Проект "Народы России"
проект (подготовительная группа) по теме
Разработанный совместно с воспитателем Рындиной Л.В. и родителями подготовительнрой к школе группы проект охватывает все образовательные области, реализуемые в детском саду. Очень познавательный материал полезен педагогам, специалистам детского сада, родителям воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_proekt.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№1
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников
Проект на тему
«Народы России»
Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…).
Проект: творческий, комплексный, познавательный
Продолжительность проекта: 6 месяцев
Период выполнения: с 08.10.12. по 28.03.13.
2012-2013гг
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд:
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рождения, другой – оленевод,
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина – Россия у нас у всех одна!
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными..
Цель проекта:
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
- развивать интерес к страноведческим знаниям;
Актуальность проекта:
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- способствовать формирование у детей интереса к народам России;
- познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур;
- познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную
связь окружающего мира с жизнью человека;
- познакомить детей с традиционными народными подвижными играми, фольклором, сказками;
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических
мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную
помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
Авторы проекта:
- семья Хомутинниковой Жени, - семья Куляшова Сережи,
- семья Комарова Васи, - семья Беляевой Лизы,
- семья Чухаревой Насти, - семья Афризонова Айдара,
- семья Терехиной Даши, - семья Нефедова Андрея,
- семья Тимашковой Саши, - семья Попова Саши,
- семья Березина Сережи, – семья Шабутдинова Эмиля.
Инструктор по физическому воспитанию – Мальцева Юлия Александровна,
Музыкальный руководитель – Коновалова Ирина Николаевна,
Педагог-психолог – Хомутинникова Светлана Михайловна,
Учитель-логопед – Козлова Ирина Николаевна.
Руководитель проекта: Рындина Лариса Викторовна, воспитатель подготовительной к школе группы МКДОУ детский сад 1.
В создании проекта участвовало 28 человек, семнадцать взрослых и одиннадцать детей
Механизм реализации проекта
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Информационно-накопительный: (3 недели - с 8 октября по 29 октября 2012года): | - Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта. -Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России; - Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину. - Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике. - Обращение к специалистам |
Организационно-практический (11 недель – с 30 октября по 17 января 2013 года): | - Чтение методической и художественной литературы. - Рассматривание иллюстраций, фотографий. - Проведение цикла тематических занятий. - Разучивание песен, стихов о Родине, России. - экскурсия в центральную детскую библиотеку. Мероприятие «Народы России». - экскурсия в музей медицины «Население нашего края»; - экскурсия в краеведческий музей «Быт крестьянской семьи»; - развлечение в ДОУ «День народного единства» с приглашением представителей народов Урала (татары, башкиры, марийцы); - спортивное развлечение «Игры народов России». - творческие работы семей по теме: «Народы России» |
Презентационно – завершающий (6 неделя – 18 января по 28 февраля 2013 года): | - Выставка продуктов детской деятельности. - подбор пословиц, поговорок, загадок о Родине, России, крае; - занятие «Мой дом – Россия!»; - подборка «Энциклопедические данные о народах России»; - подборка « Игры народов России»; - подборка «Сказки народов России»; - подборка «Методические разработки»; - подборка «Иллюстративный материал»; - творческие работы, презентации сделанные семьями детей; - презентация проекта «Народы России». |
Контрольно-рефлексивный (4 недели - 1марта – 28 марта 2013 года) | Необходимые условия реализации проекта: - интерес детей и родителей; - методические разработки, - интеграция со специалистами детского сада. |
Формы организации деятельности по проекту: «Народы России»
I. Непосредственная образовательная деятельность
Образовательная область | Задачи и формы | Интеграция образовательных областей |
Познание (Формирование целостной картины мира) -способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей; -расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека), выходящих за пределы непосредственного восприятия; -закреплять и углублять социальные представления, -упорядочивать и систематизировать накопленные сведения о мире | 1.«Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн» Цель: -Рассматривание карты Российской Федерации; - Способствовать формированию у детей интереса к родной истории; -Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой. - Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну. -Воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, чувство гордости за людей живущих в России 2. Рассказ воспитателя «Страна, в которой мы живем. Природа России» Цель: -Закрепить знания детей о названии страны, ее природе. -Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. -Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. -Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. -Активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России. -Продолжать развивать у детей умение самостоятельно организовывать игру народов России. - Формировать связную, диалогическую речь. 3.Беседа «Мой дом – Россия!» Цель: -Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия). -Учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая. -Словарь: Русь, Россия, Отечество, Родина, Российская держава, россияне. - Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее. -Развитие мышления, внимания; -Развитие физических качеств: быстроты, ловкости; -Продолжать формировать у детей интереса и любви к народам России; -Совершенствовать исполнительские навыки у детей при прочтении стихотворений (интонация, жесты, мимика); -Закрепление практического навыка выразительного исполнения песни; | -Социализация -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Музыка; -Художественное творчество -Социализация, - Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Здоровье, - Музыка, - Социализация, - Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Музыка, -Художественное творчество |
