: Мы вас к чаю приглашаем

И заданье назначаем

Угадайте-ка, гости дорогие

С чем мы чай вам наливаем!

 

Игра «Определи на вкус»

На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен травяной, ягодный чай.

Мальчик: Посидели, повеселились, пора и по домам!

Девочка: Спасибо хозяин и хозяюшка, за веселье и за угощенье!

Гости кланяются и уходят. Звучит русская колыбельная музыка. Хозяйка зажигает свечу. Гаснет свет.

Хозяйка:  За окном вечер наступает,

На нас дрему напускает.

Хозяин: И то верно, посидели, повеселились, пора и на покой.

Хозяйка и хозяин дуют на свечу и уходят. Звучит веселая музыка. Входит скоморох.

Скоморох: 

Вот и весь наш сказ! Мы порадовали вас?

Строго нас вы не судите,

 И почаще на наш огонек заходите!

Скоморох кланяется и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник «Осенние посиделки» в старшей, подготовительной группе

В сценарии представлены народные игры, потешки, дразнилки, частушки, хороводы...

Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"

Сценарий фольклорного праздника в сборнике межрегионального научно - практического семинара г. Воронеж "Деревенские посиделки"...

Сценарий детского народного фольклорного праздника «Деревенские посиделки»

Проведение подобных развлечений, способствует приобщению   детей  к русской народной культуре, к её обячаям, традициям, воспитывает у детей чувство патриотизма, любви к их малой Родине....

Фольклорный праздник "кубанские посиделки"

Фольклорный праздник для детей старшей группы "Кубанские посиделки"...

Сценарий фольклорного праздника Осенние посиделки

Сценарий праздника для детей старшей группы...

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» с детьми среднего возраста в соответствии с требованиями ФГОС

    Главными целями данного мероприятия является, создание у детей радостного настроения, вызвать положительные эмоции от праздника,     познакомить с русской традицией...

Фольклорный праздник "Русские посиделки"

Данное мероприятие направлено на формирование у детей интереса к культуре русского народа, к предметам домашнего обихода....