Методическая система «Формирование патриотических чувств, через ознакомление дошкольников с малой родиной»
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
«Формирование патриотических чувств, через ознакомление дошкольников с малой родиной».
Пояснительная записка.
Детство – период активного освоения окружающего мира, первоначального, фактического складывания личности «механизмов» поведения.
В современных социально-экономических условиях наиболее остро стоит проблема нравственно-патриотического воспитания с позиции традиционных изменений в общественном сознании.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа входящего в состав России. Просто любить родную землю не достаточно, необходимо знать ее историю, культуру, достопримечательности и памятные места, города, села, людей, прославивших родную землю.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного дома, улицы, где он живет, детского сада. В этой связи трудно переоценить целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в ДОУ, по начальному формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей и другими социальными партнерами. При этом важно учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному селу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Данный курс направлен на достижение следующей цели: формирование нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с ближайшей средой, традициями земляков, улицами, названными в честь героев войны, почетных граждан Тевриза; воспитания любви к родному краю, малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему.
Достижение цели сопровождается решением следующих задач:
- Пробудить интерес к истории родного края как части Отечества,
- Формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению,
- Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (изобразительная деятельность, игры, коллекционирование), повседневном общении.
Данный проект предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, рассчитан на 3 года, может быть использован как региональный компонент в разделе «Социально-нравственное воспитание» с учетом возраста, психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность, конкретность мышления, понимания социальных явлений и др.), опираясь на требования ФГТ.
Содержание работы.
Работа по формированию у детей патриотических чувств, на основе ознакомления с ближайшей средой проходит через разные виды деятельности:
- игровая деятельность (дидактические игры, конструирование, сюжетно-ролевая игра),
- знакомство с художественной литературой (чтение, пересказ, заучивание, драматизация произведений местных поэтов, писателей),
- изодеятельность (рисование, лепка объектов ближайшего окружения, посещение выставок),
- наблюдение на прогулках за красотой природы, поведением птиц, зверей,
- экскурсия в школу, ДДТ, музей и другие предприятия района,
- специальные занятия (беседы, объяснения).
В зависимости от сложности содержания темы и учета возрастных особенностей детей осуществляется дифференцированный подход: вся группа может делиться на малые подгруппы, сочетаться фронтальный и индивидуальный способы организации деятельности. Широко используется и такая форма занятия как экскурсия (на выставку произведений искусства, природу и т.д.).
Методы работы.
- словесные: объяснение, рассказ, беседа воспитателя с детьми,
- наглядные: наблюдение на прогулке, рассматривание альбомов, иллюстраций и т.д., во время игр, коллекционирование и т.д.
- практические: посещение выставок с последующим обсуждением, экскурсии на предприятия, изодеятельность (лепка, рисование, аппликация), конструирование, встреча с интересными людьми с последующим обсуждением.
Основной формой контроля является текущее наблюдение, беседы, вопросы к детям. Результаты обучения в данном проекте целесообразно отслеживать как естественных условиях, так и специально организованных видах деятельности: повседневное общение, игры, викторины, наблюдая за взаимоотношениями детей и делая выводы о том, как накопленные знания, впечатления применяются, отражаются детьми в жизни. Более полный результат полученных знаний отражается в специально организованных педагогом видах трудовой деятельности, экскурсиях, беседах с родителями, праздниках.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература:
- «Энциклопедия Омской области». Омск 2010.
- «Земля на которой мы живем». Природа и природоиспользование Омского Прииртышья.
- «Сказ про сибирский газ». Омск – 2003г.
- А.А.Осипенко «Рассказы о людях земли Тевризской» Омск 2009г.
- А.А.Кошукова и К.Филипченко «Потомкам о земле Тевризской» - Омск – 2006г.
- «Жажда жизни» очерки о ветеранах Вов Омск 2008г.
- «Бабушкины рассказы» сборник краеведческих рассказов Тевриз 2008г.
- Л.Н. Селезнева «Азбука для малышей» - стихи Тевриз 2006г
Наглядные пособия.
- Карта мира, карта Омской области, карта Тевриза.
- Государственная символика России, Омской области, Тевризского района.
- Дидактические игры: «Собери герб», «Собери флаг».
- Раскраски «Герб, флаг» Омской области, Тевризского района.
- Набор открыток и фотографий «Природа родного края».