Коммуникация - задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки; - проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы; - развивать восприимчивость к сочинению небольших стихотворений, -сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности. | 1.Составление рассказов по картинам: - «Ярмарка. Русские», - «Охота с ловчими птицами. Башкиры», - «Пчеловодство. Марийцы». Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений. Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам. 2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России. Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений. Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа, - формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать. - развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности 3. Составление рассказов по пословицам: - «Родина краше солнца, дороже золота». -«Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел». -«На чужбине и собака тоскует». -«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша». -«Смело иди в бой, Родина за тобой». Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему. Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц. 4.Творческое рассказывание: «Мой дом - Россия». Чтение стихов о Родине, России, гербе. Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей. Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов. | -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Безопасность, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество, -Музыка; |
Художественное творчество: -формировать представление о России как о многонациональном государстве; -воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; -приобщать к истокам народной культуры; -формировать представления о населении разных стран, их особенностях, о национальных костюмах. | Рисование: 1. Рисование русского народного женского костюма (женщины и девочки). Программное содержание: -В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. -Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, -Формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом. 2. Рисование «Татарский головной убор и жилет» Программное содержание: -продолжать воспитывать в детях чувство доброты, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину; -совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор татарского народа; -закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений 3. Рисование «Дружный хоровод» Программное содержание: -Воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие, уважение к народам России; -Формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России; -Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. 4.Организация фотовыставки: «Я – живу в России!» Программное содержание: -познакомить детей с традиционными народными костюмами, узорами. -воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину. -способствовать формирование у детей интереса к народам России. -познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур. | -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество, -Музыка; |
Лепка: Изготовление флага Российской Федерации (пластилин, картон) Цель: -воспитывать у детей любовь и уважение к современной государственной символике России; -развивать фантазию и воображение; -продолжать учить задумывать содержание своей работы; -доводить замысел до конца; -создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию. | -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество, -Музыка; | |
Чтение художественной литературы - стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного; - продолжать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением); - развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни. | Аппликация: 1. «Сапожки для башкирской девушки» Цель: -Воспитывать у детей интерес народу Башкирии; -Уточнить знания о одежде и обуви башкир; -Развивать воображение; фантазию, развивать речь детей. -Воспитывать навык аккуратного наклеивания. 2. Изготовление открыток «Поздравление с Днем народного единства» Цель: -Воспитывать у детей уважение и внимательное отношение к нашим народам Урала; -Воспитывать доброту, умение дружить, -Продолжать учить детей вырезыванию по контуру. -Развивать навыки работы с ножницами. -Развивать чувство композиции. -Научить изготавливать открытку. 1. Чтение: Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по его содержанию. Программное содержание: - расширить и обобщить знания детей с некоторыми особенностями разных народных культур. - познакомить детей с разнообразными природно– климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека. 2. Чтение Сказки народов России: «Самое дорогое» - русская народная сказка; Программное содержание: -расширить и закрепить знания детей с некоторыми особенностями русской народной культуры, - вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх. 3. Чтение Сказки народов России: «Матти – весельчак» - карельская сказка Программное содержание: - побеседовать с детьми о природе Карелии; - на примере карел дать представление об особенностях традиционной культуры народов Северо-Запада России; - объяснить связь некоторых наиболее известных географических названий Северо-Запада с древним финноязычным населением края. 4. Чтение Сказки народов России: «Перя-богатырь» - Коми; Программное содержание: - на примере народа коми представить традиционную культуру «людей леса», их повседневные занятия, обычаи и представления, связанные с природой таежного Приуралья; - познакомить детей с традиционными правилами поведения в лесу, выработанными охотничьей практикой коми; - обсудить с детьми образ «лесного человека» (лешего), о котором у коми сложено множество быличек и сказок, подчеркнув его роль хранителя леса, защитника и покровителя птиц и зверей. 5. Чтение Сказки народов России: «Как я пчел караулил» - марийская сказка; Программное содержание: - на примере марийцев познакомить детей с одним из древнейших лесных промыслов – добыванием меда диких пчел (бортничеством); - объяснить детям отличие бортничества от пасечного пчеловодства. 6. Чтение Сказки народов России: «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка Программное содержание: - познакомить детей с природной зоной степей; - на примере восточных башкир представить традиционное хозяйство степных скотоводов – кочевников; - рассказать об охоте с ловчими птицами. 