описание опыта работы
материал по теме
описание опыта работы по приобщению детей и родителей к удмуртскому языку и культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
воспитателя МБДОУ Кизнерский детский сад общеразвивающего вида №5 «Сказка»
Кто хоть раз пройдёт вдоль наших рек,
В синие глаза озёр заглянет,
Для того - проверьте сами! - станет
Край удмуртский памятный навек.
Флор Васильев
Мы живем в Удмуртской республике, говорим на удмуртском и на русском языке. Поселок, в котором мы живем, расположен на юге Удмуртии в родниковом краю, зовется он Кизнер. Поэты воспели его как станцию «Алых зорь и берез». Кизнерский район, как и вся наша страна, многонациональный, здесь проживают русские, удмурты, татары, представители других национальностей. Удмуртская культура сильно переплелась с русской, поэтому многие удмурты плохо владеют удмуртским языком.
В нашем детском саду проводится работа по приобщению детей и родителей к удмуртскому языку и культуре удмуртского народа.
Работать по удмуртскому направлению я начала в 2008 году. Был проведен опрос среди родителей:
Укажите, пожалуйста, национальность Вашей семьи
- Оба родителя - удмурты
- Один из родителей - удмурт
- Оба родителя – представители другой национальности (какой?)
На каком языке происходит общение в Вашей семье
- Один из родителей или оба родителя владеют удмуртским языком
- Бабушки и дедушки знают язык
- В нашей семье не говорят по-удмуртски вообще
Если в Вашей семье говорят по-удмуртски, то кто (обведите кружочком все возможные варианты)
- Бабушки и дедушки между собой
- Бабушки, дедушки и родители (ребенка) между собой
- Бабушки, дедушки с внуками
- Родители (детей) между собой
- Родители и дети между собой
- Дети между собой
- На удмуртском языке разговаривают с другими, например с соседями и другими родственниками
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок посещал удмуртскую группу (объясните, почему)
- Да
- Нет
- Не знаю
О чем хотите спросить или что добавить о себе?
По результатам анкетирования:
Национальный состав:
Общее количество – 25 семей
Оба родителя русские – 16 семей
Оба родителя удмурты – 4 семьи
Один из родителей удмурт – 4 семьи
Другой национальности (татары) – 1 семья
26% родителей владеют удмуртским в той или иной степени.
В 32% семей бабушки и дедушки являются носителями языка.
Только в одной семье родители иногда разговаривают с ребенком на удмуртском языке.
Еще в трёх семьях родители общаются между собой на удмуртском языке
На вопрос – хотят ли родители, чтобы их ребенок изучал удмуртский язык, знакомился с удмуртской культурой, 32% семей ответили согласием, 20% - отрицательно, 48% не определились с ответом.
Среди положительных причин родители называли расширение кругозора детей, воспитание патриотизма, уважения к культуре и традициям удмуртского и других народов.
Ответ «нет» родители аргументировали тем, что удмуртский язык вряд ли пригодится детям в дальнейшем, что это создаст детям дополнительные сложности, в том числе при поступлении в школу, у детей возникнет акцент и др.
Была разработана план-программа.
Цель - дать элементарное представление о культуре и искусстве своего народа, народов, живущих в нашем крае; воспитание любви к своему народу; воспитание интереса и уважения к традициям, обычаям удмуртского народа, к удмуртскому языку, формирование положительного отношения к удмуртской культуре.
Задачи:
- знакомство детей и родителей с удмуртскими обычаями, особенностями быта удмуртов;
- знакомство с природой родного края;
- развитие языковых и познавательных способностей;
- воспитание интереса к родному слову, любви и уважения к удмуртской нации.
Работа по обучению детей удмуртскому языку включает следующие организационные формы:
- Общение с детьми на занятиях, вне занятий в игровой и трудовой деятельности, в семье.
- Наблюдения, экскурсии, прогулки в детском саду и за его пределами.
- Слушание и разучивание песен и хороводов на музыкальных занятиях (совместно с музыкальным руководителем и воспитателем).
- Фольклорные праздники, развлечения, концерты с привлечением родителей.
- Разучивание подвижных игр на физкультурных занятиях и прогулках.
- Знакомство с удмуртским фольклором, чтение народных сказок.
- Рассматривание картин, иллюстраций, экспонатов музея, организованного в группе.
Вся эта работа невозможна без участия родителей.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей работы.
Помимо традиционных форм работы с родителями, таких как:
- Анкетирование
- Родительские собрания.
- Совместные праздники, концерты.
- Консультации, папки-передвижки, наглядная агитация в родительском уголке.
- Фотовыставки.
- Выставки детских работ.
- Конкурсы.
- Туристические походы.
Наиболее эффективной формой работы является проектирование.
Мы разработали и провели несколько проектов
«Моя Удмуртия»
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре Удмуртии, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной земле.