- Дидактическая игра «Кто где живет?».
- Альбом «Наш Тевриз» («Старый Тевриз», «Тевриз сегодня»).
- «По странам и континентам» (коллекция открыток, иллюстраций о разных городах и странах).
- Видеодиск. Научно-популярный фильм «По страницам Красной книги Омской области», «О состоянии и об охране окружающей среды Омской области в 2009 г.»
Средняя группа.
Цель: Пробудить интерес к истории Тевриза, родного края, жизни сибиряков.
Перспективное планирование
№п/п | Тема | Содержание | Задачи |
1. 2. 3. | Мой родной Тевриз – малая Родина Достопримечательности родного села Труд взрослых в родном селе Сибирский уголок | Беседа педагога с детьми своем селе, уточнение домашнего адреса; экскурсия по ближайшим улицам: ул.Плюснина, ул. М.Горького, ул. Советская. Наблюдение за красотой природы, экскурсия к водоему; рассматривание фотографий, картинок с изображением природы родного края. Познакомить с географической картой, показать местоположения нашего края. Чтение литературных произведений местных авторов о Тевризе, рисование картинок на тему «Мой край» Рассматривание фотографий с изображением значимых объектов Тевриза (объекты культуры, предприятия, памятники и т.д.). Проведение экскурсий в школу, Дом культуры, Школу искусств, библиотеку, Хлебозавод, хлебный магазин. Вместе с родителями изготовить макеты разных объектов, домов Тевриза, провести выставку. Беседа педагога с детьми о людях разных профессий, рассматривание фотографий и картинок, уточнить люди каких профессий живут в Тевризе, где работают папа и мама. Чтение литературных произведений на тему (по выбору педагога). Использование дидактических, сюжетно – ролевых игр: «Кому что нужно для работы», «Чудесный мешочек», «Больница», «Детский сад», «Семья» и т.д. Рассказ педагога о том, что мы живем в Сибири, особенности сибирского края. Беседа педагога с детьми о том, что они знают о г. Омске. Найти на карте и показать местоположение Западной Сибири, г. Омска. Чтение в свободное время литературных произведений Омских авторов. | Систематизировать и обобщать знания детей о своем селе, названии, домашнего адреса. Вызывать чувство восхищения родного края. Воспитывать любовь к малой родине. Учить работать с картой. Систематизировать и обобщать знания детей о своем селе, достопримечательностях. Вызывать чувство восхищения красотой родного края; формировать представление детей о ближайшем окружении детского сада (школа, дома и т.д.), развивать познавательный интерес к родному селу. Обобщать и систематизировать знания детей о том, люди каких профессий работают в Тевризе. Развивать познавательный интерес к родному селу, к людям прославившим родное село, особенностям труда в селе. Дать представление о том, что мы живем в Сибири, наш главный город – Омск. Продолжать учить работать с картой. |
Старшая группа
Цель: Формировать патриотические чувства у детей на основе ознакомления с ближайшей средой, традиции, промыслами, героическими поступками и подвигами земляков, отношения к ним жителей поселка.
Перспективное планирование
№п/п | Тема | Содержание | Задачи |
1 2 3 4 5 | Моя семья Как жили наши предки. Промыслы: валяная обувь, ручной труд, плетение корзин. Праздники и традиции Народное творчество Люди, прославившие Тевриз. | Беседы педагога с детьми о семье, составление рассказов о семье детьми. Создание фотовыставки «Моя семья» Использование поговорок, пословиц о семье. Проведение современных мероприятий с родителями «Спортивный праздник», «День матери», «Рождество»,»День защитника Отечества», «8 марта», «Посажу я деревце» - озеленение территории детского сада. Рисование по теме: «Как мы отдыхали», «Я помогаю», «Праздник дома». Чтение в свободное время произведений: В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Разлука», «Одиночество», «Две сестры глядят на братца», Е. Серова «Папа дома», « Стирка», В. Осеева «Хорошее», Э. Мошковская «Трудный путь». Экскурсия в центр «Русской культуры»; в центр «татарской культуры». Экскурсия в «Историко – краеведческий музей», беседа со сторожилами Тевриза Рассказ педагога о народных промыслах родного края (валяная обувь, ручной труд, плетение корзин). Беседа о мастерах, которые занимаются промыслами, рассматривание фотографий и картинок. Экскурсия в центр русской культуры, встреча с мастерами – мастер – класс. Чтение произведений о людях труда (по выбору педагога) Рассказ педагога о народных праздниках. Совместно с районной детской библиотекой и центром русской культуры подготовить и провести праздники: «Рождество», «Маслянница», «Пасха», «Троицкие хороводы» и др. Беседа педагога с детьми о народных традициях. Изготовление поделок из разных материалов (бумага, тесто, пластилин, природный материал). Использование колядок, песен, стихов русского фольклора в произведении праздников. Беседы педагога с детьми о народном творчестве. Совместно с центром русской культуры организовать встречу с народным ансамблем «Калинушка». Знакомство с творчеством Т.