7. Чтение Сказки народов России: «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка; Программное содержание: - представить горы как особую природную зону; - показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов Дагестана; - рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов. 8. Чтение Сказки народов России: «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи; Программное содержание: - представить природную зону тундры; - познакомить детей с одним из древних видов занятий коренного населения Заполярья – транспортным собаководством. 9. Чтение Сказки народов России: «Девушка - хвощина» - якутская сказка Программное содержание: - познакомить детей с историей и обычаями наиболее многочисленного народа Сибири – якутами; - рассказать о традиционном празднике якутского народа, посвященном светлым богам плодородия (кумысном празднике Ысыах). 10. Чтение Сказки народов России: «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка; Программное содержание: - продолжить знакомство детей с природной зоной тайги, таежной флорой и фауной, подчеркнуть тесную связь окружающей природы с жизнью человека; - на примере эвенков раскрыть наиболее типичные черты древней культуры таежных охотников: кочевой образ жизни, переносное разборное жилище, одежда из шкур животных, преимущественно мясная пища (результат промысла). 11. Чтение Сказки народов России: «Айога» - нанайская сказка. Программное содержание: - познакомить детей с природой Дальнего Востока; - на примере нанайцев представить особенности культуры оседлых рыболовов и охотников; - рассказать о традиционных женских занятиях нанайцев, обратив внимание детей на мастерство выделки рыбьей кожи. 12. Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой» Цель: -закрепление знаний о сказках народов России; -обогащение и активизация словарного запаса детей; -воспитание интереса и уважения к многонациональной культуре России. | -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество, -Музыка; -Социализация, -Познание, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Музыка; |
Физическая культура - поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей; - побуждать к самостоятельной двигательной активности; -создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки. | Спортивное развлечение «Игры народов России» Цель: - воспитывать уверенность в собственных силах; - развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу; - помочь закрепить у детей знания и правила пожарной безопасности. - воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных национальностей, желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов; - совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений. | -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество, -Музыка; |
II. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика Пальчиковая гимнастика | «Дружные ребята» Дружат в нашей группе девочки и мальчики Мы с тобой подружимся маленькие пальчики Раз, два, три, четыре, пять Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать. «В гости» В гости к пальчику большому приходили к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик – малышок Постучался на порог. Вместе пальчики – друзья Друг без друга им нельзя. «Вся моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Это вся моя семья. «Человечки», «Прогулка», «В домике» Литература: «Физкульт-минутки для пальцевой моторики» Т.А.Ткаченко, «Играем пальчиками и развиваем речь» автор В.В. Цвынтарный | -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество, -Музыка; |
Беседы - развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности, - с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, - описывает явления окружающего мира |
3. «Страна, в которой мы живем» 4. «Москва – столица России» Программное содержание: -Дать короткое объяснение о том, как понимают дети семья, Родина, Россия. -вызвать желание больше узнать о России. -дать ребятам знания столице нашей Родины - о Москве, - познакомить со стихотворением А. Барто «О Москве» Деревья в три обхвата, дремучие леса. Среди лесов когда – то город поднялся. Здесь шли тропинки узкие, овраги и поля, Но все дороги русские сходились у Кремля. Река светилась пламенем – пожар здесь бушевал, Но город белокаменный из пламени вставал. Стоял велик и чуден московский древний град. Он дорог русским людям, он славою богат. - познакомить со стихотворением Н. Злобилн «Наша Родина» Как велика моя земля, как широки просторы! Озера, реки и поля, леса, и степь, и горы. Раскинулась моя страна от севера до юга: Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга. Когда глухая ночь у нас чернеет за оконцем, Дальневосточный край в тот час уже разбужен солнцем. И поезд по стране моей к границе от границы Не меньше чем за десять дней – и то едва домчится… | -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество, -Музыка; |
Экскурсии | 1.Экскурсия в центральную детскую библиотеку. Мероприятие «Народы России». 2.Экскурсия в музей медицины «Население нашего края»; 3.Экскурсия в краеведческий музей «Быт крестьянской семьи»; Цель экскурсии: формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране. Задачи: Воспитательные: Устойчивые знания о народах России, обогащение эмоционально-чувственного опыта у детей в, экскурсий о народе России. Образовательные: Создавать условия, способствующие появлению у детей самостоятельной познавательной активности. Развивающие: Устойчивый интерес к познанию о народах живущих в разных природно – климатических зонах России, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека | -Познание, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Социализация |
Просмотр диафильмов | 1. «Самое дорогое» - русская народная сказка. 2. «Матти – весельчак» - карельская сказка. 3. «Айога» - нанайская сказка. 4. «Как собака друга искала»- народы севера. 5. «Кит и олень» - чукчи. 6. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка. 7. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка. После просмотра с детьми проходят беседы групповые и индивидуальные | -Познание, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Социализация |
Решение проблем «Минутка общения» | «Если ты один во всей России», «Если на Россию напали враги», «Если встретились русский, татарин, башкир» Цель: формировать логическое мышление у детей правильно и быстро понимать, что мы все жители одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России. | -Познание, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Социализация |