Задачи проекта:
- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике Удмуртии;
- 2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием Удмуртии;
- 3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Участие родителей в реализации проекта:
- участие в организации выставки «Умелые руки!»;
- сбор материала для оформления альбомов: «Ижевск – столица Удмуртии!», «Города и села Удмуртии»; «Природный и растительный мир Удмуртии»
Итог проекта:
- Открытие групповой выставки «Умелые руки!»;
- оформление альбомов «Ижевск – столица Удмуртии!», «Города и села Удмуртии»;
- фотовыставка «Природные просторы!»;
«Мой родной поселок Кизнер»
Цель: систематизация знаний детей о родном поселке.
Задачи:
- пополнить знания детей о родном поселке
- пробудить в детях чувство любви к своему поселку, краю, уважение к его традициям и обычаям
- воспитывать уважение к культуре других народов
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Итог: оформление фотоальбома «Мой родной поселок Кизнер» и проведения совместного туристического похода «Родной свой край люби и знай»
«Герб моей семьи»
Цель проекта:
дать представление о государственной символике Удмуртской республики,
об истории гербов и флагов России и познакомить с гербом Кизнера.
Результат: создание эмблемы группы «Шундыпиос», рисование гербов семьи.
«Деревенька моя Берендеевка»
В течение последних 3 лет в нашем детском саду осуществляется проект по благоустройству и озеленению территории детского сада «Деревенька моя Берендеевка». Наша группа является его активным участником. Свой участок мы оформили в виде деревенского дворика. С помощью родителей пополняются и обновляются постройки, цветники, мини-огород, за которыми с удовольствием ухаживают дети.
«В гости к Нюлэскузё»
Цель: знакомство с природой родного края
Мы с детьми любим осуществлять небольшие вылазки за пределы детского сада, благо прямо за ним начинается лес, где растут сосны и ели, покрытые мхом. Когда мы в первый раз сюда пришли с детьми, у всех была одна реакция: «В сказку попали!». Вот такая сказка существует рядом с нашей «Сказкой»
В результате мы собрали альбом «Деревья нашего края» и организовали фотовыставку по мотивам наших приключений.
«Мифы и легенды удмуртского народа»
Цель: знакомство с мифами, легендами, сказками удмуртского народа.
В результате: оформление группы с использование персонажей удмуртских мифов. В нашей группе «поселились» Вукузё, Нюлэскузё. Инмар, Лопшо Педунь, Обыда.
«Куклы наших бабушек»
Цель: знакомство с удмуртскими обычаями, традициями, народными игрушками.
Итог: выставка кукол, создание альбома «Удмуртская национальная кукла».
Активную роль в этом проекте сыграли родители. Кто-то сам изготовил игрушки из различных материалов, кто-то порылся на чердаках и пожертвовал кукол из своего детства.
«Мини-музей»
Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка, большое внимание уделяем созданию в группе национального колорита: мини-музей «Удмуртская изба» - где дети знакомятся с бытом удмуртов, узнают о его устройстве, об особенностях удмуртского характера, традиций, оформлен патриотический уголок с национальной символикой, в уголках детей встречают герои удмуртских мифов, сказочные персонажи.
Но конечно самой действенной, эмоциональной, любимой и родителями и детьми формой работы являются наши совместные туристические походы. В любое время года наши родители готовы отправиться с нами в увлекательные путешествия по красивейшим местам в окрестностях Кизнера. Зимой это катания с Лакинских гор, летом – прогулки вдоль реки Тыжма, осенью –экскурсии в осенний лес. При этом маршруты походов лежат по улицам, где живут дети, чем не повод еще раз запомнить названия улиц, вспомнить историю поселка, дать детям возможность рассказать о своем доме. Сколько положительных эмоций доставляют эти совместные походы и детям и родителям.
В конце осени-начале зимы, когда закончены все полевые работы, и можно было с чистой совестью отдохнуть, у удмуртов было принято ходить друг к другу в гости, устраивать посиделки. Вот и мы пригласили к себе гостей на праздник «Пукон корка», чтобы показать, чему же мы научились за все это время.
Повторный опрос среди родителей также показал, что 100% родителей положительно относятся к тому, что их ребёнок посещает удмуртскую группу.
Родители отмечали, что у детей вызывает положительные эмоции слушание и исполнение песен на удмуртском языке, дети стали специально просматривать передачи на удмуртском языке, привлекая и самих родителей, большой интерес вызывает сам удмуртский язык, дети стараются чаще использовать удмуртские слова в своей речи, рассказывают стихи, потешки, считалки.
Некоторые родители отмечают, что у детей возрос интерес к другим культурам и национальностям, дети любят рассматривать географические карты, национальные костюмы разных народов, интересуются, на каких языках они говорят, пытаются подражать танцам.
Родители, владеющие удмуртским языком, стали чаще общаться дома на родном языке.
Некоторые родители сказали, что и сами хотели бы выучить удмуртский язык, хотя бы на уровне понимания.
Подводя итоги нашей работы, можно с уверенностью сказать, что мы смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордость, что они живут в таком прекрасном уголке нашей необъятной Родины, как Удмуртия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»
В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....