Консультация "Воспиьтание любви к Родине через наблюдения и экскурсии в природу и социальное окружение"
консультация (средняя группа) по теме

Мельцаева Надежда федоровна

Мы все согласимся с доводом о том, что в том, что нас окружает, с детства заключена какая-то притягательная сила.   Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно с гордостью рассказывает о красоте, о богатстве родного края. В этом кроется глубокая привязанность и любовь ко всему, что с родных лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активная позиция в этом вопросе принадлежит педагогам. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому мы должны делать правильный выбор объектов, о которых следует рассказывать детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Воспитание любви к Родине через наблюдения и экскурсии в природу и социальное окружение»

        

Автор: Мельцаева Надежда         Федоровна

воспитатель подготовительной

группы №5

      МБДОУ №8 с.Новое

      Суздальского района

      Владимирской области

Мы все согласимся с доводом о том, что в том, что нас окружает, с детства заключена какая-то притягательная сила. Что даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно с гордостью рассказывает о красоте, о богатстве родного края. В этом кроется глубокая привязанность и любовь ко всему, что с родных лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активная позиция в этом вопросе принадлежит педагогам. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому мы должны делать правильный выбор объектов, о которых следует рассказывать детям. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, социальные и экономические особенности края.

     Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства. Поэтому перед нами, педагогами, ставятся следующие задачи:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать особенности своего края, о природном разнообразии страны;

- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений и при необходимости восстанавливать.

     Следовательно, знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор, мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

Знакомя дошкольников с природой, мы должны учитывать возрастные особенности детей и организовать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.

Младшая группа

Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычные явления (первый снег, бегущий ручей, нераспустившийся бутон). Его вопросы – первые ростки радостные чувства познания природы, интереса к ней (пример высказываний детей). С детьми трех лет уже проводят целевые прогулки. Они кратковременны – это прогулка по территории детского сада, наблюдения за какими-либо конкретными объектами – растениями, животными. Например, серия наблюдений за елочками, или цветущими растениями в цветнике, или наблюдение за особенностями погоды – «Выглянуло солнышко! Как стало весело!» Или «Сосульки заплакали – им не хочется таять». Малыши с удовольствием наблюдают, как взрослые трудятся в природе: перекапывают грядки, сажают растения, ухаживают за ними, собирают урожай «Посмотрите, сколько кабачков выросло на грядке!» или «Какая красивая морковка выросла!». Малыши уже знают, что можно и нужно делать, а как поступать нельзя: растения нужно поливать, птичек надо кормить.

Целевые прогулки сопровождаются играми: побегаем по шуршащим листочкам; соберем шишки – сделаем человечков.

Средняя группа

В средней группе мы продолжаем развивать у детей интерес и любовь к природе, её красоте, приучаем заботиться о животных, ухаживать за растениями.

Так регулярно планируем экскурсии в парк в разные времена года с целью наблюдения за растительным миром (деревьями, кустарниками, цветами), целевые прогулки на водоём (пруд) для наблюдения за его состоянием. Кстати, показать детям, как нельзя относиться к природе, тоже очень важно показать во время данных экскурсий.

Обязательно необходимо планировать экскурсии на ферму, свинарник с целью наблюдения за трудом взрослых в сельской местности (эти экскурсии я провожу в летнее время при благоприятных погодных условиях). Дети воспринимают с восторгом животных, хотят их погладить. Естественно, у них формируется представление о ближайшем окружении и особенностях родного края.

Чтобы восприятие объекта наблюдения было ещё ярче, впечатлительнее, я использую несложные произведения русских  и советских авторов, например: цикл стихов Е.Серовой «Цветы», стихи И. Токмаковой «Весна», «Ели» и др.

В целом жизнь детей в детском саду дает очень много примеров, анализ которых способствует воспитанию активного положительного отношения к природе, желание беречь её. Например, не полили растения – листья поникли; оторвали бутон – теперь растение не будет цвести; почему синички сидят на веточках, смотрят на нас? – Они ждут, когда мы их покормим (зимой). А сколько бесед возникает относительно насекомых! Бережного к ним отношения!  - Конечно, это упорный каждодневный труд педагога, который вскоре, в будущем, обязательно даст плоды.  

Старшая группа

В старшей группе продолжаем развивать у детей любовь к природе, формировать умение выражать чувство в делах, воспитывать отрицательное отношение к бессмысленному уничтожению живой природы, понимание недопустимости жестокого обращения с животными.

Основными методами являются методы непосредственного общения с природой: наблюдения, прогулки, экскурсии. Здесь мы приучаем детей к тому, что нельзя рвать растения, топтать их, составлять из них большие букеты и почему. В старшей группе мы должны показывать детям больше картин, репродукций, изображающих пейзаж: И.Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода»; Юон «Русская зима», «Мартовское утро»; Шишкин «Зима».

Читаем больше литературных произведений с последующим обсуждением. Для бесед я использовала заметки, очерки из местных газет («Суздальская новь», «Призыв»).

Подготовительная группа

У детей подготовительной группы возрастает интерес к природе родного края. Мы, педагоги, должны изыскать возможность продемонстрировать детям экологические возможности таких природных зон как луг, поле, лес, пригорок, больше знакомить с трудом человека в природе. В данной работе нам не обойтись без тесной связи с родителями. Так мы рекомендуем родителям провести воскресные прогулки, например, в лес, собрать природный материал (шишки, желуди). Итоги размещаем в различной форме: в виде альбомов, стендов, книг.

Воспитатель может применить и известный метод «Рассказ воспитателя о детях». Например, «Как Алина с бабушкой собирала ягоды в лесу» или «Рассказ о том, как Максим с мамой и папой ходили в поход к церкви Покрова-на-Нерли».

В подготовительной группе объекты наблюдений и экскурсий расширяются. Мы посещаем ферму, телятник, свинарник, совершаем регулярные экскурсии в парк, к водоемам, к разливу, на луг, в поле, по улицам нашего села. Наблюдаем за трудом взрослых в природе и обязательно привлекаем детей к посильному труду в природе. Организуем выставку «Природа и фантазия». С большим удовольствием дети изготавливают забавные поделки из природного материала. Практикуем сочинение детьми историй и сказок с последующим оформлением в альбомах, книгах. Кроме того рекомендуем родителям посетить музей «Родная природа» в г. Владимире.

В общем, раздел Родная природа требует тесного контакта с родителями. Так многие семьи отдыхают на природе, и ребенок естественно включается в природную среду. Чтобы родители реально оценили роль семьи в вопросе воспитания ребенка через любовь к природе, необходимо спланировать систему мероприятий: например, консультации «Приучаем ребенка любить и охранять природу», выставка поделок «Природа и фантазия», родительское собрание «Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка». Целесообразно использовать домашние задания.

В своей работе применяю «Панораму добрых дел», где любое доброе проявление ребенка в отношении природы, или близких людей, друзей поощряется и приветствуется.

Такая система целенаправленной работы по воспитанию в детях дошкольного возраста любви к природе родного края и интереса к социальному окружению способствует формированию любви к Родине, желанию беречь и приумножать её богатства.

Литература

1. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

3. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.

4. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

5. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.

6. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. - М., 2008.

7. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"

Нравственно-патриотическое воспитание стало одной из главных задач МДОУ...

Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Консультация для воспитателей "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром....

"Воспитание любви к Родине через природу родного края"

Консультация направлена на то, чтобы привлечь детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, способствует активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, мил...

Консультация Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края.

Консультация «Воспитание любви к Родине через природу родного края»С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей ж...

Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине через наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста

laquo;Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.Целью духовн...