Развлечения | 1.Развлечение «Город мастеров» с приглашением творческих коллективов (татар, башкир, марийцев). Программное содержание: -создание условий для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа; -воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания; -формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций; -обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора. 2.Спортивное развлечение «Игры народов России» Программное содержание: -обучение народным подвижным играм и совместным действиям. -развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр. -закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр. -воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений. -использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. | -Безопасность, -Познание, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы -Здоровье |
Театрализованные игры | 1. “Путаница перепутаница, небывальщина да неслыхальщина” Программное содержание: - развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. -совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации. - расширять представления детей о противопожарной безопасности. - продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей. -закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию. - совершенствовать интонационную выразительность речи. - стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. - развивать память, мышление, творческое воображение, восприятие, внимание детей. - поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образа. 2. Драматизация сказки народов Севера «Как собака друга искала» Программное содержание: - углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, - способствовать формированию навыков правильного обращения с ним, - научить детей выразительно передавать образы героев сказки. | -Чтение -художественной литературы, -Безопасность, -Коммуникации, -Социализация -Музыка |
III. Самостоятельная деятельность детей
Игры | Дидактические: «Раньше и теперь» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. «Назови слова характеризующие хорошего человека» Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный…) «Что нужно мастерам?» Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов по тематике. «Диалоги по телефону» Игровая задача: научить детей правильно набирать нужный номер по телефону и вежливо, грамотно разговаривать и отвечать на вопросы. «Закончи предложение «Моя страна …»» Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку. «Моя родина - Росси» Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова. «Можно - нельзя» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. «Добавь слово» Игровая задача: формировать умение детей подбирать рифму, активизировать словарь. «Что путешественник по России возьмет с собой» Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости. Сюжетно-ролевые: “Веселое путешествие по Уралу ” Цель: - воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам. -закреплять и углублять интерес детей к разным народам Урала, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители. -формировать умение обдумывать и обсуждать план игры. - помочь детям осмысливать правила поведения. -Развивать творческое воображение. “Дом моды” Цель: -закреплять знания детей об одежде работников разных национальностей ( татар, башкир, марийцев, народов Севера) Одежда есть женская, мужская, она шьется из разных материалов (шкур животных, меха, бусинок, монеток и др.) -расширять сведения о профессии художника-модельера, дизайнера, портного, швеи. Переносить полученные знания о народах России в сюжетно-ролевые игры. -развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение. Активизация словаря: брюки, жилет, платье, халат, пояс с украшениями, сапоги с ушками, фартук, головной убор: кокошник, платок и др. “В гости к жителям гор - дагестанцам ” Цели: -создавать условия и поощрять социальное творчество; -формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив; -Расширять представления детей о России, страна большая, богатая; -Рассказать детям, что Россия – страна многонациональная, -Воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей; -Развивать речь детей. | -Безопасность, -Труд, -Познание, -Коммуникация, -Социализация |
Изобразительная деятельность | Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику «Наряды народов России») | -Познание, -Социализация, -Труд, -Художественное творчество |
Продуктивная деятельность | Самостоятельная продуктивная деятельность с - художественным материалом: (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.), - конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т.д.) | -Познание, -Социализация, -Художественное творчество |
Чтение художественной литературы | Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по тематике, рассматривание книг) | -Познание, -Коммуникация, -Социализация |
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать; вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач; экспериментирование.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о народах России, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в нахождении новой, дополнительной информации;
беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Итог реализации проекта:
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Экскурсии в краеведческий музей и музей медицины обобщили и углубили знания детей о родной стране – вызвав чувство гордости за свою Россию. Знакомство с экспозицией «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки, заклички), песнями и танцами. Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, рисование национальных узоров, национальных костюмов, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Новизна проекта
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких образовательных областей, как музыка, здоровье, социализация, познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в старших возрастных группах детского сада, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, России; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».
Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...
Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия, – что может быть сердцу милей?»
Итоговое мереприятие по теме недели "12 июня. День России!"...
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....
Методическая разработка. Конспект НОД в старшей группе Тема: «День России» Тип занятия: развлечение Вид занятия: познавательное Посвященный Дню России. 12 – День России
Конспект НОД в старшей группе. Тема: "День России"....
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".
1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...