Т. Стрельцовой. Чтение сказок, разучивание сценок. Использование в играх, на занятиях народных примет, загадок, считалок и т.д. Беседы педагога с детьми о земляках – Героях Великой Отечественной войны А.Н.Комаров, Н.В.Плюснин, экскурсия по улицам носящим имена героев, экскурсия к мемориалу. Чтение произведений по выбору педагога о подвигах, о храбрости. | Расширять представления детей о семье, родственных отношениях. Знакомим с бытом предков. Развиваем познавательный интерес у детей к истории. Дать детям представление о народных промыслах родного края, о мастерах. Знакомить детей с народными праздниками и традициями. Знакомить с устным народным творчеством прошлого и настоящего времени. Расширять представление детей о людях, прославивших Тевриз. О том какие хорошие поступки или подвиги они совершили. |
Подготовительная группа
Цель: Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к семье, своему краю, стране, к природным богатствам родного края. Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Перспективное планирование
№п/п | Тема | Содержание | Задачи |
1. 2. 3. 4. 5. | Моя родословная Путешествие в прошлое Люди, прославившие Тевриз Чем удивителен наш район Омск – областной центр | Рассказ педагога о том, что такое генеалогическое древо, рассматривание фотографий, рассказы детей о своих родственниках. Рисование на тему: «Я и моя семья». Чтение в свободное время произведений на заданную тему. Разучивание и обсуждение поговорок, пословиц о семье. Рассказ педагога о далеком прошлом родного края, экскурсия в историко – краеведческий музей, рассматривание фотографий с изображением старого Тевриза. Познакомить с гербом, флагом Тевризского района, рассмотреть альбом «Государственная символика». Игры: «Собери герб (флаг) Тевриза», «Собери герб (флаг)Омской области». Рассматривание фотографий с памятными местами Тевриза, экскурсии в Дом культуры, Школу искусств, Дом детского творчества, хлебозавод, к вечному огню и т. д. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по Тевризу» Рассказ педагога об известных (почетных) гражданах Тевриза: ветеранах войны, учителях, писателях, поэтах. Совместные мероприятия с детской районной библиотекой: встречи с известными людьми, конкурсы, викторины, выставки на тему «Люди прославившие Тевриз» Рассматривание географических атласов, карт разных видов. Рассказ педагога о том, что такое природные богатства. Чем богат Тевризский район. Беседа по карте Омской области, уточнить с какими районами граничит Тевризский район, рассмотреть их границы. Беседа с детьми «Омск – областной центр». Рассматривание фотографий, вырезок из газет и журналов с видами Омска, создание альбома «Мой Омск». Беседа с детьми о государственной символике Омской области. Игра: «Собери герб(флаг) Омской области», рассказ педагога о природных богатствах Омской области, рассматривание набора открыток на заданную тему. Беседа по карте, найти и показать местоположение г. Омска, Тевриза на карте Омской области. Слушание гимна Омской области. | Дать элементарные представления о генеалогическом древе. Познакомить с историей создания Тевриза, символикой. Продолжать знакомство с культурными и памятными местами родного села. Продолжать знакомить с людьми, прославившими Тевриз. Дать представления о природных богатствах района. О том, с какими районами граничит. Продолжать формировать навыки работы с картой. Закреплять знания о гербе, флаге, гимне. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом
Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. ...
Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом. Из опыта работы.
Любить и уважать свою Малую Родину - одна из главных задач в воспитании личности ребенка. Быть гражданином, соблюдать нормы и правила, принятые в обществе, гордиться своим народом, традициями- всему э...
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом
Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребе...
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ СТРАНЫ
Консультация для воспитателей "Формирование патриотических чувств через ознакомление с историей страны"...
Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление со своей малой Родиной»
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к сем...